Рабочая программа по русскому языку (10 — 11 классы)


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 10-11 классов составлена на основе:
федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень),
Программы по русскому языку для 10-11 классов средней школы под редакцией А.И. Власенкова. Л.М. Рыбченковой.

Данная рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по основным разделам курса, требования к уровню подготовки выпускников, нормы и основные критерии оценки сочинений, оценки устных ответов учащихся, списки учебных пособий и методическую литературу для учителя.

Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностно ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка. Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.
Содержание обучения русскому языку на профильном уровне отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции, приоритетным в данном курсе является формирование и совершенствование лингвистической компетенции учащихся.
Изучение русского языка на профильном уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения. Важной составляющей курса является лингвистический анализ текста.
Поскольку ЕГЭ по русскому языку значительно отличается от привычных форм аттестации в старших классах (сочинения и изложения), обучение в этом классе организовано так, чтобы совместить основные (традиционные) темы и тот необходимый материал, который должен быть отработан с учащимися при подготовке к ЕГЭ.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).
Для реализации данной рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий Программу для средней (полной) школы (профильный уровень) (авторы-составители: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова), учебник (Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб, для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2011) и методическое пособие для учителя (Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»: Кн.для учителя. – М.: Просвещение, 2011).

Изучение русского языка в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;
углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.



Требования к уровню подготовки учащихся

Результаты изучения учебного предмета

1. Общие учебные умения
Ученик должен
знать/понимать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной-учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

2. Специальные предметные умения (предметные результаты)


































Ученик должен уметь:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

3. Метапредметные результаты

владение всеми видами речевой деятельности;
применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях;
овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

4. Личностные результаты
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
























Календарно-тематическое планирование
10 класс
№ урока
Наименование раздела, тем
Всего часов
В том числе
Дата




КР
РР
план
факт

Языковая система (70 ч)
Общие сведения о языке (7 часов)





Язык как система.
1






Уровневая организация языка.
1






Взаимосвязь единиц и уровней языка.
1






Системные отношения между языковыми единицами.
1






Синонимия в системе языка.
1






Периоды в истории развития русского языка.
1






РР Сочинение-рассуждение о русском языке
1

1



Фонетика. Орфоэпия. Орфография. (8 часов)








Обобщающее повторение фонетики, графики
1






Обобщающее повторение орфоэпии, орфографии.
1






Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.
1






Принципы русской орфографии.
1






Фонетический разбор.
1






Изобразительные средства фонетики русского языка.
1

1




Контрольная работа (тест) по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография»
1
1





Орфоэпия. Орфография.
1





Лексика и фразеология (15 часов)








Повторение по теме «Лексика».
1






Системные отношения в лексике русского языка.
1






Сферы употребления русской лексики.
1






Классификация лексических единиц русского языка.
1






Исконно русская лексика.
1






Заимствованная лексика.
1






Русская фразеология.
1






Виды фразеологизмов в русском языке.
1






Словари русского языка.
1






Исторические изменения в словарном составе языка
1






Лексические средства выразительности речи.
1

1




Самостоятельная работа по теме «Лексика и фразеология»
1






Самостоятельная работа по теме «Лексика и фразеология»
1






Контрольное тестирование по теме «Лексика и фразеология»
1
1





Анализ контрольного тестирования.
1





Морфемика и словообразование (4 часа)








Повторение. Морфемика и словообразование.
1






Способы словообразования. Выразительные словообразовательные средства.
1






Практическая работа по теме «Морфемика. Словообразование».
1






Контрольная работа (тест) по теме «Морфемика. Словообразование»
1
1




Морфология и орфография (20 часов)








Обобщение по теме «Части речи».
1






Проблема классификации частей речи в русистике.
1






Грамматическая омонимия.
1






Правописание –Н- и –НН- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий.
1






