Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 2 класса (для детей с ОВЗ)

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для обучающихся 2-го класса для детей с ОВЗ разработана на основе:
требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
примерной основной образовательной программы начального общего образования;
Санитарно- эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189);
учебного плана МБОУ НШ №30 на 2016-2017 учебный год;
календарного учебного графика МБОУ НШ №30 на 2016-2017 учебный год, утвержденного директором ОУ и согласованного Управляющим советом школы;
адаптированной образовательной программы начального общего образования МБОУ НШ №30;
авторской программы по окружающему миру для 1-4 классов А.А. Плешакова (М.: «Просвещение» 2013);
УМК: учебник для 2 класса, А. А. Плешакова. М.: Просвещение, 2013.

Рабочая программа адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) в общеобразовательной школе и направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью посредством учебного предмета «Окружающий мир».
Обучающиеся с ЗПР это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Категория обучающихся - неоднородная по составу группа школьников.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Образовательный процесс для обучающихся с ЗПР, осваивающих АОП НОО, строится с учетом следующих специфических образовательных потребностей:
( обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
( гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
( упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
( организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
( наглядно-действенный характер содержания образования;
( развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений;
( обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
( постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
(  специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
( необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
( постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
( использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
( развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов.

Целями учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе является:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.
В соответствии с этими целями поставлены задачи:
1.Формирование уважительного отношения к семье, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни.
2. Осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём.
3. Формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях.
4. Формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.

Достижение поставленных целей при реализации данной программы предусматривает решение следующих основных, в том числе и коррекционных задач:
преодоление пробелов в умениях и навыках;
преодоление недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке развитие и расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;
формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
достижение планируемых результатов освоения АОП НОО, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР;
использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды.
С целью реализации содержания учебной программы в полном объеме в дни отмены учебных занятий согласно распорядительным документам различного уровня, предусмотрены компенсационные занятия и самостоятельное выполнение работ учащимися, с последующей коррекцией знаний, используя разные формы учебной деятельности.



















II. Планируемые результаты освоения учебного предмета
(курсивом обозначены результаты, которым учащиеся данной категории получат возможность научиться)
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2 классе являются следующие умения и качества:
более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации русского языка*;
представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе обществе);
представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям*;
эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов*
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей*.

Метапредметными результами освоения предмета «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, становления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
планировать последовательность операций на отдельных этапах урока
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
Обучающийся получит возможность научиться:
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону,на ощупь, по внешнему виду);
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять синтез объектов при работе со схемами- аппликациями ;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке - сообщений, иллюстрировании рассказов;
моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того,
о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом; признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Предметные результаты
Обучающийся научится:
находить на карте Российскую Федерацию, Москву столицу России;
называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
различать государственные символы России флаг, герб, гимн;
приводить примеры народов России;
сравнивать город и село, городской и сельский дома;
различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
оценивать отношение людей к окружающему миру;
различать объекты и явления неживой и живой природы
находить связи в природе, между природой и человеком;
ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
различать виды транспорта;
приводить примеры учреждений культуры и образования;
определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
приводить примеры семейных традиций;
соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
различать водные объекты, узнавать их по описанию;
находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
проводить наблюдения и ставить опыты;
сравнивать объекты природы, делить их на группы;
читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
ориентироваться на местности разными способами;

Контроль образовательных результатов
Общий подход к оценке знаний и умений, составляющих предметные результаты освоения предмета, в целом сохраняется в его традиционном виде.
Текущая, промежуточная аттестация на ступени начального общего образования проводится с учетом возможных специфических трудностей ребенка с ЗПР в овладении письмом, чтением или счетом. Вывод об успешности овладения содержанием образовательной программы делается на основании положительной индивидуальной динамики.
Выполняя определенный объём заданий, учащийся демонстрирует усвоение учебного предмета. При подведении итогов каждой четверти и учебного года в целом принимается во внимание накопленные оценки: результаты текущего контроля, результаты выполнения различных работ, результаты итоговых работ, а также достижения в различных областях по предмету, учтенные в портфолио учащегося.
С целью организации проектной и исследовательской деятельности предусмотрена работа учащихся над следующими проектами: «Родной город(село)», «Красная книга или Возьмем под защиту», «Профессии», «Родословная».












III. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
С целью знакомства с национальными, региональными и этническими особенностями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, изучается интегрированный курс краеведения «Мы – дети природы».
Цель данного курса: формирование у учащихся целостных представлений об окружающей природе, в социальной среде родного края и месте человека в ней, воспитание любви к родной природе на основе познания ее ценности, формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств югорского края. Темы данного курса выделены курсивом.
Где мы живем (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета Земля, страна Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Наш край – ХМАО. Главный город края (столица). Герб, флаг Югры.
Жилище народов Севера.
Основные занятия народов ханты и манси.
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; распознавание деревьев, кустарников и трав; знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений; отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка.
Народный календарь ханты и манси. Сезонные изменения в природе ХМАО. Влияние деятельности человека на растения и животных природных сообществ края. Красная книга ХМАО. Правила поведения человека в природе.
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями родного города (села).
Народный календарь ханты и манси. Сезонные изменения в природе ХМАО. Влияние деятельности человека на растения и животных природных сообществ края. Красная книга ХМАО. Правила поведения человека в природе.


Здоровье и безопасность (9 ч)
Строение тела человека. Здоровье человека его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: отработка основных правил этикета.
Югорская семья.
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края; наблюдение весенних изменений в природе.
Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты.
Сезонные изменения в природе ХМАО.






























IV.Календарно-тематическое планирование по предмету
«Ознакомление с окружающим миром » во 2 классе


п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Дата проведения





План
Факт


Родная страна
1
Сравнивать, различать и описывать герб и флаг России;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
02.09



Город и село
1
Сравнивать с помощью фотографий город и село;
сравнивать городской и сельский дома;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Проект «Родной город(село)»,
07.09



Природа и рукотворный мир
1
Различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
классифицировать объекты окружающего мира.
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
09.09



Обобщение по разделу:
«Где мы живём»
1
Выполнять тестовые задания учебника;
Оценивать свои достижения и достижения других учащихся
14.09



Неживая и живая природа
1
Различать объекты неживой и живой природы;
Приводить примеры объектов неживой и живой природы.
16.09



Явления природы
1
Оценивать личную роль в охране природы;
приводить примеры явлений неживой и живой природы;
рассказывать о сезонных явлениях.
21.09



Что такое погода?
1
Характеризовать погоду, приводить примеры погодных явлений;
различать явления неживой и живой природы;
знакомиться с устройством термометра, фиксировать результаты измерений
23.09



В гости к осени
1
Наблюдать изменениями в живой природе и фиксирование результатов наблюдений;
Устанавливать взаимозависимость между ними.
28.09



В гости к осени
1
Рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе
Оценивать свои достижения и достижения других учащихся
30.09



Звёздное небо
1
Научатся различать изученные созвездия;
связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли.
05.10



Заглянем в кладовые Земли
1
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
07.10



Про воздух
1
Наблюдать и фиксировать результаты наблюдений
12.10



Про воду
1
Определять успешность выполнения своего задания.
14.10



Какие бывают растения
1
Учащиеся практически научатся распознавать деревья, кустарники и травы
19.10



Какие бывают животные
1
Выступать с сообщениями по изучаемому материалу.
Определять успешность выполнения своего задания.
21.10



Невидимые нити
1
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
26.10



Дикорастущие и культурные растения
1
Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения;
рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении.
28.10



Дикие и домашние животные
1
Узнают, какие животные называются дикими, а какие домашними;
Сравнивать и различать диких и домашних животных.
09.11



Комнатные растения

1
Узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку.
11.11



Животные живого уголка
1
Отработка приёмов ухода за животными
16.11



Про кошек и собак
1
Учащиеся учатся обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме;
18.11



Красная книга
1
Учащиеся знакомятся с животными и птицами, представленными в Красной книге
23.11



Будь природе другом!
1
Познакомятся с правилами друзей природы и экологическими знаками.
Проект «Красная книга или Возьмем под защиту»
25.11



Обобщение по разделу: «Природа»
1
Учащиеся учатся извлекать информацию из различных источников . Выполнять тестовые задания в учебнике;
Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
Формировать адекватную самооценку

30.11



Что такое экономика?
1
Узнают значение слова "экономика",
научатся называть составные части экономики
02.12



Из чего что сделано
1
Научатся изображать производственные цепочки с помощью схем.
07.12



Как построить дом
1
Научатся узнавать различные строительные машины и материалы;
сравнивать технологию возведения городского и сельского дома
09.12



Какой бывает транспорт
1
Классифицировать средства транспорта;
узнавать по фотографиям транспорт служб экстренной помощи.

14.12



Культура и образование
1
Различать учреждения культуры и образования, приводить примеры учреждений культуры
16.12



Все профессии важны
1
Рассказывать о труде людей разных профессий. Проект «Профессии».

