Разработка по русскому языку на темуАлгоритм морфологического разбора глагола(4 класс)


Русский язык 4 класс .Учитель начальных классов Цидаева Я.Ю.
Цели:
Систематизация полученных знаний о морфологических признаках глагола, через построение алгоритма морфологического разбора.
Развитие мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, классификации; беглости мышления; творческого воображения.
Воспитание любви к театру, развитие интереса к этому виду искусства. Повышение мотивации к предмету через элементы театрального искусства. Формирование положительной «Я концепции».
Оборудование:
Элементы театральных декораций, наглядность к уроку, магнитофон, компьютер, мульти-медийный проектор
1. Постановка учебной задачи.
Учитель - Сегодня речь пойдет о глаголе. Наша задача систематизировать знания об этой части речи и построить алгоритм морфологического разбора глагола. Откройте тетради, запишите тему урока.
- Скучно? Неинтересно?
Дети-…
2. Подготовка к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний.
Учитель - Тогда я приглашаю вас в волшебный мир театра. Когда вы играете, то перевоплощаетесь. Мы с вами выступим в роли зрителей, актеров. Занавес закрыт (закройте глазки). Со звонком вы должны занять свои места в зрительном зале.
(Дети закрывают глаза, звучит звонок, дети открывают глаза, учитель в маске Дроссельмейера под музыку начинает читать монолог)
Учитель - Ходит маятник со скрипом. Меньше стука, вот в чем штука. Трик -и -трак! Всегда и впредь должен маятник скрипеть, песни петь. А когда пробьет звонок: бим-и-бом! – подходит срок. Бьют часы и в срок и кстати на погибель мышьей рати, а потом слетит сова, раз -и - два! Бьют часы, коль срок им выпал. Ходит маятник со скрипом. Меньше стука - вот в чем штука. Тик–и -так и трик- и –трак!
- Из какой сказки этот монолог и кому он принадлежит?
Дети - Гофман « Щелкунчик и Мышиный король», песенка часовщика Дроссельмейера
Учитель - Мари, как говорят, еще и поныне королева в стране, где, если у тебя есть глаза, ты многое можешь увидеть, удивиться и узнать.
(На экране появляются по очереди слова: увидеть, удивиться, узнать)
Предлагаю отправиться в эту страну, где живет глагол, чтобы решить задачу нашего урока. Но я не могу начать отсчет времени. Почему?
Дети - Нет циферблата, единиц времени.
Учитель - А ведь только часы с особым циферблатом волшебной страны помогут нам решить задачу урока. Что будем делать?
Дети - Чинить, выполнять задания...
3 Изучение нового материала.
Учитель - Действительно, герои сказок, чтобы достичь своей цели должны выполнить какие-то задания. Вспомните, какое чувство помогло Мари преодолеть все испытания?
Дети - Любовь.
Учитель - Образуйте однокоренной глагол.
Дети - Любить.
Учитель - Подберите синонимы.
Дети - Обожать, боготворить, души не чаять, уважать, питать слабость, быть неравнодушным, жалеть, не надышаться.
Учитель - Молодцы, хорошие слова подобрали. Я вам предлагаю глаголы: боготворить, полюбить,симпатизировать записать в порядке усиления действия.
Учитель - Проверьте. У вас на партах лежат театральные маски, если вы выполнили задание верно, возьмите маску с улыбкой.
Учитель - Что объединяет эти глаголы?
Дети - Н. ф., суффикс ть и т. д.
Учитель - Как по другому назвать неопределенную форму глагола?
Дети - Инфинитив.
Учитель - Мы поместим инфинитив на самое главное и почетное место на циферблате. Как вы считаете, куда?
Дети - Там, где 12 часов, это: начало всех чудес, начало отсчета, начало всего…
Учитель - На какие две группы можно разделить? Докажите.
Дети – Вид .... Спряжение…
Учитель - Что вы можете сказать об этих признаках глагола?
Дети - Неизменяемые признаки глагола (постоянные)
Учитель - Мы и не заметили, как выполнили два задания. Молодцы. Не будем терять времени, начнем выполнять следующее задание. У вас на партах лежит текст прочитанного мною монолога. Выпишите глаголы из текста.
(самостоятельная работа)
Учитель - Формы одного и того же глагола выпишите один раз.
Дети - На какие две группы их легче всего разделить?
Дети - По виду (совершенный или несовершенный). По спряжению(I или II спряжение.) По числу (единственное или множественное).
Учитель - Можно изменить число глаголов? Поясни, докажи.
Дети …
Учитель - Подумайте, на какие 3 группы можно разделить данные глаголы?
Дети - По времени (настоящее время, прошедшее время, будущее время).
Учитель - Можно изменить время глаголов? Поясни, докажи.
Дети …
Учитель - Определите число и время глаголов. (самостоятельная работа)
Учитель - Предлагаю поменяться тетрадями, проверьте, если сомневаетесь, правильные ответы на экране.
