Технологическая карта урока по математике на тему Округление, сложение и вычитание десятичных дробей (5 класс)

Технологическая карта урока
5 класс
Учебник: Математика: учеб. для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.–М.: Мнемозина, 2012 г
Учитель: Белова О. С.
Тема урока «Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей»
Тип урока: комплексное применение знаний
Цели урока:
Главная дидактическая цель: создание содержательных и организационных условий для применения комплекса знаний и умений по теме «Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей» на уровне их самостоятельного применения по образцу и в новой ситуации.
Предметные:
формирование умений и навыков решения упражнений на сравнение чисел и нахождение значений числовых выражений, используя свойства сложения и вычитания, развития навыков решения задач открытого типа;
Метапредметные: создание условия для проявления интереса к способам решения новых учебных задач, определение цели учебной деятельности, планирование действия в соответствии с поставленной задачей, осуществление поиска средств ее достижения совместно с учителем и сверстниками;
Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания, адекватное оценивание своей учебной деятельности, осознание границы собственного знания и «незнания».

Виды учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.






Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя
Деятельность учащихся

У У Д

1.
Организационное начало урока










2.
Общепредметная мотивация





3. Актуализация знаний













4.Применение знаний в различных ситуациях































№1





№2



№3































№4



5.Физкультминутка


№5






№6



№7







№8
















6.Информация о домашнем задании

7.Подведение итогов. Рефлексия







Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
«Здравствуйте, ребята. Мы с вами готовы к уроку, садитесь пожалуйста. Меня зовут Белова Ольга Сергеевна, я работаю учителем математики в селе Екимовка. Знаете, ребята, я не перестаю удивляться тому, насколько интересна и непредсказуема жизнь. Вчера мы были с вами еще незнакомы, а сегодня судьба подарила нам прекрасный шанс пообщаться и поработать друг с другом. Я искренне надеюсь, что это общение будет не только приятным, но и плодотворным. Начнем?»


Продолжите фразу: «Кто с детских лет занимается математикой, тот..»
А известный советский математик А. И. Маркушевич считал, что «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели». Хотите обладать такими качествами? Тогда вперед!

Посмотрите на экран, я вам приготовила
числа. На сколько групп и по каким
признакам их можно разбить? Какие числа вы изучали последними? Сегодня на уроке мы тоже будем работать с десятичными дробями. Как вы думаете, зачем мы снова
будем ей заниматься?
Пускай это будут наши общие цели на этот урок.

Как вам кажется, тема эта легкая или сложная? Всегда считалась одной из самых сложных тем при изучении математики. У немцев даже до сих пор сохранилась поговорка «Попасть в дроби», т. е. попасть в затруднительное положение. Давайте сегодня своей работой покажем, что нам по плечу любые трудности.

Чтобы успешно работать на уроке, нам необходимо вспомнить, что мы знаем о десятичных дробях:
-чтение и запись десятичных дробей;
-сравнение десятичных дробей;
-правила сложения и вычитания десятичных дробей.
Давайте вспомним все эти правила.
Каждый в своем рабочем конверте найдите карточку с половинкой утверждения. Прочтите её.
-Встаньте те, кто считает, что у него в руках часть правила о том, какие числа можно записать в виде десятичной дроби;
-утверждения о правилах записи десятичных дробей;
-правило чтения десятичных дробей;
-правило сравнения десятичных дробей;
-правило изображения десятичных дробей на координатной прямой;
-правило сложения (вычитания).

Работать будете весь урок с оценочным листом. Достаньте его из вашего рабочего конверта и рассмотрите, запишите свою фамилию и имя. На верхней строчке поставьте оценку своим знаниям по этой теме. Остальные выполненные задания оценивайте по следующим критериям (на доске)

Откроем тетрадочки, запишем число, классная работа.
Первые числа марта, начало весны, потрясающего время года, которое воспевали многие русские поэты и писатели. Я уверена, что со многими из них вы познакомились и еще будете знакомиться на уроках русского языка и литературы, так как каждый русский человек должен знать свой родной язык.
Какие знаки препинания вы изучаете на уроках русского языка? Зависит ли от постановки запятой смысл предложения?
А в математике, как вы думаете, важно ли местоположение запятой?

Посмотрите на экран. Как мы называем такие математические записи? Какие они? Что их объединяет? Что нужно сделать
для того, чтобы они стали верными? Расставьте запятые,
запишите равенства в тетрадь.
Проверьте себя. Поставьте соответствующие критериям баллы в лист самооценки.

Следующее задание в парах – сложите все числа, записанные в прямоугольниках. Поднимите руки, у кого такой же ответ. Другой. Объясните. Проверьте (на доске)
Оцените свою работу.

Давайте немного побудем в роли исследователей. Перед вами на столах геометрическое тело. Кто знает как оно называется? Возьмите его в руки.
- Проведите по поверхности ладонью. Из каких частей она состоит?
- Рассмотрите их, определите их форму. Как они называются? Зафиксируйте каждую грань пальцами,
· сосчитайте сколько их?
- Проведите по поверхности. Что чувствуете? (Преломляется по ребрам);
- Зафиксируйте каждую вершину одним пальцем. Сколько их?
-Сколько ребер сходится в одной вершине? А граней?

