Разработка урока по русскому языку 7 класс по теме: Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте.


Урок по теме «ПричастиеЦель урока: Повторение изученного материала по теме «Причастие»; признаки глагола и прилагательного; суффиксы причастий; причастный оборот,формирование литературного вкуса учащихся , позитивное взаимовлияние .
Ход урока.
1.Урок начинается с чтения отрывка из воспоминаний «об уроках на целую жизнь» Сергея Сергеевича Толстого. Перед чтением рассказываю о том, что у Л. Н. Толстого было 8 детей и 26 внуков. Некоторые написали воспоминания о нем. Его внук Сергей Сергеевич оставил воспоминания об «уроках жизни». ,которые давал ему дед. Лев Николаевич Толстой делал это так незаметно , что внук оценил их , только став взрослым.
Первый урок Л.Н. Толстого.
Мальчику сказали, что приехал его дедушка, отец папы.
«Где же он?» -спрашиваю я. В ответ слышу : он на кухне. Спускаюсь вниз и вижу: Лев Николаевич сидит на кухне и беседует с кухаркой. Я тогда уже почувствовал , как это удивительно. Вместо того , чтобы сразу идти наверх и беседовать с профессором Рачинским (дедом Сергея Сергеевича по матери), лев Николаевич остановился минут на 20 поговорить с простой женщиной , мимо которой обычно проходили, не удостаивая ее вниманием.
Лев Николаевич Хотел показать , что он видит в ней такого же человека , как и во всех других людях.
Какой же жизненный урок я вынес из этой встречи с моим дедом?
После прочтения этого отрывка стараемся ответить всем классом на вопрос. Дети начинают рассуждать.
Затем зачитывается конец размышлений Сергея Сергеевича.
Лев Николаевич , как мне думается, нарочно пошел на кухню разговаривать с кухаркой : он хотел показать мне, а может быть , и моему другому деду, что ко всем людям нужно относиться одинаково… что всякий труд одинаково достоин уважения.
Подводим итог.
2.Дать определение причастия.
Найти причастие вокруг нас:
Освещенное окно
Покрашенный подоконник
Раскрытая книга…
Составляем причастные обороты:
Окно, освещенное солнцем
Книга, раскрытая на пятой странице…
Из трех предложений выбираем предложение с причастным оборотом:
Космонавт слушает и улыбается.
Приземлившихся космонавтов окружили друзья.
Небо, усеянное звездами, манило к себе.
А предложение Остров , озаренный солнцем, пышно и ярко сиял над холодной водой.
Используем для рисования по воображению: предлагаю закрыть глаза и представить эту картину и потом описать ее.
3 Предлагаю послушать стихотворение
Художник, смотрите , художник!
Пришел и сидит на пеньке.
При нем голенастый треножник
И кисточка в правой руке.
За ним – гаражи и помойки.
А прямо – огромный закат.
Два стройных жирафа на стройке,
Как черные тени , стоят
-Художник! Смотрите художник!
Сидит посреди пустыря…
Зачем- то сорвал подорожник,
Задумался- видно, не зря!
Спрашиваю о чем это стихотворение? Рассуждаем об умении видеть прекрасное в обыденном, о правде жизни, об удивительном рядом.
4 Анализ предложения:
Кудкудахтов зан..тый св..ими мыслями (не) з..мет..л как во двор вош..л м..лодой ч..ловек в к..стюмч..к.. п..сочного цвета в лаковых (полу_ сапо..ках с..ренев..м галстук.. с красн..ми крап..нками и с пр..хорош..ньк..м хлыст..ком в руках.
1.Подчеркните основы данного предложения пронумеруйте части предложения . Составьте его схему.
2.Выпишите из всего предложения слово , в котором правописание корня регулируется правилом: «В корне слова после шипящих под ударением пишется е,если в однокоренных словах или других формах этого слова есть чередование с е».
3.Выпишите из всего предложения слово , в котором правописание приставки регулируется правилом «В слове пишется приставка _пре , если она имеет значение очень»
4. Выпишите из всего предложения слово , в котором правописание Суффикса регулируется правилом : «Суффикс –ик в именах существительных сохраняет гласную при склонении, суффикс –ек имеет беглую гласную».
5 Выпишите из всего предложения слово , в котором правописание окончания регулируется правилом : « В окончаниях имен существительных 2-го склонения в предложном падеже пишется буква е»
6.Какая ошибка допущена в характеристике данного слова?
Занятый- действительное причастие прошедшего времени.
7. Запишите слово от которого образовано данное слово, укажите способ образования
Песочный
8 Выпишите из всего предложения слово , имеющее значение Думы, размышления
9. Поставьте ударение в слове Занятый
Подведение итогов:
Что повторили
О чем узнали?
Рефлексия: Отметьте на полях: как вы чувствовали себя на уроке ,с чем легко справились, в чем затруднялись
Дом. задание: повторить параграфы ,где затруднялись упр.261.