Урок по русскому языку в 5 классе Запятая в простых и сложных предложениях


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18»
Конспект урока русского языка в 5классе
«Простые и сложные предложения»
(в соответствии с требованиями ФГОС)
Урок разработала: учитель русского языка 1 категории
Деревягина Надежда Николаевна
Абакан, 2017
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тип урока: урок «открытия нового знания»
УМК: Русский язык. 5 класс. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. - М: Просвещение, 2013.
Технологическая карта
Тема Простые и сложные предложения
Цель Познакомить обучающихся со структурными различиями между простыми и сложными предложениями, с видами сложных предложений по способу связи простых в составе сложных, научить читать предложения по схемам, определять границы простых предложений в составе сложных.
Формируемые УУД Личностные: использование полученной информации для решения образовательных задач и в личных целяхРегулятивные: оценивать и анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов, проговаривать вслух последовательность производимых действий.Познавательные: понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять знания на практике.
Коммуникативные: учить формулировать собственное мнение и позицию, учить сотрудничать, учитывая разные мнения
Основные понятия Простые и сложные предложения, союзные и бессоюзные предложения, схемы предложений, границы предложений. Синтаксис
Оборудование Компьютер, презентация, составленная учителем, оценочные листы, тест
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Контроль
результатов учебной деятельности
УУД I. Этап мотивации (самоопределения) к деятельности
Цель.
мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
(2 мин) Читает стихотворение Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей. Пока идёшь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато куда б ты не попал И по какой распутице. Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется И сегодня на уроке мы отправимся по дороге знаний, пройдём небольшой отрезок пути, выполняя необходимые задания, свою работу на уроке вы сможете оценить сами по шкале оценки. Учитель объясняет, как пользоваться шкалой оценки. (шкала оценки записана на доске)
4 3 5 7 5
Слушают стихотворение
Анализируют содержание стихотворения, участвуют в диалоге с учителем Как вы понимаете эти строки из стихотворения Н Рыленкова? (только то, чему научишься сам, самостоятельная деятельность и личная ответственность приводят к знаниям, которые никогда не забудутся)
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные:
осознают познавательную задачу.
Регулятивные:
планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)
необходимые действия, операции Устные ответы
II. Этап актуализации и пробного учебного действия
Цель.
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
(3 мин) Активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию
Анализ предложений
Чем отличаются предложения (3 предложение с одной грамматической основой, 1,2, 4 предложения с двумя грамматическими основами)
Как называются такие предложения?

Анализируют предложения, отвечают на вопросы учителя
Заполняют таблицу
Задание 1. Прочитайте предложения. Выделите грамматическую основу.
1. Облака вдруг разошлись, и на небе появились звезды. 2. Корабль бросил якорь, и моряки вышли на берег. 3. Туман еще не растаял и прятался в низинах. 4. Облака опустились к горам, и кое-где между ними и туманом возникали перемычки. (М.Горький)
[ __ и __]. [ _ _], и [ _ _],3 1,2,4
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные:
задают вопросы, высказывают свою точку зрения Оценочный лист
(проверка по эталону)
III. Этап выявления места и причин затруднения
Цель.
Определить затруднение
(2 мин) У кого возникли трудности при определении грамматической основы?
Что включает в себя грамматическая основа?
Как определить простое или сложное предложение перед нами?
Отвечают на вопросы
Упражнение №238 (по учебнику)
Выделить грамматические основы (по вариантам) Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность
своих знаний. Вопросы для уточнения информации
оценочный лист
IV Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
а) сформулировать тему и цель урока;
б) обозначить логическую необходимость изучения этой темы
в) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия;
г) создать алгоритм определения простых и сложных предложений знаково и в речи
(5 мин) Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? Сформулируйте сами тему урока.
Чтобы усвоить новую тему, какие цели вы поставите для себя на этот урок? Используйте опорные слова, написанные на доске
1.познакомиться с _____ и ______ предложениями
2. учиться различать _____ и _______ предложения
3. учиться ставить ___________ в ________предложениях- Найдите простые и сложные, аргументируйте свой ответ.
- организовывает коллективную работу по составлению алгоритма определения простых и сложных предложений Формулируют тему и цели урока.
