Урок по литературному чтению на тему И.Бунин Листопад 4 класс


Организационный момент.
2. Постановка цели урока.
Художница-осень взмахнула кистью,
Жёлтым обрызгала лёгкие листья,
Небо пронзила сизо-лиловым,
Речку покрыла лаком свинцовым.
Из пёстрых узорчатых листьев клёна
Ковёр расстелила на фоне зелёном.
Зелёные сосны, зелёные ели
С лёгким пьянящим запахом прели.
На шаг отошла, прищурила глаз,
По веткам кармином прошла ещё раз.
Тихо, красиво и грустно немножко
Шуршит, и шуршит, и шуршит на дорожке.
- Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (об осени, мы будем читать стихи, будем рассматривать осенние картины.)
-Мы с вами уже на протяжении нескольких уроков читаем стихи. Не наскучило ли вам это занятие?
- Почему? (стихи красивые, их легко читать, они быстро запоминаются, в них описывается красота родной природы)
- Неужели, чтобы полюбоваться красотой родной природы, нужно обязательно читать стихи, не проще было бы выйти на улицу и увидеть эту красоту?
- Почему? (мы не всегда замечаем красивое в окружающей нас природе)
- Так зачем же нам читать стихи? (чтобы научиться видеть эту красоту, чтобы узнать об отношении авторов стихов к родной природе, чтобы учиться у поэтов внимательности и наблюдательности)
- А какие стихи о родной природе вы уже читали? (Повторить стихи о родной природе – названия, автор.)
3. Проверка домашнего задания:
- А Вася и Яша нам сегодня прочитают стихотворение и покажут свои рисунки )- А вот девочки приготовили особое задание, они сами попробовали сочинить стихи. Вы сейчас их послушаете и ответите на вопросы: что общего в них и какое настроение у каждого стихотворения,?Выступление девочек.
4. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы вновь отправимся в замечательный мир поэзии, постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами И.А.Бунина, разобраться в его чувствах и настроениях.
(слайд о поэте и рассказ о нём???).
5. Знакомство с автором (портрет)
Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже в 1870 году, в обедневшей дворянской семье. Детство его прошло в деревне, в «глубочайшей полевой тишине». Рано познал он горечь бедности, заботы о куске хлеба. В молодости будущий писатель работал в редакциях газет, служил библиотекарем. Бунина мы знаем больше, как писателя. Но также он был и замечательным поэтом. В 17 лет напечатал первые стихи. В 1929 году в Париже вышла его книга «Избранные стихи». Она утвердила за Буниным право на одно из первых мест в русской поэзии. В 1933 году Бунину была присуждена Нобелевская премия. В своих стихах он передавал радость и красоту жизни. И сегодня мы будем читать его стихотворение…
А название стихотворения вы мне скажете сами…
- Прочитайте по предложениям эти строки. ( на слайде)
Весь золотисто-красный лист клёна дрогнул и, плавно кружась, не спеша отправился в путешествие. Где он упадёт - здесь же рядом упадёт ещё один листик, потом неожиданный порыв ветерка подхватит их и понесёт на неподвижное зеркало пруда с одиноко плавающими листьями. Ещё порыв - и листья, как кораблики, нестройно поплывут в разные стороны. Падают, падают разноцветные листья: золотисто-оранжевые, жёлтые, как солнечные лучики и огненно-красные, как вечерняя заря…И называется это необычайное явление в осенней природе красивым словом – листопад. ( слово появится после чтения детьми)- кто может сказать, как образовалось это слово» листопад»? (падают листья)
- Кому из вас посчастливилось наблюдать осенью листопад? Расскажите о своих наблюдениях, впечатлениях. (высказывания детей) (подготовить Марину и Машу)
- А вот, что вспоминают о листопаде другие дети…А вы подумайте, что общего в этих описаниях.
(карточки с текстом лежат на партах, подготовить Машу, Марину, Яшу и Вику)
1. Осенью с деревьев опадают листья. Когда они падают, то кружат над землёй. Листья устилают дороги, как золотой коврик. Идёшь по нему, а листья шуршат под ногами. Это листопад.(Марина)
2. Листопад – это осенний дождь и скорое наступление зимы. Много листьев лежит на земле. Листопад – это красиво. Листья изящно кружатся в воздухе, как балерины. Мне нравится смотреть на этот балет.(Вика)
3. Наступила осень. Все листья падают на землю. Везде лежат красные и золотые листья. Они шуршат под ногами. Кажется, что идёшь по красивому говорящему ковру.(Яша)
4. Осень пора листопада. В это время на улице, во дворе очень красиво. Деревья роняют красные и жёлтые листья. Земля покрыта ярким, разноцветным ковром. Приятно идти по мягким, шелестящим листьям. Хороша природа в пору листопада.(Маша)
- А сейчас мы с вами отправимся в гости к осени, побываем в осеннем лесу. Присмотритесь, понаблюдайте за тем, как изменилась природа осенью. Прислушайтесь к себе, что вас удивит, затронет ваше сердце, восхитит ваш взор.
5. Просмотр фильма: «Чудеса осеннего леса». ( слайды с музыкой)
( Дети делятся впечатлениями)
.
-Давайте с вами посмотрим, как поэт описывает листопад.
7. Слушание стихотворения «Листопад».( музыка, голос учителя)
Вопрос перед прослушиванием:
-Вы послушайте и расскажите потом:- Какие картины вы представляли и какое настроение возникло у вас от этих картин?
8. Словарная работа.
- В тексте встретятся слова, значение которых стоит уточнить.
- Как вы понимаете слово:
Объяснение слов: лазурь, багряный, лиловый, резьба, сквозной, вдова, заворожённый.(сначала на слайде или доске само слово, а потом его значение)
9. Чтение по частям с анализом:
-Подумайте, на сколько частей можно разделить это стихотворение?
- Давайте начнём читать 1 часть, а вы подумайте, где она закончится, где автор начинает рассказывать о чём-то другом.(Не пора ли нам остановиться?)
- Докажите свою мысль.(1часть – описание леса; 2 часть – наступление, приход осени, осенние изменения в природе)
1 часть читаем по цепочке по предложениям.
I часть до слов «И осень тихою вдовой , вступает в пёстрый терем свой»— О чём эта часть стихотворения? (Лес)
