Цикл уроков по теме Кровь и лимфа


Шахтерский городской отдел образования
Шахтерская многопрофильная гимназия

Цикл уроков в 9 классе по теме:


Подготовила
учитель биологии,
учитель I квалификационной категории
Кобелева Елена Владимировна
Шахтерск – 2015
№ п/пТема Цели Тип ммМетоды и приемы Ожидаемый результат
Модуль № 1 Внутренняя среда организма человека. Состав и функции крови Учебно-образовательная – формирование у учащихся понятие о внутренней среде организма и его гомеостазе; углубление знаний учащихся о значении крови; определение состава и функций крови;
Учебно-развивающая – развитие умения учащихся работать с наглядными пособиями, микроскопами, микропрепаратами; развитие у учащихся аналитического и критического мышления, умения работать в команде;
Учебно-воспитательная – воспитание бережного отношения к своему здоровью, необходимости медицинского контроля за состоянием здоровья.
УМ
СП
АП информационный, словесный (рассказ, объяснение, беседа), наглядный, проблемно-поисковый, прием создания эмоционально-нравственной ситуацииУчащиеся называют составные части внутренней среды организма, состав и функции крови, характеризуют плазму крови; обосновывает роль внутренней среды в жизнедеятельности организма человека; объясняет значение лимфы, тканевой жидкости, понятие «гомеостаз»; наблюдает и описывает микроскопическое строение крови человека.

№ п/пТема Цели Тип ммМетоды и приемы Ожидаемый результат
Модуль № 2 Защитные свойства крови. Строение и функции эритроцитов, тромбоцитов, лейкоцитов. Свертывание крови. Учебно-образовательная – формирование понятия об особенностях строения клеток крови и установление взаимосвязи между их строением и функциями; сформировать знания о группах крови, резус-факторах; изучение защитных свойств лейкоцитов, процесса свертывания крови;
Учебно-развивающая – развитие биологической речи, умение докладывать, делать выводы, анализировать материал;
Учебно-воспитательная – воспитание бережного отношения к своему здоровью, трудолюбие.
СП
СП
СП информационно-рецептивный; наглядный, словесный; репродуктивный; интерактивный: прием «Биологический хоккей», эвристическая беседа Учащиеся распознают клетки крови на рисунках; характеризуют строение и функции эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов, свертывание крови как защитную реакцию организма; группы крови: система АВ0, резус-фактор.
№ п/пТема Цели Тип ммМетоды и приемы Ожидаемый результат
Модуль № 3 Иммунитет. Органы, принимающие участие в обеспечении иммунитета. Специфический и неспецифический иммунитет. Систематизация и обобщение знаний по теме № 3. Учебно-образовательная – сформировать у учащихся понятие об иммунитете, его видах и формах; ознакомить учащихся с возбудителями заболеваний, поражающих иммунную систему, а также с факторами среды, негативно влияющими на ее работу; сформировать понятие об аллергии и аллергенах; закрепление знаний по теме;
Учебно-развивающая – развивать умение критично мыслить, оценивать свои знания и знания своих товарищей;
Учебно-воспитательная – воспитывать уважение к своему организму.
СП
СП
КР наглядный, проблемно-поисковый, эвристическая беседа, поисковый Учащиеся называют типы иммунитета (клеточный, гуморальный), органы, принимающие участие в обеспечении иммунитета; характеризуют иммунитет, его значению и регуляцию, иммунные реакции организма; обосновывают необходимость применения вакцин и лечебных сывороток; объясняют роль иммунной системы в регуляции физиологических функций, развитии человека, регенерации тканей, роль иммунной системы в отторжении тканей; применяют знания для предупреждения заражения ВИЧ.


