Конспект урока русского языка для 3 класса Сопоставление сложных предложений и простых с однородными членами


Тема: Сопоставление сложных предложений и простых с однородными членами.
Тип урока: Урок-обобщение.
Форма урока: урок-путешествие.
Цели: Образовательные
Обобщить изученный материал по теме «Простые и сложные
предложения»:
- уметь различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения;
- отрабатывать навык синтаксического разбора простого и
сложного предложения и построение схем таких предложений.
Работать над орфографией и развитием устной и письменной речи.
Воспитательные
Воспитание культуры речи
Воспитание самостоятельности и умения оценивать себя и другого
Взаимопомощи и товарищества
Развивающие
Развитие интереса к русскому языку
Развитие памяти, орфографической зоркости
План урока.
Орг.момент.
Повторение.
Словарная работа.
Тренировочные упражнения.
Итог урока.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Ход урока.
Орг.момент.
Здравствуйте, ребята. Давайте вместе определим тему нашего урока. Отгадайте слова, которые здесь зашифрованы.
ЫН Д
Е Ч О
ЫЛ РН Е О
О Д Н
Н И Я
Е ПЕ
Ж РЫО Е Н
Л Д Ж
С Л О


Молодцы, ребята! Тема нашего урока «Сопоставление сложных предложений и простых с однородными членами».
Исходя из темы, давайте поставим цель к нашему уроку.
Запишем число, классная работа.
Повторение.
А сейчас давайте вспомним основные правила, которые нам помогут на протяжении всего урока.
Я вам читаю предложение, а вы хором его заканчиваете.
- Предложения, в которых одна грамматическая основа, называются…простыми.
- Члены предложения, которые связаны одним и тем же словом и отвечают на один и тот же вопрос, называются….однородными.
- Предложения, в которых несколько грамматических основ, называются….сложными
3. Словарная работа.
вежа
не

вежда

Слова спокойно жили в книжке,
А книжку вдруг погрызли мышки.
От слов начало откусили,
Концовки в норку утащили.
- Составьте слова и объясните их значения, (словарь с.113)
4. Тренировочные упражнения.
А сейчас мы с вами отправимся в страну любимых уроков. А путешествовать с нами будет один сказочный герой. Это коротышка. Живёт в солнечном городе. Ходит в широкой шляпе. Вы догадались, о ком идёт речь? (Незнайка) Что вы о нём знаете?
- Каким словом можно ещё назвать нашего героя? (невежда)
Вот мы с вами применим все свои знания и поможем Незнайке выполнить задания, которые нам дадут жители страны уроков. А он за правильные ответы подарит вам цветы.
Город «Математика»
В этом городе протекает огромная река. Жители города предлагают нам поиграть в игру «Лучший капитан». Есть два берега: Однородные члены и Сложные предложения. Есть лодки-задачки. Помогите лодкам приплыть к нужному берегу. Но лодка поплывёт, если вы правильно решите задачи. А чтобы найти правильный берег вы должны в условии задачи выделить грамматическую основу.
1 задача: Коля вырастил тыкву весом 30 кг, а арбуз 10 кг. Сколько всего весят тыква и арбуз?
2 задача: Когда Вова съел 1 яблоко, то в тарелке осталось 3 яблока. Сколько всего было яблок на тарелке?
Город «Литература»
Жители этого города очень любят читать. Они вам предлагают отрывки из любимых ими произведений, а вы должны угадать название произведений и их автора.
Волки от испуга скушали друг друга, бедный крокодил жабу проглотил. ( К.Чуковский «Тараканище»)
Идёт бычок, качается, вздыхает на ходу. (А.Барто «Бычок»)
Живёт Балда в поповом доме, спит себе на соломе. (А.С.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде»)
А сейчас поиграем в игру «Лишнее предложение». Цель этой игры: найти и выписать предложение, которое отличается от двух других. Эта игра связана с темой урока.
Город «Окружающий мир». Физ. минутка.
Этот город весь зелёный, его жители любят птиц и животных. Но прежде мы прогуляемся с вами по лесу. Встаньте, пожалуйста, будьте внимательны. Если я называю дерево, вы поднимаете глаза вверх, если животное – смотрите по сторонам, если грибы – смотрите под ноги. Но я расставила вам ловушки: если услышите название животного, которое в лесу не встречается, закрываете глаза: липа, заяц, подберёзовик, лось, крокодил, белка, сосна, волнушка.Молодцы! Садитесь.
Животные в этом городе умеют разговаривать, но только у них свой особый язык.
А на каком языке они говорят, вам расскажут в упражнении 504 на странице 67 в тетради-задачнике.
Чтение текста. Работа по вариантам.
1 вариант – выписать 2 сложных предложения, подчеркнуть грамматическую основу.
2 вариант – выписать 2 предложения с однородными членами. Найти слово, с которым они связаны, задать к ним вопрос.
Ну вот пришло время возвращаться домой. Но нам предстоит пройти ещё одно испытание – собрать паровоз, на котором мы отправимся в обратный путь.
Игра «Собери паровоз»
Перед вами предложения, которые вы должны закончить. А также найти подходящий к ним вагон со схемой.
, а
и
, если

Старшим место уступай, если ты зашёл в …трамвай.
Знай и помни пешеход про подземный…переход.
Надя с Таней ходят парой, а идут по …тротуару.
- Что за правила мы с вами повторили?
Ну вот мы на поезде благополучно вернулись домой. Незнайка прощается с вами и благодарит за вашу работу. Давайте посчитаем цветочки и узнаем, кто больше всего помог Незнайке.
5. Итог урока.
- Расскажите, жители какого города вам понравились больше всего? Чьи задания вам показались интересными?
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание.
Упражнение 502 ( составить словарный диктант)