— С чем сравнивает поэт лес? (с теремом) Найдите и зачитайте этот отрывок.
Слайд «ТЕРЕМ»
- Посмотрите, какие красивые расписные терема строили раньше в Древней Руси
( вставка определения о теремах)
- Давайте найдём в стихотворении доказательство того, что осенний лес действительно похож на терем.( стеной стоит, берёзы жёлтою резьбой, оконца)
- А почему лес расписной? Кто его расписывал? (Его расписала осень разными цветами красок: желто-золотыми, лиловыми, багряными.)
- Посмотрите, какие краски увидел в осеннем лесу Бунин, которых нет в цветовой палитре. О каких качествах поэта это говорит? (наблюдательный, внимательный)
- А как вы понимаете выражение: лес "стоит" "веселой, пестрою стеной"? (Когда посмотришь на осенний лес издали, то деревья стоят прямые и похожи на стену, расписанную разными цветами.)
- В картине Левитана мы тоже видим на дальнем плане изображение леса, - и он тоже похож на стену
(слайд Левитана «Золотая осень»)
— С помощью каких слов и выражений автор рисует берёзы? Зачитайте.
_ Как себе это представляете? Слайд о берёзах на голубом небе.
( Желтые березы, у них листочки резные и блестящие, - Желтый цвет берез очень красиво сочетается с голубизной неба, - и мы видим, какое это чудо)
— Что говорит о ёлочках? Зачитайте. Слайд о ёлочках. (они не меняют цвет осенью и четко выделяются на золотом фоне берез)
— Какие ещё деревья автор увидел в осеннем лесу? (Клёны) Слайд о клёнах.
- Найдите и прочитайте о просветах. Как себе представляете эти просветы?
— Почему образуются просветы?(опадают листья и сквозь кроны деревьев проглядывает небо)
- Кто был в лесу и смотрел на небо сквозь ветви деревьев, высоко закинув голову? Слайд о просветах или картинка. (Очень похожие картины таких просветов можно увидеть на картине художника Остроухова, Здесь виднеются эти голубые просветы сквозь золотую листву кленов.)
- Очень интересно: и поэт, и художник изобразили одну и ту же картину, словно договорились…Но они не договаривались, просто красивое в природе привлекает любого человека, - мимо такой красоты нельзя пройти равнодушно.
-С чем автор сравнивает эти просветы? (С оконцами терема)
— Почему Бунин говорит «оконца», а не окна? (Чтобы показать, что это маленькие окошки, раньше в теремах были маленькие окошки)
- Какие запахи описывает Бунин в стихотворении? Для чего? ( чтоб ярче передать картину осеннего леса)
- Вот видите, в лесу даже пахнет как в новом тереме, деревьями.
— Удалось ли автору показать сходство осеннего леса с расписным теремом?
— Кто хозяйка терема? (Осень) Докажите словами текста
—Почему говорится «тихой вдовой»? (Осень наступает постепенно и немного печально)
Работа над II частью.( хоровое чтение )
- А теперь прочитаем хором вторую часть текста.
- Какие картины вы увидели? Найдите об этом в тексте?
Дети. - Автор рисует паутину, похожую на серебряную сеть:
"Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть, из серебра".
- А я увидел мотылька, похожего на белый лепесток.
- Это последний мотылек, - уже нет насекомых. Мотылек пригрелся на солнышке, ему тепло, приятно, он замер на паутине:
"И точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом".
- День солнечный, яркий:
"Сегодня так тепло кругом"…
- А теперь прочитайте последнее четверостишие: - какие звуки услышал автор в осеннем лесу?
( Он услышал "мертвую" тишину: "…такое мертвое молчанье"…)
- А разве тишину можно услышать?
- Найдите слова, которые помогают нам представить, услышать эту тишину. (вступает тихою вдовой, мотылёк замирает, мёртвое молчанье)
- Как он пишет о тишине?
- А почему о тишине автор говорит, что она - "мертвая"?
( Чтобы мы поняли, что в лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов "в лесу и в синей вышине"…) , ( А еще чтобы мы услышали на фоне такой тишины еле заметные звуки падающего листика):
"Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье".
- А можете вы услышать эти звуки в стихотворении? Вспомните, мы говорили о звуковых средствах в поэзии. Можете вы их найти в этом четверостишии? (- Да, здесь есть слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика):
•"молчанье" - ч ;•"вышине" - ш ;•"можно" - ж ;•"тишине" - ш ;•"расслышать" - ш ;•"шуршанье" - ш .10 .Работа в парах:
- Какие ещё средства художественной выразительности использует Бунин?
-А сейчас поработаем в парах.(посадить сразу по парам)
1- найти эпитеты, 2 - сравнения, 3- олицетворение.- карандаши!
- за помощью, обращайтесь к таблицам.( таблицы на стенде)
Проверка: называют.
- Для чего поэт использует их? ( Чтобы ярче, красивее, образнее и выразительнее передать осеннюю прелесть природы, леса)
11. Подготовка к выразительному чтению текста: наблюдение над чувствами и настроением поэта.
- А СЕЙЧАС давайте попробуем открыть секреты поэзии И.А.Бунина, понять его настроение.
- Найдите строки, в которых автор высказывает свое отношение к картине, КОТОРУЮ ОН ОПИСЫВАЕТ.
-Какое передает настроение? ( и грустное и радостное)
-Что его удивило, восхитило?
"лес, точно терем расписной:"- Чем любуется и какие ласковые слова употребляет?
"оконца", "ёлочки"
- В каких словах чувствуется радость поэта, веселье?
"весёлой, пёстрою стеной"
- А в каких строках чувствуется грусть, печаль автора? (И осень тихою вдовой…)
- Почему автор грустит вместе с осенью? ( понимает, что эта красота недолговечна, что всё скоро закончится) Какие строки повторяются? (Лес, точно терем расписной Лиловый, золотой, багряный) - Одинаково ли их надо читать? (Нет)
(1 – более громко, восторженно, 2 – спокойно, тихо)
—?????? Почему? (Когда автор входит в лес он им восхищается, а в конце замечает, что там тихо и старается не нарушать покой леса)
12. Работа со словарём настроений:
- Расставить и попробовать прочитать с настроением, выразительно.
Лес, точно терем расписной, 
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной      
Стоит над светлою поляной.  
 