Цели:
Учебно-образовательная – формирование у учащихся понятия о внутренней среде организма и его гомеостазе; углубление знаний учащихся о значении крови; определение состава и функций крови;
Учебно-развивающая – развитие умения учащихся работать с наглядными пособиями, микроскопами, микропрепаратами; развитие у учащихся аналитического и критического мышления, умения работать в команде;
Учебно-воспитательная – воспитание бережного отношения к своему здоровью, необходимости медицинского контроля за состоянием здоровья.
Тип модуля: 1. установочно-мотивационный
2. содержательно-поисковый
3. адаптивно-преобразующий
Методы и приемы обучения: информационный, словесный (рассказ, объяснение, беседа), наглядный, проблемно-поисковый, прием создания эмоционально-нравственной ситуации. Оборудование: учебник «Биология» (Матяш Н.Ю. Биология: 9 кл.: Учебн. для общеобразоват. учеб. заведений / Н.Ю. Матяш, Н.Н. Шабатура; Пер. с укр. – К. : Генеза, 2009. – 272 с.: ил.), Рабочая тетрадь (Котик Т.С. Биология. 9 кл: Рабочая тетрадь / Т.С. Котик, О.В. Таглина. – Х.: Изд-во «Ранок», 2011. – 112 с. + Прил. (32 с.) телевизор, фрагмент видеофильма, компьютер, слайды, микроскопы, микропрепараты, лист рефлексии. ХОД УРОКА
I мини-модуль (установочно-мотивационный)
Организационный момент
Психологический настрой (под аудиозапись)
Я рада приветствовать вас на уроке
Вы молоды, целенаправленные, сообразительные
Вы полны сил и энергии
У вас много желаний, задумок и планов на будущее
Ежедневно вы узнаете жизнь, открываете для себя мир и открываете миру себя.
Очень хочется, чтобы каждый из вас показал себя сегодня через знания и действия на уроке. Приглашаю вас к сотрудничеству.
Сегодня мы начинаем изучение темы № 3 «Кровь и лимфа». Эту тему мы будем изучать 9мм, выполним 1 лабораторную работу и напишем контрольную работу в виде тестов.
познакомимся с составом и функциями крови
опишем ее микроскопическое строение;
научимся различать типы иммунитета;
дадим характеристику группам крови;
применять полученные знания в жизни.
У вас на парте лежит структурно-часовая модель учебного модуля, по которой вы можете узнать, что мы будем изучать на уроке, какие дополнительные задания можно выполнить.
№ ппДата проведения Этап учебного модуля Содержание учебной деятельности
1. УМ
СП
АП Внутренняя жидкая среда организма
Состав и функции крови
Лабораторная работа № 3. Микроскопическое строение крови человека.
2. СП
СП
СП Защитные свойства крови.
Строение и функции эритроцитов, тромбоцитов, лейкоцитов.
Свертывание крови.
3. СП
СП
КР Иммунитет. Органы, принимающие участие в обеспечении иммунитета.
Специфический и неспецифический иммунитет.
Систематизация и обобщение знаний по теме № 3.
Карточка с вопросами, на которые вы должны уметь дать ответы к концу изучения темы, а также какой дополнительный материал можно приготовить к этой теме.
Знать:
Что такое внутренняя среда?
Состав крови. Строение и функции клеток крови.
Что такое переливание крови (гемотрансфузии)?
Что такое иммунитет? Формы и виды иммунитета.
Особенности иммунной системы.
Пути передачи ВИЧ-инфекций.
Термины и понятия: гомеостаз, кровь, лимфа, тканевая жидкость, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, гемоглобин, малокровие, агглютиногены, агглютинины, резус-фактор, фибриноген, фибрин, гемофилия, лейкоцитоз, лейкопения, иммунитет, неспецифический, специфический, клеточный, гуморальный, естественный и искусственный иммунитеты, иммунная система; аллергия, инфекция, трансплантация, СПИД. Задания по выбору:
Проект «Проблемы заболеваний крови».
Буклет «Пути заражения ВИЧ».
Электронный учебник «Загадки иммунитета».
Мефистофель, предлагая Фаусту подписать союз с “нечистой силой” говорил: “Кровь, надо знать, совсем особый сок”. В этих словах отражается мистическое верование в кровь как в нечто таинственное. За кровью признавали могучую и исключительную силу: кровью скрепляли священные клятвы; жрецы заставляли своих деревянных идолов “плакать кровью”, древние греки приносили кровь в жертву своим богам. Кровь считали носителем души.
Действительно, кровь самая удивительная ткань нашего организма. С развитием науки человеческий разум все глубже проникает в тайны внутренней жидкой среды организма.
Какие ассоциации, эмоции, чувства возникли у вас?
Какие вопросы появились?
Какую тайну, связанную с жизнью, мы сегодня раскроем?
Чтобы успешно раскрыть эти тайны, объединимся в группы.
Предлагаю вам посмотреть фрагмент видеофильма «Тайны анатомии» и дать характеристику компонентам внутренней среды по группам: группа 1 – кровь, группа 2 – лимфа, группа 3 – межтканевая жидкость.
После обсуждения группы представляют результаты своей работы (вывешиваются схемы, проходит защита).
Группа 1
ЭритроцитыЛейкоциты
Группа 2

Группа 3
Лимфа

По химическому составу близка к плазме крови
Движется: Лимфатические капилляры

Лимфатические сосуды

Лимфатические узлы
(фильтры от посторонних частиц и микроорганизмов)


Кровеносные сосуды
Вывод: с помощью этих жидкостей в организме протекают все важные физиологические процессы, а именно: к клеткам беспрерывно поступают питательные вещества и удаляются конечные продукты жизнедеятельности.
II мини-модуль (содержательно-поисковый)
Организация класса.
Группы представили свои исследования и следующий этап нашей работы – это изучение функций и состава крови.
Откройте тетради на странице 22 и закончите таблицу № 6 «Значение крови», пользуясь параграфом 16 учебника. Время выполнения – 10 минут.
Прием «Ассоциативный куст»
Составление схемы «Функции крови» на доске с использованием заполненной таблицы в Рабочей тетради. Время выполнения 5 минут.
Ассоциативный куст
Функции крови
Защитная
Дыхательная
Питательная
Гомеостатическая
Выделительная
Терморегуляторная
Регуляторная

Рассказ учителя (время 3 минуты)
Все рассмотренные функции крови направлены на поддержание гомеостаза организма. Поскольку кровь принимает участие в разнообразных функциях, многие органы влияют на ее состав. По составу крови можно сделать вывод о состоянии этих органов. На это ученые обратили внимание очень давно. Вот послушайте, как в 1857 году французский ученый, основоположник концепции гомеостаза, Клод Бернар сказал о постоянстве внутренней среды: «Постоянство внутренней среды организма – это залог его свободной и независимой жизни». А в 1929 году американский ученый Кеннен дал название этому явлению. Итак, постоянство внутренней среды организма называется гомеостаз. Что ж, а теперь поговорим о столь известной, но в тоже время пока еще неизвестной нам с вами жидкости – крови.
Из чего же состоит наша крови? Давайте посмотрим на слайд (использование компьютерной презентации – слайд № ).
Свежая кровь – это красная непрозрачная жидкость, состоящая на 60% из плазмы и на 40% - из форменных элементов, т.е. клеток крови. Кровь относится к соединительной ткани с жидким межклеточным веществом. Общее количество крови в организме человека составляет приблизительно 7% от массы тела, то есть для взрослого человека это 5-6 литров. У подростков в организме находится примерно 3 литра крови. Теперь поговорим более подробно, что входит в состав плазмы. Плазма крови – это бесцветная жидкость, на 90% состоящая из воды. 10% составляет так называемый сухой остаток. Но насколько же он многообразен! В сухом остатке содержатся белки, жиры, углеводы, а также минеральные соли.
Предлагаю, используя раздаточный материал, каждой группе дополнить рассказ учителя.
Работа в группах (время 5 минут)
Афиширование материалов (время 3 минут)
Короткий доклад
Группа № 1
По сосудам циркулирует не вся кровь. Часть крови (45-50 % от общей массы) находится в депо:
В коже – приблизительно 10%;
В печени – почти 20%;
В селезенке – до 16%.
Группа № 2
Кровь характеризуется рядом свойств и показателей, определение и измерение которых необходимы для диагностики различных заболеваний. Ее удельный вес колеблется в зависимости от количества форменных элементов, белков и жиров и составляет 1,06-2,064 г/мл, рН=7,35-7,45, осмотическое давление плазмы – 7,6 атм.
Группа № 3
Физиологический раствор – это 0,9%-й водный раствор солей, подобный плазме. Им заменяют кровь и используют в больничной практике в случае значительных кровопотерь или обезвоживания организма.
Подведение итогов урокаПрием «Мозговой штурм»
Из списка (1-10) выберите ответы на вопросы (I – XII) (слайд № ).
III мини-модуль (адаптивно-преобразующий)
Лабораторная работа № 3 «Микроскопическое строение крови человека»
Демонстрация фотографий микропрепаратов на интерактивной доске (использование электронной лаборатории).
Рассматривание в микроскоп препаратов крови человека и лягушки (для сравнения количества эритроцитов).
Выполнение заданий в Тетрадях для лабораторных и практических работ.
Подведем итог овладения материалом сегодняшнего урока, заполнив лист рефлексии (слайд № ).
Домашнее задание:
Выучить параграф 16, разобрать вопросы стр. 51.
По выбору:
Все вы будущие родители и вам придется отвечать на вопросы ваших маленьких «почемучек». Напишите небольшой раздел в детскую энциклопедию о составе и значении крови в организме.
Подготовить информацию о специализациях гематологии.


