Образовательный материал

Статья
Л.К. Иванова
Роль личностно ориентированного обучения в подготовке к ОГЭ по русскому языку.

Сдать ОГЭ, хорошо написать сочинение на одну из тем, предложенных разработчиками КИМов, - это мощная мотивация для учащихся 9 классов. Но как увлечь учеников при обучении этим сочинениям, сделать такие занятия интересными для учеников и не превратить эти занятия в уроки натаскивания?
Какая задача сейчас стоит перед школой и в первую очередь перед учителем? Обучать так, чтобы ученики приобрели коммуникативные умения и были подготовлены к жизни: умели критически и творчески мыслить, извлекать и анализировать информацию, терпеливо работать, уметь учиться самостоятельно.
Реализовать эту программу, заложенную в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, может только учитель, который сумеет сформировать другой тип сознания и у себя, и у учащихся.
На примере уроков в 9 классе по обучению сочинениям ( задания КИМов:15-1,15-2, 15-3) я постараюсь показать, как можно помочь учащимся увереннее чувствовать себя при написании экзаменационного сочинения и как научиться критически и творчески мыслить, рефлексировать, а не заучивать факты.
Если учитель, владея традиционным (информационным) обучением, поставит цель - освоить методы и приёмы личностно ориентированного, развивающего обучения, то он может выполнить задачи, поставленные перед современным образованием.
Немного о том, чем личностно ориентированное, развивающее обучение отличается от традиционного (информационного) обучения? Традиционные методы( информационные) соответствуют субъект-объектному подходу в обучении, где главная фигура - учитель, и в основном он решают задачу формирования знаний, умений и навыков.
Он определяет весь ход обучения – в строгом соответствии с планом, используя, в частности, методы принуждения.
Индивидуализация хотя и объявляется важнейшим подходом к ученику, реально она входит в противоречие с главной направленностью обучения – учить всех одинаково! Индивидуальные особенности учеников учитываются слабо.
Отметка на каждом уроке приобретает доминирующее значение в характеристике ученика. Обучение воспринимается учеником как необходимость, обязанность, долг, а также престиж ( я лучше других).
Основная форма обучения – фронтальная. Фронтальные формы работы, преобладающие в школе, порождают скуку у одних учеников и постоянное напряжение у других
Главные качества, которые ценятся учителем,- послушание и исполнительность.
Вербальные знания в формировании личности ученика – имеют определяющее значение. Опыт ученика, как правило, не учитывается.
Все методы, которые использует учитель, определяют преимущественно инструктивно-исполнительский( репродуктивный) характер деятельности участников образовательного процесса и предусматривают опору на запоминание учебного материала и воспроизведение как содержательных, так и деятельностных компонентов. Если система обучения в школе и в ВУЗе останется на уровне заучивания фактов, она никогда не подготовит ученика к жизни.
При системно-деятельностном , развивающем ( метапредметном) подходе структура урока динамична, присутствует целый набор разнообразных действий и операций, предложенных учителем, объединённых в целесообразную деятельность. Учитель на всех этапах обучения выступает как организатор и руководитель учебного процесса, а ученик выполняет роль самостоятельного исследователя проблемы, решение которой приводит к формированию личности, приспособленной к жизни.
Учителю необходимо изменить свой стиль общения с учащимися:
- он управляет учебной деятельностью ученика, т.е. переходит с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственно учебно-познавательной деятельности учащихся, поддерживает инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивает приоритет его деятельности по отношению к своей; ученик работает самостоятельно и предъявляет результаты своей деятельности всему классу.
Учитель на таком уроке: добивается положительного отношения к предмету;
-создаёт положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества;
- организует самоконтроль и самоанализ собственной деятельности ученика и формирует его адекватную самооценку;
- становится помощником, консультантом для учащихся. Его задача - побудить ученика к решению поставленных задач, вызвать интерес, желание учиться. Он организует индивидуальную помощь ученику во время его самостоятельной работы;
На уроках, где осуществляется системно-деятельностный ,метапредметный подход в обучении:
- не используются методы принуждения;
- отметка не играет доминирующей роли. Она – средство поощрения, снятия напряжения. Особое значение приобретает самооценка, ориентация на индивидуальное обучение;
- основной вид мотивации обучения – познавательный интерес, творчество, потребность в качественном образовании, «мотивация достижения». Если обучение опирается на познавательную мотивацию, оно приносит ученику радость, вызывает потребность учиться, способствует развитию ответственности, инициативы, способности оценивать свои и чужие поступки. При личностно ориентированном обучении максимально учитывается личный опыт учащихся;
- основные формы обучения индивидуальная, групповая, учебное исследование ( проблемное обучение), фронтальные формы обучения вообще не используются. Важную роль в формировании метапредметных умений играют современные образовательные, личностно ориентированные технологи: Технология критического мышления, Технология проблемного обучения, ИКТ, Дифференцированное обучение, Работа в группе, в парах постоянного и сменного состава и др.
В ситуации самостоятельной( индивидуальной и групповой) работы ученик учится ценить не только собственные успехи, но и достижения другого. Кроме того, он постоянно анализирует собственные успехи и неудачи, учитывает, как они влияют на общий результат. Групповая и индивидуальная работа позволяет ученику увидеть собственные изменения, достижения, почувствовать значимость своей деятельности.
Приоритетным условием для развития познавательной активности учащихся на уроке и формирования коммуникационных умений является сотрудничество со взрослыми, со сверстниками, со всеми окружающими людьми. Таковы особенности личностно ориентированного обучения.