Правописание –Н- и –НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
1






Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи.
1






Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи.
1






Правописание НЕ и НИ с разными частями речи.
1






Различение частиц НЕ и НИ.
1






Правописание наречий.
1






Мягкий знак на конце слов после шипящих.
1






Правописание глаголов.
1






Правописание причастий.
1






Правописание причастий.
1






Морфологические средства выразительности речи.
1

1




Практикум по орфографии.
1






Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфология и орфография»
1
1





РР Изложение с творческим заданием
1

1




РР Изложение с творческим заданием
1

1




Работа над ошибками
Обобщающий урок по теме «Морфология и орфография»
1





Синтаксис и пунктуация (16 часов)








Принципы русской пунктуации.
1






Классификация синтаксических единиц русского языка.
1






Синтаксические связи, их типы и средства выражения.
1






Типы и виды словосочетаний.
1






Простое предложение.
1






Осложнённое предложение.
1






Осложнённое предложение.
1






Сложное предложение.
1






Виды сложных предложений.
1






Синонимия синтаксических конструкций.
1






Прямая и косвенная речь.
1






Прямая и косвенная речь.
1






Изобразительные средства синтаксиса.
1






Авторская пунктуация.
1






Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация»
1
1





Анализ контрольной работы.
1





Текст. Основные виды переработки текста (20 часов)








Язык и речь. Основные требования к речи
1






Текст. Признаки текста
1






Текст. Способы и средства связи между частями текста.
1






Способы и средства связи между частями текста.
1






Абзац как композиционно-стилистическая единица текста.
1






Типы речи.
1






Повествование.
1






Описание.
1






Рассуждение.
1






Речеведческий анализ текста.
1

1




Речеведческий анализ текста.
1

1




Виды сокращений текста (план, тезис, выписки).
1






Конспект. Тематический конспект.
1

1




Реферат.
1

1




Аннотация. Оценка текста. Рецензия.
1

1




РР Практическая работа по редактированию собственного текста
1

1




РР Практическая работа по редактированию собственного текста
1

1




Обобщение изученного материала о текстах, видах их переработки
1






РР Подготовка доклада на предложенную тему
1

1




РР Подготовка презентации к докладу в электронном виде
1

1



Повторение изученного в 10 классе (12 часов)








Повторение. Изобразительные средства фонетики русского языка.
1






Повторение по теме «Лексика».
1






Повторение. Лексические средства выразительности речи.
1






Повторение по теме «Морфология и орфография»
1






Повторение. Выразительные словообразовательные средства.
1

1




Повторение. Типы и виды словосочетаний
1






Итоговая контрольная работа в форме ЕГЭ
1
1





Итоговая контрольная работа в форме ЕГЭ
1
1





Анализ контрольной работы. Работа над ошибками
1






Повторение. Прямая и косвенная речь.
1






Повторение. Текст, виды переработки текста. Способы и средства связи между частями текста
1






Повторение: Стили речи. Трудные вопросы правописания. Разбор заданий ЕГЭ
1





Итого
102
6
16






















Календарно-тематическое планирование
11 класс (102 часа)


урока

Наименование тем
Всего часов
В том числе




КР
РР

Языковая система (69 часов)
Общие сведения о языке (14 часов)


Русский язык как объект научного изучения.
1




Лингвистика как наука о языке.
1




Основные проблемы современной лингвистики. Выдающиеся учёные лингвисты и их работы.
1




Язык и его основные функции
1




Русский язык в современном мире.
1




Активные процессы в современном русском языке.
1




Роль старославянского языка в развитии русского языка.
1




Основные виды языковых норм русского литературного языка.
1




Орфоэпические нормы. Лексические нормы.
1




Грамматические нормы. Орфографические нормы. Пунктуационные нормы
1




Проблемы экологии языка на современном этапе развития.
1

1


РР Сочинение-эссе на основе предложенного текста публицистического характера по теме раздела.
1

1


РР Сочинение-эссе на основе предложенного текста публицистического характера по теме раздела.
1

1


Тест в форме ЕГЭ по теме «Общие сведения о языке»
1
1


Фонетика. Графика (6 часов)


Повторение изученного в 10 классе. Классификация фонетических единиц русского языка. Звуки русского языка и их классификация. Фонема.
1




Повторение изученного в 10 классе. Позиционные чередования звуков речи. Фонетическая транскрипция.
1




Повторение изученного в 10 классе. Ударение в русском языке. Основные требования к интонационно правильной выразительности речи.
1