Цели;
Учебно-образовательная – формирование понятия об особенностях строения клеток крови и установление взаимосвязи между их строением и функциями; сформировать знания о группах крови, резус-факторах; изучение защитных свойств лейкоцитов, процесса свертывания крови;
Учебно-развивающая – развитие биологической речи, умение докладывать, делать выводы, анализировать материал;
Учебно-воспитательная – воспитание бережного отношения к своему здоровью, трудолюбие.
Тип модуля:
Содержательно-поисковый;
Содержательно-поисковый;
Содержательно-поисковый.
Методы и приемы: информационно-рецептивный; наглядный, словесный; репродуктивный; интерактивный: прием «Биологический хоккей», эвристическая беседа.Оборудование и материалы: учебник «Биология» (Матяш Н.Ю. Биология: 9 кл.: Учебн. для общеобразоват. учеб. заведений / Н.Ю. Матяш, Н.Н. Шабатура; Пер. с укр. – К. : Генеза, 2009. – 272 с.: ил.), Рабочая тетрадь (Котик Т.С. Биология. 9 кл: Рабочая тетрадь / Т.С. Котик, О.В. Таглина. – Х.: Изд-во «Ранок», 2011. – 112 с. + Прил. (32 с.) телевизор, фрагмент видеофильма, компьютер, слайды, лист рефлексии. Девиз урока: Знания настолько драгоценная вещь, что их необходимо добывать из любого источника. (Абу-эль-Фарадж).
Кровь – зеркало организма.
К.Бернард.
Ход урока
I мини-модуль (содержательно-поисковый)
Эмоциональный настрой класса
Музыкотерапия с аутотренинговым упражнением
Расположитесь удобно, расслабьте все мышцы, закройте глаза.
Тихая спокойная волна перекатывается внутри вас. Вам приятно находиться в состоянии покоя. Ваше сознание как мягкое облачко над лучистым морем. Море красивое, волны катятся, бьются о берег. Солнечный лучик радостно пробегает по брызгам волн. Спокойно кружится в небе белая чайка, пахнет свежестью и морем.
Вы птицы, ваши крылья – это вера в себя. Поверьте в силу мозга, в уверенность. Вы легко отвлекаетесь от тревожных мыслей, энергия восстанавливается с излишком, творчество наполняет вас, и вы готовы лететь навстречу новому, неизведанному.
Актуализация опорных знаний
Сегодня на уроке мы совершим путешествие на неизвестную вам планету, но чтобы попасть на звездолет, вы должны купить у меня билеты. Цена билета – ваш правильный ответ на вопросы.
Прием «Биологический хоккей»
Внутреннюю среду организма образуют … (Кровь, лимфа, межтканевая жидкость).
Благодаря какому процессу происходит обмен между кровью и клетками …(диффузия и осмос).
Что поступает из крови в межтканевую жидкость …(питательные вещества, кислород, вода).
А что поступает из межтканевой жидкости в кровь… (продукты распада питательных веществ).
Как называется совокупность процессов, обеспечивающих постоянство внутренней среды…(гомеостаз).
Что поддерживается в организме человека на относительно постоянном уровне …(температура тела, кровяное давление, осмотическое давление, кислотно-щелочной баланс)
Какие функции выполняет кровь, циркулируя в организме …(транспортную, защитную).
Сколько крови циркулирует в организме человека массой 70 кг … (5 литров).
Что входит в состав крови …(плазма, клетки крови).
Автор концепции гомеостаза …(Кеннен).
Что является основой плазмы …(вода).
Как называется водный раствор солей, концентрация которых 0,9 % …(физиологический раствор).
Мотивация учебной деятельности
Знаете ли вы, что если кто-нибудь из вас решил подсчитать эритроциты одного человека, то, считая по 10 клеток за минуту, он провел бы за этим занятием 400 000 лет, так как эритроцитов у нас 25 трлн.
Почему их так много?
Что такое группы крови?
Как их нужно переливать?
Почему даже когда придерживаются правил переливания крови, иногда бывают серьезные осложнения?
Путешествуя по планете эритроцитов, мы с вами сделаем остановки на таких станциях:
Станция «Строение и функции эритроцитов»
Станция «Гемоглобин»
Станция «Малокровие»
Станция «История переливания крови»
Станция «Группы крови».
Изучение новой темы
Станция «Строение и функции эритроцитов»
Самостоятельная работа с учебником
Используя содержание параграфа 17, заполнить таблицу 1, стр. 23 Рабочей тетради.
Проверка таблицы.
Станция «Гемоглобин»
Рассказ учителя с использованием компьютерной презентации
Эритроцит покрыт мембраной, а в середине заполнен белковым веществом – гемоглобином. Строение молекулы гемоглобина расшифровали и создали его модель в 1960 году английские ученые М.Перут и Д.Кендрю. Гемоглобин состоит из белка глобина и железосодержащего вещества – гемма. Именно поэтому атом Феррума гемоглобина способен отдавать и принимать молекулы кислорода без изменения валентности. Соединения гемоглобина с кислородом ярко-красного цвета и называется оксигемоглобин (Слайд).

