Открытый урок по литературному чтению на тему И.А.Бунин Листопад (4 класс)



Иван Алексеевич
Бунин
«Листопад»










Учитель начальных классов
Васнева О.А.

















И.А.Бунин «Листопад».
Цели:
познакомить учащихся с творчеством И.А.Бунина;
развивать способность внимательного отношения к слову, сознательного использования выразительных средств языка;
воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, интерес к живописи, музыке;
воспитывать самостоятельную творческую активность.

Оборудование: репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень», альбом «Времена года» Антонио Вивальди «Осень», осенние листья, карточки с именами поэтов, памятка «как подготовиться к выразительному чтению».


Технические средства: компьютер, проектор.






















Ход урока:

Организационный момент.

Игра – приветствие «Здравствуйте!»

-Ребята, давайте поприветствуем, друг друга и пожелаем всем удачи на уроке.
Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте (Прикосновение всей ладонью руки).

Действия повторяются учащимися второй раз, но после встречи мизинцев пальцы рук переплетаются, и произносится фраза «Удачи тебе на уроке!»

Проверка домашнего задания:
- Ребята, дома вы должны были вспомнить поэтов и стихи, которые они написали.
На доске дерево с листочками, на них отрывки из стихов. Вы, срываете листочек, читаете на нём начало стихотворения, ваша задача продолжить его и вспомнить поэта, который написал его. Листочки кладёте под дерево.
(На доске вразброс карточки с именами поэтов).

Ещё земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мёртвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Ф.И.Тютчев
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
А.А.Фет

Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Е.А.Баратынский
«Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!
Не улетай от нас прочь.Подожди!» -
«Милые крошки! Из вашей сторонки
Гонят меня холода и дожди.
А.Н.Плещеев


Под большим шатром
Голубых небес –
Вижу – даль степей
Зеленеется.
И.С.Никитин

- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием!
- Скажите, что общего в этих строфах?
(Эти строфы о природе. Поэты воспели красоту природы. Они восхищаются природой родного края. Это стихи о Родине).

Сообщение темы и целей урока.

На доске осталась карточка И.А.Бунин

- Дети, чьё имя осталось на доске?
- Правильно, вы, наверное, догадались, что сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина.


Читает учитель.
Прохладный, хмурый, осенний денёк. В Ясной поляне моросит дождь, и берёзы стоят влажные, матово – белые. Двое гуляют по роще и оживлённо беседуют.
Одному перевалило уже за семьдесят. Но он в своём тяжёлом драповом пальто живо прыгает через лужи и канавы, встряхивает капли дождя себе на голову, ласково гладит берёзовые стволы. Говорит молодому собеседнику:
- Недавно прочитал стихи:
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.
-И восклицает:
- Очень хорошо, очень верно!


(Это Лев Николаевич Толстой. Его собеседника зовут Алексей Максимович Горький. А стихи, восхитившие Толстого, написал Иван Алексеевич Бунин.)

О жизни и творчестве И.А.Бунина рассказывает ученик.

И.А.Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже. Его детство прошло на хуторе Бутырки, неподалёку от Ельца и запомнилось писателю весёлыми солнечными днями. Он провёл их вместе с крестьянскими детьми из ближних деревень. Маленький Бунин играл в индейцев, бывал в ночном.
Он рассказывал товарищам сказку про аленький цветочек, которую сам только что услышал – то ли от матери, то ли от няньки.
Десяти лет Бунин поступил в Елецкую гимназию, а в деревню продолжал ездить на каникулы. «Когда ты вырастешь, - говорил отец, - ты поймёшь, что человек должен жить поближе к природе, любить родные поля, воздух, солнце, небо.
Бунин начал писать стихи ещё в гимназии. Он писал их почти до конца своей долгой, трудной жизни (он умер в Париже 8 ноября 1953 года.) Большинство его стихов адресовано взрослому читателю. Но есть и такие, которые Бунин печатал для детей. Часто он с интересом слушал, что говорит о детях, о школе его старший брат Юлий Бунин, педагог.
В издании журнала «Детское чтение» вышла книга стихов Бунина. Поэт назвал её «Под открытым небом». А другой сборник стихов и рассказов вышел три года спустя под названием «Полевы цветы».

- Ребята, а теперь давайте вернёмся к нашему дереву.
- Посмотрите, что с ним произошло? (Листья осыпались).
- Как называется природное явление, когда с деревьев опадают листья? (Листопад).
- В какое время года это происходит? (Осенью).
- Почему? (Практически останавливается сокодвижение. Жизненные процессы растения затухают).

- Скажите мне, кто из вас знает значение слова листопад?
(Листопад это когда с деревьев осыпаются листья).

