Дополнительная обшеобразовательная общеразвивающая программа Серебряные струны

Управление образования администрации города Бузулука
Оренбургской области

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования города Бузулука
«Центр детского творчества «Радуга»



Принята на заседании
методического совета
от «___» августа 2016 г.
Протокол №____

Утверждаю:
Директор МБУДО «ЦДТ «Радуга»
______________ О.Ю. Гостева
«___» августа 2016 г.







«Серебряные струны»
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Направленность программы: художественная

Возраст детей: 12 – 18 лет
Срок реализации: 1 год








Автор-составитель:
Абрамов Игорь Викторович,
педагог дополнительного образования









Бузулук, 2016 г. СОДЕРЖАНИЕ



Стр.

I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
3

1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
3


1.1.
Направленность программы
3


1.2.
Уровень освоения программы
4


1.3.
Актуальность программы
4


1.4.
Новизна программы
5


1.5.
Педагогическая целесообразность
5


1.6.
Отличительные особенности программы
6


1.7.
Адресат программы
6


1.8.
Объем и сроки освоения программы
6


1.9.
Формы организации образовательного процесса
7


1.10.
Режим занятий
7

2.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
7

3.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
8


3.1.
Учебный план
8


3.2.
Содержание учебного плана
9

4.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
13

II.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
15

1.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
15

2.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
21

3.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ
21

4.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
22

5.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
23

6.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
36











КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка

Уже более десяти лет вопрос преподавания авторской песни и гитарной музыки для молодежи города Бузулука остается актуальным. Городской клуб самодеятельной авторской песни, организованный в 1993 году, проблемы воспитания нового поколения бардов не решал и существовал как досуговое объединение с песенно-туристским уклоном. Только с 1994года система ежегодного проведения городского фестиваля гитарной песни «Струна души» позволила молодому поколению приобщаться к авторской песенной культуре и знакомиться с новыми именами и исполнителями из других регионов страны.
Традиция преподавания авторской песни и основ профессионального владения гитарой в городе Бузулуке ведет отсчет с 1993 года, когда на базе Дома пионеров нами было создано объединение «Серебряные струны». За годы становления объединения был наработан огромный практический опыт, прожито много побед и поражений, пока не сформировалась основная концепция обучения и воспитания подростков, приобщения их к Великой Кладовой Искусства средствами музыкального исполнительского мастерства. Данное объединение стало своеобразной «кузницей» по подготовке играющей на гитаре молодежи. Многие выпускники становятся участниками многочисленных музыкальных групп, сами организуют свои группы. Примером тому является «Шестой океан» - практический опыт этой группы стал известен за пределами города и области, благодаря выездам на фестивали гитарной песни городов Орска, Кувандыка, Казани. Группа - постоянный участник фестивалей «Серебро», «Оренстон», «Грушинский».
В процессе общения на фестивалях с мэтрами жанра – известными авторами, лауреатами международных фестивалей - выявилась следующая закономерность: все они, связавшие свою судьбу с авторской песней, перепрофилировались из самых разных профессий в педагогику, многие из них получили профессиональное музыкальное образование, доказав себе необходимость преподавания, обучения, вовлечения молодежи в дело своей жизни.
1.1. Направленность программы: художественную направленность и предлагает способы решения художественных задач, помогает достичь красоты звучания, научиться испытывать удовольствие от собственного исполнения.
Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
– Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990г.);
– Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014 г. № 11-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации»;
– Закон Оренбургской области от 6 сентября 2013 г. № 1698/506-V-ОЗ «Об образовании в Оренбургской области» (c изменениями на 29/10/2015);
– Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»;
– Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013г. № 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы»;
Государственная программа «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014-2020гг. (Постановление правительства Оренбургской области от 28.06.2013г. № 553-п.п.);
Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"»;
Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 30.12.2015г. № 1493).
1.2.Уровень освоения программы
Уровень освоения программы базовый. Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.
1.3.Актуальность программы
Настоящая программа знакомит с различными взглядами на некоторые актуальные проблемы гитарного исполнительства и обучения, предлагает способы их решения, заостряет внимание на перспективах дальнейшего развития гитарного искусства.
В провинциальном городе общий уровень культуры, к сожалению, значительно ниже, чем в столице. Полтора десятилетия «демократических» преобразований и социальных катаклизмов сделали свое пагубное дело. Количество брошенной на произвол, тупеющей, деградирующей от телевизора, пива и караоке молодёжи продолжает расти. Остановить этот процесс, возродить музыкальную культуру молодежи, оторвать подростка от улицы и подвала, дискотеки и бара, вовлечь в творчество, помочь поверить в себя, защитить нежную, податливую психику молодого человека возможно песней у костра, доверительным участием, равным и ровным общением, верой и доверием. Гитара и тёплое проникновенное литературное Слово – залог успеха и дружбы, залог победы над собой и социальными обстоятельствами. Все это обусловливает педагогическую целесообразность разработки и реализации данной программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Серебряные струны» разработана с учетом Региональной программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Оренбургской области. Введение Национально-регионального компонента в содержание учебного плана дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Серебряные струны» позволяет организовать занятия, с учетом изучения национальных традиций, особенностей истории, жизни и деятельности коренных народов Оренбуржья. Национально-региональный компонент в дополнительном образовании способствует формированию личности обучающегося как достойного представителя региона, патриота, умелого хранителя, пользователя и создателя социокультурных ценностей и традиций народов Оренбуржья. Регионализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Серебряные струны» достигается через изучение песен традиционных для народов Оренбуржья; подготовку и участие в городских праздниках посвященных Дню защитника Отечества, Дню Великой Победы, Дню независимости России.
Программа знакомит с различными взглядами на некоторые актуальные проблемы гитарного исполнительства и обучения, предлагает способы их решения, заостряет внимание на перспективах дальнейшего развития гитарного искусства.
В провинциальном городе общий уровень культуры, к сожалению, значительно ниже, чем в столице. Количество брошенной на произвол, тупеющей, деградирующей от телевизора, пива и караоке молодёжи продолжает расти. Остановить этот процесс, возродить музыкальную культуру молодежи, оторвать подростка от улицы и подвала, дискотеки и бара, вовлечь в творчество, помочь поверить в себя, защитить нежную, податливую психику молодого человека возможно песней у костра, доверительным участием, равным и ровным общением, верой и доверием. Гитара и тёплое проникновенное литературное Слово – залог успеха и дружбы, залог победы над собой и социальными обстоятельствами. Все это обусловливает педагогическую целесообразность разработки и реализации данной программы.
1.4. Новизна программы
Новизна программы заключается в том, что в репертуарный список произведений входят произведения современных композиторов, обновлен и расширен список рекомендуемых произведений; образовательный процесс основан на дифференцированном подходе к обучающимся.
В процессе занятий расширяется музыкальный кругозор учащихся, развивается внутренний слух, художественное воображение, исполнительское мастерство.
1.5. Педагогическая целесообразность
Педагогические подходы к реализации программы:
- экспериментирование;
- разнообразие различных видов деятельности в образовательном комплексе;
-создание ситуации доверительного общения, ровного эмоционального состояния, душевного комфорта;
- создание ситуации успеха;
- использование игровых технологий;
- проведение коллективных творческих дел как этапных мероприятий в оценивании результативности образовательного процесса;
- стимулирование стремления к повышению образовательного уровня;
- опора на зону ближайшего развития ученика;
- восприятие учащегося как взрослой самостоятельной личности.
- партнёрство и сотрудничество.
-концертно-фестивальная деятельность как этап образовательного процесса.
Обучающиеся чётко определяются ближайшие и дальние цели образования с учётом его возможностей, задатков и характера; информация сообщается в индивидуальном порядке на основе обобщенных оценочных суждений. Прививаются навыки самооценки деятельности и своих возможностей.
1.6. Отличительные особенности
Программа разработана на основе комплексной образовательной программы Ерошкиной З. А. «Исполнение авторской песни» (г. Орск, 2006 г.) и отличается от нее компактностью, групповой формой занятий, возрастной категорией учащихся, измененным репертуарным списком.
Она предполагает ступенчатое и постепенное совершенствование методов и форм педагогического воздействия. Достоинство программы – её необходимость и востребованность, абсолютная реалистичность, доступность в применении, адекватность конкретным социально-экономическим условиям городской жизни. Программа представляет максимальный вариант уровня результативности, так как предлагает систему досуговых мероприятий, а в течение летних каникул и программу оздоровительных мероприятий, разработанных нестандартно, выполняющих функцию восстановления физических и эмоциональных сил, дающих возможность отдохнуть в команде единомышленников, избавиться от одиночества и комплексов.
Программа интегрирована по содержанию учебно-воспитательного процесса и предполагает реализацию комплексных видов образовательной деятельности.
Учитывая специфику подросткового возраста, для которой характерна отстранённость от родителей, семейных проблем, одной из сопутствующих задач считается приобщение родителей к занятиям их детей авторской песней и гитарой с целью сближения и большего взаимопонимания.
1.7. Адресат программы
Программа рассчитана на детей 12 – 18 лет.
1.8.Объем и сроки программы
Программа рассчитана на 1 год 144 часа.
1.9. Формы организации образовательного процесса
Обучающимся предлагается форма занятий как индивидуальных, так и групповых (в том числе дуэтных и ансамблевых).
1.10. Режим занятий
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.
2. Цель и задачи программы
Цель: формирование, развитие и реализация духовно-нравственного и творческого потенциала обучающихся средствами авторской песни, отечественного музыкального и поэтического искусств.
Основные задачи:
Обучающие:
обучение грамотному и выразительному художественному исполнению произведений;
обучение игре на гитаре;
обучение навыкам публичных выступлений.
Развивающие:
расширить музыкальный кругозор учащихся;
развить у учащихся мелодический и гармонический слух;
развить у детей и подростков музыкальный вкус и эрудицию, навыки сценического поведения и актерского мастерства;
способствовать развитию у учащихся образного мышления.
Воспитательные:
воспитание высокохудожественного музыкального вкуса;
воспитание творческой и учебной воли, желания добиваться поставленных целей, стремления преодолевать трудности;
воспитание патриотизма, любви к национальной культуре;
понимание и уважение культуры и традиций народов мира;
воспитание чёткого представления о нравственности;
воспитание чувства самоуважения и уважения другой личности.
3. Содержание программы