Станция «Малокровие»
Сообщение учеников (врачи-гематологи).
Под воздействием неблагоприятных факторов: плохое питание, малоподвижный образ жизни, радиационное и химическое загрязнение окружающей среды, хронических заболеваний пищеварительных путей, вредных привычек - у человека уменьшается количество эритроцитов или содержание в них гемоглобина, возникает так называемое малокровие, или анемия (в переводе с греческого - отсутствие крови). При малокровии наблюдается кислородное голодание всех органов и тканей организма. Это влияет на умственную и физическую работоспособность.
Симптомы этого заболевания: человек жалуется на одышку, чувствует слабость, шум в ушах, кожные покровы и слизистые оболочки бледнеют. У детей наблюдается потеря аппетита, вялость, перемены настроения, задержка физического развития. Иногда дети едят мел, землю.
У подростков может наблюдаться сухость кожи, ломкость ногтей и волос.
Больные анемией должны полноценно питаться. В их рацион должны входить: достаточное количество витаминов, белков, солей Кобальта и Железа. Наибольшее количество железа содержится в кураге, айве, шиповнике, яблоках.
Закрепление изученного материала
Тестирование с взаимопроверкой
Стр.24 Рабочей тетради. Тесты по вариантам.
II мини-модуль (содержательно-поисковый)
Продолжаем наше путешествие. И следующая станция «История переливания крови»
Станция «История переливания крови»
Сообщения учеников (историки)
Еще в давние времена человек пытался лечиться кровью животных. В произведениях Гомера говорится о том, что Одиссей давал пить кровь теням подземного царства, чтобы вернуть им сознание, память и речь. Гиппократ предлагал людям с нарушением психики пить кровь здоровых людей. Известны факты, что больным эпилепсией и людям пожилого возраста давали пить кровь умирающих гладиаторов.
Крови приписывали омолаживающее действие. Так, в Риме престарелый Папа Иннокентий VIII лечился кровью десятилетних мальчиков. Но приготовленный напиток не помог, и Папа умер.
Кровь животных с лечебной целью пили во время войн, поэтому за египетскими войсками шли целые стада баранов.
В 1628 году английский ученый В. Гарвей открыл закон кровообращения. Он объяснил принцип движения крови в живом организме и тем самым открыл широкие возможности для переливания крови.
Первые успешные эксперименты по переливанию крови от одной собаки к другой были сделаны в 1666 году английским анатомом р. Лоуэром, а в 1667 году французский ученый д. Б. Денни провел первое переливание крови животного человеку. Он перелил больному лихорадкой стакан крови ягненка. Больной поправился. Но не все переливания крови были удачными. Начались осложнения, появились смертельные случаи, и переливания во Франции были запрещены.
Сделать внутривенное переливание крови человеку было очень сложно (до изобретения пустотелой иголки для инъекций и современного шприца оставалось еще два столетия). Кристофер Ренн в 1656 году использовал как иголку для инъекций перо птиц, а шпиц заменял пузырь рыб. В 1832 году акушер из Петербурга Г. Вольф сделал первое в России переливание крови от человека человеку. Переливание прошло успешно!
Станция «Группы крови»
Сообщения учеников (врачи-гемотрансфузиологи)
(используется таблица» Группы крови» в учебнике, с. 54). Человека, которому переливают кровь, называют реципиентом (тот, кто получает). Людей, которые, спасая жизнь больных, дают им свою кровь, называют донорами( от латинского доно - дарить) Донором может быть здоровый человек от 18 до 60 лет. За один раз, без вреда для здоровья, донор может сдать 250-400мл крови. Неудачными переливания крови были до тех пор, пока не стало известно, что кровь одного человека не всегда совместима с кровью другого. В 1901 году австрийский ученый К. Ландштейнер, а после него в 1907году чешский врач Ян Янский доказали, что существует 4 группы крови, которые наследуются от родителей. Их обозначили: Первая – О (I). Вторая-А (II).Третья-В(III). Четвертая – АВ (IV). Большинство людей имеют О или А группу крови.
Прием «Управляемое чтение».
Составление схемы переливания крови (слайд). Проверка правильного ответа с использованием интерактивной доски.
Станция «Астрологическая»
Кровь изучают давно, но она продолжает удивлять новыми загадками. В одном из номеров газеты «Здоровье» (приложение к «АиФ») я прочитала мнение одного биоэнергетика. Он считает, что люди с 4 группой крови имеют самый низкий биоэнергетический потенциал. С 3 группой- выше, со 2 – еще выше, а самый высокий – у людей с 1 группой.
Астролог: Я хочу еще дополнить: японские ученые убеждены, что характер и индивидуальные особенности каждого человека связаны тоже с группой крови.
Люди с 1 группой удачливые и непоколебимые борцы, часто лидируют в бизнесе, спорте, искусстве. Правда они, жестки до жестокости и не останавливаются ни перед чем во имя достижения цели. Они очень ревнивы, суетливы и болезненно амбициозны.
Люди со 2 группой крови старательны, обаятельны, умеют работать в условиях сильного стресса, очень способные и надежные друзья. Любят гармонию, спокойствие, порядок, чувствительны, терпеливы, доброжелательны. Их слабость – упрямство и неспособность расслабляться.
Люди с 3 группой крови впечатлительны, меланхоличны, деликатны, но очень требовательны к себе и другим. Легко могут приспосабливаться ко всему, гибки, желают быть независимыми.
Люди с 4 группой крови эмоциональны, нерасчетливы, а потому часто бедны. У них небольшие внутренние конфликты. Люди их любят, так как они тактичны, справедливы к окружающим. Их слабости: иногда бывают очень резки, долго колеблются, чтобы принять нужное решение.
Наш звездолет отправляется на планету «Тромбоциты»
Ребята, нам не раз приходилось видеть, как на месте пореза пальца уже через несколько минут образуется сгусток. Это имеет большое значение для организма, поскольку защищает организм от кровопотери. Какой механизм лежит в основе свертывания крови? Какое строение и функции тромбоцитов?
И наша первая станция «Строение и функции тромбоцитов»
Продолжаем заполнять таблицу 1, стр.23.
Станция «Это любопытно»
Сообщения учеников
У здорового человека в крови 1,5 трлн. тромбоцитов. Но они такие маленькие, что все их можно поместить в две десертные ложки.