(взаимопроверка тетрадей)
Учитель - Если вся работа выполнена правильно, подарите соседу маску с улыбкой, если нет - другую маску.
Учитель - Какие еще изменяемые признаки можете назвать?
Дети – Лицо у глаголов в наст. вр. и буд. вр., род у глаголов в пр. вр.
Учитель - Обратите внимание на наш циферблат. Почему кружки разного цвета?
Дети - Постоянные морфологические признаки и непостоянные.
Учитель - Незаметно пролетело время. Конец первого действия. Антракт.
(учитель звенит в колокольчик)
4. Физминутка
Игра «Пластический этюд»
Учитель - Я называю предмет или человека, а вы по очереди говорите, какое действие он совершает. Мы все это действие воспроизводим.
Дети…
Художник… лыжник… лиса… корабль… орел… паровоз…
Учитель - Вы замечательные актеры.
(учитель звенит в колокольчик)
Учитель - Прошу занять свои места в зрительном зале.
5. Творческая работа.
Учитель - Звезда. Ночь. Тишина. Что это?
Дети - … Может быть рассказ? Можно представить и нарисовать картинку; одна тема: покой, тишина, умиротворение.
Учитель - Это картинка застывшая. Перед нами чарующая неподвижность, но не забылись ли мы, не потеряли ли мы свое стремление к движению? Подумайте, как ее оживить?
Дети - Глаголами, существительными, прилагательными.
Учитель - Создайте декорацию, напишите небольшой связный текст, используя известные вам литературные приемы.
(самостоятельная работа)
Учитель - Послушаем, какие у вас получились зарисовки?
Учитель - Незаметно для себя вы выступили в роли художника-постановщика.
В первом предложении подчеркните грамматическую основу. Какой частью речи выражено сказуемое? Какой можно сделать вывод?
Дети - Сказуемое выражается глаголом.
Учитель - Что узнали?
6. Закрепление.
Учитель - Теперь циферблат наших часов приведен в порядок. Какая задача стояла сегодня перед нами?
Дети - Систематизировать знания о глаголе, построить алгоритм морфологического разбора глагола.
Учитель - Пользуясь тем порядком, который мы навели в механизме часов, выполним морфологический разбор глагола. Прочитайте первое предложение. Назовите глагол. В роли Дроссельмейера выступит …
( к доске вызывается ученик)
Будешь следить за последовательностью выполнения алгоритма, а в роли Мари выступит….
( к доске вызывается ученик)
Я думаю, ты преодолеешь еще одно испытание и выполнишь морфологический разбор глагола. А мы, зрители, будем помогать и выполнять эту работу в тетради.
Дети – Ходит - гл., ходить, несов. В., 11 спр.,в ед. ч.,в н. вр., 3 скл., сказуемое.
Учитель - Ребята, смотрите, что наделал мышиный король напоследок. Он оторвал глагол от его морфологических признаков. Поможем исправить запись? Работать будем в группах. Найдите из группы глаголов тот, которому соответствуют данные признаки. ( Ученики делятся на 3 группы, каждой группе дается 6 глаголов и 1 карточка с морфологическими признаками глагола. Задача детей найти глагол, которому соответствует данный морфологический признак и прикрепить глагол и его морфологический признак на доску. )
Дети - Участвовали – гл., участвовать, несов. в., I спр., во мн. ч., в пр. вр., сказуемое.
Дети - Живет – гл., жить, несов. в., I спр.; в ед. ч., в наст. вр., 3 лицо, сказуемое.
Дети - Найду – гл., найти, сов. в., I спр.; в ед. ч., в буд. вр., 1 л., сказуемое.
Учитель – Молодцы ...
- Самостоятельно выполните морфологический разбор глаголов: выступишь, писал, научит.
(Это оставшиеся 3 глагола из 6 данных)
7. Домашнее задание
Учитель - Напишите небольшое сочинение – отзыв на наш урок, используя данные глаголы: участвовали, найду, говорит, выступишь, писал, научит.
8. Итог
(На экране поочереди появляются слова: увидели, удивились, узнали)
Учитель - Что интересное вы увидели на уроке?
Дети…
Учитель - Чему удивились?
Дети…
Учитель - Что узнали?
Дети…Литература
1. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. – М., Просвещение 1996.2. Зеленина Л.М., Т.Е. Хохлова Русский язык в начальной школе. Книга для учителя. –М., Просвещение 2002.3. Носенко Э.Л. Эмоциональное состояние как опосредованный фактор влияния самооценки на эффективность интеллектуальной деятельности детей младшего школьного возраста. Психологический журнал. 2003 №4.4. На берегах лингвистики. Занимательный задачник по русскому языку./под ред. Чесноковой Л.Д. –М., Просвещение, 1996.5. Полякова А.В. Русский язык в начальных классах. – М., 2002.6. Психология детей младшего школьного возраста/ под ред. Реана А.А. - М., 2003.7. Словарь синонимов русского языка/под ред. Алиева Т.С. – М., ЮНВЕС. – 2001.