Рабочие программы по технологии (технический труд)


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
городского округа г. Стерлитамак РБ
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМС
Протокол № ___ от ____
ПредседательШМС _____
О. И. Алешина
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора
____________
Л.А.Мельникова
«___» ____ 2014г. УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ«СОШ№1»
_____________
Н. Р. Муратова
Приказ № ___ от ____2014г.
Рабочая программа
по технологии (технический труд) для 11 класса
на 2014-2015 учебный год
Составлена на основе учебной программы «Технология» для общеобразовательных учреждений, 5-11 классы,научная редакция сборника: Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко, Москва, «Просвещение»,2010 год
Составитель программы:
Горбунова Е.В.,
учитель технологии
высшей категории

г. Стерлитамак
2014г.
Пояснительная записка
      Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников. Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ.
Рабочая  программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности  являются:
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Выбор и использование средств коммуникации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
       Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при выполнении проектов, связанных с воссозданием технологий традиционных промыслов.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок. Программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в основной школе.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе является: продолжение формирования культуры труда
школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств
его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.
При организации профессиональной подготовки в качестве ориентира используются нормативные документы, действующие в системе
подготовки рабочих кадров на производстве. Наименование профессий (специальностей), время (сроки) обучения должны соответствовать
«Общероссийскому классификатору профессий рабочих должностей, служащих и тарифных разрядов».
Независимо от направления обучения, содержанием программы по технологии предусматривается изучение материала по следующим
    сквозным образовательным линиям: структура современного производства; современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы; нормирование  и оплата труда; научная организация труда; получение, обработка, хранение и использование информации; знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов; влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека; перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческого проекта. Каждый раздел программы подготовки включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы теоретических сведений.
Цели и задачи учебного курса
Освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой , проектной деятельности; способах снижения последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
Овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личного или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
Развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
Воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;
Формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров, услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа по технологии для 11 класса составлена на основе ФЗ № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации», федерального (регионального) компонента государственного стандарта общего образования.              Рабочая программа разработана на основе Авторской программы по технологии  Н.В. Матяш и В.Д. Симоненко для 10-11 классов разработанной для базового (универсального) уровня обучения (Издательский центр «Вентана-Граф», 2011г)., учебного плана МАОУ «СОШ №1» (Приказ № 349 от 29.08.14), Положения «О рабочих программах МАОУ «СОШ №1» (Приказ № ___ от _____) к учебнику Н.В. Матяш, В.Д.Симоненко Технология: индустриальные технологии: 11класс:Вентана-Граф,2013год
Согласно Федеральному базисному учебному плану, учебному плану МАОУ «СОШ №1» (Приказ № ___ от ___) на проведение уроков технология в 11 классе отводится 34часов (по 1 часу в неделю.).
Требования к уровню подготовки учащихся:
влияние технологий на общественное развитие;
составляющие современного производства товаров и услуг;
способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: способы организации труда, индивидуальной и
коллективной работы;
основные этапы проектной деятельности;
источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства;
уметь:
• оценивать потребительские качества товаров и услуг;
• составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда;
• использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач;
• проектировать материальный объект или услугу;
• оформлять процесс и результаты проектной деятельности;
• выбирать средства и методы реализации проекта;
• выполнять изученные технологические операции;
• планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг;
• уточнять и корректировать профессиональные намерения;
Использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности для:
• проектирования материальных объектов или услуг;
• повышения эффективности своей практической деятельности;
• организации трудовой деятельности при коллективной форме труда;
• решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки;
• самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности;
• рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;
• составления резюме и проведения самопрезентации.
Содержание учебного курса
I. Производство, труд и технологии
1. Организация производства (8 часов)
1.1. Структура современного производства (4 часа)
Основные теоретические сведения.
Сферы профессиональной деятельности: сфера материального производства и непроизводственная сфера. Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Виды предприятий и их объединений. Юридический статус современных предприятий в соответствии с формами собственности на средства производства: государственные, кооперативные, частные, открытые и закрытые акционерные общества. Цели и функции производственных предприятий и предприятий сервиса. Формы руководства предприятиями. Отрасли производства, занимающие ведущее место в регионе.