Клетки крови постоянно отмирают и заменяются новыми.
У взрослого человека ежечасно отмирает миллиард эритроцитов, 5 миллиардов лейкоцитов и два миллиарда тромбоцитов.
На смену им приходят новые клетки, вырабатываемые в костном мозге и селезенке.
За сутки заменяется примерно 25 граммов крови.
Костный мозг взрослого человека весит в среднем 2600 граммов. За 70 лет жизни он дает 650 килограммов эритроцитов и тонну лейкоцитов.
Жидкость внутри зеленых кокосов может быть использована как заменитель плазмы крови.
Первые Банки крови появились во время Второй Мировой войны.
Рассказ учителя с составлением схемы
А теперь познакомимся с главной функцией тромбоцитов – свертыванием крови.
Процесс свертывания (слайд)
Прием «Головоломка»
ОПРЕДЕЛИТЬ 1.СТРОЕНИЕ И 2.ФУНКЦИИ ТРОМБОЦИТОВ(ЗАЧЕРКНУТЬ АНГЛИЙСКИЕ БУКВЫ)
1. кhjрwоdвяrнwыvе пzsлаfrсjтbиhsны, неwqпfраrwвиggльqqнfsой фоgrрмы2. свlёртkываbние кроhdви, защиbgщают от поfrтеgри крwовzиИгра «Микрофон»
На этом мини-модуле мы выучили….(клетки крови – тромбоциты).
Про тромбоциты я узнал … (наименьшие бесцветные безъядерные клетки)
Мне было интересно то, что… (клетки способны склеиваться между собой).
Мы научились …(составлять схему свертывания крови)
III мини-модуль (содержательно-поисковый)
Эту планету населяют необычные существа. Давайте с ними познакомимся! (Демонстрация мультфильма «Лимфоциты и онко-клетки», ссылка http://youtu.be/2cBfgekP7RU).
Прием «Управляемое чтение»
Пользуясь учебником, параграф 20, заполняем таблицу № 1, стр. 23 в тетради.
Станция «Калейдоскоп»
Выступление исследователя-физиолога
Лейкоци́ты (от греч. λευκος — белый; κύτος — клетка) — белые кровяные клетки. Главная сфера действия лейкоцитов — защита. Они играют главную роль в специфической и неспецифической защите организма от внешних и внутренних патогенных агентов, а также в реализации типичных патологических процессов.
Все виды лейкоцитов способны к активному движению и могут переходить через стенку капилляров и проникать в ткани, где они поглощают и переваривают чужеродные частицы. Этот процесс называется фагоцитоз, а клетки, его осуществляющие, — фагоцитами.
Если чужеродных тел проникло в организм очень много, то фагоциты, поглощая их, сильно увеличиваются в размерах и в конце концов разрушаются. При этом освобождаются вещества, вызывающие местную воспалительную реакцию, которая сопровождается отеком, повышением температуры и покраснением пораженного участка.
Вещества, вызывающие реакцию воспаления, привлекают новые лейкоциты к месту внедрения чужеродных тел. Уничтожая чужеродные тела и поврежденные клетки, лейкоциты гибнут в больших количествах. Гной, который образуется в тканях при воспалении, — это скопление погибших лейкоцитов.
Лейкоциты различаются по происхождению, функциям и внешнему виду. Некоторые из лейкоцитов способны захватывать и переваривать чужеродные микроорганизмы (фагоцитоз), а другие могут вырабатывать антитела.
По морфологическим признакам лейкоциты, окрашенные по Романовскому—Гимзе, со времён Эрлиха традиционно делят на две группы:
зернистые лейкоциты, или гранулоциты — клетки, имеющие крупные сегментированные ядра и обнаруживающие специфическую зернистость цитоплазмы; в зависимости от способности воспринимать красители они подразделяются на нейтрофильные, эозинофильные и базофильные;
незернистые лейкоциты, или агранулоциты — клетки, не имеющие специфической зернистости и содержащие простое несегментированное ядро, к ним относятся лимфоциты и моноциты.
Соотношение разных видов белых клеток, выраженное в процентах, называется лейкоцитарной формулой.
Исследование количества и соотношения лейкоцитов является важным этапом в диагностике заболеваний.
Эозинофилы — лейкоциты, содержащие двудольчатое ядро и гранулы, которые окрашиваются эозином в красный цвет. Они регулируют аллергические реакции, их количество возрастает при аллергиях, а также в случаях заражения паразитическими червями (гельминтами) .Важный вклад в изучение защитных свойств лейкоцитов внесли Илья Мечников и Пауль Эрлих. Мечников обнаружил и изучил явление фагоцитоза, и впоследствии разработал фагоцитарную теорию иммунитета. Эрлиху принадлежит открытие различных видов лейкоцитов. В 1908 за свои заслуги учёные совместно были удостоены Нобелевской премии.
Станция «Лаборатория»
Очень часто врач назначает сдать анализ крови. Как самому прочитать результаты анализа крови? Для того существуют:
Лейкоцитарная формула.
Нейтрофилы (сегментоядерные) 47-72%
Палочкоядерные (юные) нейтрофилы 0-3%
Лимфоциты 16-43%
Моноциты 0,5-10%
Эозинофилы 0,7-7%
Базофилы 0,3-2%
Завышенное количество лейкоцитов – вирусные заболевания или опухоли крови, а заниженное – иммунодефицит.
Количество эритроцитов
В одном литре крови содержится эритроцитов:
у мужчин 4,5×1012/л—5,5×1012/л (4,5—5,5 млн. в 1 мм³ крови),
у женщин — 3,7×1012/л—4,7×1012/л (3,7—4,7 млн. в 1 мм³),
у новорождённых — до 6,0×1012/л (до 6 млн. в 1 мм³),
у пожилых людей — 4,0×1012/л (меньше 4 млн. в 1 мм³).
Количество гемоглобина:
у мужчин – 130-160 г/л;
у женщин – 120-150 г/л.
Понижение эритроцитов наблюдается во время стрессов, голодания, анемии, метастаз злокачественных образований.
Повышение наблюдается при некоторых инфекциях (вирусный гепатит, малярия, ВИЧ), артрите.
Тромбоциты
В норме их количество в пределах 180,0-320,0*109 /л. Повышение наблюдается в период воспаления, во время хирургических операций. Понижение – анемия, заболевания иммунитета.
Наш звездолет совершил посадку в аэропорт «Гимназия». Предлагаю заполнить лист рефлексии и выполнить задание.
Работа в парах. Подведение итога.
Составление сенканов (1-й ряд – эритроциты, 2-й ряд – лейкоциты, 3-й ряд – тромбоциты).
Эритроцит
Красный безъядерный
Образовывается, переносит, совершает
В организме человека дыхательные функции
Клетка.
Лейкоцит
Бесцветный, ядерный
Образовывается, живет, защищает
Организм от бактерий
Белая клетка
Тромбоцит
Безъядерный овальный
Живет, разрушается, выполняет
Свертывание крови
Пластинка
Домашнее задание:
Обязательное – выучить параграфы 17, 18, 19, 20, отвечать на вопросы.
По выбору – составить кроссворд по изученной теме, подготовить выступление врачей-иммунологов, подготовить сообщение об И. Мечникове, «История вакцинации», «СПИД – чума XXI века».