3.1. Учебный план
№ п/п
Наименование раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации/контроля



Всего
Теория
Практика


1
Введение в жанр авторской песни
18
12
6



1.1. Вводное занятие. История возникновения гитары
1.2. История Грушинского фестиваля
1.3. Сведения о ведущих бардах
1.4. Различные стили гитарного искусства
2



6



4


6
2



4



2


4
-



2



2


2
тестирование



тестирование



тестирование


тестирование

2
Изучение основных аккордов
42
16
26



2.1. Настройка гитары
2.2. Основы музыкальной грамоты
2.3. Аккорды
2.4. Слуховые упражнения
6

8


20

8
2

2


10

2
4

6


10

6
самостоятельная работа
самостоятельная работа

самостоятельная работа
самостоятельная работа

3
Основы гитарного аккомпанемента
42
14
28



3.1.Приемы правой руки
3.2. Бой

3.3. Прием щипок

3.4. Переборы

8

12

10


12
2

4

4


4

6

8

6


8
самостоятельная работа
самостоятельная работа
самостоятельная работа

самостоятельная работа

4
Исполнение песни
42
16
26



4.1. Разбор песни

4.2. Разучивание песни
4.3. Закрепление песни
4.4. Концертная деятельность
8

14

12

8
4

4

4

4
4

10

8

4
самостоятельная работа
самостоятельная работа
самостоятельная работа
самостоятельная работа


Всего
144
62
82



3.2. Содержание учебного плана

Кратко охарактеризуем содержание каждого предлагаемого базового инвариантного предмета и вариативного дополнительного курса.

Раздел 1. Введение в жанр авторской песни.
Раздел является как бы воплощением «гитары у костра», то есть предполагает, как условие, открытое доверительное общение ученика и учителя, комфортную, творческую обстановку. Групповое пение в такой обстановке разнообразит общее впечатление от занятий, делает курс более цельным, направленным и интересным. Основная задача – познакомить с самодеятельной традицией на лучших отечественных образцах, увлечь этим жанром, создать сильную мотивацию и стойкий интерес к предмету. Технические задачи – адаптировать учащегося к пению группой, включить эффект слухового самоконтроля, преодолеть комплекс пения на людях, знакомить учащихся с песенной программой следующего этапа обучения, заинтересовывая тем самым в дальнейшем обучении, повторять пройденный репертуар с обоснованием недостатков исполнения и определение путей улучшения качества исполнения, развивать навыки выражения критической оценки.

Тема 1.1. Вводное занятие. История возникновения гитары.
Теория. Знакомство с детьми, беседы о ППД, ОБЖ. Беседы о культуре речи, поведения. История возникновения гитары – показ слайдов.
II век – Месопотамия. Наскальные изображения.
X - XII век – Нефер, виола, виуэлла, кифара.
XIII век – Испания. Мавританская и латинская гитара.
XV век – Испания. Гитара пятиструнная.
XVI век – Италия. Гитара баттенте.
XVIII век - Франция. Гитара шестиструнная.
XX век – Россия.

Тема 1.2. История «Грушинского» фестиваля.
Теория. История возникновения фестиваля, посвященного Ивану Грушину. Просмотр видео сюжетов данного фестиваля. Рассказ о традиции и особенностях бардовской песни.
Практика. Исполнение известных бардовских песен: «Фестивальная» О. Митяева, «Алые паруса», «Землю обмотали», «Ты да я, да мы с тобой», «Дым костра», «Извините, мне пора идти», «Прощальный вальс» и т.д.

Тема 1.3. Сведения о ведущих бардах.
Теория. Знакомство с творчеством известных бардов: Ю.Визбор, А.Якушева, О.Митяев, А. Суханов, С. и Т. Никитины, А. Киреев. Прослушивание аудио – записей с исполнением их песен. Исполнение педагогом песен: «Милая моя» Ю.Визбора, «Ты – мое дыхание» А.Якушевой, «Фестивальная» О.Митяева, «Моя звезда» А. Суханова, «Большой секрет для маленькой компании» С. и Т. Никитиных, «Подари мне рассвет» А. Киреева. Просмотр видео – клипов, сюжетов выступлений перечисленных бардов.
Практика. Исполнение известных бардовских песен: «Фестивальная» О. Митяева, «Алые паруса», «Землю обмотали», «Ты да я, да мы с тобой», «Дым костра», «Извините, мне пора идти», «Прощальный вальс» и т.д.