На доску вывешивается название

Сегодня на дворе хмурый дождливый день. Под ногами грязь и слякоть. Скучная картина! А мы с вами вернёмся в пору золотой осени



Чтение картины:
Ребята, где можно ранней весной увидеть деревья в золотом осеннем уборе?
(На картинах художников).

Картину «Золотая осень» написал Исаак Ильич Левитан. Художник обострёно чувствовал жизнь природы.

Давайте рассмотрим картину, попробуем оказаться внутри неё, вжиться в образный мир природы.
Рассказ ученика.
Левитан показывает торжество золотой осени. Оранжевым пожаром полыхает листва берез, она первая дает сигнал, что приближается осень. По синему небу медленно проплывают легкие облака. В прозрачном воздухе видны дали, деревенька у самого горизонта. Речка - тихая, "Словно вылитая из синего стекла", вблизи она темно-синяя, а вдали голубая. Тишина. Все залито лучами солнца. Картина светлая, жизнерадостная.

Ребята, какое настроение вызывает у вас пейзаж? (Радостное, праздничное, немного грустное).
-Какие краски на картине преобладают? (Осень нарядила деревья в пышное золотое платье. Роща пылает кострами берёз. Деревья сливаются друг с другом).
- Какое небо у Левитана? (Прозрачное, голубое, чистое, лазоревое, с розовыми облаками).
-Когда бывает такое небо? (В яркий солнечный день).


-Пока будет звучать музыка, мы настроимся. Положите головы на парты, закройте глаза. Попросим фею Фантазию прилететь к нам. Представьте, что каждый из вас - это осенний листочек. Сильный порыв ветра сорвал некоторые листочки, а остальные ещё крепко держатся за веточки. Попробуйте почувствовать то, что чувствуют листочки.

Звучит музыка. Минута релаксации.

- Действительно, левитановская осень и музыка Чайковского – праздник золота и синевы. Грустный праздник красоты: ведь это красота прощания, скоро зима.

Работа над новым материалом.
-Ребята, какие средства имеет художник для передачи нам своих чувств? (Краски.)
-А композитор? (Ноты).
- А чем пользуется поэт? (Словом).
-Что характерно для прозаической речи? (Это естественная речь).
-А что свойственно поэтическому языку? (Чёткий ритм, краткость, наличие рифмы).
-Сегодня мы будем читать прекрасное стихотворение И.Бунина о золотой осени.

Словарная работа.
- Поэты для создания художественных образов используют слова и
выражения, которые вам могут быть непонятны. Давайте
поговорим о некоторых из них.
Первичное чтение стихотворения учителем.

- Ребята, сейчас я прочту вам стихотворение, а вы во время моего чтения постарайтесь представить себе всё то, что увидел Иван Бунин.
- - Понравилось ли вам стихотворение? (Мне стихотворение понравилось. Оно красивое, живое, яркое. Услышав его, поднимается настроение).
- Какие картины, образы вы представили себе ярче всего. (Я представил себе лес – терем в своей красоте).
- Какие звуки услышали? (Шорох листвы, шум ветра).
- Какие краски вы увидели в стихотворении?

Осмысленное восприятие и работа с текстом.
- Давайте вернёмся к нашему тексту.
- Мы с вами видим, что стихотворение построено как развернутое сравнение. С чем сравнивается лес? Найдите и прочитайте.
(Лес, точно терем расписной)
С чем сравнивает автор лес? (С теремом).
- Какие краски, цвета называет поэт, чтобы передать свое восхищение красотой осеннего леса?
- Листья, какого дерева, по мнению поэта, похожи на резьбу, украшавшую терема?
(Листья березы).
Какие деревья напомнили ему вышки? (Елочки).
Что напоминает поэту небольшие оконца русских теремов? (Просветы в небо между кленами).
Поэту кажется, что в лесу пахнет так же, как в деревянном тереме. Чем там пахнет и почему? Найдите и прочитайте ответ. (Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца).
Почему слово Осень поэт пишет с заглавной буквы? (Здесь это слово подобно имени хозяйки лесного терема).
Какова Осень в представлении поэта - веселая или грустная? Как догадались?
(Поэт называет ее вдовой).
Какой поэтический прием использует Бунин, рассказывая об Осени? (олицетворение)
- Грустят вдовы, грустит и Осень. Как вам кажется, о чем она грустит?
(Играет последний мотылек, молчание леса мертвое).
Почему так тихо стало в лесу? (Улетели птицы).
- Обратите внимание на то, что поэт трижды употребил слово "СЕГОДНЯ". Почему?
Прочитайте предложения, в которых оно есть.
(Осень непредсказуема, завтра солнечный денек может
смениться ненастьем). Поэт хочет, чтобы мы ценили осенний солнечный денек и
любовались красотой осеннего леса, освещенного солнцем.
- Чтобы читатели лучше могли представить осенний лес, Бунин использует сравнения. Найдите их.
("Точно терем"; "как вышки"; "просветы в небо что оконца"; "как сеть из серебра'; "точно белый лепесток").
Какие слова помогают представить лесную тишину?
(Тихою вдовой, мотылек замирает, в лесу мертвое молчание).
Что нарушает тишину? (Листика шуршание).
ФИЗМИНУТКА шуршание листиков
Прочитаем строки так, чтобы зашуршали листики. Какие звуки будем выделять? А как будем читать - тихо или громко?
Сколько частей можно выделить?