Отложите куб. В конверте найдите фигуру. Из каких частей она состоит? Где еще мы с вами встречали 6 равных квадратов? Какое задание вы бы предложили выполнить с данной фигурой?
Как бы вы её назвали?
Разверните куб. А теперь попробуйте свернуть его мысленно.
Найдите грань с числом 1,3. Представьте, что вы свернули куб, и поставили его этой грань вниз. Какое число окажется на верхней противоположной грани? Запишите.
Зафиксируйте взглядом число 1, 81. Какое число окажется на противоположной грани? Запишите. Сверните кубик и поставьте на грань с числом 1, 39. Запишите третье число, оказавшееся напротив него.
Найдите сумму всех трех чисел.
Сравните ответ с ответом соседа. Проверьте себя, свернув куб. (ответ 7)

На экране числа. Какое бы вы задание придумали? Запомните
за 1 минуту как можно больше чисел. Запишите их.
Кто запомнил 10, 8, 7,.?

Проведем разминку в виде командной эстафеты (на доске).
Решите, в каком порядке будете выходить.


Как вы думаете, а десятичные дроби можно встретить только
на уроках математики? А где еще? Пригодятся в
повседневной жизни? Людям каких профессий нужны знания десятичных дробей?
Решим задачу и поработаем в группах.
Оцените свою работу

Как давно люди стали пользоваться десятичными дробями?
(историческая справка)
Запишите в тетрадь дробь так, как это делали в Древнем Китае.

Если вы расположите числа в порядке возрастания, то узнаете
фамилию математика, который впервые в России изложил
учение о десятичных дробях.
Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 году в первом
учебнике математики «Арифметика, сиречь наука
числительная».
Оцените свою работу.

А теперь, ребята, я хочу вас позвать в сказку, в страну, где
живут только числа, и познакомить вас с одной семьей –
с семьей Разрядных.
Прошу любить и жаловать: отец семейства – десяток, мама – 5 единиц, старшего сына они назвали – 7 десятых, среднего –
3 сотых, а младшую дочь – 2 тысячных.
Семья жила очень дружно, и каждый вечер собиралась за
ужином за большим столом. Напишите мне их портрет (в тетрадях). Утром папа уходил на работу, а старшие дети в
школу, и тогда семья выглядела так (назовите как?). Иногда
по вечерам, когда все снова были в сборе, в гости приходила
бабушка - 6 сотен. Как в эти минуты выглядела семья? Шли
годы, дети выросли и разъехались, но каждое лето к маме и
папе приезжали в гости внуки – 9 десятитысячных и 1 стотысячная. Напишите портрет бабушки и дедушки с внуками.
Проверка ответов, выставление оценки в оценочный лист.

Придумать сказку о десятичных дробях.



Вспомним, какие цели ставили перед собой на уроке.
Достигли их? Обратимся к оценочным листам. Поставьте себе оценку за урок, пользуясь данными критериями. Поднимите
руки, у кого оценка совпала с той, которую вы себе поставили
в начале урока. У кого оказалась выше? Ниже?
Какое задание показалось наиболее интересным? Трудным?
Сдавайте оценочные листы.

Спасибо за урок!


Включаются в деловой ритм урока
Знакомятся с учителем.










Фронтально предлагают ответы.






Участвуют в беседе с учителем, отвечая на вопросы (фронтально)
Вместе с учителем определяют предметные задачи урока
(повторить тему, закрепить, применять при решении различных задач)





Встают парами, зачитывая соответствующие правила.













Знакомятся с оценочным листом, подписывают его, с критериями оценивания работы


Записывают в тетрадь число, классная работа





Перечисляют знаки препинания, отвечают на вопросы.



Ведут с учителем диалог, выполняют индивидуально задание в тетради



Работа в парах в тетрадях. Контролируют друг друга, обсуждают решение. Самооценка.

Исследуют куб, выделяя его элементы и свойства.












Ведут с учителем диалог






Выполняют требуемые манипуляции.
Записывают числа и находят из сумму.







Смотрят на числа 1 минуту, записывают запомнившиеся в тетрадь

Выходят по очереди к доске, выполняют задание

Работают в группах по 4 человека.



Делают самооценку

Делают предположения



Расшифровывают запись в дробь



Дают оценку своей работе







Записывают в строчку числа




Работают с оценочным листом

Записывают домашнее задание


Дают мотивированный ответ
В листе самоконтроля ставят оценку





Личностные: самоопределение и действие в ситуации морального выбора, выражение положительного отношения к процессу познания.








Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,




Регулятивные: формулирование учебной проблемы, определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно





Познавательные: строить речевые высказывания в устной форме.


Регулятивные самостоятельное оценивание правильность выполнения действий













Регулятивные самостоятельное оценивание правильность выполнения действий










Коммуникативные: аргументированное изложение своей точки зрения в диалоге





Познавательные: делают предположения об информации, которая нужна для решения предметной задачи, овладевают основами алгоритмического мышления
Познавательные:
добывание информации различными способами: чтение, слушание, наблюдение.

Личностные: осознание личностного смысла изучения нового материала
Регулятивные: самостоятельно применять знания в стандартной и, по возможности в новой ситуации, контролировать свое время и управлять им



























Регулятивные
осуществление познавательной рефлексии в отношении действий по решению учебных задач.



.