Тема 1.4. Разновидности стилей гитарного искусства.
Теория. Отличительные особенности стиля: рок, джаз, регги, классика. Прослушивание записей групп «Ария», «ДДТ», «Кино», «Чайф», «Машина времени», «Наутилус Помпилиус», «Пилот».
Практика. Исполнение песен «Что такое осень» гр. «ДДТ», «Оранжевое настроение» гр. «Чайф», «Поворот» А.Макаревич, «Я свободен» гр. «Ария».

Раздел 2.Изучение основных аккордов.
Теория. Объяснение и показ педагогом правильной посадки. Посадка гитариста должна быть удобной. Допускается два варианта посадки:
1 – когда выемка корпуса лежит на правом колене;
2 - когда выемка корпуса лежит на левом колене.
Если начинающий гитарист с первых же занятий усвоит правильные приемы, это послужит ему хорошей основой для дальнейшего развития техники обеих рук.
Практика. Практические примеры правильной посадки.

Тема 2.1. Настройка гитары.
Теория. Объяснение настройки гитары. Прежде всего необходимо научить детей настраивать гитару. Настройка совершается от первой струны, которая должна соответствовать звуку ми по камертону.
Виды настройки гитары – по камертону, при помощи инструмента (фортепиано, баян). Практика. Запись, наглядный показ, обучение.

Тема 2.2. Основы музыкальной грамоты.
Теория. Объяснение специфики музыкальной терминологии. Запись буквенных обозначений аккордов, мажора, минора.
Практика. Наглядный пример их применения. Понятие длительность, ритм, размер, темп.

Тема 2.3. Аккорды.
Теория. Запись табулатурным методом аккордов Am, Dm, E G, C, F. Расположение их на грифе.
Практика. Слуховое ощущение каждого аккорда, их ладо – тональное отличие.

Тема 2.4. Слуховые упражнения.
Теория. Объяснение задачи обучающихся услышать заданную мелодию, ритмический рисунок или другие слуховые диктанты.
Практика. Упражнения для развития мелодического и ритмического слуха. Угадывание сыгранного педагогом аккорда; определение звучащей ноты или мелодического оборота; перечисление или воспроизведение исполненных педагогом аккордов по памяти.

Раздел 3. Основы гитарного аккомпанемента.
Теория. Существует несколько основных видов гитарного аккомпанемента: прием щипок, при котором осуществляется защипывание струн, прием бой, когда пальцы совершают удары по струнам и перебор, при котором пальцы дергают струны одну за другой. В свою очередь каждый из приведенных приемов имеет свои разновидности. Практика. Первый год обучения предполагает разучивание основных видов приемов гитарного аккомпанемента: простой бой, сложный бой, прием щипок, переборы трехдольного и четырехдольного ритма.

Тема 3.1. Приемы правой руки.
Теория. Рассказ о различных приемах правой руки: бой, перебор, щипок. Их разновидности: простой, сложный, комбинированный бой, прием щипок, переборы 6/6, 8/8, полуперебор.
Показ педагога отличия приемов правой руки на примерах песен «Алые паруса», «Звезда по имени солнце» В. Цоя, «Фестивальная» О. Митяева, «Это все» гр. «ДДТ».
Практика. Разучивание и закрепление приемов.

Тема 3.2. Бой.
Теория. Простой бой. Запись боя. Прослушивание песен исполняющихся простым боем. Исполнение педагога с детьми. Сложный бой. Восьмидольный бой.

Тема 3.3. Прием щипок.
Теория. Показ педагогом приема щипок. Запись приема. Прослушивание песен исполняющихся данным приемом.
Практика. Исполнение педагога с обучающимся.
Тема 3.4. Переборы.
Теория. Прослушивание песен исполняющихся перебором.
Практика. Показ педагогом переборов 6/6, 8/8, полуперебора. Запись переборов. Исполнение педагога с обучающимися.

Раздел 4.Исполнение песни.
Предполагается разбор, разучивание, закрепление и исполнение авторской песни. Теория. Перед каждым разбором новой песни педагог предлагает прослушать ее в оригинальном исполнении или в исполнении самим педагогом, затем представляет ее краткую аннотацию. Аннотация песни включает в себя:
- рассказ о композиторе (барде), написавшем ее;
- исторические события, связанные с возникновением песни;
- рассказ о жанре, в котором она написана;
- разбор встречающихся аккордов;
- приемы игры, технические трудности.
Практика. Когда все эти условия выполнены и учащиеся уже имеют представление о песне в целом, можно переходить к ее основному разбору: разучивание новых аккордов, встречающихся в данном произведении или закрепление ранее выученных; разбор гитарного аккомпанемента (приемов игры), необходимого для исполнения; разбор ритмических особенностей песни; прослеживание мелодической линии голоса. Закрепление возможно лишь тогда, когда твердо усвоены аккорды и аккомпанемент. Важно ритмично и беспрерывно переставлять аккорды не нарушая ритмическую линию (не останавливая аккомпанемент). Исполнение песни целиком предполагает добавление голоса к выученной музыке. Главная цель – научить элементарному пению под собственное музыкальное сопровождение и, как результат, исполнению несложных песен типа «Алые паруса», «Ты, да я да мы с тобой», «Звезда по имени солнце» В. Цоя, откорректировать процесс исполнения песни, довести ее до естественного состояния.

Тема 4.1. Разбор песни.
Теория. Подбор песенного репертуара в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей, степени подготовленности. Прослушивание песни в оригинальном исполнении. Краткая аннотация песни.
Практика. Исполнение песни.

Тема 4.2. Разучивание песни.
Теория Прослеживание мелодической линии голоса. Координация пения и собственного гитарного аккомпанемента.
Практика. Разучивание новых аккордов, встречающихся в данном произведении или закрепление ранее выученных. Разбор гитарного аккомпанемента (приемов игры), необходимого для исполнения. Разбор ритмических особенностей песни.

Тема 4.3. Закрепление песни.
Теория. Показ – исполнение песни. Краткий анализ учащихся исполненного.
Практика. Работа по повторению над трудными фрагментами песни, одновременных вступлений в начале песни. Работа над координацией пения во время исполнения аккомпанемента. Совершенствование навыков.

Тема 4.4. Концертная деятельность.
Теория. Знакомство с правилами поведения на сцене. Беседы о сценическом образе. Практика. Участие на вечерах, концертах, фестивалях, лекциях, смотрах, благотворительных концертах.

