«Склонение имён существительных. Признаки склонения имён существительных»


14.10 Тема: Закрепление по теме «Склонение имён существительных. Признаки склонения имён существительных»
Задачи:
- обобщить и систематизировать знания детей о грамматических признаках имени существительного, совершенствовать умения определять тип склонения у существительных, развивать умение различать падежи;
- развивать познавательную активность, учить наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать речь, обогащать словарный запас;
Оборудование: карточки с заданиями, кроссворд, тест.
Ход урока.
Организационный момент.
- Проверьте всё ли готово к уроку. Вижу, что вы все готовы к нашему уроку. Улыбнитесь друг другу и ответьте мне, пожалуйста, на вопрос:
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Сообщение темы и целей урока.
- Давайте вспомним, о чём мы говорили на предыдущих уроках. Отгадайте загадку и назовите тему урока:
Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы кто? и что? верно отвечает
А чтоб не обижался весь честной народ
Оно всегда имеет и число и род.
У него к тому же три склонения есть
Падежей различных сразу целых шесть.
-Тема нашего урока… (Имя существительное)
- Сегодня на уроке мы обобщим всё, что узнали об имени существительном, о его постоянных и непостоянных признаках, а помогут вам ваши знания.
Минутка чистописания, словарная работа.
- На доске написаны слова. Назовите орфограмму.
- Какая буква пропущена во всех этих словах?
Ж…лище, д…ректор, к…лограмм, б…лет, р…сунок слайд 1
- Какую букву мы будем прописывать на минутке чистописания?
Ии
Работа по теме урока.
а) Беседа о существительном.
-Что такое имя существительное?
- Вспомним, какие признаки имени существительного вы знаете. Поможет нам в этом кроссворд.
1) Этот признак мы определяем по вопросу «кто?» (одушевлённость)
2) Признак противоположный по значению одушевлённости (неодушевлённость).
3) Определяя этот признак, мы подбираем вспомогательные слова «он мой», «она моя», «оно моё» (род).
- Какого рода бывают имена существительные?
4) Эта категория имени существительного определяет количество предметов (число).
5) Этот признак относится к словоизменению имён существительных по вопросам (падеж).
- Сколько падежей у имён существительных?
6) Изменение существительных по падежам называется… (склонением)
- Расскажите о трёх склонениях имён существительных.
- На какие две группы можно разбить признаки имён существительных? (постоянные и непостоянные)
- Назовите постоянные признаки (одушевлённость или неодушевлённость, род и тип склонения).
- Назовите непостоянные признаки (число и падеж).

б) Словарная работа.
- Посмотрите на доску. … прочитает слова. Слайд 2
- Назовите орфограмму в этих словах. (Непроверяемая гласная.)
1 ряд – записывает слова с гласной «А».
2 ряд – записывает слова с гласной «О».
З…вод, в…гон, к…р…ндаш, г…рох, в…сток, тр…мвай, …бед, ст..кан, л…пата, с…рока.
- Запишите слова в тетрадь, выделите орфограмму, поставьте ударение.
- Проверим. Что общего в этих словах? (Обозначают предмет, отвечают на вопросы кто?, что? Это имена существительные.)в) Игра «Грамматическая эстафета». Слайд 3
- Сейчас проведём грамматическую эстафету.
- У вас на карточках записаны словосочетания. Ваша задача – списать в тетрадь, дописать окончания и обозначить падеж. К доске пойдут…
Карточка № 1.
1 ряд
Стоит на стул…
Подбежал к палатк…
Остановился около деревн…
Доволен рисунк…
Легла на земл… 2 ряд
Подошёл к дерев…
Говорили об учёб…
Засыпало снег…
Залез на дерев…
Приехал от дедушк…
д) Физминутка.
- А сейчас проведём физминутку. Я буду называть существительные. Если оно относится к 1 склонению – присядьте, если ко 2 склонению – наклон туловищем, если к 3 склонению – сделать погиб назад.
Берёза, карандаш, сирень, щука, ночь, окунь, осень, яблоня, озеро.