Понятие о разделении и специализации труда. Историческое развитие разделения труда. Формы разделения труда.
Формы современной кооперации труда. Профессиональная специализация и профессиональная мобильность.
Практические работы.
Анализ форм разделения труда в организациях и предприятиях посёлка. Описание целей деятельности, особенности производства и характера продукции предприятий ближайшего окружения. Таблица профессий, относящихся к материальному и нематериальному производству.
Составление схемы структуры предприятия и органов управления.
1.2. Нормирование и оплата труда (2 часа)
Основные теоретические сведения
Основные направления нормирования труда в соответствии с технологией и трудоемкостью процессов производства: норма труда, норма времени, норма выработки, норма времени обслуживания, норма численности, норма управляемости, технически обоснованная норма. Методика установления и пересмотра норм.
Зависимость формы оплаты труда от вида предприятия и формы собственности на средства производства. Понятие заработной платы. Сдельная и повременная формы оплаты труда: виды, применение и способы расчёта. Роль заработной платы в стимулировании труда.
Практические работы
Определение вида оплаты труда для работников разных профессий. Сопоставление достоинств и недостатков различных форм оплаты труда. Определение преимущественных областей применения различных форм оплаты труда.
1.3. Научная организация труда (2 часа)
Основные теоретические сведения
Факторы, влияющие на эффективность деятельности организации. Менеджмент в деятельности организации. Составляющие культуры труда: научная организация труда, трудовая и технологическая дисциплина, безопасность труда и средства ее обеспечения, эстетика труда. Формы творчества в труде. Обеспечение качества производимых товаров и услуг. Организационные и технические возможности повышения качества товаров и услуг.
Понятие о морали и этике. Профессиональная этика. Общие нормы профессиональной этики. Ответственность за соблюдение норм профессиональной этики.
Практические работы
Проектирование рабочего места учащегося, современного рабочего места. Анализ рабочего дня и эффективная его организация.
Варианты объектов труда
Модели или эскизы организации рабочего места.
II. Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг (8 часов)
1. Функционально - стоимостной анализ (2 часа)
Основные теоретические сведения
Цели и задачи функционально - стоимостного анализа (ФСА). ФСА как комплексный метод технического творчества. Основные этапы ФСА: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный и внедрения.
Практические работы
Применение элементов функционально-стоимостного анализа для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов. Решение творческих задач.
2. Защита интеллектуальной собственности (4 час)
Основные теоретические сведения
Понятие интеллектуальной собственности. Способы защиты авторских прав. Публикации. Рационализаторское предложение. Объекты на которые выдаётся патент: открытие и изобретение, промышленный образец и полезная модель. Правила регистрация товарных знаков и знака обслуживания.
Практические работы
Разработка товарных знаков. Разработка различных форм защиты проектных предложений (тезисы докладов, краткие сообщения, заявки на полезную модель или промышленный образец).
3. Презентация результатов проектной деятельности (2 час)
Основные теоретические сведения
Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Использование технических средств в процессе презентации. Организация взаимодействия участников презентации.
Практические работы
Подготовка различных форм презентации результатов собственной проектной деятельности. Компьютерная презентация.
Варианты объектов труда
Объекты проектирования школьников. Учебные задания.
III. Профессиональное сомоопределение и карьера (4 часа)
1. Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования (2 часа)
Основные теоретические сведения
Способы изучения рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования.
Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг.
Практические работы
Изучение регионального рынка труда и профессий и профессионального образования. Знакомство с центрами профконсультационной помощи.
2. Планирование профессиональной карьеры (2 часа)
Основные теоретические сведения
Пути получения образования, профессионального и служебного роста. Виды и уровни профессионального образования и профессиональная мобильность.
Формы самопрезентации. Содержание резюме.
Практические работы
Сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями. Подготовка резюме и формы самопрезентации.
Варианты объектов труда
Резюме.
IV. Творческая проектная деятельность (14часов)
В течение отведённого времени ученики выполняют проект по уточнению своих профессиональных намерений «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».