Изобразительные возможности русской фонетики.
1




Фонетический анализ текста.
1




Тест в форме ЕГЭ по теме «Фонетика. Графика»
1
1


Лексика и лексикология (10 часов)


Повторение изученного в 10 классе. Слово – основная единица языка. Системные отношения в лексике русского языка.
1




Повторение изученного в 10 классе. Смысловые отношения между словами. Лексическая синонимия.
1




Повторение изученного в 10 классе. Лексика русского языка с точки зрения происхождения, сферы употребления и стилистической дифференциации.
1




Повторение изученного в 10 классе. Общеупотребительная и необщеупотребительная лексика русского языка.
1




Лексикография. Важнейшие словари русского языка.
1




Лексические, стилистические ресурсы русского языка.
1




Фразеологические единицы русского языка.
1




Тест в форме ЕГЭ по теме «Лексика и лексикология»
1
1



РР Изложение предложенного текста публицистического характера с творческим заданием.
1

1


РР Изложение предложенного текста публицистического характера с творческим заданием.
1

1

Морфемика и словообразование (7 часов)


Повторение изученного в 10 классе. Морфемика и словообразование. Классификация морфем.
1




Повторение изученного в 10 классе. Система современного русского словообразования.
1




Повторение изученного в 10 классе. Продуктивные способы словообразования.
1




Повторение изученного в 10 классе. Способы словообразования отдельных частей речи.
1




Словообразовательные средства выразительности.
1




Комплексный анализ текста.
1




Тест в форме ЕГЭ по теме «Морфемика и словообразование»
1
1


Морфология (6 часов)


Повторение изученного в 10 классе. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы.
1




Повторение изученного в 10 классе. Грамматическое и лексическое значение слова.
1




Проблема классификации частей речи в русистике. Система частей речи в русском языке.
1




Повторение изученного в 10 классе. Грамматическая омонимия частей речи. Морфологический разбор.
1




Грамматические средства выразительности.
1




Тест в форме ЕГЭ по теме «Морфология»
1
1


Орфография (13 часов)


Принципы русской орфографии.
1




Практикум. Орфограммы корня.
1




Практикум. Орфограммы в приставках.
1




Практикум. Орфограммы в суффиксах разных частей речи.
1




Практикум. Трудные вопросы правописания –Н- и –НН- в суффиксах существительных, прилагательных и наречиях.
1




Практикум. Правописание –Н- и –НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Трудные вопросы правописания окончаний
1




Практикум. Слитные, раздельные и дефисные написания.
1




Практикум. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи.
1




Практикум. Правописание наречий.
1




Практикум. Совершенствование орфографических навыков.
1




Тест в форме ЕГЭ по теме «Орфография»
1
1



РР Сочинение на морально-этическую тему по заданному тексту.
1

1


РР Сочинение на морально-этическую тему по заданному тексту.
1

1

Синтаксис и пунктуация (13 часов)


Повторение изученного в 10 классе. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.
1




Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
1




Сложное предложение как целостная синтаксическая структура, его виды.
1




Сложносочинённые предложения.
1




Бессоюзное сложное предложение. Виды бессоюзных предложений.
1




Сложноподчинённые предложения.
1




Текст как речевое произведение. Синтаксис текста, целостность и связность.
1




Синтаксическая стилистика и художественные возможности синтаксиса.
1




Пунктуация как система правил постановки знаков препинания.
1




Практикум по пунктуации в простом предложении.
1




Практикум по пунктуации в сложном предложении.
1




Трудные случаи пунктуации.
1




Тест в форме ЕГЭ по теме «Синтаксис и пунктуация»
1
1


Функциональная стилистика (25 ч)


Понятие о функциональных стилях
1




Функциональные разновидности русского языка
1




Стилистические фигуры как синтаксические построения.
1




РР Сочинение на морально-этическую тему по заданному тексту.
1

1


РР Сочинение на морально-этическую тему по заданному тексту.
1

1


Научный стиль речи: сферы использования, назначение.
1




Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля.
1




Основные жанры научного стиля
1




Жанры письменных высказываний. Жанры устных высказываний.
1




Культура учебно-научного общения
1




Официально-деловой стиль речи, сферы его использования, назначение.
1




Основные жанры официально-делового стиля. Форма делового документа.
1




Публицистический стиль, сферы его использования, назначение.
1




Формирование культуры публичной речи. Публичное выступление
1




Формирование культуры публичной речи. Композиция, выбор языковых средств. Очерк. Эссе.
1