Мною создан Элективный курс « Готовимся к ОГЭ. Обучение сочинению по русскому языку в 9 классе ( КИМы:15-1, 15-2, 15-3)
В пособии разработаны 35 уроков по обучению сочинениям предложенных жанров, при создании которых использовались приёмы личностно ориентированного обучения.
В разработанных уроках важное значение придаётся развитию личностно-смысловой деятельности учащихся. Это, по- моему, и должно сделать обучение привлекательным для школьников.
Для этого учитель должен на каждый урок планировать два типа содержания – предметную деятельность и деятельность учащихся, то есть реализовывать предметные, личностные и метапредметные задачи, которые способствуют не только самостоятельному усвоению новых знаний и умений, но и формируют личность подростка.
Если учитель, кроме традиционных форм обучения, постоянно использует образовательные технологии, интерактивные формы обучения, то это приведёт к изменению всего учебного процесса, в результате которого ученики приобретут опыт такой деятельности, который способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности

В чём специфика занятий по обучению данным сочинениям? Как увлечь учащихся и сделать важными для них эти занятия?
Во-первых, максимально использовать индивидуальный опыт ученика, во-вторых, вовлечь ученика в деятельность, в критический и творческий анализ, в-третьих, необходимо отобрать личностно значимое содержание.
На уроках обучения сочинениям используются как традиционные формы обучения так и нетрадиционные. Образовательные технологии, такие, как Технология критического мышления через чтение и письмо, Дифференцированное обучение, Работа в группах и в паре и др. помогают сделать обучение более успешным.
На таких занятиях успешно реализуется внутренняя дифференциация в классе, что позволяет избежать отрицательных моментов в общении школьников и учителей, развивает положительную мотивацию учеников к процессу обучения.
Эти положения хотелось бы проиллюстрировать на фрагментах уроков по русскому языку в 9 классах по обучению сочинениям трех типов, предложенных разработчиками КИМов ( 15-1, 15-2, 15-3)

Фрагменты уроков по обучению сочинениям( Задания КИМов 15-1,15-2, 15-3), иллюстрирующие личностно ориентированное обучение.

Учитель на всех этапах обучения выступает как организатор и руководитель учебного процесса, а ученик выполняет роль самостоятельного исследователя проблемы, решение которой приводит к формированию личности.

1. Прием «Список известной информации»
Учащиеся вспоминают все, что они знают по данной проблеме приводят примеры и записывают в тетради. Работают самостоятельно 2-4 минуты.( Можно использовать черновики) По окончании работы ученики зачитывают свою информацию. Идёт обучение в диалоге. Никакого фронтального опроса, в котором участвует 4-5 хорошо успевающих учащихся!
Например: Запишите коротко, что знаете о синонимах, приведите примеры.( О многозначных словах , что изучает синтаксис? Запишите главную мысль и т.д.)

2. («Мозговой штурм») Составление виртуального портрета счастливого человека ( 15-3)
1.Составьте портрет счастливого человека на основе его высказываний. (Сначала коротко сформулируйте и запишите смысл цитаты).( 2-3 мин) Затем два ученика фиксируют ответы на доске. На основе выписанных ключевых понятий эти ученики составляют монологическое высказывание: идеальный портрет счастливого человека.
1) Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.( в семье)
2) Есть два желания; исполнение которых может составить истинное счастье человека, - быть полезным и иметь спокойную совесть.
3) Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок.
4) Человек будет тем счастливее, чем яснее он поймет, что его призвание состоит не в том, чтобы принимать услуги от других людей, но в том, чтобы прислуживать другим и предоставить свою жизнь в распоряжение других людей. Человек, поступающий таким образом, будет достоин своих владений и никогда не потерпит неудачу.
5) Счастье есть удовольствие без раскаяния.
6) Чтобы быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью,
понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от себя.( Это высказывания Л. Толстого)
2.«Мозговой штурм» Какую программу самовоспитания вы предложили бы бесхарактерному, раздражительному и ленивому человеку. ( 15-3)( 1-2 совета). Все советы записываются на доске) ( Например: составить режим дня, бегать по утрам, наметить план на день и выполнить его, вести дневник, каждый вечер подводить анализ своего поведения за день, следить за своим поведением, быть сдержанным.)