Обсуждение идей и исследований. Оценка возможностей, необходимых для выполнения проекта. Сбор и обработка необходимой информации. Планирование работы.
Практическая деятельность по выполнению проекта. Консультации по выполнению практической части проекта. Корректировка деятельности. Оформление пакета документации.
Оценка качества выполненной работы. Подготовка к защите и защита проекта.
Тематическое планирование
№ п/пКол-во уроков Тема урока
1 1 Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
2 8
4 Организация производства.
Структура современного производства.
3 2 Нормирование и оплата труда
4 2 Научная организация
труда
5 8
2 Технология проектирования и создания материальных
объектов или услуг.
Функционально - стоимостной анализ.
6 Основные закономерности развития искусственных систем
7 4 Защита интеллектуальной собственности .8 2 Презентация результатов проектной деятельности.
9 4
2 Профессиональное самоопределение и карьера.
Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования.
10 2 Планирование профессиональной карьеры.
11 14
2
2
6
2
2
Творческая проектная деятельность.
Выбор темы творческого проекта.
Работа над темой творческого проекта.
Работа над темой творческого проекта.
Работа над творческим проектом.
Работа над творческим проектом
Защита творческого проекта.
Резервное время
Итого 35 Учебно-методическое обеспечение
Нормативные документы
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Приоритетный национальный проект «Образование»
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Концепция национальной образовательной политики РФ (приказ МО РФ от 3.8.2006 г., № 201).
Государственные стандарты общего образования по технологии, приказ МО РФ от 15.03.2004г. № 1089 (см. журнал «Школа и производство» № 4/ 2004г.).
Сборник нормативных документов. Технология. Москва ООО «Дрофа», 2006 г.
Научно-методический журнал «Школа и производство».
Методическое письмо «О преподавании предмета «Технология» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» (см. Ж. «Школа и производство» № 1 / 2005г.).
«Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих тарифных разрядов» (ОК 016-94).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008 г. № 379 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2009 – 2010 учебный год» (сайт http://www.edu.ru).
Учебники для учителя:
1. Технология: Учебник для учащихся 10 – 11  класса общеобразовательной школы / под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана - Граф, 2009.
2. Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы / под ред. В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш.– М.: Вентана - Граф, 2007.
Учебники для учащихся:
1. Технология: Учебник для учащихся 10 – 11 класса общеобразовательной школы / под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2009.
2. Технология: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательной школы / под ред. В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш.– М.: Вентана -Граф, 2007.
Интернет в помощь учителю
Дополнительную информацию по методике преподавания предмета можно получить, используя поисковые системы Интернет:
Alta Vista (http://www.altavista.digital.com);
Excite (http://www.excite.com);
Google (http://www.google.com);
HotBot (http://www.hotbot.com);
Lycos (http://www.lycos.com);
Open Text (http://search.opentext.com);
Rambler (HYPERLINK "http://www.rambler.ru/"http://www.rambler.ru);
Yandex (http://www.yandex.ru).
Общеобразовательные ресурсы
http://www.alledu.ru - Каталог «Все образование Интернета». http://www.1september.ru/ru/index.htm - Объединение педагогических изданий "Первое сентября".
http://www.catalog.alledu.ru/ - Все образование Интернета.
http://www.teleschool.ru - Телешкола - это образовательное учреждение нового типа, созданное при поддержке Министерства образования РФ.
http://www.curator.ru - Сайт посвящен применению Интернет-технологий в образовании. http://www.ucheba.com - Информация учебно-методического плана: учебные планы и программы, программы, сопровождаемые учебно-методическими документами; образовательные стандарты и документы, которые публикует Минобразования России. http://www.websib.ru/noos/it/kons.htm - Дистанционные консультации по общеобразовательным предметам.
http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей.
http://www.kcn.ru/school/book/index.htm - Мобильный учебник.
http://umka.noonet.ru/met_raz.php - Методическая копилка.
http://www.kokch.kts.ru/cdo/index.htm - Тестирование по всем предметам с 5 по 11 класс.