Планируемые результаты
При освоении программы отслеживаются три вида результатов: предметный, метапредметный и личностный, что позволяет определить динамическую картину творческого развития обучающихся.
К концу первого года обучения дети должны
знать/понимать:
строение артикуляционного аппарата;
особенности и возможности певческого голоса;
гигиену певческого голоса;
понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
уметь:
правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая
плеч;
петь короткие фразы на одном дыхании;
петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
петь легким звуком, без напряжения;
звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.
Личностные
Формирование музыкальной потребности выражающейся в творческой деятельности в вокальном искусстве.
Формирование эстетических чувств и художественного вкуса.
Формирование эстетических потребностей, ценностей.
Познавательные
Формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
Формирование умения работать с моделями, схемами.
Коммуникативные
Формирование умения слушать и слышать музыкальный текст.
Формирование умения умение выражать свои мысли, чувства через песню.
Регулятивные
Формирование умения определять и формулировать цель деятельности на уроке.
Отстаивать собственное мнение и уважать мнения других;
Формирование умения сотрудничать между обучающимися, обучающимися и педагогом.
Формирование умения отличать верно выполненное задание от неверного.
II .Комплекс организационно-педагогических условий
1. Календарный учебный график

№ п/п
Месяц


Число


Время проведения занятия
Форма занятия
Количество часов
Тема занятия
Место проведения
Форма контроля

Первый год обучения

1



Беседа,
прослушивание
2
Вводное занятие. История возникновения гитары
Учебный кабинет
Тестирование

2



Беседа,
прослушивание
2
История Грушинского фестиваля
Учебный кабинет
Тестирование

3



Беседа,
прослушивание
2
История Грушинского фестиваля
Учебный кабинет
Тестирование

4



Практическое
2
История Грушинского фестиваля
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

5



Беседа
2
Сведения о ведущих бардах
Учебный кабинет
Тестирование

6



Практическое
2
Сведения о ведущих бардах
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

7



Беседа
2
Различные стили гитарного искусства
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

8



Беседа
2
Различные стили гитарного искусства
Учебный кабинет
Тестирование

9



Практическое
2
Различные стили гитарного искусства
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

10



Беседа
2
Настройка гитары
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

11



Практическое
2
Настройка гитары
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

12



Практическое
2
Настройка гитары
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

13



Беседа
2
Основы музыкальной грамоты
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

14



Практическое
2
Основы музыкальной грамоты
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

15



Практическое
2
Основы музыкальной грамоты
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

16



Практическое
2
Основы музыкальной грамоты
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

17



Беседа
2
Аккорды
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

18



Практическое
2
Аккорды
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

19



Беседа
2
Аккорды
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

20



Практическое
2
Аккорды
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

21



Беседа
2
Аккорды
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

22



Практическое
2
Аккорды
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

23



Беседа
2
Аккорды
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

24



Практическое
2
Аккорды
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

25



Беседа
2
Аккорды
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

26



Практическое
2
Аккорды
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

27



Беседа
2
Слуховые упражнения
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

28



Практическое
2
Слуховые упражнения
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

29



Практическое
2
Слуховые упражнения
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

30



Практическое
2
Слуховые упражнения
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

31



Беседа
2
Приемы правой руки
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

32



Практическое
2
Приемы правой руки
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

33



Практическое
2
Приемы правой руки
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

34



Практическое
2
Приемы правой руки
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

35



Беседа
2
Бой
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

36



Беседа
2
Бой
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

37



Практическое
2
Бой
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

38



Практическое
2
Бой
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

39



Практическое
2
Бой
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

40



Практическое
2
Бой
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

41



Беседа
2
Прием щипок
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

42



Практическое
2
Прием щипок
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

43



Беседа
2
Прием щипок
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

44



Практическое
2
Прием щипок
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

45



Практическое
2
Прием щипок
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

46



Беседа
2
Переборы
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

47



Практическое
2
Переборы
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

48



Беседа
2
Переборы
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

49



Практическое
2
Переборы
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

50



Практическое
2
Переборы
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

51



Практическое
2
Переборы
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

52



Беседа
2
Разбор песни
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

53



Практическое
2
Разбор песни
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

54



Беседа
2
Разбор песни
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

55



Практическое
2
Разбор песни
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

56



Беседа
2
Разучивание песни
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

57



Практическое
2
Разучивание песни
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

58



Беседа
2
Разучивание песни
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

59



Практическое
2
Разучивание песни
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

60



Практическое
2
Разучивание песни
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

61



Практическое
2
Разучивание песни
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

62



Практическое
2
Разучивание песни
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

63



Беседа
2
Закрепление песни
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

64



Практическое
2
Закрепление песни
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

65



Беседа
2
Закрепление песни
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

66



Практическое
2
Закрепление песни
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

67



Практическое
2
Закрепление песни
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

68



Практическое
2
Закрепление песни
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

69



Практическое
2
Концертная деятельность
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

70



Практическое
2
Концертная деятельность
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

71



Практическое
2
Концертная деятельность
Учебный кабинет
Самостоятельная работа

72



Практическое
2
Концертная деятельность
Учебный кабинет
Самостоятельная работа


2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение
1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
2. Наличие репетиционного зала (сцена).
3. Фортепиано.
4. Музыкальный центр, компьютер.
5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
6. Зеркало.
8. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
9. Записи выступлений, концертов.
10. Гитары.
Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим профессиональное образование по направленности программы.

3. Формы аттестации/контроля
Отслеживание результатов в детском объединении направленно на получение информации о знаниях, умениях и навыков обучающихся.
Входной контроль – направлен для выявления требуемых на начало обучения знаний, который дает информацию об уровне подготовки обучающихся.
Для первоначальной диагностики используются следующие формы:
- наблюдение;
- практическая работа.
Для этого вида используются следующие формы:
- диагностическая беседа;
- проверка слуха;
- опрос;
- наблюдение;
- игры (деловые, подвижные, музыкальные).
Текущий контроль – осуществляется в течение учебного года в повседневной работе с целью проверки усвоения пройденного материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся.
Для этого используются следующие формы:
- тестирование;
- практическая работа;
- индивидуальная работа;
- конкурсы;
- самоконтроль (самостоятельное нахождение ошибок, анализ и устранение обнаруженных пробелов).
Промежуточный контроль – осуществляется по окончании темы, раздела.
Для этого используются следующие формы:
- тестирование;
- практическая работа;
- индивидуальная работа (творческий проект);
- конкурсы;
- самоконтроль (самостоятельное нахождение ошибок, анализ и устранение обнаруженных пробелов).
Итоговый контроль – проводится в конце учебного года или полугодия. Здесь целесообразно принимать участие в конкурсах, смотрах, концертах.
Формы итогового контроля:
- открытое занятие;
- выступления;
- отчетные концерты.

4. Оценочные материалы
Отслеживание результатов осуществляется через входной, промежуточный, итоговый контроль. Контроль включает в себя определение уровня развития мелодического слуха, ритмического слуха и музыкальной памяти.
Мелодический слух определяется по следующим критериям:
- чистота интонирования;
- слышать и точно воспроизводить мелодическое движение;
- различение звуков по высоте.
Ритмический слух:
- точное воспроизведение ритмической пульсации;
- точное воспроизведение ритмического рисунка.
Музыкальная память:
- воспроизведение по памяти заданного музыкального отрывка (из песни).

Критерии результативности реализации программы
Уровень освоения программы
Критерии
Показатели
Способы проверки

Высокий уровень
Знать и играть основные аккорды.
Уметь играть аккомпанемент;
Координация пения и собственного гитарного аккомпанемента.
Уметь исполнить10 – 15 песен начального уровня

Отчетный концерт.

