Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему: Употребление союзов в простых и сложных предложениях


Урок по русскому языку 7 классе, МБОУ «Полибинская СОШ»
Учитель: Кислинская Юлия Геннадьевна.
Тема: Употребление союзов в простых и сложных предложениях.
Цели урока:
1.     Образовательная: создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала, применения его в знакомой и новой учебной ситуации; формировать представление о союзе как служебной части речи; совершенствовать умение определять роль союзов в предложении и тексте; отрабатывать умения в постановке знаков препинания при однородных членах и в сложных предложениях.
2.     Развивающая: способствовать развитию творческой, речевой и мыслительной активности.
3.     Воспитательная: способствовать воспитанию позиции уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося
Оборудование к уроку: карточки с заданиями, презентация.
Ход урока.
I.     Орг. момент
- Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок проведу у вас я Юлия Геннадьевна.
Я вижу, что к уроку вы уже приготовились –  достали все необходимое. Но предлагаю сделать еще вот что: давайте закроем на несколько секунд глаза, вспомним о чем-нибудь хорошем и…улыбнемся.
Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало.  
Итак, мы начинаем урок.  
- Откройте тетради, две строки вниз, запишите  число,  классная работа.
Лингвистическая разминка.
Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания.
А. Над рекой висели два моста и каждый из них был по-своему красив.
Б.И изменчивая, непрочная красота их казалась более вечной, чем железо и бетон.
В.Но все-таки, как бы они не были красивы, это были всего лишь мосты.
Г.А под ним блестела река, расстилались зеленые луга, легкие, синеватые холмы.
1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
1) А, Г, В, Б.
2)А, В, Б, Г.
3)А, Г, Б, В.
4)А, В, Г, Б.
2)Найдите ошибочное утверждение о предложениях текста.
1) Предложение А- сложносочиненное, из 2 простых;
2) Предложение Б- простое со сравнительным оборотом;
3) Предложение В- сложносочиненное, состоит из двух простых.
4) Предложение Г- сложное бессоюзное, состоит из двух простых.
3. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки?
1) по- своему – наречие
2) синеватые – причастие
3) а- сочинительный противительный союз;
4) под ними – местоимение с предлогом.
4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
1) А; 2) Б; 3) В; 4) Г.
5. Укажите предложение с предлогами.
1) А; 2) Б; 3) В; 4) Г.
6. Какое слово из текста не соответствует схеме:
1) висели; 2) казалась; 3) блестела; 4) синеватые.
7. В этом предложении есть слова с чередованием гласной в корне:
1) Г; 2) В; 3) Б; 4) А.
8. У какого слова из текста количество букв и звуков одинаково.
1) по – своему;
2) казалась;
3) ними;
4) легкие.
( Ключ ответов: 1) 4; 2) 3; 3) 2; 4) 1; 5) 4; 6) 2; 7) 1; 8) 3.)
( на доске записываются критерии оценивания)
III.   Актуализация ранее изученного. (Взаимопроверка).
-Ребята, какой раздел русского языка мы изучаем? (Морфология)
-На какие группы делятся все части речи? (служебные и самостоятельные)
-Молодцы, ребята!
( карточки, вставить пропущенные буквы.)
Отсутствовать на занятиях (в)течение недели; наблюдать изменения (в)течении реки; болеть (в)продолжение месяца; читать о судьбе героя (в)продолжении романа; не пойти на прогулку (в)следствие дождя; уехать, но (в)последствие возвратиться в родной город.
- Ребята, мы продолжаем изучать союзы.
- Что вы уже знаете о союзе? (Союзы, как и предлоги, не отвечают на вопросы и не являются членами предложения).
Задание 1. (Работа в парах).
- Какие задачи мы ставим пред собой?
Изучить союз как служебную часть речи.
Выяснить, каково назначение союзов в языке.
Повторить правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами и сложных предложениях.
Слово «союз» очень древнее. Когда-то в нем выделялась приставка со-, имеющая значение «вместе», и корень -юз- со значением «связь», близким по значению к словам «узы», «узел».
Приставка со- в значении «вместе» есть во многих словах русского языка: сотрудник – «тот, кто трудится вместе с кем-то»; соавтор – «тот, кто вместе с кем-то создает произведения»; и т.д.
Однако основа слова союз в настоящее время не членится на морфемы: все слово состоит из одного корня и нулевого окончания.  
-Какие бывают союзы? (простые и сложные)
III.    Наблюдение над языковым материалом.
Посмотрите на предложения, ваши мысли?
Солнце садилось_ и косыми лучами освещало верхушку высокого дуба.
Солнце садилось_ и его косые лучи освещали верхушку высокого дуба.
-Запишите предложения, найдите грамматические основы, подчеркните их.
- Начертите схемы этих предложений.
-Ребята, что соединяет грамматические основы?( союзы)
-Что соединяет союз и в первом предложении, и во втором, сделайте вывод.
( в первом предложении соединяет однородные члены, а во втором простые предложения в составе сложного).
-Ребята, сделайте вывод по постановке запятой.
-Ребята, это и есть тема нашего сегодняшнего урока.
-Хорошо, вы правы, но я помогу оформить ваши мысли.
Физминутка
Молодцы! С заданием справились успешно. Пришло время отдохнуть. Выполним ГИМНАСТИКУ ДЛЯ ГЛАЗ. Встаньте, пожалуйста.
а) закройте глаза, мысленно подумайте о чём-то хорошем;
б) откройте глаза, посмотрите вперёд,   влево, затем - вправо;
в) опустите голову, резко посмотрите вниз;
г) поднимите голову, резко посмотрите вверх;
д) делайте вращательные движения глаз;
- Садитесь. Продолжаем работу.
( упр 406 на карточках)
Задание: Спишите пары предложений. Подчеркните в них главные члены. Выясните, что соединяет союз и в каждом из этих предложений.
Море глухо роптало и билось о берег.- Море глухо роптало, и волны бились о берег. 2) Ночью ударил мороз и заморозил цветы.- Ночью ударил мороз, и цветы к утру замерзли. 3) Сад тихонько зашумел листвой и замер.- Сад тихонько зашумел, и листва зашевелилась.
-В каждом из этих предложений есть союз и.
-Что связывает союз в первом предложении, а что во втором?
- в первом предложении связывает два однородных сказуемых, и поэтому перед и запятая не ставится, во втором – части сложного предложения, две грамматические основы. В таком случае постановка запятой перед союзом и обязательна.
V. Закрепление.
Приведите примеры на схемы
Озвучьте первую схему:
-Что вы можете сказать по первой схеме?( союз и связывает два однородных сказуемых). Запишите схему и рядом одно предложение)
( Ветер зашумел и скоро затих.)
-Что вы можете сказать по второй схеме?( союз и связывает части сложного предложения, две грамматические основы.)Также запишите схему и одно предложение.)
( Зацвели сады, и вся земля в саду побелела от лепестков яблонь.)
Домашнее задание. 
 VI. Рефлексия.
- Что вы сегодня на уроке узнали о союзе?
- Какая информация была новой для вас?
- Достигнуты ли задачи урока?
VII. Выставление оценок.
Итог.
-Что вы узнали?
-Что могут связывать союзы? ( однородные члены, части сложного предложения)
Приведите примеры.