Тема модуля: Иммунитет. Органы, принимающие участие в обеспечении иммунитета. Специфический и неспецифический иммунитет. Систематизация и обобщение знаний по теме № 3.
Цели:
Учебно-образовательная – сформировать у учащихся понятие об иммунитете, его видах и формах; ознакомить учащихся с возбудителями заболеваний, поражающих иммунную систему, а также с факторами среды, негативно влияющими на ее работу; сформировать понятие об аллергии и аллергенах; закрепление знаний по теме;
Учебно-развивающая – развивать умение критично мыслить, оценивать свои знания и знания своих товарищей;
Учебно-воспитательная – воспитывать уважение к своему организму.
Тип урока:
содержательно-поисковый
содержательно-поисковый
контрольно-рефлексивный
Методы и приемы: наглядный, проблемно-поисковый, эвристическая беседа, поисковый.

Оборудование и материалы: учебник «Биология» (Матяш Н.Ю. Биология: 9 кл.: Учебн. для общеобразоват. учеб. заведений / Н.Ю. Матяш, Н.Н. Шабатура; Пер. с укр. – К. : Генеза, 2009. – 272 с.: ил.), Рабочая тетрадь (Котик Т.С. Биология. 9 кл: Рабочая тетрадь / Т.С. Котик, О.В. Таглина. – Х.: Изд-во «Ранок», 2011. – 112 с. + Прил. (32 с.) телевизор, фрагмент видеофильма, компьютер, слайды, лист рефлексии, портреты И.Мечникова и П.Эрлиха. Царица грозная, Чума,
Теперь идет на нас сама,
И льстится жатвою богатой, и к нам в окошко день и ночь
Стучит могильною лопатой…
Что делать нам и чем помочь?
А.С.Пушкин. Пир во время чумы.
I мини-модуль (содержательно-поисковый)
Ход урока
Организационный момент
Пословица утверждает: «Знания сбираются по капле, как вода в ладони». Как вы думаете, о чем идет речь? Я желаю вам достичь наивысших результатов во время выполнения заданий на уроке.
Предлагаем учащимся задания по выбору:
1. Разгадать чайнворд (раздаточный материал)
Э О Ц И Т Н
Р Р Л Е Й Е
И Т Р Т К Г
Т И О Т О О
А Ц М И Ц Н
Г Г Л Ю Т И