(Тема урока – простые и сложные предложения)
Цели урока:
Познакомиться с простыми и сложными предложениями.
Учиться различать простые и сложные предложения
Учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях
Работа в группах
1 группа составляет схемы предложений с нечётными номерами, 2 группа – с чётными.Озвучивают пошагово свои действия по способу определения простых и сложных предложений и оформляют алгоритм на доске
Задание 2. Сравните предложения, назовите грамматические основы. Начертите схемы предложений. 1. Снег падал хлопьями и скоро покрыл всю землю. 2. Снег падал хлопьями, и вскоре он покрыл всю землю. 3. Солнце выбралось из-за туч, и снег медленно таял в его теплых лучах. 4 Солнце выбралось из-за туч и растопило в своих теплых лучах снег. Познавательные УУД:
Самостоятельное выделение познавательной цели,
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка Устные ответы
Оценочный лист (проверка по эталону)
V. «Открытие» учащимися новых знаний
Цель.
Познакомить с со структурными особенностями простых и сложных предложений, видами сложных предложений по способу связи простых в составе сложных, научить читать предложения по схемам, определять границы простых предложений в составе сложных
(10 мин) Организует работу по «открытию нового материала»

Какие знаете союзы? (и, а, но, как, если). Приведите примеры союзов из предложений текста.
Определите тип речи, стиль текста
Прочитайте правило на странице 108 учебника, на странице №30 упр. 34 рабочей тетради и подготовьте в группе ответы на вопросы
Составьте схемы предложений, перед какими союзами ставится и не ставится запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном.
Корректирует при необходимости высказывания учащихся Слайд №
Отвечают на вопрос
Читают параграф, анализируют предложения
Отвечают на вопрос
Составление схемы. Работа в группах.
Задание 3. Найдите в тексте предложения, соответствующие схемам.
[ _ _], и [ _ _][ _ _], а [ _ _][ _ _], но [ _ _]Выделите грамматические основы. Подчеркните союзы, которые соединяют части сложного предложения 1. Солнце светило ярко и снег быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась ещё выше. 4. Бобрята оказались в воде и поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобрёнок выбился из сил и стал тонуть. 6 Я заметил это, вытащил его из воды и принёс к себе домой. 7 Утром вода спала, и я посадил бобрёнка в мешок и поскорее отнёс к реке.
Учащиеся готовят ответы на вопросы (работают в парах) 1. Какие предложения называются простыми, а какие — сложными?2. Из чего состоит сложное предложение?3.  Как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?4.  Какие сложные предложения называются союзными, а какие - бессоюзными?5.  Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного? Каждая группа получает задание составить схему либо сложного предложения с союзами, либо сложного без союзов, либо простого предложения с однородными членами Личностные: желают приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: читают и слушают, извлекают нужную информацию
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Устный опрос
Защита схем
Оценочный лист
V. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Цель.
А) проговорить новый способ действия во внешней речи;
Б) установить состоятельность этого способа
(5 мин)
Учитель мотивирует и координирует деятельность учащихся, устанавливает осознанность восприятия темы
Корректирует при необходимости высказывания учащихся Выполняют упражнение из учебника, проговаривая способ действия
Приводят примеры использования в тексте упражнения из учебника простых и сложных предложений, аргументируют свой выбор.
Выполняют упражнение № 55 из рабочей тетради по установленному образцу (эталону), данному в упражнении №232 учебника (с проговариванием во внешней речи)
. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находят нужную информацию в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникшие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. VI.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Цель.
А) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
Б) проверить свое умение применять изученный способ;
В) развивать умение самостоятельной проверки по эталону
(10 мин) Организовывает самостоятельную деятельность учащихся по применению новых знаний
Работают самостоятельно, осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном
Задания первого уровня. Спишите предложения. Подчеркните в них грамматическую основу, расставьте знаки препинания. 1. Густые облака затянули небо лес заволакивал мрак. 2. Густые стволы елей упали друг на друга и вывороченные корни поднялись диковинными чудовищами. 3. Ляжет медведица где-нибудь на поляне а медвежата играют подле нее. 4. Когда мать покидает их бродят подросшие медвежата часто недалеко от старой берлоги. 5. Медвежата долго ходят с матерью привыкают к ней и к своей берлоге.
