Конспект урока по русскому языку на тему Склонение имен прилагательных во множественном числе ( 4 класс)


Составила : учитель начальных классов Ямилова Ирина Платоновна
Тема урока: Склонение имён прилагательных во множественном числе
Цели:
Познакомить с особенностями склонения имен прилагательных во множественном числе;
Совершенствовать умение распознавать род и падеж имен прилагательных.
Развивать память, мыслительные операции (аналогию, обобщение) , коммуникативные способности; познавательный интерес, орфографическую зоркость, речевые умения.
Способствовать формированию уважительного отношения к людям труда с "золотыми руками" совершенствовать навыки каллиграфического письма.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: способствовать самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование: учебник «Русский язык» Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, 4 класс, часть 2; мультимедийный проектор; презентация к уроку; карточки с заданиями.
Тип урока: Изучение нового материала.
Ход урока
1. Организационный момент
Встали дружно.
Повернулись
И друг другу улыбнулись (Слайд 1)
- Какое сегодня у вас настроение?
- У меня тоже хорошее, я надеюсь, что у нас все получится и урок будет интересным.
2. Актуализация знаний
- Какими качествами должен обладать ученик, чтобы узнать новое? (Активным, старательным, внимательным, наблюдательным) (карточки со словами на доске)
- Что вы можете сказать об этих словах?
- Давайте повторим, что мы знаем об именах прилагательных? РАУНД ТЭЙБЛ (ученики по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном листе бумаги)
3. Самоопределение к учебной деятельности
-Прочитайте, что написано на доске.
Ласковым словом и камень растопишь. (слайд 2)
- Запишите в тетради это предложение. Найдите прилагательное. Укажите род, число и падеж.
( отвечает ученик под №1)
- Словосочетание ласковое слово устно просклоняем по падежам. (по кругу)
- Прочитайте и запишите следующее предложение. (слайд 3)
Умелые руки не знают скуки.
- Найдите прилагательное. Укажите род, число и падеж.
- Можем ли мы определить род прилагательных во множественном числе? (нет)
- У прилагательных множественного числа род определить нельзя.
- Можно ли сказать, что имена прилагательные множественного числа изменяются по падежам? (да-?, нет-?)- А хотелось бы вам узнать, изменяются они по падежам или нет?
- Чем сегодня будем заниматься на уроке? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(Склонением имен прилагательных во множественном числе) (слайд 4)
4. Работа по теме
- Давайте попробуем просклонять словосочетание умелые руки. Самых смелых приглашаем к доске.
И.п. какие? Умелые руки
Р. п. каких? Умелых рук
Д. п. каким? Умелым рукам
В. п. какие? Умелые руки
Т. п. какими? Умелыми руками
П. п. о каких? Умелых руках Проверим по слайду (слайд 5)
Работа по учебнику
- Открыли учебники на с. 62, находим таблицу
-Назовите вопросы и окончания имён прилагательных в каждом падеже. (называют  вопрос, окончание)
5. Закрепление изученного Просклонять прилагательные веселые медвежата (1 ученик у доски), зимние узоры (самостоятельно) СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ (Партнеры по лицу передают друг другу тетради и проверяют)
- Что можно сказать об окончаниях имен прилагательных множественного числа? (Окончания совпадают)
– В каких падежах имена прилагательные множественного числа имеют одинаковые окончания? (слайд 6)
И. п., В. п.ые, иеР. п., П. п.ых, их Д. п.ым, им  Т. п.ыми, ими
– Как можно определить падеж прилагательного во множественном числе? (Падеж имени прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу имени существительного)
– Что нового узнали о прилагательном множественного числа? Сделайте вывод. (Имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам или склоняются. Род у прилагательных множественного числа не определяется)Физкультминутка.
-Давайте немного отдохнем. Все встали. Сейчас я буду зачитывать словосочетания, если вы слышите слова мужского рода, то хлопаем, если женского рода, то топаем, если среднего рода, то делаем повороты, а если множественного числа, то приседаем.