3. Работа с цитатой.( по выбору) ( о человечности)
1.Как понимаете смысл цитат Ф. Достоевского Л. Толстого, А.Чехова, согласны – не согласны, почему?( 2-3 фразы)
1) Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования. Ф. Достоевский. (Почему, по мнению Достоевского, сострадание - высочайшая форма человеческого существования)
2) Хорошо, если бы каждый человек оставлял после себя школу, колодезь, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно. А.П. Чехов. Каждый ли человек способен оставить свой «добрый след» в жизни?
3) Желание служить общему благу непременно должно стать потребностью души, условием личного счастья. ( А. Чехов)
4) Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего в неосуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству.( Не осуждать легко?) Лев Николаевич Толстой

2.Лев Толстой считал, что «доброе дело совершается всегда с усилием, но когда усилие повторено несколько раз – то же дело становится привычкой». Знаете ли вы такого человека, для которого делать добро стало привычкой?
3.Человек не для себя родится (для Бога и людей). Даль В.И Согласны ли вы с мнением В.И. Даля, что человек не для себя родится. Приведите пример.

4. Работа с текстом ( тема сочинения - значение слова счастье))
1. Прочитайте стихотворение И. Бунина. Выполните задание по выбор: 1) Сформулируйте и запишите главную мысль текста. 2) Как вы понимаете смысл последней фразы стихотворения И. Бунина?
1 Текст
О счастье мы всегда лишь вспоминаем./2. А счастье всюду. 3.Может быть, оно/ вот этот сад осенний за сараем,/ и чистый воздух, льющийся в окно./4.В бездонном небе лёгким белым краем/ встаёт, сияет облако/.5 Давно слежу за ним.6.Мы мало видим, знаем,/а счастье только знающим дано. И.Бунин

2.Прочитайте текст, выпишите положительные и отрицательные качества Л. Толстого.( тема сочинения - значение слова самовоспитание)
Из дневника Л.Н. Толстого:
« Я дурён собой, неловок, скучен для других, нескромен, нетерпелив, стыдлив, как ребёнок. Что я знаю, тому я выучился сам, урывками, без толку и то мало. Я невоздержан, нерешителен, непостоянен, глупо тщеславен и пылок, как все бесхарактерные люди. Я нехрабр. Я неаккуратен в жизни и так ленив, что праздность сделалась для меня почти необходимой привычкой. Я умён, но ум мой ещё никогда и ни в чём не был основательно испытан. У меня нет ни ума практического, ни ума делового. Я честен, люблю добро, сделал привычку любить его, но есть вещи, которые я люблю больше добра – славу.»
Максимальное включение личного опыта!
Самовоспитание начинается с самооценки. Только умение адекватно оценивать свои возможности позволяет правильно сформулировать цели в жизни.
Запишите ваши положительные и отрицательные качества. ( Для себя, не зачитываются) (Можете воспользоваться таблицей)
доброжелательность
злорадство
 

тактичность (деликатность)
бестактность
 

Общительность.
Замкнутость
 

Составьте программу самовоспитания для себя и попытайтесь её выполнять в течение недели.( задание по желанию)