 
 
 
Березы желтою резьбой        
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца.
 
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть, из серебра.
 
 
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом.
  торжественное;
восторженное;
очарованное;
радостное;
радужное;
веселое;
светлое;
 
восхищенное;
восторженно- радостное;
 
 
 
 
 
легкое;
светлое;
нежное;
 
 
 
игривое;
нежное;
светлое;
умиротворенное;
теплое;
светлое;
 
Сегодня так светло кругом   
Такое мертвое молчанье       
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.  
светлое;
спокойное;
 
умиротворенное;
нежное.
- На что надо обратить внимание, чтобы прочитать стихотворение выразительно?
•Темп чтения.
• Тон чтения.
•Логические ударения.
•Паузы.
13.Работа в группах.
Выразительное чтение 1 и 2 части. ( 2 группы)
И по одному (1 -2 человека)
14.Итог урока:
- С каким стихотворением мы познакомились на уроке, кто автор?
- Как вы думаете, зачем поэт написал это стихотворение? ( чтобы люди не были равнодушными к окружающей природе, учились любоваться красотой)
- Очень важно замечать красоту окружающего мира, уметь любоваться ею, но ещё важнее сохранить эту красоту. Что мы должны помнить, находясь в лесу? (не нарушать покой леса, бережно относиться к деревьям, не ломать веточки, не разрушать птичьих гнёзд, не разводить костры и не сорить)
- Чем понравилось заниматься на уроке?
Рефлексия (листья осенние, цвет- настроение) – нарисовть веточку!!!
13. Домашее задание – прочитайте стихотворение выразительно.
Кому очень понравилось стихотворение, возьмите полный текст в библиотеке, выучите этот отрывок наизусть целиком, кому это трудно, то выучите любую из двух частей и нарисуйте картины, которые вы представляли, читая это стихотворение.