21.12



Контрольная работа за II четверть
1
Применять полученные знания на практике
23.12



Обобщение по разделу: «Жизнь города и села»

1
Обобщение по разделу «Жизнь города и села»
28.12



В гости к зиме

1
Узнают о зимних изменениях в живой природе
11.01



В гости к зиме
1
Учатся составлять отчет по плану.
13.01



Строение тела человека
1
Узнают, какие части тела относятся к внешнему строению, а какие к внутреннему
18.01



Если хочешь быть здоров
1
Учиться составлять правильное меню.
20.01



Берегись автомобиля!
1
Узнают правила дорожного движения.
Моделируют ситуацию вызова экстренной помощи по телефону.
25.01



Школа пешехода
1
Правила поведения на дороге, в транспорте; дорожные знаки ПДД.
Уметь выполнять правила дорожного движения
27.01



Домашние опасности
1
Объяснять с опорой на иллюстрации в учебнике потенциальную опасность бытовых приборов, предметов и ситуаций.
01.02



Пожар!
1
Узнают основные правила противопожарной безопасности;
научатся вызывать пожарных по телефону.
03.02



На воде и в лесу
1
Узнают основные правила поведения на воде и в лесу;
научатся различать съедобные и несъедобные грибы
08.02



Опасные незнакомцы
1
Правила безопасности
Учащиеся узнают, когда незнакомые люди могут быть опасны, научатся правильно действовать
10.02



Обобщение по разделу: «Здоровье и безопасность»
1
Выполнять тестовые задания в учебнике;
Оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов; формировать адекватную самооценку

15.02



Наша дружная семья
1
Рассказывать по рисунку и фотографиям учебника о семейных отношениях;
формулировать понятие «культура общения»;
моделировать ситуации семейного чтения и семейных обедов.
17.02



Родословная
1
Интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях. Проект «Родословная»
22.02



В школе
1
Рассказывать о своем школьном коллективе;
Обсуждать вопрос о культуре поведения и общения;
моделировать различные ситуации общения на уроках и переменах.
01.03



Правила вежливости
1
Учащиеся учатся оценивать характер взаимоотношений людей в школе
03.03



Ты и твои друзья
1
Оценивать реальные и игровые ситуации общения.
10.03



Мы – зрители и пассажиры
1
Закрепляют навыки поведения в транспорте и общественных местах.
15.03



Обобщение по разделу: «Общение»

Выполнять тестовые задания в учебнике. Формировать адекватную самооценку. Оценивать ответы других детей

17.03




Посмотрите вокруг
1
Различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
Анализировать текст.
22.03



Ориентирование на местности
1
Знакомятся с устройством компаса и правилами работы с ним;
осваивать приемы ориентирования по компасу
24.03



Ориентирование на местности
1
Формулировать выводы из изученного материала;
отвечать на итоговые вопросы
05.04



Формы земной поверхности
1
Анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе.
формулировать выводы из изученного материала;
отвечать на итоговые вопросы
07.04



Водные богатства
1
Различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию;
12.04



В гости к весне
1
Познакомятся с изменениями в неживой природе. Научатся классифицировать признаки
14.04



В гости к весне
1
Познакомятся с весенними изменениями в неживой природе
19.04



Россия на карте
1
сравнивать изображение России на карте и на глобусе
осваивать приёмы чтения карты
21.04



Города России
1
Учащиеся избирательно знакомятся с историей и культурой городов России и составляют свой рассказ.
26.04



Путешествие по Москве
1
Отличать герб Москвы от гербов других городов - Узнают, когда и кем была основана Москва
28.04



Московский Кремль
1
Познакомятся с историей Московского Кремля.
Составляют рассказ о достопримечательностях.
03.05



Город на Неве
1
Находить сведения об истории и достопримечательностях города на Неве в дополнительных источниках
05.05



Путешествие по планете
1
Знакомиться с многообразием стран и народов. Узнают об устройстве материка.

10.05



Путешествие по материкам
1

12.05



Страны мира

1
Знакомиться с многообразием стран и народов. Узнают об устройстве материка.

17.05



Итоговая контрольная работа
1
Применять полученные знания на практике
19.05



Впереди лето
1
Определять цветущие летом травы, насекомых, других животных;
приводить примеры летних явлений в живой и неживой природе.
24.05



Обобщение по разделу: «Путешествия»
1
Выполнять тестовые задания в учебнике;
Формировать адекватную самооценку;
Оценивать ответы других детей
Учащиеся овладевают навыками: обобщать и делать выводы; осуществлять анализ.
26.05







 Пункт 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
 *Развитие указанных личностных качеств будет продолжено в процессе дальнейшего обучения.









13PAGE \* MERGEFORMAT142315




15