Методическая разработка внеклассного мероприятия в форме квест-игры «Будущие избиратели? Здравствуйте!»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 35» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
Методическая разработка внеклассного мероприятия
в форме квест-игры
«Будущие избиратели? Здравствуйте!»
Автор: Терлецкая Ирина Павловна,
учитель истории и обществознания
МБОУ СШ №35 города Смоленска
Смоленск
2017
Пояснительная записка
Квест - приключенческая игра (синонимы: Бродилка, Квест (англ. Quest — поиски), Adventure (перевод с англ. — приключение)) — один из основных жанров игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет может быть предопределѐнным или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока.
Квест может быть не только компьютерной игрой, но и ролевой, поисковой, логической игрой «в живую». Квест имеет четкую логическую структуру: легенду, поясняющую предысторию события, локации, отрывающиеся только после выполнения заданий-ключей, эпилог и подсчет набранных очков.
Участники квест-игры: учащиеся 7-8 классов (игроки), ведущие на локациях учащиеся 11 классов.
Цель мероприятия: повышение информационной и правовой культуры учащихся.
Форма игры: групповая (командная)
Подготовка к мероприятию:
- разработка легенды квест-игры, заданий для локаций на основе мониторинга затруднений и предпочтений учащихся;
- разработка иллюстративного материала для выполнения заданий;
- создание команд;
- подготовка «паспорта команды»;
- подготовка старшеклассников для роли ведущих на локациях.
Время проведения: 40 минут.
Комментарии к игре:
На каждой локации команда выполняет задание. В случае успешного выполнения задания команда получает ключ-подсказку, на которой размещается фрагмент ключевой фразы. Собрав 9 ключей, придя на финиш, команда складывает ключевую фразу и сообщает об окончании игры.
Определение победителя ведется по 2 критериям: скорость прохождения маршрута (время нахождения команды на локации фиксируется в паспорте команды) и правильность составления ключевой фразы.
Итоги подводятся по окончанию игры всеми командами.
Ход мероприятия
Организатор игры предлагает командам легенду квест-игры.
Легенда квеста:
На уроках истории рассматривался вопрос о новгородской демократии. Вышел спор. Одни говорили, что в Великой Новгороде в XII-XIII веках сам народ участвовал в управлении новгородской республикой. Другие говорили, что у простых людей в реальности не было возможности это делать.
Все задумались, а в наше время, какой шанс поучаствовать в управлении Россией. Если найдёте 9 ключей в ходе игры, то сумеете ответить аргументированно на этот вопрос.
Ключевая фраза финала игры
Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Ведущий предлагает командам следовать по локациям по индивидуальному маршруту, который определяется ответами на предложенные загадки.

HYPERLINK "http://constitution.kremlin.ru/" \l "article-3-2"
Локация «Принципиальный пункт»
Загадка для определения локации. 18 сентября 2016 году состоялись выборы в Государственную Думу.. Жители города - героя стремились выбирать самых достойных. На выборы пришли все ваши родители и знакомые. Придите в то место, где город предстает перед вами во всей красе. (актовый зал школы, на стене которого представлен город Смоленск)
ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте. Вы правильно разгадали загадку и верно определили местонахождения нашей станции. Напоминаю, что вам предстоит выполнить задание. Время его выполнения будет фиксироваться в паспорте вашей команды. В итоге вы получите ключ. Правильно выполненное задание даст вам ключ с частью. Фразы. Собрав все ключи вы сумеете ответить на вопрос игры. « А как гражданин России может участвовать в управлении государством».? Итак, начинаем.
В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, как поступить. Сделать выбор своей судьбы очень трудно, но еще труднее выбирать, когда речь идет о судьбе целого государства. Это ответственно вдвойне: ты отвечаешь не только за себя, но и определяешь будущее всей страны.
За годы развития демократии установились в России строгие правила (принципы), которые все должны соблюдать. Эти принципы зафиксированы в Конституции РФ. Вам предстоит назвать их. Мы понимаем, что это непросто. Но это и есть наше задание.
В беде мы вас не бросим. То, что я вам расскажу поможет вам обязательно!
