Конспект урока по окружающему миру 2 класс Виноградова Н.Ф.

Конспект урока по окружающему миру «Луна – спутник Земли» Виноградова Н.Ф. 2 класс
Выполнила: Матюшова Нина Егоровна
учитель начальных классов
МКОУ СОШ п.Юбилейный
Котельничского района Кировской области

Программа: Начальная школа XXI века, автор учебника Н.Ф.Виноградова
Вид урока: урок окружающего мира
Тип урока: комбинированный
Тема: Луна – спутник Земли
Цель: познакомить с понятием «Луна – спутник Земли»; сформировать умение отличать Луну от других небесных тел; воспитать интерес к предмету, к планетам.
Планируемые результаты: учащиеся раскроют понятие «Луна – спутник Земли»; познакомятся с размерами, особенностями поверхности Луны; научатся отличать Луну от других небесных тел.
Оборудование: слова на карточках, рисунки


Ход урока
Этапы урока
Деятельность
учителя /учащихся
Примечание

1. Актуали-
зация
знаний +
повторение изученного материала
У: Здравствуйте, сейчас у нас урок окружающего мира.
У: А начнем мы наш урок с повторения ранее изученного материала, для этого выполним задание на слайде. Прочитайте данные высказывания и определите, которые из них верные, которые нет. Измените их.
1. Голубые и белые звезды – самые горячие. 2. Желтые звезды – холодные звезды. 3. Солнце– это одна из планет Солнечной системы. 4. Земля – звезда, раскаленный газовый шар. 5. Сатурн имеет кольца. 6. Специалистов, изучающих астрономию, называют космонавтами. 7. Земля вращается вокруг Солнца. 8. Уран – шестая планета Солнечной системы. 9. Юпитер – самая маленькая планета. 10. В Солнечную систему входит восемь планет.
Дети выполняют задание
У: Молодцы! Справились, а сейчас выполним задание на карточках в парах. Сначала вспомним правила работы в парах. Дети проговаривают правила и выполняют задание №1 на карточках. Проверка.
У: Верно. Все справились. Итак, мы с вами повторили ранее изученный материал, а сейчас перейдем к формулированию темы и цели урока.




Методы обучения: словесные (объяснение)
Методические приемы: организ-е (индивид-я, фронтальная работа); технические (карточки); логические (обобщение)















2. Формули-
рование
темы и цели урока
Ученик выходит к доске и рассказывает стихотворение про Луну
У: Итак, назовите тему нашего урока?
Дети отвечают
У: Верно, ребята. Тема нашего сегодняшнего урока: «Луна-спутник Земли». Цель нашего урока?
Д: Цель нашего урока: познакомиться со сведениями о Луне, сформировать представление о ней
У: Итак, тема известна, цель поставлена, приступаем к работе
Методы обучения: словесные (рассказ)
Методические приемы: организ-е (индивид-я работа)


3. Изучение нового материала

















У: С давних времён Луна привлекала взгляд человека. Люди пытались объяснить многие явления, связанные с Луной. Они обожествляли Луну так же, как и Солнце. Давайте вспомним, что говорят о Луне (или Месяце) стихи и сказки.  Послушайте отрывок из «Сказки о мёртвой царевне» А.С.Пушкина. Выходит ученик и рассказывает: Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный рожок! Ты встаёшь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий, И, обычай твой любя, Звёзды смотрят на тебя. У: Как поэт описывает Месяц? Почему?
У: Спасибо, ребята. А сейчас мы послушаем интересные факты о Луне. Ученики по очереди выходят к доске и рассказывают.
Если на Луне тебе захотелось немножко попрыгать, учти, что ты подпрыгнешь в шесть раз выше, чем на Земле, и падать будешь гораздо медленнее. А все почему? Потому, что сила тяжести на Луне в шесть раз меньше, чем на Земле.
Будешь прогуливаться на Луне – смотри под ноги. Вся поверхность Луны усеяна камнями, которые падают из космоса.
Не забудь взять часы с календарем, а то совсем запутаешься в днях. На Луне один день длится две наших недели, а потом на две недели наступает ночь.
Зонтик тебе не пригодится: дождей на Луне не бывает. Да что там дождей – там вообще нет воды. Нет облаков, нет туманов, нет радуги. Правда, дожди там все-таки бывают – метеоритные, каменные.
Если полетишь на Луну вместе с друзьями, не забудь, что разговаривать вы сможете только при помощи радиопередатчиков. Звуков на Луне нет, там даже метеориты падают бесшумно. Это из-за того, что на Луне нет атмосферы.
Подумай, как ты будешь дышать? Ведь на Луне нет воздуха.
У: Спасибо. Продолжаем нашу работу. Посмотрите на доску
Ребята, перед вами наша планета Земля и Луна. Что вы можете о них сказать?
- Каковы размеры Луны по сравнению с размерами Земли?
Луна, оказывается, в 4 раза меньше Земли.
 -Каково расстояние от Земли до Луны?
Расстояние до луны примерно 400 тысяч км. Это самое близкое к Земле космическое тело.
Идет беседа с детьми. В дополнение к этому материалу ученик выходит к доске и рассказывает найденную информацию.
Если бы это было возможно, человек смог дойти до Луны за 40 лет. Автомобиль добрался бы за полгода. Ракета достигнет Луны примерно за трое суток полёта.
У: Спасибо. А сейчас мы выполним задание №2 на карточке. Решение задачи. (Самостоятельно) Ответы
У: Ребята, оказывается, Земля и Луна, они как 2 брата, всегда неразлучны. Луна движется вокруг Земли, а вместе с Землей вокруг Солнца. Поэтому Луну называют спутником Земли.
Давайте чтобы это все лучше представить, сами ненадолго превратимся в Солнце, планету Земля и Луну. Мы с вами попробуем показать движение Земли вокруг Солнца, а Луны вокруг Земли. (Они демонстрируют, как движутся Солнце, Земля и Луна)
У: Вот мы увидели наглядно движение спутника Земли Луны. Молодцы, садитесь.