5. Обучение сочинению на лингвистическую тему по аналогии( 15-1)
Вот высказывание на лингвистическую тему, составленное известным методистом-лингвистом Е. И. Никитиной.
«Человек не грибок – в день не вырастает».
В пословице говорится о том, что взросление человека – процесс сложный и трудный. Эта мысль выражена сложным бессоюзным предложением, состоящим из двух частей, связанных причинно-следственными отношениями, а также интонацией, которая на письме передана знаком « тире».
Многозначный глагол вырасти в пословице употреблён в прямом значении – стать взрослым и в переносном – стать более зрелым, развитым».
( Е.И. Никитина, «Русская речь: Развитие речи», Учебник для 10 класса, Дрофа, 2006)
Проанализируйте, как построено это высказывание? (Сначала раскрывается смысл пословицы, а затем показано, как эта мысль выражена с точки зрения лингвистики: синтаксиса, пунктуации, лексики.
Вот пример лингвистического комментария, сделанный учеником 9 класса по аналогии с высказыванием Е.И. Никитиной. « Зима! Крестьянин торжествуя,.»( после устного коллективного анализа: о чём фраза, как эта мысль выражена с точки зрения лингвистики: синтаксиса, пунктуации).
В предложении « Зима!» выражено восхищение А.С. Пушкина началом зимы. Это передано восклицательной интонацией, которая на письме обозначена «восклицательным знаком». Предложение односоставное, назывное, подлежащее выражено существительным в именительном падеже. Отсутствие глагола в назывном предложении значимо – это нулевая связка глагола быть ( сравним – была зима), которая передаёт грамматическое значение настоящего времени. Назывное предложение обычно начинает текст, как и в стихотворении А.С. Пушкина». По мнению известного учёного-лингвиста Виноградова В.В., «все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими».
Сделайте синтаксический разбор предложения, обозначьте части речи: Самый классный классный!
Прокомментируйте это предложение с точки зрения смысла,
лексики, грамматики ( морфология и синтаксис), пунктуации, выразительности языка.( О чём предложение, почему предложение восклицательное, каково значение многозначного слова классный, почему используется превосходная степень прилагательного самый классный? В чём выразительность этой фразы?)
Составьте письменный лингвистический комментарий этого предложения ( по аналогии с комментарием Е.И. Никитиной.)

6. Вдумчивое и осознанное чтение текста по абзацам (Тема15-2)
( После каждого задания ученики озвучивают свой комментарий, происходит обучение в диалоге).
I. Осмысление текста.
1. Сформулируйте вопрос к цитате сочинения, запишите ответ.
Первоначальное восприятие после чтения текста. Обмен информацией.
2. Разбейте текст на смысловые части. ( не более 4)
3. Озаглавьте смысловые части.
4. Сформулируйте и запишите один вопрос по содержанию текста.
(Отвечают на 1-2 вопроса, предложенных учениками.)
5. Определите в тексте время и место действия, выпишите 2-3 ключевых понятия или составьте словосочетания на данную тему.
Используя эти ключевые понятия, придумайте предложение о времени и месте действия в тексте.

III. Таблица, которая отражает самостоятельный анализ текста учеником.
Составьте таблицу, выпишите словосочетания, короткие фразы, характеризующие место и время действия рассказа, поведение, поступки и речь героев рассказа. После заполнения таблицы сформулируйте вопросы о поведении и поступках героев. Охарактеризуйте поведение и поступки героев.
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ: конфликт, взаимоотношения героев Составление характеристики героев ( 15-2)
Способы создания характеристики героя
Анна Федотовна +

Большая девочка -

Мальчик + -


Портрет,

Поведение

Поступки

Речь




Время и место действия

В доме Анны Федотовны
1 смысловая часть
( 1-28- предложения)
Старая женщина ослепла от горя,
бережно открыла шкатулку, бесценные письма. Агрессивность детей обидела её.
( поведение героини )
Письменный комментарий ( Каково поведение и поступки героини? Как это её характеризует? (Анализ на основе фрагмента текста).
Старая женщина жила воспоминаниями о сыне, погибшем на войне. Бесценное, единственное письмо сына, которое она читала каждый день, радовало душу, успокаивало, наполняло смыслом её жизнь. Её возмутило поведение детей, которые хотели получить для музея подлинник письма.

2 смысловая часть( 29 -44)














***************


3 смысловая часть ( 45 – 53)
- душа её молчала, - голос сына не звучал в ней. Он умер,
погиб навсегда. Предложение -53

Страдание женщины велико, лишив письма, её лишили жизни, которая раньше была наполнена смыслом.

- Говорит с нескрываемым недоверием,
с вызывающей агрессией
- вклинилась, - официально-нечеловеческим голосом,
( Характеристика героини на основе её речи)
Какова героиня)?

Агрессивная, не терпит возражений, жестокая, бесчеловечная, не может понять, что слепая женщина живёт воспоминаниями о сыне, что письма связывают её с родным, дорогим человеком, и это греет душу, помогает жить.




















----------------------------------


-Трус несчастный,
- говорит с невероятным презрением,
- только пикни у нас.
-молчи лучше! – мы тебе такое устроим, что наплачешься.
Какова речь героини, как она характеризует девочку?
Девочка – человек грубый, безжалостный, с презрением относится к мальчику, который не хочет поступать подло.











































----------------------
Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.
Как такое поведение характеризует мальчика?
Мальчик видит подлость девочки, которая хочет украсть письма, сам бы он такого никогда не сделал, но противостоять подлому поступку не может.