2. Клуб знатоков
Почему у жителей высокогорных районов количество эритроцитов в крови увеличивается?
В больницу привезли человека, который во время аварии потеря большое количество крови. Вы доктор и ваше задание – спасти жизнь пострадавшему. Что и как вы будете делать?
На станцию переливания крови пришел человек и изъявил желание стать донором. Медсестра немедленно взяла у нового донора 500 мл крови и отправила ее на сохранение. Какие ошибки допустила медсестра?
«Лови ошибку!»
Эритроциты – бесцветные клетки крови, снабжающие кислородом организм. Эритроциты имеют овальную форму. В норме эритроциты живут около 200 дней. А потом разрушаются в лимфатических узлах. Кровь постоянно пополняется новыми эритроцитами, которые образуются в селезенке из стволовых клеток.
Тромбоциты – красные кровяные пластинки, принимающие участие в защите организма от чужеродных агентов. Продолжительность их жизни составляет 120 дней.
Лейкоциты – это бесцветные клетки крови, которые образуются в красном костном мозге и обеспечивают процесс свертывания крови.
У людей по системе АВ0 существуют 4 основные группы крови, которые могут меняться на протяжении жизни. При переливании крови учитывается резус-фактор и резус-конфликт, которые определяются по наличию склеивающих веществ – агглютининов и агглютиногенов.
Прием «Проблемный вопрос»
Вспомните функции лейкоцитов (слайд)
Способность организма защищать собственную целостность, биологическую индивидуальность и генетическое постоянство внутренней среды называют иммунитетом.
Выступление ученика с докладом об И.Мечникове (слайд)
Различают 2 формы иммунитета: специфический и неспецифический.
Прием «Управляемое чтение»
Проработать раздел № 1 параграфа 21 и выполнить задание в тетради 1 вариант - № 2, 2 вариант - № 3.
Какие же виды иммунитета различают? Что такое вакцинация? Каково ее значение? Ответы на эти вопросы мы узнаем из следующего видеофрагмента (ссылка http://youtu.be/oqqBBnjZCwY).
Прием «Удивляй!»
1.    Чума известна с глубокой древности. Вот некоторые статистические данные: В VI веке в Византийской империи болезнь продолжалась 50 лет и унесла 100 млн. человек. В XIX в. в Европе погибла четверть населения – 10 млн. человек. Чуму называли черной смертью. Что же такое чума? Это зоонозная природно – очаговая бактериальная болезнь, с преимущественно трансмиссивным механизмом передачи возбудителя, характеризующаяся интоксикацией, лихорадкой, поражением лимфатической системы, сепсисом и высокой летальностью. Возбудитель - грамотрицательная полиморфная бактерия. Источниками возбудителя являются грызуны и их эктопаразиты. Эпидемии чумы практически перестала грозить человеку, т.к. почти исчезла, вытесненная серой крысой, черная крыса, блохи которой и служили переносчиками заболевания.
2.    В начале XIX в. с развитием мировой торговли стала распространяться холера. Зарегистрировано 6 крупных эпидемий холеры. В Россию ее завезли с караванами из Ирака и Афганистана, а позднее из Западной Европы. Последняя мировая эпидемия холеры со вспышками в разных странах длилась 1902 по 1926 гг. В России до 1917 года за 59 холерных лет заболело более 5 млн. человек, причем половина из них погибла. Что сегодня известно о холере. Холера – это антропонозная бактериальная инфекционная болезнь, характеризующаяся нарушением водно – солевого и белкового обмена. Возбудителем холеры является холерный вибрион. Он хорошо сохраняется в воде, легко переносит холод, но плохо выдерживает нагревание. От хлорной извести и хлорамина он погибает. Поэтому при угрозе холерной эпидемии рекомендуют тщательно кипятить воду, молоко, а перед едой тщательно мыть руки.
3.    Оспа была не менее опасна, от нее погибло еще больше людей, чем от чумы. В XVIII в. в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тыс. Ею заболевало 2/3 родившихся, из 8 человек трое умирали. Люди с гладкой кожей, без оспенных рубцов, встречались очень редко. Особенно опасна оспа для людей с 0 группой крови. Поэтому оспа, попавшая в Америку, практически приводила к вымиранию целых племен индейцев, у которых преобладала 0 группа. В 1796 году английский врач Э.Дженнер открыл оспопрививание и положил начало борьбе с этим недугом. В 1980 году ВОЗ объявила о том, что оспа окончательно побеждена во всем мире.
Закрепление новых знаний
Найдите лишний термин:
иммунитет, лейкоциты, лимфоциты, эритроциты;
фагоциты, фибриноген, антитела, интерферон;
прививка, вакцина, сыворотка, переливание.
II мини-модуль (содержательно-поисковый)
Прием «Мозговой штурм»
2 ученика выходят к доске и рисуют схему гуморального и клеточного иммунитета. Дают ответы на вопросы, что такое антитела и антигены.