- Большой стол, красивая ваза, яркое солнце, веселые ребята, лесная ягода, дорогое украшение, вкусный торт, высокие деревья, красная смородина, пушистое облако, быстрые реки.6. Работа с карточками.
- У вас на столе лежат карточки. Прочитайте задание и объясните своими словами, что нужно сделать. (Вставить и выделить окончания, определить падеж)
За воздушными шарами – Т. п.О летних каникулах – П. п.К соседским мальчишкам – Д. п.Из колючих кустов – Р.п.С трескучими морозами – Т. п.До первых заморозков – Р. п.По речным волнам – Д. пСИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ  (Ученики выполняют письменную работу и передают друг другу по кругу для проверки) Проверка по слайду. (Слайд 7)
ТЕЙК ОФ – ТАЧ ДАУН
-Встаньте  те, у кого нет ошибок. Молодцы! Садитесь.
-Встаньте  те, у кого 1 ошибка.  Хорошо! Садитесь.
-Встаньте  те, у кого 2 ошибки. Будьте внимательнее!
– Как определить падеж прилагательных во множественном числе?
7. Зимнее творчество.
- Ребята! Посмотрите глазками вниз, наверх, влево, а теперь в окошко и на экран.
(слайд 8)
Зима не хочет уступать свои права весне. Доказательство тому – красивейшие зимние дни с морозом и солнцем!
– Составьте предложение, используя слова на слайде.
(Слайд 8)
Сверкает, искрами, снег, разноцветными, на, солнце, ярком.
Снег сверкает разноцветными искрами на ярком солнце.
Запишите предложение.
– Подчеркните главные члены предложения. Определите род и падеж имен прилагательных.
– Проверьте, у вас также. (Слайд 9)
8. Работа по учебнику.
. Прочитайте текст упражнения 105.
– Какое задание нам предлагают выполнить авторы учебника.
Приступаем к самостоятельной работе.
9. Дифференцированное домашнее задание
Перед вами текст. (Слайд 10)
Прочитайте его.
Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.
– Какая часть речи пропущена?
– Кто может самостоятельно подобрать подходящие по смыслу прилагательные, возьмите карточку зеленого цвета.
Кому нужны слова – помощники, берите карточку желтого цвета.
Кто не уверен в своих силах, возьмите синюю карточку.
Задания на этих карточках вы выполните дома.
Зеленая карточка.
Спиши текст, вставляя подходящие по смыслу прилагательные. Определите падеж прилагательных множественного числа.
Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.
Желтая карточка
Спиши текст, добавляя подходящие по смыслу слова. Определите падеж прилагательных множественного числа.
Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.
Слова для справок: трескучие, лютые, шумные, зимний, звериные, глубокие.
Синяя карточка.
Спиши текст, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Определите падеж прилагательных множественного числа.
Пришла зима с трескуч… морозами, шумн… вьюгами, глубок… сугробами. В зимн… лесу на снегу видны узоры зверин… следов. Трещат лют… морозы.
11. Рефлексия учебной деятельности
Вспомните тему нашего урока.
– Как изменяются имена прилагательные во множественном числе? (Только по падежам)
– Как не изменяются имена прилагательные множественного числа? (Не изменяются по родам).
– Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе? (Как и в ед. ч., падеж прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)
-Как вы оцениваете сегодня свои знания? (слайд 11)
А теперь небольшой сюрприз. Это большое сердце – знак того, что вашей работой на уроке я была очень довольна. А у вас на парте лежат три маленьких сердечка: красное – знак хорошего настроения на уроке, того, что вы довольны своей работой, розовое – знак того, что вы увидели небольшие недочеты в своей работе, и холодное синее сердце – знак того, что вы на уроке оставались равнодушными, и у вас было плохое настроение, и ничего не получалось. Прикрепите ваши сердечки на большой плакат, и мы увидим, как удачно мы поработали.