Роль пошаговой методики с использованием приёмов интерактивного обучения.
Учитель - руководитель учебного процесса, а ученик выполняет роль самостоятельного исследователя проблемы, решение которой приводит к формированию предметных и метапредметных умений и формированию личности.
Фрагмент Урока «Фигуры речи - синтаксические средства выразительности.»
1. Прочитайте информацию о синтаксических средствах выразительности. Запишите термины синтаксических средств выразительности и ключевые понятия об их роли в речи. Перескажите эту информацию друг другу.
1.Такие синтаксические средства выразительности, как инверсия, то есть обратный порядок слов, риторический вопрос и риторическое восклицание, однородные члены предложения, синтаксический параллелизм придают художественной речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию Средства художественной выразительности  помогают автору создать художественный  образ, а читателю войти в мир художественного произведения, раскрыть авторский замысел.
2. Прочитайте информацию о роли инверсии в тексте? Выполните грамматическое задание.
Инверсия – обратный порядок слов ( сказуемое-подлежащее, существительное- прилагательное ) усиливает эмоциональность речи. Прямой порядок слов характерен для спокойного тона речи.( подлежащее- сказуемое).
Продолжите предложения: 1. Я иду в школу.. 2. Иду я в школу
В каком из составленных вами предложений усиливается эмоциональность речи? Как это выражено грамматически?( порядок слов в предложении)
3. Прочитайте лингвистический комментарий о роли инверсии в тексте, перескажите друг другу..
Белеет парус одинокий ( М. Ю. Лермонтов). В этом предложении используется инверсия, то есть обратный порядок слов. Прилагательное « одинокий» стоит после существительного парус, на него падает логическое ударение. Оно становится очень важным в строфе, потому что тема одиночества в стихотворении - главная.
4.Укажите предложения, где есть инверсия, то есть обратный порядок слов, определите роль инверсии в тексте. Напишите лингвистическое высказывание по аналогии с предыдущим высказыванием или мини-изложение предложенного текста.( Обратите внимание на логическое ударение)
1.С середины неба глядит месяц.2. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее.3. Горит и дышит он.
( В 1 и 3 предложениях есть инверсия, то есть обратный порядок слов. Существительное месяц и местоимение он( небосвод) стоят после глаголов глядит, горит, дышит, на них падает логическое ударение. Эти слова становятся важными в предложениях, они усиливают эмоциональное  воздействие на читателя, создают образ небесного свода, освещённого месяцем, который стал ещё необъятней, а красота лунной ночи очаровательней).

1.Прочитайте информацию.
Что такое синтаксический параллелизм? Это одинаковое построение нескольких предложений, когда в одной последовательности расположены члены предложения, одинаково выраженные: Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? Это синтаксическое средство выразительности усиливает эмоциональность речи, благодаря ему создаётся художественный  образ, раскрывается авторский замысел ( Какой?)
2. Прочитайте текст, назовите синтаксическое средство выразительности, определите его роль в тексте.
1.Ни один памятник архитектуры не был изображён живописцами столько раз, как Кижи. 2.Кижи - это великая поступь петровских ратников. 3.Кижи -это завещание потомкам, наказ любить свою страну. 4.Кижи есть бессмертная Древняя Русь, художественное прошлое, живущее в настоящем.
(Е. Осетров).
3.. Допишите предложение: Используя в тексте о Кижах такой приём синтаксического средства выразительности, как синтаксический параллелизм,( одинаковое построение нескольких предложений),( ) автор
4.. Составьте одно предложение о месте, где вы живёте, по такой же модели, как у Е. Осетрова.( Кижи – это)( Несколько человек записывают свои предложения на доске. Получится мини-текст о месте, где вы живёте, с использованием такого синтаксического средства выразительности, как синтаксический параллелизм). Какие чувства выражены в этом мини-тексте?
5. Найдите в тексте Н. В. Гоголя предложения, в которых используется синтаксический параллелизм. Выпишите эти предложения, напишите по аналогии с предыдущим высказыванием какова их роль в тексте? ( Божественная ночь! Очаровательная ночь!)

В заключение хочется сказать, что не традиционные формы обучения, хотя отказываться от них нельзя, а личностно ориентированное, метапредметное обучение способствует коммуникационному развитию в диалоге, в совместной деятельности, формирует личность ученика и готовит его к жизни.
Это возможно осуществить, если передать ученикам все те функции, которые ученики могут выполнить сами, тогда повышается ответственность ученика и у него формируются разнообразные социально значимые качества личности: мыслительные, речевые, поведенческие, коммуникативные, творческие, физические, эмоционально-чувственные.











13PAGE 15


13PAGE 141715