Не хочу жениться, а хочу учиться. Урок — игра по комедии Д. И. Фонвизина Недоросль

Митрофанушка в XXI ВЕКЕ.
«НЕ ХОЧУ ЖЕНИТЬСЯ, А ХОЧУ УЧИТЬСЯ!»
УРОК-ИГРА В 9 КЛАССЕ ПО КОМЕДИИ Д.И.ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ»

Шабурова Д.Х., учитель русского языка и литературы, лицей № 2 для одарённых детей города Душанбе


В статье представлена разработка урока-игры по литературе в 9 классе. В диалогах героев комедии с современными школьниками закрепляются знания по пройденному материалу, воспитывается отрицательное отношение к невежеству, нежеланию учиться,
рассматривается вопрос, что важнее: образование или воспитание.
Подобные уроки развивают творческие способности учащихся, прививают интерес к учебному предмету.

Недоросль, воспитание, образование, невежественность, знания

ЦЕЛЬ УРОКА:

Повторить и закрепить пройденное по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль», обсудить проблемы образования и воспитания, воспитать отрицательное отношение к невежеству, нежеланию учиться.

ХОД УРОКА:


Сценка с участием Митрофанушки, Простаковой, Еремеевны
Митрофанушка:
Маменька, глянь, сколько людей! Один да один, к одному ещё один Сколько?
Простакова :
Брось, Митрофанушка, головка заболит.
Митрофанушка:
А кто эти люди, маменька?
Простакова:
Сейчас пошлю Еремеевну, пусть узнает
Еремеевна:
Говорят, матушка, что это 9 класс.
Простакова:
Какой такой класс?
Митрофанушка:
А чего пришли?
Еремеевна:
Говорят, на тебя поглядеть
Простакова:
За погляд деньги платить надобно
Митрофанушка:
Да, спроси, Еремеевна, сколько заплатят?
Простакова:
Вот именно, нечего дитя почём зря беспокоить. Позвать Цыфиркина, пущай посчитает.
Митрофанушка:
Да смотри, чтобы честно, а то обманет, гарнизонная крыса!


Учитель:
Пока они разбираются, давайте вспомним, из какого произведения эти персонажи?
Ученик: Из комедии «Недоросль»

Учитель: А кто автор этой комедии?

Ученица: Денис Иванович Фонвизин. Это о нём сказал В.Г.Белинский : «Русская
комедия началась задолго ещё до Фонвизина, но и началась только с Фонвизина»

Ученики демонстрируют презентацию со слайдами о жизни и творчестве Д.И.Фонвизина.
Появляется Митрофанушка.

Митрофанушка:
Ну, и чего вы тут делаете? Учитель? А чему учитесь?
Ученик:
Да вот говорим про одного глупого отрока, который ни читать, ни писать не умел.

Митрофанушка:
Так на то он и глупый. А вот я всё умею. Ну-ка спросите меня
Ученица:
Ну хорошо. Сколько будет дважды два?
Митрофанушка:
Дважды два? Это легко. Два и будет
Ученица:
Да почему же два?
Митрофанушка:
Два и есть два, не три же.
Цыфиркин качает головой.
Митрофанушка:
Ну давай что-нибудь из грамматики
Ученик:
Возьмём прилагательное. Что это?
Митрофанушка:
Нет, про прилагательно мне не интересно. Давай про глаголы
Ученик:
Назови глаголы совершенного вида
Митрофанушка:
Это какого вида? Вот если я кушал, поспал, голубей гоняю, учиться не хочу? Эти
Глаголы тебе нужны?
Ученица:
А чему тебя Вральман учит?
Митрофанушка:
Адам Адамыч меня французскому обучает. Его маменька моя привечает.
Ученица:
И чему же он тебя научил?
Митрофанушка:
А п
·о-французски мусью и адьё говорить.
Ученица:
И это всё?
Вральман:
Да я и сам больше никаких слов не знаю, кроме шарман да шарлатан
Митрофанушка:
А вы дядю моего, Скотинина, поспрошайте, уж он-то всё знает.
Ученики предлагают Скотинину собрать из отдельных букв слово ЗНАНИЕ.
Скотинин:
Аз, низ. Вот, получилось: НИЕНАЗ
Ученик:
И что это за слово?

Скотинин:
Какое-то, видать, иноземное. Немецкое, должно быть. Да и недосуг мне тут с вами
хороводиться, вон Софья пошла.
Ученик:
А что Софья? Нравится она вам?
Скотинин:
Мне? На что мне Софья? Мне свиньи её нужны.
Появляется Стародум.
Стародум:
Кто тут на Софье жениться вздумал? Чай, не сирота она одинокая, дядя я ей и завещание на неё написал.
Простакова:
Вот, Митрофанушка, и невеста тебе. Хочешь жениться?
Митрофанушка:
Да кто ж не хочет? Не хочу учиться, а хочу жениться!
Скотинин:
Против дяди родного идёшь?
Правдин:
Хватит ссориться, давайте у учеников 9 класса спросим, что лучше: учиться или
жениться?
Ученики хором:
Конечно учиться!
Правдин:
А для чего учиться надо?
Ученики высказывают своё мнение о том, для чего нужно учиться.
Правдин:
А как вы думаете, можете ли Митрофанушку чему-нибудь научить?
1 ученик:
Я научу его читать
2 ученик:
Я покажу ему, как решать задачи
3 ученик:
Я помогу ему с физикой и химией
4 ученик:
Ну а я берусь за английский
Митрофанушка:
И что, вы и взаправду меня учить будете? Бесплатно?
Простакова:
Соглашайся, Митрофанушка, ежели бесплатно. Глядишь, и я чему-нибудь научусь.
Стародум:
А что если нам открыть свою школу? Школу Митрофанушки?

Правдин:
Я буду в этой школе директором
Софья:
У меня получится учить грамоте
Милон:
Я возьму на себя физику и химию
Стародум:
Ну и я тоже поработаю в этой школе, буду завучем
Вральман:
А мне что делать?
Правдин:
Самому учить французский язык
Цыфиркин:
А мне можно будет математике учить?
Стародум:
Конечно, только с учителями лицея будешь советоваться
Кутейкин:
А я никому не нужен? Может, труду буду учить?
Простакова:
Вот, всем нашлась работа. А мы как же?
Правдин:
Будете в школу вместе с Митрофанушкой ходить и Скотинина с собой возьмите
Стародум:
Только я хочу добавить, что главное – не образование, а воспитание. Сколько Митрофанушку ни учи, а он как был невоспитанный , таким и останется.
Митрофанушка:
Неправда, я перевоспитаюсь , не хочу, чтобы моим именем неучей пугали.
Не хочу жениться, хочу учиться!

Слово учителя:
Вот и закончилось наше знакомство с комедией Д.И.Фонвизина «Недоросль».
В XXI веке Митрофанушка понял, что учиться нужно, без знаний ты мало что значишь в современном обществе. Правда, Стародум на первое место ставит не образование, А воспитание. Наверное, с ним можно в чём-то согласиться , ведь никакой , даже красный диплом не отучит человека от хамства, наглости, бессердечности. Хочется верить, что никто из вас не станет ни Митрофанушкой, ни Простаковой, ни Скотининым.