Конспект урока по литературному чтению по теме: И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина


Конспект урока
Урок: Литературное чтение
Класс: 4
Учитель:Стрельникова С.Г.
Тема: И. А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина.
Тип: Изучение нового материала.
Цели: познакомить с жизнью и творчеством И.А. Бунина; учить чувствовать поэтический мир; пополнять словарный запас; развивать речь,
Задачи:учить определять учебную задачу урока, планировать её выполнение, осуществлять самоконтроль; учить анализировать поэтический текст; учить читать стихи выразительно
Планируемые результаты.
Предметные;
- чувствовать стихотворение выразительно, отражая чувства лирического героя;
- находить средства художественной выразительности, помогающие увидеть картины, созданные автором.
Метапредметные:
- определять учебную задачу урока по выразительному чтению и анализу стихотворения;
- анализировать художественный текст на основе ключевых слов.
Личностные:
-проявлять интерес к поэзии;
- проявлять интерес к живописи, к творчеству русских художников XIX века;
- получать эстетическое удовольствие от чтения книг русских классиков
Межпредметные связи:
-изобразительное искусство, темы «Умение видеть», «Картины природы»
Ресурсы урока :Учебник, ч. I, с. 150, 151; аудиоприложение к учебнику.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Выразительное чтение стихов Н.А. Некрасова.
III. Актуализация необходимых знаний
Дети читают тему урока, записанную на доске; определяют опорные слова темы; записывают имя поэта, чьё стихотворение мы будем читать (И.А. Бунин «Листопад»)
- Знакомство с жизнью и творчеством И.А. Бунина
IV. Мотивация познавательной деятельности.
- Работа с репродукцией картины И.И. Левитана «Золотая осень». Дети рассматривают репродукцию картины;
- называют слова, помогающие дать характеристику картины: яркие краски, красные деревья, жёлтая листва и составляют рассказ по картине.
V. ФизминуткаVI. Работа над стихотворением «Листопад» с использованием аудиоприложения к учебнику.
- Учащиеся слушают как произведение читает актёр, и делятся впечатлениями.
- Детям предлагается ответить на вопросы на с. 151и определить, какие умения должны быть сформированы на основе выполненных заданий.
- Дети отвечают на вопросы и называют умения: находить средства художественной выразительности, различать сравнения и эпитеты; подбирать эпитеты самостоятельно; выразительно читать стихотворение.
- Дети, отвечая на первый вопрос рассказывают, что осенний лес напоминает автору расписной терем и он называет его лиловым, расписным, багряным, а потому и настроение от прочитанного радостное.
Вопрос № 2. И. Бунин Осень пишет с большой буквы, так как видит в ней живое существо.
Вопрос № 3,4 предполагает ответы детей, помогающие услышать в стихотворении звуки осени и называют слова, в произношении которых содержатся шипящие звуки.
Вопрос № 5. Частое повторение слова (сегодня) указывает на то, что осенняя красота не вечна и скоро всё изменится.
Вопрос № 6. Определяет, как при чтении можно передать перемену настроения.
VII. Рефлексия
-Дети оценивают свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удалось выполнить?
-Подведение итогов урока. Какие чувства выразил поэт в стихотворении?
VIII. Домашнее задание
- Найти и прочитать другие стихи И.А. Бунина, подготовить выразительное чтение одного из них.
- Сделать свои иллюстрации к стихотворению «Листопад».