Открытый урок по технологии (технический труд)


Тема «Обработка тонколистового металла. Пропильной металл».
Цели: 1) продолжить формировать навыки работы с тонколистовым металлом;
2) научить выполнению элементов пропильного металла;
3) развивать глазомер, образное, пространственное мышление, творческие способности;
4) воспитывать чувство товарищества, вежливости и деликатность, взаимопомощь, трудолюбие, терпение.
Задачи: 1) учить использовать и обобщать полученные знания;
2) развивать интерес к предмету, двигательную сноровку, взаимо - и самоконтроль.
Тип урока: Объяснение нового материала, повторение изученного.
Формы работы: Индивидуальная, работа в парах.
Ход урока.
Организационный момент.
(настрой детей на работу).
Повторение пройденного материала.
- Давайте вспомним люди каких профессий работают с тонколистовым металлом.
Жестянщик, инструментальщик, кузнец , сборщик, сверловщик, слесарь-разметчик, резчик металла, штамповщик.
- А теперь скажите с помощью чего производится правка тонколистового металла?
-Как выполняется правка?
-Назовите основные свойства листового металла из меди: малая плотность, высокая коррозийная стойкость, хорошо проводит тепло и электричество.
Алюминий: легко обрабатывается резанием, обладает антимагнитностью, высокая хладостойкость.
Сталь: нержавеющая, жаропрочная, электротехническая.
- Мы знакомы с разными видами обработки тонколистового металла. Перечислите их.
3. Изложение программного материала.
Сообщение темы урока.
-Сегодня на уроке мы с вами познакомимся ёще с одним из способов обработки тонколистового металла – пропильной металл.
-О развитии художественной обработке металла нам расскажут мальчики.

Возникновение этого вида обработки металлов относится к самым отдалённым временам развития кузнечного дела. Просечной металл нашел самое широкое распространение в 12-16 веках в древнерусском декоративном искусстве. Впоследствии оба вида техники – ковка и просечка сосуществовали и успешно развивались вплоть до 19 века.
Плоскостное узорочье развивалось в белокаменной архитектуре Владимиро-Суздальской Руси, в окладах икон, осветительных приборах, дверных и сундучных петлях, вещах бытового назначения.
Материалом служили серебро, медь, латунь, но особенно в этой технике использовалось железо. Просечное железо воронили, лудили, покрывали позолотой, фон раскрашивали в яркие цвета.
С середины 18 века массивные окованные сундуки стали постепенно заменяться шкатулками, железная ковка исчезает, а само железо заменяют тонкой листовой жестью, просечной узор делается мельче, более четко выступают растительные элементы.
Особого развития в то время достигло искусство просечного металла в украшении верхней части зданий(под крышей). В них часто встречаются изображения условно трактованных птиц и животных.
-Ребята, такой прём называется ---- стилизация.
-Скажите, а кто занимается этим ремеслом?
-Сможете ли вы сейчас объяснить технологию такой обработки?
-Все вы молодцы, но давайте соберём всё воедино и выработаем единый технологический приём.
Наиболее простой технологической операцией художественной обработки является техника пропильного металла. Пропильным металлам украшают шкатулки, ларцы, двери, дымники и другие предметы и приспособления.
Всё вы говорили верно, давайте расставим в определённой последовательности.
Работу начинают с подготовки заготовки, т.е правки металла.
После этого выбирается или рисуется рисунок будущего изделия на бумаге.
Затем нужно перевести рисунок на заготовку.
При выпиливании замкнутых контуров сверлят отверстия.
Для вырезания используют слесарные ножницы.
Если заготовка большая , нужно помнить об экономной разметке.
Тонкую заготовку обрабатывают, зажав её между листами фанеры. (обработать заготовку с внутренних контуров).
Чтобы повысить декоративную выразительность рисунка, под него под него можно положить цветной фон.
Готовый узор монтируют на изделие мелкими гвоздями, которые будут служить декоративными злементами.
4.Технические сведения, инструктаж перед выполнением работы.
-Как вы думаете, почему изделие должно быть без острых кромок и углов?
-С помощью какого инструмента вы сможете удалить острые углы?
-При помощи какого оборудования будете сверлить отверстия?
Послушайте меня и скажите ,так ли нужно поступать.
Коль пришёл ты в мастерскую
Бегай, прыгай, веселись
Молотком маши активно
Не стесняйся ни кого.
А потом возьми напильник
Стукни друга по спине
И включи станки скорее
Не спросивши ни кого.
Шило, ножницы, чертилки
Передай скорее так, чтобы острыми концами не поранить бы себя.
А когда ты всё начертишь
И нарежешь, насверлишь
То не вздумай убирать ты
Пусть учитель уберёт.
Повторение правил по технике безопасности.
А как нужно? –Хранить острые инструменты на верстаке?
- Передавать ножницы по металлу и острые инструменты?
После работы верстак…….
5.Практическая работа.
Посмотрите друг на друга и найдите свою пару. (У детей кружки разных цветов на груди).

Учитель раздаёт конверты.
В конвертах вы найдёте шаблон, инструкционную карту, технические требования.
6.Выполнение практической работы.
7.Подведение итогов. Выставка работ.