Конспект урока по теме Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях.


МБОУ Адыр-Кежигская СОШ


на тему: «Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях»
(9 класс)
(Урок с использованием ИКТ)
Провела: учитель русского языка
и литературы Севек М.В.
2015
Тема: Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях.
ЦЕЛИ УРОКА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
-систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;
-совершенствовать знания учащихся о характере смысловых отношений между частями БСП;
-углубить знания по синтаксической стилистике сложного предложения.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
-развивать навыки постановки знаков препинания между частями в БСП;
-развивать умения создавать схемы БСП;
-развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения.
3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
-формировать личностную позицию учащихся;
-воспитывать эстетический вкус;
- помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек;
-воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА (СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ):
Запись на доске:- тема урока;- стихотворный текст для анализа;- дополнительное задание.
Карточки с образцами заданий.
На рабочем столе учащихся: Учебник по русскому языку в 9 классе /Р.Б.Сабаткоев.- 13-е изд. – СПб. : Просвещение, 2014.; тетради, ручки и карандаши, компьютер, проектор, презентация.
СТРУКТУРА УРОКА:
Организационный этап.
Работа с эпиграфом к уроку.
Лингвистическая разминка.
Объяснение нового материала.
Закрепление изученного материала.
Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДАННОМ УРОКЕ:
Устный и письменный.
Фронтальный, групповой, индивидуальный.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап.
Подготовка учащихся к работе на уроке.
Взаимное приветствие учителя и учащихся.
Визуальный контроль готовности к уроку.
Работа с журналом.
2. Работа с эпиграфом к уроку (эпиграф записан на доске).
Сегодня мне хотелось бы к нашему уроку предложить следующий эпиграф.
Нет, не гибнет в жизни большойВсё, на что сердце твоё откликается.Живи беспокойно, живи с маетой:С доброты человек начинается.
Выразительное чтение эпиграфа учащимся.
Все ли слова вам знакомы и понятны?
Маета - собственно русское образование от существительного мая –“тяжелая работа, мученье” посредством суффикса -ет-.
Запись эпиграфа в тетрадях.
Сформулируйте главную мысль стихотворной строфы.
(С доброты человек начинается)
Настроимся на разговор о доброте.
Проверка домашнего задания. Назовите синонимы к слову “доброта”. Запись слов в тетрадях и на доске.
(Добродушие, незлобивость, добросердечность, отзывчивость, душевность, сострадание, милосердие)
Какой смысл заключает в себе слово “доброта”?
(Это отзывчивость, душевное расположение к людям и ко всему окружающему, стремление делать добро другим).
3.Лингвистическая разминка.( 3 мин) Слайд 4.
1. В каком слове пишется Ъ?
а) п…еса;
б) суб…ект;
в) прем…ера;
г) сер…ёзный.
2. В каком слове пишется Ь?
а) ин…екция;
б) с…ёмка;
в) с…ехать;
г) медал…он.
4. Объяснение нового материала.
Сообщение темы урока и постановка целей.
«Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях». (Тема урока записана на доске).
Цель урока:
- осмысление …специфики БС предложений;
- усвоение …правила постановки знаков препинания в БСП;
-отработка…умений находить БС предложения в тексте и правильно ставить запятую и точку с запятой.
Слово учителя:
-Для начала вспомним, что такое БСП?
(Бессоюзное сложное предложение- это сложное предложение, части которого связаны между собой по смыслу, интонационно и порядком расположения.
Между простыми предложениями в составе бессоюзных предложений, выражаются смысловые отношения: перечисление, последовательность, сравнение, пояснение, условие, причина, следствие, времени, дополнение, противопоставление). -В чем его отличие от других сложных предложений?
-Какие знаки препинания ставятся между частями БСП?
(Части бессоюзного сложного предложения разделяют такие знаки препинания как: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.)
Сегодня поговорим о том, когда ставятся запятая и точка с запятой.
Запятая между частями БСП ставится при одновременности и последовательности действий, проверяется по смыслу интонацией. Например: Дождик кончился сразу, тучка пошла за горизонт, показалось солнышко. [ ], [ ], [ ].Точка с запятой между частями БСП ставится, если эти части отдалены друг от друга по смыслу, или содержат внутри себя запятые. Например: Слабо шурша, падали шишки; вздыхая, шумел лес. [ ], [ ].Закрепление изученного материала.
1.Самостоятельная работа.
Продолжите каждое из предложений так, чтобы оно стало БСП; расставьте знаки препинания.
1.С детских лет постигаем мы истину…
2.Держится мир на доброте…
3.Хочешь изменить мир к лучшему…
2.Игра «Кто быстрее?»
Первая команда Вторая команда
1. [ ], и [ ].1. [ ], а [ ].2. [ ], (чтобы). 2. [ ], (который).
3. [ ], [ ], [ ]. 3. [ ], [ ], [ ].
4. [ ]; [ ]. 4. [ ]; [ ].
6.Итоги урока.
-Наш урок завершается. Интересно ли вам было на уроке? Что вами усвоено хорошо? Какие вопросы вызвали затруднения? Над чем надо еще поработать?
Повторим!
Запятая между частями БСП ставится при одновременности и последовательности действий, а точка с запятой ставится, если эти части отдалены друг от друга по смыслу, или содержат внутри себя запятые.
-Сегодня мы с вами еще говорили о таком качестве человека как доброта. Давайте вспомним синонимы к этому слову.
Помните: С доброты человек начинается!
Домашнее задание:
Напишите небольшое сочинение с использованием БСП на тему: «Добрый человек в моём понимании».