Задание второго уровня Спишите, подчеркивая грамматические основы предложений, расставляя знаки препинания. Составьте схемы отмеченных предложений. 1. Весенний воздух точно млеет и мягкой дымкою синеет в далеких просеках в бору.* 2. Но вот закат разлил свой пышный пламень и тает в нем вечерняя звезда. 3. Деревья недовольно зароптали задвигали мохнатой хвоей ели и звезды замелькали из-за них.* 4. Дрожит в разливе рябь да сонные лягушки звенят чуть слышно в тростнике. 5. Кукушка выскакивает из часов и насмешливо кукует над тобой в пустом доме. Задание третьего уровня
Выпишите предложения такой последовательности; 1) простые предложения. 2) сложные союзные 3) сложные бессоюзные. Расставьте знаки препинания
1.Потянулись журавли в небо плавно догонял их листопад за селом. 2. Листья на деревьях повисли и даже ветер не шевелил их. 3. Мальчик хорошо разглядел медведя потому что он передвигался по теневому склону горы. 4. В лесу еще лежал под прелыми листьями снег а на открытых солнцу местах земля подсохла. 5. Алиса увидела что они остановились перед городскими воротами. 6. Костер трещал весело в котле кипела вода поднимался пар. Личностные УУД: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности.Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.
Регулятивные УУД: контроль, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Оценочный лист (проверка по эталону)
VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение
Цель.
Обобщение полученных на уроке сведений
(5 мин) Организует выполнение тестовых заданий на компьютере.
Называет критерии оценки:
4 3 5 7 5
23 - 24 баллов – «5»
19 -22 баллов- «4»
13-18 баллов – «3»
до 12 баллов – «2» Подводят итоги, делают выводы под руководством учителя, оценивают себя и товарищей; отвечают на вопросы Выполняют тест (приложение) Регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Оценивание учащихся за работу на уроке
VIII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Цель.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
(2 мин)
Организовывает работу в группах по составлению синквейна на тему «Простые и сложные предложения»
Организует фронтальную беседу:
Чему был посвящен наш урок?
Какие затруднения вы испытали?
Что помогло вам их преодолеть? Составление синквейна в группах. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности и выбирают домашнее задание. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений.
Регулятивные: оценивают свою работу Оценочный лист
IX. Д/з.
(1 мин) № 239, 240
2. Найти и выписать из художественных произведений 5 сложных предложения.
3.Сочините небольшую сказку или рассказ, используя сложные предложения. Записывают д\зПРИЛОЖЕНИЕ
Тест по теме: Простые и сложные предложения
Фамилия, имя учащегося ___________________________________ Дата ___________________
А1. Укажите простое предложение. (Знаки препинания не расставлены.)
Ночью ветер злится и стучит в окно.
Неслись мимо леса мелькали реки.
Северный ветер несёт свинцовые облака и в воздухе появляются белые снежинки.
В ярком золоте день утопает и ручьи по оврагам шумят.
А2. Укажите сложное предложение. (Знаки препинания не расставлены.)
1. Присяду на камень и слушаю иволги плач. 2. С моря поднималась туча она походила на чёрный хребет. 3. Узкая дорога была покрыта снегом. 4. Лошадка его бежала недурно.
А3. Укажите сложное предложение, соответствующее схеме [ _  _], и [ _  _]. (Знаки препинания не расставлены.)
Я чувствовал что город оставался у нас справа.
Когда мы уходили щенок скулил около забора.
Забор трещал потому что мы навалились на него все сразу.
Полил сильный дождь и земля быстро намокла.
А4. Укажите бессоюзное сложное предложение.
Когда наступил вечер, бабушка зажгла свечи.
Наступил вечер, и бабушка зажгла свечи.
3. Наступил вечер, бабушка зажгла свечи.
4. Вечером бабушка зажгла свечи
А5.Какая характеристика соответствует данному предложению?
Грачи давно расхаживали по двору и начинали вить гнёзда в роще.
1) сложное бессоюзное; 2) простое; 3) сложное союзное
А1А2А3 А4А5
Баллы за тест ___________
Баллы за урок ___________ Оценка за урок __________