Культура работы с текстами.
1




Формирование культуры публичной речи. Композиция, выбор языковых средств. Устное выступление.
1




Речевые коммуникации в деловых переговорах.
1




Разговорная речь, сферы ее использования, назначение.
1




Язык как первоэлемент художественной литературы.
1




Основные признаки художественной речи
1




Основные изобразительно-выразительные средства языка.
1




Виды тропов и стилистических фигур.
1

1


РР Анализ стихотворного текста
1

1


РР Индивидуально-языковой стиль писателя: своеобразие лексики, синтаксиса, ритмов, интонаций.
1

1

Повторение изученного в 11 классе (8 ч)


Трудные случаи правописания. Разбор заданий ЕГЭ
1




Итоговая контрольная работа в форме ЕГЭ

1



Итоговая контрольная работа в форме ЕГЭ
1
1



Итоговая контрольная работа в форме ЕГЭ
1
1



Итоговая контрольная работа в форме ЕГЭ
1
1



Работа над ошибками. Анализ контрольной работы
1




Разбор заданий ЕГЭ
1




Разбор заданий ЕГЭ
1



Итого
102
8
12







Содержание программы учебного курса
10 класс (102 часов)

Языковая система (70 ч)
Общие сведения о языке (7 часов)
Язык как система.
Уровневая организация языка.
Взаимосвязь единиц и уровней языка.
Системные отношения между языковыми единицами.
Синонимия в системе языка.
Периоды в истории развития русского языка.
Сочинение-рассуждение о русском языке

Фонетика. Орфоэпия. Орфография (8 часов)
Обобщающее повторение фонетики, графики
Обобщающее повторение орфоэпии, орфографии.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.
Принципы русской орфографии.
Фонетический разбор.
Изобразительные средства фонетики русского языка.
Контрольная работа (тест) по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография»
Орфоэпия. Орфография.

Лексика и фразеология (15 часов)
Повторение по теме «Лексика».
Системные отношения в лексике русского языка.
Сферы употребления русской лексики.
Классификация лексических единиц русского языка.
Исконно русская лексика.
Заимствованная лексика.
Русская фразеология.
Виды фразеологизмов в русском языке.
Словари русского языка.
Исторические изменения в словарном составе языка
Лексические средства выразительности речи.
Самостоятельная работа по теме «Лексика и фразеология»
Контрольное тестирование по теме «Лексика и фразеология»

Морфемика и словообразование (4 часа)
Повторение. Морфемика и словообразование.
Способы словообразования. Выразительные словообразовательные средства.
Практическая работа по теме «Морфемика. Словообразование».
Контрольная работа (тест) по теме «Морфемика. Словообразование»

Морфология и орфография (20 часов)
Обобщение по теме «Части речи».
Проблема классификации частей речи в русистике.
Грамматическая омонимия.
Трудные вопросы правописания –Н- и –НН- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий.
Правописание –Н- и –НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи.
Правописание НЕ и НИ с разными частями речи.
Различение частиц НЕ и НИ.
Правописание наречий.
Мягкий знак на конце слов после шипящих.
Правописание глаголов.
Правописание причастий.
Правописание причастий.
Морфологические средства выразительности речи.
Практикум по орфографии.
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфология и орфография»
Изложение с творческим заданием
Обобщающий урок по теме «Морфология и орфография»

Синтаксис и пунктуация (16 часов)
Принципы русской пунктуации.
Классификация синтаксических единиц русского языка.
Синтаксические связи, их типы и средства выражения.
Типы и виды словосочетаний.
Простое предложение.
Осложнённое предложение.
Сложное предложение.
Виды сложных предложений.
Синонимия синтаксических конструкций.
Прямая и косвенная речь.
Изобразительные средства синтаксиса.
Авторская пунктуация.