Средний уровень
Знать и играть основные аккорды.
Уметь играть аккомпанемент.
Координация пения и собственного гитарного аккомпанемента.
Уметь исполнить 8 – 10 песен начального уровня

Зачет

Низкий уровень
Знать и играть основные аккорды.
Уметь играть аккомпанемент.
Уметь исполнить 5 8 песен начального уровня
Контрольный срез


Под результатом образовательной деятельности следует понимать спланированный положительный итог, соотнесённый с его целями. Параметры знаний, умений и навыков – не единственное в оценивании результата деятельности педагога. Необходимо ещё учитывать воспитательные результаты, результаты социализации личности. Следует учитывать время накопления учебной информации, эмоций, социальных качеств, после чего возможна оценка результативности ученика. Диагностируя образовательные результаты, педагог отслеживает их динамику, рост, постепенное «сложение» результатов каждого педагогического действия по отношению к обучающимся в большие, итоговые.
Приводим программные годовые требования и ориентиры результативности освоения программного материала для полного цикла обучения.
Когнитивный компонент результативности.
Обучающиеся должны знать: основные моменты истории развития авторской песни в России, основные сведения о ведущих бардах: Ю.Визборе, А.Якушевой, О.Митяеве, С. и Т. Никитиных, А. Кирееве, историю Грушинского фестиваля, разновидности стилей гитарного искусства, основные жанровые отличия авторской песни от эстрадной, дворовой, «афганской» и т.д. Знание основ музыкальной грамоты, соответствующих 1 – 2 годам семилетнего курса аналогичного предмета ДШИ.
Деятельностный компонент результативности.
Обучающийсяи должны уметь сыграть и спеть 15 – 25 песен, таких как: «Фестивальная» О. Митяева, «Алые паруса», «Звезда по имени солнце» В. Цоя, «Землю обмотали», «Ты да я, да мы с тобой», «Дым костра», «Извините, мне пора идти» и т.д. Освоить аккорды: Аm, Е7, Dm, G, С, D7, Н7, А7, Gm в несложных трех и четырехдольных ритмах (полуперебор, переборы 6/8, 8/8, простой комбинированный восьмидольный бой).
Кроме того, обучающиеся должны освоить координацию пения и собственного гитарного аккомпанемента, «пение на людях» - преодоление страха (начальный этап этого долгого процесса раскрепощения), приобрести навык внимательного отношения к поэтическому слову, определения качества поэтического текста и мелодии песни, навык культурного поведения в обществе, деликатного обращения со сверстниками.