Слушайте внимательно. Вам предстоит просто обобщить правила, которые скрыты в моей информации.
После окончания моей речи Вам предоставляется время для обдумывания-2 минуты. Если вы не сумеете определить и понять, что же это за принципы, то я дам вам подсказку.
Рассказ-
В нашей школе уже больше 15 лет существует республика ЭМКиД( эстетический мир красоты и действия). Как и положено у республики есть Президент. В прошлом году мы выбрали его всем ученическим коллективом. Это десятиклассница Саша Михайлова. Как это было?
1)На выборы приходили все без исключения. Ученики с 1-по 11-классы. мальчики и девочки, двоечники и отличники, и просто хорошие люди. Повторюсь, ВСЕ без исключения.
2) Случилось так, что ученик 11 класса Вася заболел в день выборов и не смог придти в школу, чтобы проголосовать ПРЯМО от себя. Он не растерялся и попросил друга проголосовать за него. Однако, Саше отказала избирательная комиссия, ссылаясь на то, что так нельзя, потому что нарушается один из принципов выборов.
3) При голосовании никто не обращал внимание на то, как учится человек, какого цвета у него одежда, как он воспитан. Старшекласснику и в голову не приходило требовать для себя особенного права, например, чтобы его голос равнялся 2 голосам малышей. Соблюдался один из принципов.
4) Каждый пришедший проголосовать, заходил в специально подготовленную кабинку, которая была завешена ширмой. Это делается для того, чтобы никто не смог увидеть за кого Вы отдаёте свой голос. Тут проявляется один из принципов выборов.
Мой рассказ окончен. Напоминаю, Вам нужно назвать 4 принципа, которые соблюдаются на выборах в демократическом государстве.
На обсуждение Вам дается 2 минуты!
Комментарий. Организатор может предложить подсказку, слова, среди которых есть верные. (ВСЕОБЩИЕ, РАВНЫЕ, ПРЯМЫЕ, ТАЙНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ, ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ, ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЕ)
Локация «Процедурный кабинет».
Загадка для определения локации.
В кинотеатре – широкий экран,
В цирке – манеж иль арена.
Ну, а в театре, обычном театре,
Площадка особая -
Уважаемые будущие избиратели. Вам уже 14 лет, вы имеете паспорта и обладаете уже рядом прав. Но право голосовать (избирать и быть избранным мы приобретаем только… ( назовите возраст).
Через 3-4 годы вы все впервые придете на избирательные участки, чтобы участвовать в голосовании. Сейчас ваша задача воспроизвести процедуру голосования на избирательном участке.
У вас есть паспорт команды, перед вами член избирательной комиссии, кабинка для голосования и урна.
Прошу Вас пройти процедуру голосования, не нарушая установленного порядка.
Локация «Командный дух»
Загадка для определения локации.
Есть лужайка в нашей школе,
Кувыркаемся мы тут
Ровно сорок пять минут!
Если я порошу вас дать характеристику нашего государства, что бы вы сказали?
Но я предлагаю обратиться к Конституции РФ. Вспомните ст.1 Конституции. Продекламируйте ее хором, всей командой.
Вы очень дружная команда. Покажите свою сплоченность в прыжках через канат. Ваша задача сделать 5 прыжков всей командой. Вознаграждение – «ключ знаний». Успехов Вам!
Локация «Агиткампания»
Загадка для определения локации.
На парте краски и набор гуаши,
Портрет, пейзажи — то рисунки наши.
Нужны здесь аккуратность и старание,
А сам урок зовется.
Одним из этапов избирательной кампании является агитация. Каждый кандидат в депутаты распространяет агитационные листовки, где знакомит избирателей со своей программой действий, рассказывает коротко о себе. Эта информация многим помогает сделать выбор. Познакомьтесь с таким материалами.
Задание. Составьте агитационный плакат, выбрав условным кандидатом капитана своей команды.
Локация «Пойми меня»
Загадка для определения локации.
Решите математический пример: квадратный корень из 121?
В нашей речи все больше появляется иностранных слов. Без некоторых обойтись уже очень трудно. Некоторые слова мы произносим, но не всегда можем объяснить их.
