Исследовательская работа Роль антитезы в рассказе А.И.Куприна Чудесный доктор

Научно-практический марафон «Шаги в науку»

III этап











СЕКЦИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ


Роль антитезы в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор»


Исследовательская работа













Выполнила ученица
6 класса средней школы №221
г.Заречного
Нефедьева Дарья Николаевна


Научный руководитель –
учитель русского языка и литературы
средней школы №221
г.Заречного
Сотина Наталия Викторовна




г.Заречный, 2010 год
Введение.
Пензенская земля богата талантливыми, незаурядными людьми. В этом ряду замечательных людей находится писатель Александр Иванович Куприн, родившийся в городе Наровчате Пензенской области.
«Куприн – настоящий художник, громадный талант»,- писал о нем Л.Н.Толстой.
Творчество этого писателя было долгое время как бы в тени, его заслоняли яркие представители современной ему прозы. Сегодня произведения А.И.Куприна вызывают большой интерес читателя.
«Первые детские впечатления – это запас на всю жизнь». «Почти все мои сочинения – моя автобиография. Я иногда придумываю внешнюю фабулу, но канва, по которой я ткал, вся из кусков моей жизни». Судьбе было угодно распорядиться так, что с детских лет А.И.Куприн столкнулся с трудностями жизни. Отец умер рано, с тех пор началась сиротская жизнь без маленьких радостей, но с большими обидами и нуждой. А.И.Куприн сначала проживал вместе с матерью во вдовьем доме, а затем в сиротском пансионе. Он с необыкновенной точностью описал в своих рассказах жизнь обездоленных, униженных людей. Один из таких рассказов «Чудесный доктор».
Объект исследования – рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор», написанный в 1897 году и опубликованный в рождественском номере газеты «Киевское слово».
Предмет исследования –прием антитезы.
Цель исследования – определить, какую роль в рассказе «Чудесный доктор» играет прием антитезы.
Гипотеза – использование приема антитезы помогает раскрыть идейный замысел произведения.
Основная часть.
1.Антитеза.
В произведениях для детей «Тапер», «Белый пудель» А.И.Куприн использовал прием антитезы, противопоставляя образы, характеры. Рассказ «Чудесный доктор» полностью построен на приеме антитезы.
А.И.Куприн использует прием антитезы на следующих уровнях:
2.Антитеза в названии рассказа.
В названии рассказа угадывается противопоставление. Чудесный – являющийся чудом, совершенно небывалый, необычный. Судя по названию произведения, можно предположить, что речь пойдет о совершенно необычном, фантастическом докторе, который совершит волшебство. Прочитав произведение, мы узнаем, что, оказывается, чудо – это доброта, милосердие, сочувствие – все, что должно присутствовать в каждом человеке. А доктор – обычный человек.
3.Противопоставление жанра произведения его содержанию.
Рассказ «Чудесный доктор» относится к жанру святочного рассказа, в котором присутствуют элементы фантастики.
Сам автор, начиная свое произведение, указывает на достоверность случившегося («Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла. Все описанное мною действительно произошло в Киеве лет около тридцати тому назад»).

4.Использование антитезы в композиции рассказа.
Появление доктор композиционно делит произведение на две части («Отчаяние голодной семьи» и «Благодетельный ангел»). Части противопоставлены между собой по объему.
Части противопоставлены по содержанию и эмоциональному восприятию читателя.
В композиции рассказа можно отметить еще одно противопоставление: произошедшее тридцать лет тому назад противопоставлено настоящему («теперь он занимает довольно крупный, ответственный пост в одном из банков»). Эта антитеза помогает понять, что Гриша сделал в жизни правильный выбор, руководствуясь поступком профессора Н.И.Пирогова («слывет образцом честности и отзывчивости на нужды бедности»).

5. Антитеза при описании места действия.
Место, где происходят события, содержит контрастные образы.
Свет и цвет.
Свет, яркие краски около витрины магазина («освещенные ярким светом висящих ламп», «сияющие елки», «красные крепкие яблоки») сменяются малолюдными и темными улицами («потянулись пустыри, кривые, узкие переулки, мрачные неосвещенные косогоры»), убогим жилищем, где вынуждена существовать семья Мерцаловых («грязный двор», «подвал», «темнота», «подземелье», «закоптелые стены»,).
Звук.
В том «чудесном» мире, в который попали ненадолго дети, слышится «звук веселой польки», «визг полозьев», «веселый гул окриков и разговоров», «смеющиеся лица». Попадая в жилище Мерцаловых, мы слышим затрудненное дыхание больной девочки, крик младенца («надрываясь и захлебываясь», «неистовый крик младенца да частое дыхание Машутки, больше похожее на беспрерывные однообразные стоны»), плач.