Методы обучения: словесные (рассказ, беседа); наглядные (демонстрация изображения предметов); практические (распознавание признаков предмета, моделир-е)
Методические приемы: организ-е (индивид-я, фронтальная работа); технические (карточки); логические (сравнение)
































4.Физкульт-минутка



5. Изучение
нового
материала

У: Мы с вами уже много поработали, давайте отдохнем
Если я вам покажу Луну, то вы садитесь, если Землю – наклоняетесь.
Ребята выполняют движения


У: Продолжаем нашу работу. Ребята, посмотрите на доску
У: Что вы видите на изображении? Посмотрите на поверхность Луны и скажите, какая она?
У: Рассмотрите фотографию Луны и послушайте стихотворение Джанни Родари, которое прочитает нам ваш одноклассник  (рассказывает один ученик). Подумайте, что назвали лунными морями.
(Учащиеся высказывают предположения: Скорее всего, это горы и впадины на поверхности Луны.)
У: Давайте найдем ответ на этот вопрос в наших учебниках на стр.14. (читает один ученик)
У: Что говорится о поверхности Луны в учебнике? Дети отвечают.
У: Значит, то такое лунные моря? Назовите их. (Море Спокойствия, Море Дождей, океан Бурь).
У: Что такое кратеры? (Кратеры – это горы, впадины, образованные вследствие падения метеоритов камней упавших из космоса).
У: Молодцы! Сейчас для закрепления выполним задание №3 на карточке
Дети выполняют задание. Устно проверка.








Методы обучения: словесные (рассказ, беседа); наглядные (демонстрация изображения предметов); практические (распознавание признаков предмета)
Методические приемы: организ-е (индивид-я, фронтальная работа); технические (карточки); логические (сравнение)



6. Домашнее
задание
У: наш урок подходит к концу, а домашним заданием будет составить сказку про Землю и Луну, прочитать в учебнике стр. 14-16 текст и ответить на вопросы
Ученики записывают домашнее задание в тетради


Домашнее задание записано на доске.


7. Рефлексия
У: Ребята, что же нового мы узнали на уроке?
У: Чему мы научились?
У: Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке.
У: Спасибо всем за работу, урок окончен






Оценивают свою работу с помощью смайликов


Используемая литература:
1. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир: Учеб. для 2 кл. четырехлетней начальной школы, 2-е изд., с уточн. – М.: Вентана-Графф, 2011. – 160 с.: ил.
2. Примерные программы по учеб. предметам. Начальная школа. В 2 ч.4.1. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 400 с.
Карточка

Вставьте пропущенные слова:
«Что я знаю о Солнечной системе?»
Солнце – ближайшая к Земле . Солнце имеет форму .  Солнце – глава большой Солнечной . Солнечная система объединяет и другие небесные , которые вращаются вокруг .
В Солнечную входят планет: Меркурий, Венера, Земля, , , , Уран, . К планетам земной группы относят: Меркурий, , , Марс. А к планетам – гигантам: Юпитер, Сатурн, , .

Решите задачу:
Ученик 2 класса отправился на Луну, когда ему исполнилось 9 лет. Сколько будет ему лет, когда он вернется на Землю? Зная, что человек смог дойти до Луны за 40 лет.
Ответ:

Прочитайте и ответьте на вопросы:
Поверхность Луны каменистая и очень неровная. Горы чередуются с равнинами, покрытыми пылью. На Луне много впадин, которые образовались от ударов метеоритов об ее поверхность.
Согласны ли вы с данным текстом? Почему?














13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615




15