Уверена, что вы не относитесь к таким неумёхам.
Ваша задача выбрать из состава команда самого сообразительного, который займёт место в «окошке» ватмана, на котором написаны ряд терминов. Задача команды: объяснить товарищу , какое слово написано, используя разные подсказки. Чтобы было все честно, тяните жребий: какое слово вам придется объяснять.
Локация «Разберемся с понятиями»
Загадка для определения локации.
Кабинет, в котором ученики постигают правила нашего родного языка, имеет необычный номер. Цифры, находящиеся на его двери, совпадают с днём и месяцем принятия основного закона нашей страны— Конституции России . Удачи! "
Вас ждёт кроссворд. Если справитесь с ним за данное время. То «ключ знаний – ваш».
-304802159000Вопросы для кроссворда:
По горизонтали
1.Деятельность, побуждающая избирателей придти на выборы и проголосовать за того или иного кандидата в депутаты.
2. Форма правления в Российской Федерации.
3. Единая Россия, ЛДПР, КПРФ, Справедливая Россия – это примеры парламентской …. России.
4. Политическая связь между гражданином и государством, которую имеют все граждане России.
5. Совещательный орган власти при первых царях Романовых, законодательный – в современной России.
6. Лицо, избранное в представительные органы власти.
7. Это и учёная степень, и претендент на какую-нибудь должность, и статус, предшествующий статусу «депутат».
8.Основной закон страны.
9.«Суров закон, но это…»
По вертикали (ключевое слово):
«Поэтом можешь ты не быть, но …. быть обязан.
(Н.А.Некрасов, русский поэт)
Локация «Улыбайтесь, вас снимают!»
Загадка для определения локации.
Хранятся в ------ секреты и тайны,
Открытия, сотни находок случайных,
Куски манускриптов, старинные латы,
Керамика, передовая когда-то,
Полотна и книги, скелеты и карты
И даже, представьте, рецепты лекарства,
Браслеты и серьги, мечи и короны,
Жуки, саркофаги, костюмы, колонны
После прибытия команды в музей, им даётся небольшая историческая справка
17 марта 1991 года произошло событие, которое решило будущее страны. Именно в это время встал вопрос о введении поста президента Российской Федерации. В решении данного вопроса приняло участие 75,09 % граждан РСФСР. Через три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом Российской Федерации был избран Борис Ельцин. В Конституции РФ также есть информация о данной процедуре. Необходимо решить ребус и найти в основном законе страны статью, которая содержит информацию о ключевом слове. Сделать фото с Конституцией.
Найдите в тексте конституции и выделите маркером слово-ответ ребуса.
3810-127000Статья 3
1.Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2.Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления HYPERLINK "http://constitution.kremlin.ru/" \l "article-3-2"

3.Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4.Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
Статья 32
1.Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2.Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Для получения следующей локации вам необходимо проявить свою фантазию и творческие способности. Нужно сделать несколько фото. На них должны быть все участники команды!!! Представьте, что 13 сентября нынешнего года вся ваша семья идет на выборы в городской совет. Покажите, как это будет.
Локация «СМИ»
Загадка для определения локации.
Идите в то место, где служитель правопорядка всегда вам подскажет точное время.
Вы правильно отгадали загадку. Посмотрите на стенды перед вами. Здесь собрана большая информация о России: ее устройстве, территории, главных людях страны. Познакомьтесь с информацией в течение 3 минут. (Помните, что вы команда и разделение ролей пригодится).
Затем вы должны найти двух посторонних для игры человек и рассказать им как можно полнее о прочитанном так, чтобы им было интересно. Помните о правилах вежливости и времени.
Локация «По порядку становись»
Загадка для определения локации.
В этом месте хранится много тайн и загадок всего мира. Здесь есть то, что олицетворяет Россию.
Наша страна – демократическое государство. С республиканской формой правления. Можете мне пояснить, по каким признакам это можно определить?
Как устроена власть в наших регионах (субъектах)? Как проводятся свободные выборы? В каком порядке. Посмотрите небольшой видеоролик.
Будьте внимательны. После его просмотра вам предстоит построить в логической последовательности избирательный процесс в России.