5. Методические материалы
В основу разработки программы «Серебряные струны» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
технология развивающего обучения;
технология индивидуализации обучения;
личностно-ориентированная технология;
компетентностного и деятельностного подхода.
Каждое занятие строится по схеме:
– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание;
– пение вокализов;
– работа над произведением;
– анализ занятия;
– задание на дом.
Программа предполагает различные формы контроля входящих, промежуточных и конечных результатов.
Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокального кружка в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах.
Педагогические принципы организации образовательного процесса.
1. Принцип индивидуализации.
Создаются условия для наиболее полного проявления и развития индивидуальности обучающийсяа и педагога. Программа каждого уровня обучения построена с учётом психофизиологических особенностей учащихся.
2. Принцип природосообразности.
Образовательный процесс строится, следуя логике (природе) развития личности учащегося, вследствие чего группы формируются по гомогенным признакам:
По уровням ЗУН входной диагностики;
По половозрастным психофизиологическим особенностям;
По способностям и начальной культурно-музыкальной подготовке.
Учитывается оптимальность расписания занятий, комфортность условий.
3. Принцип дифференцированного, разноуровневого обучения.
Принцип базируется на развитии индивидуальности ученика, на создании комфортного, естественного состояния на занятии. Позволяет педагогу формировать группы по равным входным параметрам, создавая студийцу равное окружение. Реализует обучение каждого на уровне его способностей и возможностей.
4. Принцип поэтапности и преемственности.
Позволяет создать систему поступенно-восходящего творческого диалога между наставником и обучающимся.
5. Принцип самоконтроля ожидаемого результата и четкого самостоятельного планирования.
Педагог оказывает содействие в самостоятельном планировании ближайшего творческого результата. Создаётся «Дневник моего пути к успеху», состоящий, примерно, из следующих граф-разделов:
Слушаю;
Хочу исполнить;
Пробую;
В работе;
Уже сделано, но не исполнено;
Исполнено. Мой багаж.
6. Принцип восходящей спирали.
Не все песни на начальном уровне обучения воспринимаются учащимися достаточно полно, т.к. ограничены способности к восприятию материала. В процессе обучения отношение к «старым» песням меняется, открываются новые смысловые нюансы, требующие более углубленной работы.
7. Принцип «Нет плохих песен, просто ты их плохо исполняешь».
Песня может надоесть, от песни можно устать. Но сама песня прекрасна и не виновата в том, что её долго «мучают». Отдохни от неё немного, продумай свои ошибки и берись за дело с новой силой. Ты должен научиться работать и побеждать себя!
8. Принцип сотрудничества и партнёрства.
Принцип безграничного доверия, взаимоподдержки, обоюдной симпатии, равенства.
9. Принцип «Каждый ученик талантлив».
В образовательном процессе обязательно изучаются:
1. Основы пения и гитарного аккомпанемента.
2. Введение в жанр авторской песни. Групповые комплексные занятия начального уровня обучения. Базовый предмет-инвариант.
3. Исполнение авторской песни – группа. Групповые комплексные интегрированные творческие занятия. Базовый предмет-инвариант (при наличии соответствующего количества и контингента учащихся заменяется на ансамбль).
4. Изучение аккордов. Основы сольфеджио и музыкальной грамоты. Групповое занятие. Базовый предмет-инвариант.
5. Ансамбль авторской песни (только при наличии соответствующего количества и контингента учащихся). Вариативный предмет.
Преподаватель имеет право проводить с учащимися всех уровней обучения дополнительные досуговые мероприятия (чаепития, встречи с бардами, посещение концертов, выезды на природу с гитарой у костра и т.п.), которые соответствуют концепции обучения и являются вариативным дополнением к учебной деятельности.
Образовательная базовая программа предметных инвариантных занятий построена по спиралевидному принципу подачи материала. То есть, темы уроков стартового уровня повторяются на базовом уровне с более углубленным изучением и освоением. Так, например, знакомство (поверхностное) с творчеством ведущих бардов на начальном этапе предполагает более детальное изучение на последующих этапах, сохраняя цельное восприятие предмета и не допуская пробелов.
Типовое занятие, как основная форма образовательного процесса, предполагает естественное взаимопроникновение теоретических и практических элементов урока, направленных на создание естественного творческого общения педагога и ученика.
Концерты и выступления
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников кружка. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.
Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.
Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно, репертуарного плана.
Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.
Выставка фотоматериала из выступлений студии.
Итоговое занятие.
Урок-концерт.
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах.
В программе выделены следующие направления:
голосовые возможности детей
вокально-певческие навыки.
работа над певческим репертуаром
работа с солистами
элементы хореографии
музыкально-теоретическая подготовка.
теоретико-аналитическая работа.
концертно-исполнительская деятельность.
Голосовые возможности детей.
Голосовые складки каждого ребенка, как и взрослого певца, имеют свои пределы по частоте (нижний и верхний порог) в зависимости от анатомического строения голосового аппарата, эластичности тканей, свойств нервной системы, тренировки в пении и прочее.
Нижний предел голоса можно установить путем исполнения постепенно нисходящего звукоряда. Установление же верхнего зависит от способа измерения звуковысотного диапазона. Поющий ученик исполняет короткую попевку, которая многократно повторяется по полутонам вверх и доводится до верхнего предела голоса. Исполняется беспрерывный восходящий звукоряд на гласный «а», например, по мажорной гамме.
В результате измерения звуковысотного диапазона первым и вторым способами у одного и того же певца может быть установлен разный верхний предел голоса, так как первый способ рассчитан на сглаживание регистров, а второй – на выявление границы натуральных регистров.
Когда ребенок поет поступенный восходящий звукоряд грудным голосом, то где-то при подходе к переходным тонам в звуке появляется напряжение, и необученный певец прекращает петь, так как ему кажется, что дальше он не может. Эту высоту, как правило, в диапазоне до второй октавы – фа второй октавы, и отмечают как верхний предел голоса.
При оценке голосового диапазона необученного певца важно учитывать способ регистрового звучания его голоса.
Если ребенку трудно спеть более высокий звук, значит, он использует динамику, еще не свойственную уровню развития его голоса, и, следовательно, допущена регистровая перегрузка. Основным критерием правильного использования динамики и высоты звука (то есть регистрового режима) является отсутствие вялости или чрезмерного напряжения в голосе ребенка.
Каждый ребенок должен спеть любую знакомую ему песню без музыкального сопровождения в удобной для него тесситуре. Тон не задается.
В процессе прослушивания нужно учитывать два фактора: качество звуковысотной интонации и преимущественное использование голосового регистра.
В отношении качества интонации детей можно разделить на три группы:
1) дети с плохой интонацией, которые совсем неправильно воспроизводят мелодию исполняемой песни («гудошники»);
2) дети со средней по качеству интонацией, которые искажают мелодию лишь частично;
3) учащиеся с хорошей и отличной интонацией, исполняющие мелодию без искажений.
По типу преимущественного использования регистрового звучания голоса выделяются четыре группы:
1) с чисто грудным звучанием;
2) микст, близкий к грудному типу;
3) микст, близкий к фальцетному типу;
4) чистый фальцет.
Следует отметить, что такое разделение на группы по типу регистрового звучания весьма условно, так как нередко ребенок, исполнивший песню, например, микстом, близким к грудному звучанию, по просьбе педагога может повторить эту же песню в более высокой тесситуре, используя при этом другой регистровый режим, ближе к фальцетному типу. Однако рекомендуется судить по первому исполнению, так как регистровый режим при этом был выбран самим поющим.
Певческий голос не обученных пению детей, особенно с плохой интонацией, близок к речевому голосу по тембру и диапазону.
Регистровые возможности голоса младших школьников проявляются далеко не одинаково у всех детей. Это зависит от различных объективных и субъективных причин: врожденных свойств высшей нервной деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей анатомии и морфологии голосового аппарата, общего физического развития, функции эндокринной системы, музыкального и вокального опыта при обучении или спонтанном пении.
Певческое положение гортани в процессе пения
Значительное внимание уделяется свободному и низкому положению гортани. Ни в коем случае гортань не должна дергаться, подпрыгивать или «задираться» вверх. При задранной гортани звук получается некрасивый, резкий, напряженный; вдобавок пение на зажатой гортани вызывает ухудшение звука, «задранность» его на верхних нотах, тремоляцию. Кроме того, при «задранной» гортани невозможно добиться красивого звучания крайнего верха (у высоких голосов) или крайнего низа (у низких голосов), а злоупотребление подобным «приемом» может привести к полному исчезновению последних. При правильном вдохе гортань естественно опускается вниз. В таком положении она и должна оставаться на протяжении пения, независимо от громкости и высоты звука. Если гортань «подскочила» вверх или затряслась, значит, на связки легла двойная нагрузка.
Если у ребенка во время пения задралась гортань, то надо напомнить ему о том, чтобы он расслабился и попробовал установить ее (гортань) обратно в певческое положение очень легким зевком, как в момент вдоха. Этого можно также достигнуть чисто механическим путем, просто немного опустить голову.
Перед тем как начать петь, вдохните носом и полуоткрытым ртом, улыбнитесь мягкими глазами. У вас сразу сократятся мышцы лица, и звук будет ярким, близким. Чтобы не прыгала гортань, звук формируйте у корня языка, придерживая его мышцами, которые расположены около ноздрей. Улыбайтесь глазами!
Проверить, правильно ли открыт рот, можно следующим образом: возьмитесь пальцами за лицо на уровне середины уха. При максимальном открытии рта почувствуете пальцами, как сустав открывается и закрывается – значит, рот открыт правильно.
Методы работы над певческим дыханием.
На первом этапе работы одним из методов является использование дыхательных упражнений вне пения.
Дыхательные упражнения без пения необходимы лишь в том случае, когда вводится понятие о правильных дыхательных движениях. С этой целью рекомендуется несколько упражнений в определенной последовательности.
Для формирования более прочного навыка правильных дыхательных движений упражнения следует выполнять регулярно. Этим упражнениям обычно отводится 2–3 минуты. Их можно использовать как дыхательную гимнастику для отдыха в процессе репетиции, и особенно рекомендуется применять в работе с детским хором.
Нередко в практике хоровой работы с детьми используется метод произнесения слов песни в ритме мелодии активным шепотом с четкой артикуляцией. Этот метод не только укрепляет дыхательные мышцы, способствует появлению ощущения опоры на дыхании, но и тренирует артикуляционный аппарат.
Развитие артикуляционного аппарата.
Для освобождения нижней челюсти используются распевания на слова: дай, май, бай.
Для активизации языка и губ поются упражнения на слоги: бри, бра, брэ, а также ля, ле и др.
Если в речевом произношении неударные гласные часто изменяются (хобот – хобыт, пятачок – пятачок), то в пении изменяется только неударный «о», который переходит в «а» (ок-но – акно, волна – вална). В остальных случаях звук не должен заменяться другим.
Звонкие согласные, находящиеся в конце слова, в пении переходят в глухие: ослаб – аслап; клад – кат; березка – береска; друг – друк.
Сочетание «тс» в пении произносится как «ц»: детский – децкий; скрываться – скрываца; светский – свецкий.
Окончания ся и сь в пении произносятся твердо, как са. Окончания его и ого меняются на ево и ово.
Как и в речи, в пении при произношении могут выпадать отдельные буквы: честный – чесный; солнце – сонце. «Ч» и «сч» в отдельных словах могут произноситься соответственно как «ш» и «щ»: что – што; счастье – щастье.
В пении существует правило переноса согласных с конца слога одного слова на начало другого. Например, фраза «Вот мчится тройка почтовая» исполняется так: «Во-тмчи-тца-тро-йка-по-что-ва-я». Подобное перенесение дает возможность, как можно дольше тянуть гласные, что необходимо для протяжного пения.
Необходимо использовать скороговорки, распевания на слова «дай», «бай», для активизации языка и губ, упражнения на слоги «бри», «бра», «брэ», «ля», «ле» и др., следить, чтобы рот и губы, язык были активными, упруго произносились согласные звуки в конце слова («но-но», «гоп-гоп», «цок-цок», «стоп-стоп»).
Вокально-певческая работа.
Певческая установка.
Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.
Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов основные положения корпуса и головы должны быть следующими:
– голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад;
– стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги;
– в любом случае корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянув нижнюю часть живота;
– при пении в сидячем положении руки хористов должны свободно лежать на коленях, если не нужно держать ноты;
– сидеть, положив нога на ногу совершенно недопустимо, ибо такое положение создает в корпусе ненужное напряжение.
Если поющий учащийся откидывает голову назад или наклоняет её книзу, то в гортани также создается излишнее напряжение, теряется свобода фонационного выдоха. Если певцы во время репетиций сидят, сгорбив спину, то пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.