Самостоятельная подготовка к выразительному чтению
Вторичное самостоятельное чтение. Расстановка логических ударений.


Выразительное чтение
- Ребята, давайте договоримся, как будем читать: быстро, медленно, спокойно? (Спокойно с восхищением).
-- Какую половину будем читать тише? Почему?
(Вторую. Там поэт говорит о мертвом молчании. Мы заворожены тишиной и боимся спугнуть мотылька).

Итог урока.
«Листопад» И.А.Бунина – стихотворение, наполненное светлой грустью. Хотя стихотворение и называется «Листопад», это, скорее, описание не данного явления природы, а того краткого состояния затишья перед его началом. Наблюдая за изменениями в природе, автор невольно размышляет о течении жизни, о предстоящем конце – тишине, увядании. Но эта печаль – светлая, ещё яркая, красивая, как золотая осень, как сказка
- Что нового узнали на уроке?
- Ребята, с каким поэтом, стихотворением вы сегодня познакомились?
Кому после знакомства с сегодняшним стихотворением, после работы на уроке, захотелось вновь побывать в осеннем лесу?

Домашнее задание.

-Выразительное чтение.

Самоанализ урока.

Урок был дан в 4 классе.
Это один из уроков в разделе «Поэтическая тетрадь». Предполагает первоначальное знакомство с творчеством Ивана Бунина.
3. Цели урока:
- познакомить учащихся с творчеством И.А.Бунина;
- развивать способность внимательного отношения к слову, сознательного использования выразительных средств языка;
- воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, интерес к живописи, музыке;
- воспитывать самостоятельную творческую активность.
4. Сложность материала соответствовали требованиям программы, а объём рассчитан на уровень познавательных способностей учащихся класса.
5. Намеченный план урока удалось реализовать полностью, отступления от плана не было.
6. Мне удалось связать задачи урока с предыдущими уроками и с последующим материалом раздела «Поэтическая тетрадь».
7. Основные цели урока достигнуты.
8. Запланированную структуру урока удалось выдержать.
9. Данный урок включал в себя межпредметные связи с уроком ИЗО, с музыкой, с окружающим миром.
10. На уроке были применены следующие методы:
I. По источнику информации:
а) словесные ( приёмы: рассказ, беседа.)
б) наглядные (приёмы: иллюстрация, демонстрация.)
в) практические приёмы: упражнения, самостоятельная работа.
II. По характеру познавательной деятельности школьников:
а) репродуктивные
б) объяснительно иллюстративные
в) проблемные
III. По основным методам и дидактическим задачам:
а) методы изучения материала, его закрепления, с использованием индивидуально – обособленной формы.
б) применение на практике формирования умений.
в) методы повторения и обобщения материала с использованием коллективной формы работы.
IV. По характеру организации направления познания мною был применен дедуктивный метод (от общего к частному.)
V. По основным компонентам деятельности – это метод организации учебно – познавательной деятельности через внедрение компьютерных технологий, где средством ТСО был компьютер, а демонстрационный материал создавался мною из разных источников именно для этого урока.


Так как большинство детей начальной школы визуалы, поэтому применение компьютерных технологий способствует:

Вооружению школьников прочными знаниями, умениями и навыками, а так же умениями переносить их в новые ситуации;
Формирует у учащихся потребность в новых знаниях;
Направляет обучение на связь с жизнью, с опытом учащихся.
11. Осуществлялась углублённо – ассоциативная отработка новых понятий во время словарной работы.
12. Сильным учащимся заранее были даны задания
.Во фронтальной беседе, к ответу на несложные вопросы, привлекались слабые ученики.
13. Пассивных учащихся на уроке не было. Дети работали хорошо.
14. Потери учебного времени не наблюдалось.
15. Используемые формы контроля на уроке – индивидуальный опрос(домашнее задание), фронтальный опрос. Тема учащимися освоена.
16. «5» -
«4» -
«3»-
17. На уроке был использован интересный материал, смена форм урока, менялся характер заданий, однообразий не было.








13PAGE 15