Работа в группах. Работа с учебником.
Объединяю класс в 3 группы. Группа № 1 – изучение иммунной системы, группа № 2 – изучение иммунных реакций и составление памятки, группа № 3 – Изучение проблемы ВИЧ/СПИДа.
Прием «Учись обучая»
На интерактивной доске изображение тела человека. Группа № 1 подписывает органы иммунной системы и указывает места образования Т-лимфоцитов и В-лимфоцитов. Группа № 2 озвучивает составленную памятку. Например:
Аллергены – вещества, вызывающие аллергическую реакцию.
Внешние аллергены (экзоаллергены):
пищевые продуты (яйца, шоколад, цитрусовые),
разные химические неорганические вещества (запахи цветов, духов),
лекарственные препараты.
Внутренние аллергены (эндоаллергены):
собственные ткани организма (при ожогах или обморожениях);
реакции на укусы пчел, шмелей и других насекомых;
ионизирующая радиация.
Проявления аллергии:
высыпания на коже;
экземы;
отек слизистых оболочек;
сужение дыхательных путей;
астма;
Группа № 3 – выступление с докладом-памяткой.
Пути передачи ВИЧ. Памятка.
Да Нет
Через кровь Воздушно-капельный путь
От матери к ребенку Бытовой путь
При использовании зараженных мединструментов При укусах насекомых
Половые контакты Бассейн, баня
Прием «Светофор»
Учащиеся отвечают на вопросы при помощи сигнальных карточек. Красный цвет – нет, зеленый – да.
Резус-конфликт возникает, когда мать и дитя резус-положительные.
Т-лимфоциты обеспечивают клеточный иммунитет.
Основная функция эритроцитов – транспорт кислорода.
В свертывании крови принимают участие лейкоциты.
Тромбоциты – клетки крови, не имеющие ядра.
Активный искусственный иммунитет возникает в результате введения лекарственной сыворотки.
Лейкоцитоз – это понижение содержания лейкоцитов в крови.
III мини-модуль (контрольно-рефлексивный)
Психологический настрой.
Контроль знаний по теме «Кровь и лимфа».
I ВАРИАНТ
1 уровень
1. УКАЖИТЕ, КАК НАЗЫВАЕТСЯ ПОДДЕРЖАНИЕ ПОСТОЯНСТВА УСЛОВИЙ ЖИЗНИ ВО ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЕ:
А.давление Б.пульс
В.гомеостаз Г.фильтрация
2.УКАЖИТЕ, ГДЕ ОБРАЗУЮТСЯ ЭРИТРОЦИТЫ
А.непосредственно в крови
Б. в красном костном мозге
В. печени
Г. селезенке
3. К ОРГАНАМ ИМУННОЙ СИСТЕМЫ ОТНОСЯТСЯ
А. печень Б. сердце
В.красный костный мозг Г. почки
2 уровень
4. В СВЕРТЫВАНИИ КРОВИ УЧАСТВУЮТ:
А. эритроциты Б. лимфоциты
В. Остеоциты Г. тромбоциты
5. ВЫБЕРИТЕ УТВЕРЖДЕНИЕ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕ ГУМОРАЛЬНЫЙ ИММУНИТЕТ:
А. его основу составляют лимфоциты, которые для своего созревания переселяются из костного мозга в тимус
Б. в его основе лежит специфическое взаимодействие антител с антигенами
В. В его формировании принимают участие Т- лимфоциты
Г. В его формировании принимают участие эритроциты
6.ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ УКАЗАННЫМ НИЖЕ ПОНЯТИЯМ.
ИММУНИТЕТ-это_______________________________________
МАЛОКРОВИЕ-это_______________________________________
7. У ЛЮДЕЙ С ГРУППОЙ КРОВИ I (O)
А. в эритроцитах агглютиногенов нет, а в плазме содержатся агглютинины α,
Б. в эритроцитах содержится агглютиноген А, а в плазме – агглютинин .
В. В эритроцитах содержится агглютиноген В, а в плазме агглютинин α
Г. В эритроцитах содержатся агглютиногены А и В, в плазме агглютининов нет.8. УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ПРИВЕДЕННЫМИ ПРИМЕРАМИ СТРУКТУР И ИХ ФУНКЦИЯМИ:
А. лимфатический узел 1. обеспечивает созревание
Б. антитело Т-клеток иммунной системы
В. Форменный элемент крови 2. участвует в транспорте
Г. Тимус различных веществ, выполняет
Д. антиген защитные и регуляторные
функции
3. иммуноглобулин плазмы крови,
обладающий способностью
специфически связываться
с антигенами
4.участвует в процессах
кроветворения, защитных реакциях организма и регулирует
ток лимфы
9. ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ «ПРАВИЛА ПЕРЕЛИВАНИЯ КРОВИ»
Реципиент (группа крови / агглютинины в плазмеДонор (группа крови / агглютиногены на эритроцитах)
I (0) / агглютиногены отсутствуютII (А) / А III (В) / В IV (АВ) / АВ
I (0) / , II (А) / III (В) / IV (АВ) / агглютинины отсутствуют 4 уровень.
В КАКИХ СЛУЧАЯХ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА ВОЗНИКАЮТ ГОМЕОСТАТИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ? В ЧЕМ ОНИ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ?
II ВАРИАНТ
1 уровень
1Укажите как называется жидкая ткань, циркулирующая в кровеносной системе человека:
А. лимфа Б. тканевая жидкость
В. Кровь Г. нейроглия
2. Укажите, где разрушаются эритроциты:
А. в красном костном мозге Б. в желтом костном мозге
В. В селезенке и печени Г.почках
3. К органам иммунной системы относятся:
А. поджелудочная железа Б. вилочковая железа( тимус)
В. Слюнные железы Г. Потовые железы
2 уровень
4.Выберите признаки лейкоцитов:
А. красные безъядерные клетки Б. бесцветные ядерные клетки
В. безъядерные кровяные пластинки Г.Т-лимфоциты
5. Выберите утверждение, характеризующие клеточный иммунитет :А. в его основе лежит специфическое взаимодействие антител с антигенами;
Б. в нем принимают участие нейроны;
В. Его основу составляют т- лимфоциты;
Г. В нем принимают участие остеоциты.
6. Дайте определение указанным ниже понятиям.
ТИМУС- это___________________________
ФАГОЦИТОЗ – это ___________________________
3 уровень.
7. У людей с группой крови II ( А):
А. на эритроцитах содержится агглютиноген А, а в плазме – агглютинин
Б. на эритроцитах агглютиногенов нет, а в плазме содержатся агглютинины и
В. На эритроцитах содержится агглютиноген В, а в плазме – агглютинин
Г. На эритроцитах содержатся агглютиногены А и В , в плазме агглютининов нет.
8.Установите соответствие между названиями компонентов внутренней среды организма и их определениями:
А.эритроцит; 1.безъядерная кровяная пластинка,
Б. кровь; участвующая в свертывании крови;
В. плазма крови 2. жидкая часть крови, в состав которой входят
Г. тромбоцит; различные соли, белки, липиды,
Д.лимфоцит углеводы, продукты обмена веществ,
гормоны, ферменты, витамины и
растворенные в ней газы;
3. жидкая ткань, циркулирующая в
кровеносной системе, состоящая из плазмы и форменных элементов крови-
эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов;
4. специализированная безъядерная клетка
крови, содержащая гемоглобин.
9. ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ «ПРАВИЛА ПЕРЕЛИВАНИЯ КРОВИ С УЧЕТОМ РЕЗУС-ФАКТОРА»
РЕЗУС-ФАКТОР КРОВИ РЕЦИПИЕНТА РЕЗУС-ФАКТОР КРОВИ ДОНОРА
Rh+ Rh-
Rh+ Rh- 4 уровень
10. Как взаимосвязаны клеточный и гуморальный иммунитет?
По окончанию контрольной работы учащиеся сдают тесты и выполненные творческие задания.
Итог урока.
Домашнее задание:
Обязательное – повторить термины и понятия из темы «Кровь и лимфа», параграф 21-22.
По выбору:
подготовить сообщение об А.А. Кулябко;
подготовить сравнительную характеристику сердца Земноводных и Человека как представителя класса Млекопитающие,
подобрать фразеологизмы о сердце.