Технологическая карта занятия кружка «Занимательная грамматика»

Занятие кружка «Занимательная грамматика»
Технологическая карта
Класс


Предмет
Русский язык

Ф.И.О. учителя
Драчкова Татьяна Васильевна

Тема
Расскажи о фразеологизме

Тип
Урок общеметодологической направленности

Формы работы
фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Цели по содержанию урока
Образовательные:
-обобщить знания по теме «Фразеологизмы»;
- обучать ребят самостоятельному приобретению новых знаний
Воспитательные:
- стимулировать обучающихся на совместное творчество через работу в команде, воспитывать ответственность за выполненную работу, самокритичность, взаимоподдержку и умение доказывать правильность принятого решения.
-развивать чувство самостоятельности, дисциплинированности, поиска.
-формировать ключевые понятия: (дружба, взаимопонимание, взаимовыручка, честность, порядочность)
- развивать познавательный интерес к предмету;
Развивающие:
-развивать у обучающихся критическое мышление; умение сравнивать и анализировать, классифицировать;

Методы и приёмы
словесный, самоконтроль, взаимоконтроль, наглядно-вербальный, диалогический, творческий.

Используемые технологии
обучение в сотрудничестве (групповое обучение), проблемное обучение, игровые технологии, ИКТ технологии, личностно-ориентированное развивающее обучение

Оборудование
Раздаточный материал
Словари фразеологизмов
3.Ватман, фломастеры , журналы для создания проекта
4. Компьютер, мультимедийный проектор


Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

Этап 1. Мотивация (самоопределение) учебной деятельности
Вступительное слово о работе на уроке
Сценка «Ссора»
Поссорились на перемене ребята.
- Я тебе покажу, где раки зимуют!
А второй ему:
- Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!
Тут подбежал к ребятам дежур-ный и давай их расталкивать:
- Вы что кричите на всю Ивановскую?! Были друзья водой не разольёшь, а сегодня как кошка с собакой!
А они на него напустились:
- Все следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами.
А дежурный вдруг как крикнет:
- Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки!
- Какие такие загадки? – удивились ребята и разжали кулаки.
- А вот какие, слушайте. Первая: «Где раки зимуют?» Вторая: «Кто из своей кожи вылезает?» Третья: «На какую Ивановскую кричат?!
Познавательные:
-построение речевого высказывания в устной форме

Коммуникативные:
понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии Регулятивные:
планируют необходимые действия
 - принятие и сохранение учебной задачи.


Этап 2
.Актуализация знаний и фиксирования индивидуального затруднения пробном учебном действии
КВЕСТ 1«Разгадай загадки»
- Как называются эти выражения? А какие ещё фразеологизмы вы услышали в сценке?
-Догадались ли вы, о чём мы сегодня будем говорить?
-Сегодня мы отправимся в путешествие. Путешествие небычное. Знаете ли вы, что такое «Квест»?









Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока.


-Отвечают на вопрос, формулируют цели занятия.






Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе формирования мотивов дости-жения и социального признания.
Коммуникативные:
отвечают на вопросы, форму-лируют собственные мыс- ли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Регулятивные:
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реалии-зации




Этап 3
Закрепление с проговариванием во внешней речи

Кто поможет разгадать загадки
«Где раки зимуют?» «Кто из своей кожи вылезает?» Третья: «На какую Ивановскую кричат?!
Следующие 2 квеста помогут ответит на вопрос: «Откуда берутся фразеологизмы»
КВЕСТ 2 « В зоопарке»
. А кто обитает в этом зоопарке, вы сможете узнать, если дополните следующие фразеологизмы:
- как кошка с
- нем , как.(заяц)
Гнаться за двумя
- Смотрит, как (баран) на новые ворота
Пригрел на груди
- делать из мухи .
КВЕСТ 3 “Угадай профессию”
Стричь под одну гребенку
Сложить оружие
Брать на прицел.
Закидывать удочку
В час по чайной ложке
Играть первую скрипку
Петь с чужого голоса
Открывать Америку
Ждать у моря погоды
Попасть в ловушку
Сгущать краски
Ход конем


Отвечают на вопросы
Ученики рассказывают о происхождении фразеологизмов.



Работа в парах.( Подбирают иллюстрацию-изображение жиотного)







Презентация


Называют профессию, где появился данный фразеологизм.















Личностные:
- формирование мотивов дости-жения целей,
Коммуникативные:
- умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-умение задавать вопросы;
-использование речи для регуляции своего действия.
Регулятивные:
- осуществление пошагового контроля по результату;
-адекватное восприятие оценки учителя;
-различение способа и результата действия.
Познавательные:
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
-поиск разнообразных способов решения задач

Физминутка

Квест 4.«Пантомима»
Я вам буду давать команды с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять
- Встанем, как аршин проглотили.
- Проголосуем обеими руками.
- Согнемся в три погибели.- Попрыгаем, как заяц.
- Дадим задний ход.
- Посмотрим друг другу в глаза.
- Сделаем хорошую мину при плохой игре.
- Побьем друг другу челом. - Разведем руками.
- А теперь - руки в брюки.
- Подержим нос по ветру.
- Намылим друг другу голову
КВЕСТ 5. Найди пару. Составление фразеологизмов
Мчаться.
на всех парусах

только пятки
засверкали

не покладая
рук

до седьмого
пота

Ума
палата

семи пядей
во лбу

Формирование групп.





Выполняют разминку




















Движение детей по классу, составление фразеологизмов, объяснение значения составленных фразеологизмов

.

Этап 4.
Включение изученного в систему знаний

Квест 6 «Узнай меня»
Звучат отрывки из песен, детям нужно определить фразеологизм.
Буря в стакане воды
В одном флаконе
Ни пуха ни пера
Не вешать нос
Печки-лавочки
Ушки на макушку
Сирота казанская
Из грязи в князи

Квест 7 «Портрет фразеологизма»


Работа в группах
-Давайте поработаем в группах. вспомним правила работы в группах.
«Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!»



Работа в группах
«Историки»- выясняют значение, происхождение фразеологизма
«Филологи» – подбирают синонимичные фразеологизмы, антонимы.
«Иллюстраторы» – подбирают иллюстрацию, рисуют фразеологизм
Презентация работ
Личностные:
имеют мотивацию к учебной деятельности Коммуникативные:
-учёт разных мнений и стрем-ление к координации различных позиций в сотрудничестве,
Регулятивные:
- внесение необходимых кор-ректив в действие после его за-вершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные:
- выделение существенной информации,
- структурирование знания.

Этап 5.
Рефлексия учебной деятельности
Что нового вы узнали?
-Какие фразеологизмы запомнили?
-Дома я предлагаю вам самим найти фразеологизмы, в которых встречаются названия животных и нарисовать к ним рисунки.
-А сейчас давайте оценим нашу работу тоже фразеологизмами.


Личностные:
- формирование самоиденти-фикации, адекватной пози-тивной самооценки, самоува-жения и самопринятия,
Регулятивные:
- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.
Познавательные:
- построение речевого высказы-вания в устной и письменной форме,


15