Конспект занятия кружка Серебряные нотки


Тема: Лад в жизни и в музыке.
Цель: способствовать формированию понятий мажора и минора как важного средства выражения различных настроений.
Предметные результаты:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Метапредметные результаты:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Личностные результаты:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.
Ход занятия.
I.Орг. начало занятия.
Исполнение «Музыка здравствуй!».
II.Основная часть.1. На доске: ладонь, ладиться, в ладу, ладный, лад.
Ладонь - внутренняя сторона кисти руки.
Ладиться – идти на лад.
В ладу – в полном согласии с кем-нибудь.
Ладный – во всех отношениях хороший.
Лад –согласие, мир и порядок.
-Прочитайте слова, что обозначает каждое из них?
Сегодня тема нашего занятия: «Лад в жизни и в музыке».
2. Посмотрите на картинку. Что на ней изображено? Кто чем занимается? (Внуки помогают бабушке с дедушкой с удовольствием).
- Может такое происходить в жизни?
- Обратите внимание на выражение лиц.
- Какие краски использует художник?
- Какое настроение у членов семьи?
- Можно сказать, что в семье лад?
- Прочитайте слова.
Ладушки, ладушки,
Где были? У бабушки.
Когда говорят такие слова? (Игра в ладошки.)
Возьмитесь за руки, вот когда люди ладят, то живут в полном согласии и дружбе.
3. Что же такое лад в музыке? О какой дружбе идёт речь?
- В музыке дружат звуки.
Дружбу звуков говорят, называют, словом лад.
В музыке два основных лада:
Мажорный-
Лад Мажор был бодр и весел:
Балагурил и шутил,
Красил дом свой ярким цветом,
С ясным солнышком дружил.
- Посмотрите на доску, какая картинка рядом с мажорным ладом? (Солнышко) А теперь давайте послушаем, как он звучит.
Гамма до мажор. П.И. Чайковский «Камаринская».
Какое настроение у музыки?(Весёлое¸ радостное, звонкое)
Минор –
Лад минор куда спокойней:
Любит размышлять в тени.
Иногда он смотрит строго,
Иногда всерьёз грустит.
- Посмотрите, какая картинка, что она символизирует?(туча)
- Послушайте гамма ля минор, произведение Людвиг Ван Бетховен «Сурок».
- Какие чувства, настроение выражены в этом произведении.
(Грусть, печаль, жалость, уныние)
- Сколько основных ладов в музыке? Вывешиваю картинку.
4. Исполнение песни «Осень» и определение лада в музыке.
5. А теперь подумайте, зачем мы сегодня принесли деревянные ложки? Кушать суп?
Ложки. Деревянные расписные ложки как ударный инструмент и произведение декоративно-прикладного творчества.
Звучит русская народная песня «Калинка». Выступает школьный ансамбль лошкарей.
- Определите лад. Мажор. Попробуйте постучать на ложках.
III. Рефлексия.
1.Игра:
Встаём в кружок, при минорном ладе берёмся за руки, при мажорном берёмся за руки и поднимаем их вверх. (Слушание музыкальных произведений) и определение лада.
2. Распределите слова в два столбика: мажор и минор. (Интерактивная доска).
(задорно, весело, грустно, печально, уныло, жалобно, восторженно, тоскливо)
3. Исполнение песни «Дети любят рисовать». Определить лад.
4. С каким настроением вы сегодня занимались?
IV. Организованное окончание занятия
Исполнение «До свидания музыка».