Урок по литературному чтению на тему: И.А. Бунин «Листопад

Учитель начальных классов
МБОУ ЗСОШ № 4 Петрякова Л.Н.
Урок по литературному чтению.
Тема: И.А. Бунин «Листопад»
Цели.
Эстетически развивать детей, обогащать их эмоциональный мир; вовлечь учащихся в состояние переживания и осмысления природы; воспитывать чувство красоты слова; интерес к личности поэта.
Оборудование.
Учебник «Родная речь», (4 класс) ( автор Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, В. Г. Голованова); портрет писателя; книги И. Бунина; репродукции картин «Золотая осень» В. Д. Поленова, И.И. Левитана.
Ход урока.
1 Мотивация
-Сегодня у нас гости, а когда в доме гости, считается – это праздник. Давайте улыбнемся нашим гостям, пожелаем, друг другу хорошего настроения и начнем урок.
Итак, в путь.
Утром мы во двор идем,
Листья сыплются дождем.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (осенью).
- Осень. Ее рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников – краски, у поэтов – слова, у композиторов – только звуки.
Осеннюю природу любили воспевать писатели и поэты.
- А каких поэтов вы знаете?
Дети. Пушкина, Плещеева, Баратынского .
2. Проверка домашнего задания.
- Вам было дано задание, выучить наизусть стихотворения об осени.
Дети читают наизусть стихотворения об осени.
- С каким чувством поэты пишут об осени?
Дети. Они удивляются, любуются, радуются, восхищаются поразившими их картинами природы. Все поэты очарованы красотой природы.
3.Беседа по картинам об осени.
- Осенью восхищались и посвящали ей свои произведения не только поэты и писатели. Привлекала она и крупных мастеров пейзажной живописи. Перед вами две картины разных художников: Василия Дмитриевича Поленова, Исаака Ильича Левитана. Название каждой – «Золотая осень».
Какие краски используют художники, изображая золотую осень?
Дети. Желто - золотистый цвет, красный и т. д.
- Что изобразили на первом плане художники?
Дети. Поленов – поляну с протоптанной через неё тропинкой, молодой березняк.
Левитан – реку, берег.
- Как видим, каждый художник подходит к решению образа осени по – своему.
- Какая картина тебе больше нравится? Почему?
- Есть картина, которая мне нравится. Постарайтесь по моему описанию понять, что это за картина. Перед нами расстилается земля, покрытая уже побуревшей осенней травой. Багряно – золотые березы слева и красно – бронзовые дубы справа. Неширокая река спокойно несет свои воды меж невысоких берегов.
Дети. Это картина И.И.Левитана.
4.Сообщение темы урока. Развитие умений.
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор об осени, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом. Будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэтам рассказать, как красива природа.
И в этом нам поможет Иван Алексеевич Бунин.
5.Беседа об И. А. Бунине.
- . Каким вы себе представляете Бунина, глядя на его портрет? (Выслушиваются ответы детей). Действительно, ребята, это замечательный человек, поэт, писатель. Бунин говорил: « Я не знаю, что называется хорошим человеком. Верно, хорош тот, у которого есть душа» Таким человеком был и сам Иван Алексеевич. Вот почему он близок и дорог нам, читателям. Поэзия рано пробудилась в душе Бунина. Первое стихотворение он написал в восемь лет. За свою долгую жизнь (83 года) Иван Алексеевич написал много стихотворений, а также прозаических произведений.

Выставка книг И. А. Бунина.
6. Работа с текстом.
- Прочитайте название стихотворения, с которым мы познакомимся.
Дети. «Листопад».
- Что обозначает слово листопад?
Дети. Явления природы, когда осенью листья опадают с деревьев.
- На уроке мы познакомимся только с отрывком из стихотворения. Но прежде выясним лексическое значение некоторых слов, которые встретятся нам при чтении.
На доске:
Терем – высокий дом с расписными ставнями, украшенной крышей.
Вдова – женщина, оставшаяся без мужа.
- Галя прочтет стихотворение. Вы внимательно слушайте и попытайтесь ответить на вопрос: какую осень вы увидели?
Ученица читает стихотворение Бунина «Листопад».
- Понравилось ли вам это стихотворение?