Запахи.
В рассказе «Чудесный доктор» мы смогли почувствовать и «запах нищеты». Что это за запах? Это «запах керосинового чада», «детского грязного белья и крыс». Автор не упоминает о запахах, которые присущи «другому миру», но контраст очевиден. Когда мальчики стоят у гастрономического магазина и созерцают «эффектную картину», можно почувствовать, какой запах исходит от «копченой рыбы», «колбас», «окорока», «мандаринов».
Движение.
Трудная ситуация заставляет героев двигаться, чтобы хоть как-то выжить в этих нечеловеческих условиях («Мерцалов обегал чуть ли не полгорода», «Елена Ивановна ходила к своей барыне», «дети посланы к барину»). Движение богатых людей направлено на устроение собственного благополучия («рысаки, мчавшиеся под своими синими и красными сетками»).

6.Антитеза при создании образов.
Социальное положение.
Герои рассказа противопоставлены друг другу по социальному положению, это подчеркивает:
Одежда.
«Нарядные дамы, сияющие от восторга», «господин в енотовой шубе», доктор «в теплой шапке, меховом пальто и высоких калошах», противопоставлены тому грязному тряпью, в котором вынуждены ходить Мерцаловы (Гриша «в пальто, переделанном из старого ватного халата»).
Портрет.
«Разрумяненные морозом лица дам» излучают здоровье и энергию. У семьи Мерцаловых лица бледные, почерневшие от горя («женщина с изможденным, усталым, точно почерневшим от горя лицом», Мерцалов «щеки облипли вокруг десен, словно у мертвеца», «все трое, побледнев от напряженного ожидания»).
Питание.
Витрина гастрономического магазина «возбуждает умы и желудки» мальчиков. Богатство ассортимента («горы яблок и апельсинов», «пирамиды мандаринов», «копченые и маринованные рыбы», «гирлянды колбас», «сочные разрезанные окорока», «баночки и коробочки с солеными, вареными и копчеными закусками») противопоставлено «пустым щам», «холодному борщу», который едят мальчики, роняя слезы в чугунок.

Внутреннее состояние героев.
Изображая внутреннее состояние героев, А.И.Куприн опять же использует прием антитезы.
Надежды семьи Мерцаловых в начале рассказа сменяются чувством безысходности и отчаяния («отчаяние, которое прочли друг у друга в глазах», «жажда тишины»).
«Истерзанной и измученной душе» Мерцалова противостоит «глубокая тишина и спокойствие сада».
Величие природы («тихо и торжественно») противопоставлено мыслям о самоубийстве («он не на мгновение не ужаснулся этой мысли»).
«Озлобление» и «отчаянная злоба» Мерцалова («беспорядочный , озлобленный крик») противостоит «мягкому, ласковому старческому» голосу, лицу «спокойному и внушающему доверие».

Отношение к семье Мерцаловых.
Окружающие по-разному воспринимают трагедию семьи Мерцаловых. Люди отказываются помочь («убирайтесь отсюда к черту», «все отговаривались или праздничными хлопотами, или неимением денег»), проявляют бессердечие, жестокость, равнодушие к чужому горю. И только один человек – доктор – выслушал отчаявшегося человека, помог его семье («мы придумаем что-нибудь для вас», «пытливее и пристальнее заглядывал в его глаза, точно желая проникнуть в самую глубь наболевшей, возмущенной души).

7. Роль антитезы в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор».
Использование антитезы в рассказе необходимо:
Прием антитезы помогает понять, что рассказ не «плод досужего вымысла», а реальное событие, произошедшее в городе Киеве.
Использование антитезы в композиционном плане заставляет читателя прожить тяжелый период вместе с героями, порадоваться за них.
Используя прием антитезы, писатель подчеркивает принадлежность героев к определенному социальному классу.
Прием антитезы помогает подчеркнуть эмоциональное состояние людей страждущих и внутреннюю опустошенность окружающей действительности.
Использование приема антитезы раскрывает качества людей: бездушие, бессердечие - одних, и сострадание, сочувствие - других.
Использование антитезы на разных уровнях помогает раскрыть основную мысль рассказа. Сострадание, помощь человеку без ожидания благодарности должны стать «обыкновенным чудом», естественным для каждого человека.
Заключение.
Проанализировав использование антитезы в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор», мы пришли к следующим выводам:

Рассказ «Чудесный доктор» полностью построен на приеме антитезы.

А.И.Куприна использует прием антитезы на разных уровнях:

название рассказа;
жанр произведения;
композиция;
место действия;
образы.

смогли определить цель использования антитезы в рассказе:
Таким образом, употребление в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор» приема антитезы направлено на создание целостной картины бездушного мира, на создание человеческих характеров. Кроме того, использование противопоставлений помогает подчеркнуть идейный замысел произведения.