Распевание.
Занятия в студии обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную функцию:
1) разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе;
2) развитие вокальных навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения произведений.
Подготовка певцов к работе предполагает, прежде всего, их эмоциональный настрой, а также введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей нагрузкой в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, тембра и продолжительности фонации на одном дыхании. Красоты и выразительности звучания голосов можно добиться только на основе правильной координации в работе всего голосообразующего комплекса.
Распевки необходимо начинать с упражнений «на дыхание». Для распевок на первом году занятий следует использовать знакомые считалки, припевки, дразнилки, которые знакомы детям с раннего детства. Они удобны и полезны для выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции.
Кроме того, они раскрывают возможности голоса: его силу и звонкость, эмоциональную темпераментность и естественность вокальной позиции. Построенные на терциях и квартах, они доступны детям и подготавливают их к исполнению более сложных по музыкальному языку мелодий.
Распевание способствует развитию чистоты интонации ладогармонического слуха. Желательно как можно чаще пользоваться записью пения на магнитофон, сверяя звучание собственного голоса с голосами профессиональных певцов. Каждое упражнение должно транспонироваться постепенно по полутонам вверх, доводиться до верхних нот диапазона и возвращаться обратно.
Все нижеприведенные упражнения даются в тональности до мажор, но каждый занимающийся должен транспонировать их в удобную для себя тональность.
Распевание на слова «дай», «бай», для активизации языка и губ. Упражнения на слоги «бри», «юра», «ля», и др.
Певческое дыхание.
Основой вокальной техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса.
Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания. Выдох, во время которого происходит формация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации.
Обращающийся должен уметь дышать глубоко, но одновременно легко, быстро и незаметно для окружающих. Певческий вдох следует брать достаточно активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос, с ощущением легкого полузевка. Во время вдоха нижние ребра слегка раздвигаются в стороны. Перед началом пения нужно сделать мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности интонирования в момент атаки звука.
Скорость вдоха и продолжительность задержки дыхания зависят от темпа исполняемого произведения; чем подвижнее темп, тем они быстрее. Во время фонационного выдоха необходимо стремиться сохранить положение вдоха, то есть зафиксировать нижние ребра в раздвинутом состоянии. Стремление певца к сохранению этого положения во время пения будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука.
Вдох по активности и объему должен соответствовать характеру музыки и длине музыкальной фразы, которую предстоит исполнить.
Дыхание тесно связано с другими элементами вокальной техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т. д.
Например, от перебора дыхания возникают излишние мышечные напряжения в голосовом аппарате, в том числе и зажатость артикуляционных органов, что приводит к ухудшению качества дикции, напряженности звучания голоса, быстрому утомлению певцов. Отсутствие момента задержки дыхания также порождает звук интонационно неточный, как бы с «подъездом» к заданному тону, как правило, снизу.
Таким образом, певческое дыхание является основой вокальной техники. Приобретение других вокальных навыков во многом зависит от приобретения навыка певческого дыхания.
Цепное дыхание.
Одним из преимуществ коллективного пения является возможность исполнения любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном дыхании (например, русской народной песни «Степь да степь кругом», латышской народной песни «Вей, вей ветерок» и многих других).
Обычно это протяжные песни, которые от начала до конца исполняются непрерывно, медленно и плавно. В большинстве случаев для них характерно сквозное динамическое развитие. Этот звуковой эффект основан на использовании так называемого цепного дыхания, когда певцы вокальной группы берут дыхание не одновременно, а последовательно по одному, как бы по цепочке.
Основные правила при выработке навыка цепного дыхания можно сформулировать так:
– не делать вдох одновременно с сидящим рядом соседом;
– не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри длинных нот;
– дыхание брать незаметно и быстро;
– вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно;
– чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию группы.
Только при соблюдении этих правил каждым певцом коллектива можно добиться ожидаемого эффекта: беспрерывности и протяжности общего звучания группы.
Унисон.
В самом начале работы возникает задача приведения певцов к общему тону. Используя цепное дыхание при соблюдении очень небольшой силы голоса, певцы долго тянут один звук и, внимательно вслушиваясь в общее звучание, стараются слиться со всеми голосами в унисон по высоте, силе и тембру.
Полученное звучание следует постепенно переносить на соседние звуки вверх и вниз. Если в звуке хора появится избыточное напряжение, то это будет свидетельствовать о каком-либо нарушении координации в работе голосового аппарата. В таком случае следует вернуться на звук примарной зоны, снять форсировку, обратить внимание хористов на правильную певческую установку, по возможности устранить излишнюю напряженность мышц, участвующих в голосообразовании, и при движении голоса вверх попытаться облегчить звук.
Звукообразования.
В основе звукообразования лежат: связное пение (легато), активная (но не форсированная) подача звука, выработка высокого, головного звучания наряду с использованием смешанного и грудного регистра.
Чтобы добиться правильного звукообразования на начальном этапе обучения вокалу, необходимо чаще предлагать учащимся выполнить упражнение: пение закрытым ртом звука «м». Зубы при этом должны быть разжаты, мягкое нёбо активизировано в легком зевке, звук должен посылаться в головной резонатор, под которым в вокальной педагогике имеется в виду верхняя часть лица с ее носоглоточной полостью. Посыл звука в переднюю часть твердого нёба на корни передних верхних зубов обеспечивает его наилучшее резонирование, благодаря чему звук приобретает силу, яркость и полетность.
Гласные «и», «е», «у» являются наиболее «узкими», собранными по звучанию, они обеспечивают наилучшее резонирование, и именно поэтому выработка головного звучания начинается с них.
Для овладения приемом прикрытия используются упражнения на пение слогами лё, му, гу, ду. Для формирования прикрытого звука можно рекомендовать пение так называемых йотированных гласных – «йэ», «йа», «йо», «йу», способствующих выработке головного звучания.
Дикция.
Вокальная дикция, то есть четкое и ясное произношение слов во время пения, имеет свои особенности по сравнению с речью. Отчетливое произношение слов не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности быстрее, с тем чтобы дольше прозвучал гласный звук.
Дикция зависит от органов артикуляции – нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба, глотки. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используются различные скороговорки типа: «Рапортовал, да недорапортовал, а стал дорапортовывать – совсем зарапортовался», «От топота копыт пыль по полю летит», «Купил кипу пик» и т. п.
Развитие артикуляционного аппарата каждого ребенка – это главное условие успешной концертно-исполнительской деятельности коллектива.
Слушание музыкальных произведений.
Прослушивание небольших музыкальных произведений.
Прослушивание небольших музыкальных произведений с целью воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости на музыку.
Формирование осознанного восприятия музыкального произведения.
Введение понятий: вступление, запев, припев, куплет, вариация.
Прослушивание ярких образцов музыкальной культуры лучшими исполнителями.
Краткий рассказ о музыкальном произведении, сообщение о композиторе, об авторе слов.
Раскрытие содержания музыки и текста, особенностей музыкально-выразительных и исполнительских средств.
Важно научить детей «погружаться» в музыку. Необходимо достичь того, чтобы обучающиеся почувствовали, что в каждом из них есть не только внутренний слух, но внутреннее зрение.
Развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения – основа развития творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но в любой области, в какой бы он ни работал. Особое значение приобретает развитие интонационного слуха, без которого невозможно понимание музыки.
В процессе обучения происходит формирование у детей умения воспринимать и исполнять музыку.
Показ-исполнение песни.
Разбор произведения. Разучивание, усвоение мелодии, закрепление музыкального материала с сопровождением и без него, раздельно по партиям и всем вместе. В благоприятных условиях певческого воспитания дети прекрасно воспринимают и исполняют классику, народные песни, песни современных композиторов.
Народное творчество как основополагающее звено любой культуры – особая тема беседы и часть репертуарной программы. Механизм создания народной песни, условия ее существования, особая манера исполнения – все это должно быть известно молодому певцу. Репертуар обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого, повышает музыкальную культуру детей, способствует их нравственному и эстетическому воспитанию, формирует их вкусы, взгляды, повышает ответственность перед коллективом. Произведения, различные по характеру и степени трудности, подбираются с учетом возрастных особенностей поющих.
Методика разучивания песен.
Методика разучивания вокального произведения состоит из четырех этапов – слушания песни, ее разбора с детьми, разучивания слов и мелодии и художественной отработки звучания каждого из её куплетов.
При знакомстве с песней детям также сообщается, кто её авторы – поэт и композитор, и знакомы ли уже детям какие-либо произведения авторов. Затем обучающиеся слушают музыкальное произведение, определяют его содержание и характер, а также отмечают некоторые ей свойственные особенности.
Теоретико-аналитическая работа.
Беседа о гигиене певческого голоса является важнейшей, так как незнание голосового аппарата, элементарных правил пользования голосом ведет к печальным результатам. Желательно, чтобы в области вокального пения обучающиеся приобрели знания об особенностях звучания своих изменившихся голосов, вызванных мутацией, приучались «нейтрализовать» некоторые негативные свойства «поведения» голоса в мутационный период.
Концертно-исполнительская деятельность.
Это результат, по которому оценивают работу коллектива. Он требует большой подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеют концертные выступления. Они активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту.
План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы. Без помощи педагога дети выступают с разученным репертуаром на своих классных праздниках, родительских собраниях.
Отчетный концерт – это финальный результат работы за учебный год. Обязательно выступают все дети, исполняется все лучшее, что накоплено за год. Основная задача педагога – воспитать необходимые для исполнения качества в процессе концертной деятельности, заинтересовать, увлечь детей коллективным творчеством.
Репетиции проводятся перед выступлениями в плановом порядке. Это работа над ритмическим, динамическим, тембровым ансамблям и, отшлифовывается исполнительский план каждого сочинения.
Поведение певца до выхода на сцену и во время концерта.
Настраивайте себя на концерт задолго до выхода на сцену, ещё дома, собирая ноты, готовя костюм и реквизит.
Старайтесь делать все, получая удовольствие: от надетого вами платья или костюма, подбора грима и предвкушения чуда, которое называется «сцена».
Оденьтесь, сделайте последние штрихи, выпрямитесь, разверните плечи, чтобы нормально дышать и красиво выглядеть, что немаловажно, улыбнитесь и вперед.
Состояние перед выходом на сцену сравнивается с поведением скаковой лошади перед стартом. Это состояние возвышенного возбуждения и нетерпения быстрейшего выхода на сцену. Несите себя ровно, с достоинством, с высоко поднятой головой.
Вот вы на сцене и перед вами сотни зрителей. Не начинайте выступление сразу, старайтесь даже при самом страшном волнении сохранять внешнее спокойствие.
Если сильное сердцебиение, и дыхание не восстанавливается, сохнет во рту, рекомендуют раза три медленно вздохнуть и выдохнуть, тихонечко покусать кончик языка – это вас успокоит и увлажнит полость вашего рта.
Стройте программу вашего концерта по нарастающей, перемежая сильные тяжелые произведения более легкими, чтобы связки и весь организм успевал немного отдохнуть.
Ведите себя в паузах между произведениями интеллигентно и с достоинством, не забывая при этом про улыбку.
Не кланяйтесь в низком реверансе – это признак дурного тона. Также не рассылайте бесконечные воздушные поцелуи.
Во время пения не смотрите в пол, глаза при пении очень важны, они выражают эмоциональное состояние каждого произведения.
Не переминайтесь с ноги на ногу, найдите положение, удобное для вашего тела. Не рекомендуется стоять во время пения фронтально к публике, лучше развернуть торс в полуобороте, выдвинув одну ногу вперед.
Не машите чрезмерно руками – это говорит о нервозности и непрофессионализме, но и не зажимайте руки, прижав их к себе, так как при пении живет весь организм. В зависимости от образа руки могут быть нежными, страстными и даже страшно скрюченными, но это только в том случае, если этого требует образ.
Заканчивайте выступление на его пике, не утомляя публики, и ни в коем случае не заканчивайте концерт после пика менее выигрышными произведениями. Заканчивайте тогда, когда во время пика публика еще хочет и хочет вас слушать.
6. Список литературы