Поделитесь мыслями и чувствами, которые возникли у вас? С чем сравнивает лес автор?
7. Физкультминутка.
- Давайте отдохнем и послушаем музыку.
Закройте глаза и представим себе, что мы в осеннем лесу. Представьте расписной терем, сверкающий красками, на лесной поляне, яркое солнышко. Мертвое молчание. СпокойствиеКрасота необыкновенная!
8. Вторичное восприятие и работа над текстом.
- А теперь будем читать это стихотворение и посмотрим, что же включает автор в понятие «терем», как он « построен» и где стоит.
(жужжащее чтение).
- Прочитаем первые 10 строк.
- Итак, отметим ещё раз краски – слова, которые нам понадобятся для «постройки терема».
Дети читают первые 4 строки.
- А теперь посмотрим « строительный материал».
Дети читают следующие 6 строк.
- Терем состоит из жёлтых берёзок.
Как они стоят? Прочитайте.
Дети. Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой.
- Смотрите внимательно, какая рисуется картина:
Берёзки, как жёлтые вырезанные узоры, стоят на фоне голубого неба.
- Что ещё входит в наш терем?
Дети. Ёлочки стоят, как вышки, они тёмно- зелёные. Ещё есть клёны. Они тоже расписные.
- Ну вот, почти готов наш терем, стены есть. А оконца!
Что о них пишет поэт?
Дети. А между клёнами в листве есть просветы в небо, как оконца.
- Где же стоит наш терем? Найдите эти строки.
Дети читают.
- Так, где же стоит наш терем?
Дети. Он стоит на пустой поляне, как бы среди широкого двора.
- Очень хорошо! Посмотрим, как изображён двор.
Найдите этот отрывок и зачитайте его.
Дети. Через поляну – двор тянутся нити из серебра. И ещё во дворе летает, поэт говорит - «играет», белый последний мотылёк.
Он похож на маленький белый лепесток. Он, то летает, то замирает, на паутинке.
- Красив ли наш двор?
- Давайте ещё раз соберём все краски для рисования словесной картины.
- Какие цвета увидел автор?
Дети коллективно находят и зачитывают : лиловый, золотой, багряный, жёлтый, голубой, серебряный, синий, белый, очень светлый.
- Смотрите, какое богатство красок-слов у нашего поэта - художника!
- А теперь давайте вспомним, что мы будем рисовать.
Дети. Голубое небо, редкие жёлтые берёзки на фоне голубого неба, стройные зелёные ёлочки, в лесу между деревьями просветы – оконца, широкая поляна около леса, по ней тянется серебристая паутина, летает белый мотылёк.
- Прекрасно, ребята!
- Но мы ещё должны с вами изобразить тишину, «мёртвое молчание», как говорит поэт.
- Как это изобразить?
Дети. Наш терем спокоен: деревья и листья не шевелятся от ветра. Чуть-чуть только шуршат уже сухие листочки. И вся картина залита солнцем. А без солнца краски не были бы такими яркими.
9.Физминутка « Листопад».
Мы листики осенние, на ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели. Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. Ветер снова набежал
И листочки все поднял. Закружились, полетели
И на землю снова сели.
10 Продолжение работы.
- Почему слово Осень написано с большой буквы?
Дети. Осень – как бы ожила.
-Какой поэтический прием использовал автор?
Дети. Олицетворение.
- С кем сравнивает он осень?
Дети. С вдовою – женщиной.
- Сколько раз повторил поэт слово сегодня?
Дети. Три.
- Как вы думаете почему?
Дети. Такой день может быть последним. В лесу мертвое молчание.
- Как вы думаете, почему автор повторил начало стихотворения в его завершении?
Дети. Автор не перестает восхищаться прелестью золотой осени, ему хочется, чтобы читатели прониклись этим чувством.
- Автор назвал стихотворение «Листопад». Как еще можно озаглавить произведение?
Дети. «Золотая осень», «Осенний лес».
11. Чтение отрывка с интонацией.
- Закрыли глаза. Представили себе всю картину целиком
А теперь будем читать так, чтобы все, кто нас слушает, ясно представили себе расписной терем, сверкающий красками на лесной поляне, светлую поляну в серебре нитей и «мёртвое молчание».
Давайте договоримся, как будем читать: быстро или медленно, спокойно?
Дети. Осенью все явления происходят в медленном темпе и ещё необходимо и восхищение картиной передать, т.к. нам нравится картина леса.
Чтение стихотворения вслух учащимися.
11. Итог урока.
- С каким стихотворением мы познакомились?
Дети. Мы познакомились со стихотворением И. А. Бунина.
- А теперь скажите, о чем это стихотворение?
Дети. Это стихотворение об осени, о красоте осенней природы.
- А как вы думаете, для чего Бунин написал его?
Дети. Чтобы обратить внимание на красоту природы,
чтобы выразить любовь к природе.
!2.Рефлексия
– Что мы делали?
– Какое умение формировали?
– Что вам показалось на уроке самым интересным?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
- У вас на парте лежат два листика красных и желтых. Поднимите красный, если на уроке вам было понятно. И – желтый, если не все понятно.
13. Домашнее задание. Дома подготовьтесь выразительно читать стихотворение и нарисуйте иллюстрацию к стихотворению.

15