е) Игра «Четвёртый лишний». Под диктовку
- Поиграем в игру «Четвёртый лишний».
- У каждого на столе карточка. Сейчас мы проверим, как вы умеете определять грамматические признаки имён существительных.
Карточка № 2.
Ночь, речь, грач, печь.
Гараж, рожь, камыш, нож.
Журналы, газеты, цветы, учебник.
На встрече, на уроке, около дома, на батарее.
Печь, вещь, мышь, пустошь.
Кони, гусь, овощи, грачи.
Солнце, чиж, небо, соль.
У дороги, на встрече, около дома, из бумаги.
Ж) Комментированное письмо.
- Пишем под диктовку. Объясняем изученные орфограммы. Определяем падеж и склонение существительных.
- Давайте повторим, как определить склонение существительного.
- К доске пойдет…
Утих сев..рный вет..р. На в..стоке пылает алая заря. На западе исчезли обл..ка. Стрижи л..тают высоко над горизонтом. Это признаки х..рошей п..годы.
з) Тест «Имя существительное»
1) Найди имя существительное.
- сбежал
- беговой
- пробежка
- бегать
2) Как определить склонение имени существительного?
- по вопросам и падежам
- по вопросам
- по падежам
- по роду и окончанию
3) Укажи существительные 1 склонения.
- ружьё, племя
- тарелка, дядя
- бидон, огонь
- сирень, пень
4) Укажи существительные 2 склонения.
- звание, команда
- свекла, карамель
- работник, облако
- деревня, город
5) Укажи существительные 3 склонения.
- укротитель, конь
- сталь, вещь
- рояль, вещь
- писатель, учитель
6) Какое имя существительное употребляется только в единственном числе?
- доброта
- гриб
- ягода
- помидор
7) Какое имя существительное употребляется только во множественном числе?
- руки
- брюки
- ноги
- круги
Подведение итогов урока.
- Над какой темой мы работали?
- Что мы повторили об имени существительном?
- Что вам особенно понравилось?
Домашнее задание. Дифференциированные задание
Расставить знаки препинания в предложениях.
Бывают дни, когда улицы очень красивы. Ночью идет снег а на утро ударит мороз и появится туман. Деревья стоят в снежной одежде а стелющийся по земле белый воздух делает эту картину прекрасной.
Вставить пропущенные орфограммы. ( В ) л_су особенно кр_сиво после м_тели. Завороженный ч_рами зимы лес затих. То вдру_ заяц пр_б_жит (в) своей белой шу_ке, то куропатка выл_тит из-за дер_ва.
Расставить знаки препинания в предложениях.
Бывают дни, когда улицы очень красивы. Ночью идет снег а на утро ударит мороз и появится туман. Деревья стоят в снежной одежде а стелющийся по земле белый воздух делает эту картину прекрасной.
Вставить пропущенные орфограммы. ( В ) л_су особенно кр_сиво после м_тели. Завороженный ч_рами зимы лес затих. То вдру_ заяц пр_б_жит (в) своей белой шу_ке, то куропатка выл_тит из-за дер_ва.
Расставить знаки препинания в предложениях.
Бывают дни, когда улицы очень красивы. Ночью идет снег а на утро ударит мороз и появится туман. Деревья стоят в снежной одежде а стелющийся по земле белый воздух делает эту картину прекрасной.
Вставить пропущенные орфограммы. ( В ) л_су особенно кр_сиво после м_тели. Завороженный ч_рами зимы лес затих. То вдру_ заяц пр_б_жит (в) своей белой шу_ке, то куропатка выл_тит из-за дер_ва.
Расставить знаки препинания в предложениях.
Бывают дни, когда улицы очень красивы. Ночью идет снег а на утро ударит мороз и появится туман. Деревья стоят в снежной одежде а стелющийся по земле белый воздух делает эту картину прекрасной.
Вставить пропущенные орфограммы. ( В ) л_су особенно кр_сиво после м_тели. Завороженный ч_рами зимы лес затих. То вдру_ заяц пр_б_жит (в) своей белой шу_ке, то куропатка выл_тит из-за дер_ва.