Для педагога:
1.Гитара. Аккорды, построение, обозначения: Практическое руководство / составитель И.И.Юрин – Современное слово, 1998.
2. Гитара: карманная энциклопедия аккордов / составитель А.И.Одинцов – Минск: Современное слово, 2007.
3. Визбор Ю. Я сердце оставил в синих горах. Стихи. Песни. Проза. М.: Физкультура и спорт, 1989.
4. В. Зинчук. Видеошкола игры на гитаре. Мастер – класс, 2005.
5. Песни бардов. Выпуск 2 / составитель В.Модель – Ленинград. 1990.
Для обучающихся:
1. Школа игры на гитаре. Шумидуб. - Москва.2002.
2. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Николаев – Москва «Торглобус» 2001.
3. Сборник для акустической гитары – Москва. 2003.
4. Бразильская гитара – Москва. 2001.
Репертуарный план.
«Фестивальная» О.Митяев.
«Алые паруса».
«Белый снег» В. Цой.
«Землю обмотали».
«Ты да я, да мы с тобой».
«Дым костра».
«Извините, мне пора идти».
«Прощальный вальс».
«Что такое осень» гр. « ДДТ».
«Стук» В.Цой.
«Группа крови» В. Цой.
«Ты у меня одна» Ю. Визбор.
«Милая моя» Ю. Визбор.
«Младшая сестрёнка» гр. «Любэ».
«Лето – это маленькая жизнь» О.Митяев.
«Поворот» А.Макаревич.
«Прогулки по воде» гр. «Наутилус Помпилиус».
«Одинокая птица» гр. «Наутилус Помпилиус».
«Я свободен» гр. «Ария».
«Кукушка» В. Цой.
.«Кошка» А.Макаревич.
«Наш дом» А.Макаревич.
«Скворец» А.Макаревич.
«Марионетки» А.Макаревич.
«Дыхание» гр. «Наутилус Помпилиус».
«Романс» гр. « Сплин».
«Солдатская печаль» гр. «Кукрыниксы».
«Березы» гр. «Любэ».
«Про кота». Гр. «Пилот».
«Но коль устал» гр. «Пилот».
«Мама» Д. Маликов.
«Кто-то хитрый» гр. «Чиж».
«Оранжевое настроение» гр. «Чайф».
«Французская мелодия».
«Элегия» И. Нагуевский.
«Ноктюрн» А.Петров.
«С добрым утром, любимая» О.Митяев.
«Штиль» гр. «Ария».
«Закат» гр. «Ария».
«Когда окончится война» С. Трофим.








13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT143715


13PAGE \* MERGEFORMAT142115




Заголовок 13ђ Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415