Методическая разработка урока по литературе: «Спешите делать добрые дела!». Рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор».


Методическая разработка урока
по литературе: «Спешите делать добрые дела!».
Рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор».
6 класс
Цели урока:
Образовательная – познакомиться с жанром святочного рассказа, проследить его основные признаки в рассказе А.И.Куприна.
Развивающая – развивать способности анализировать текст, давать характеристики героям литературного произведения, развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
Воспитательная – воспитывать такие нравственные качества, как любовь, сострадание, милосердие, доброта.
Формируемые универсальные учебные действия:
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей, смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания , установление причинно- следственных связей, аргументирование.
Регулятивные УУД: целеполагание , планирование, контроль деятельности на учебном занятии.
Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация, соотношение поступков и событий с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами; мотивация на процесс и результаты деятельности.
Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать ,принимать чужую точку зрения, формулирование и аргументация собственного мнения, умение работать в группе.
Тип урока: внеклассное чтение
Методы: проблемный, частично - поисковый, исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: портреты А. И. Куприна, Н. И. Пирогова , мультимедийная презентация , выставка рисунков «Наш вернисаж», словарь, листы самооценки.
Ход урока
1.Организационный момент.
Эпиграф
«…человеку надлежит быть…верным в дружбе, милостивым к больному и падшему, ласковым к зверям»
А. И. Куприн
1. Вступительное слово учителя
-Мы живем с вами в первой четверти 21 века…Компьютеры, роботы - реалии сегодняшнего дня. Ребята, а верите ли вы в чудо? Что такое чудо? Давайте попробуем его увидеть и услышать.

Если ты увидишь чудо
В радуге, дождём умытой,
Если ты услышишь чудо
В нежной песне соловьиной, -
Знай, что есть другое чудо,
То, что в тайне сердца скрыто,
Что ничем не заменимо
И вовеки не забыто.
2.Стадия вызова.
-Вот о таком чуде мы и поговорим с вами сегодня.
Ребята, какой прочитанный нами рассказ содержит в своем названии это слово?
1.Совместное целеполагание.
- В основе рассказа лежат реальные события- какое же это чудо?- скажете вы, и будете правы и неправы.
- Подумайте, какой проблемный вопрос мы будем решать? ( Почему этот доктор чудесный? В чем его чудесность? О каком чуде идет речь?).- Какие цели поставим перед собой? ( понять, о каком чуде идет речь, разобраться в содержании прочитанного, понять авторский замысел; оценить поступки героев; учиться формулировать и аргументировать свое мнение; развивать устную речь; участвовать в коллективном обсуждении вопросов и проблем; представить результаты индивидуальной и групповой работы).
-А что вы знаете о Куприне?
2.Сообщение-презентация об А.И.Куприне.
3. Стадия осмысления
1.Беседа.
- Рассказ получил название «Чудесный доктор».
- Подберите синоним к слову «чудесный»
(прекрасный, необыкновенный, замечательный, удивительный, великолепный)
- Задумайтесь, почему из богатого синонимического ряда автор выбрал именно слово «чудесный»? ( чудо, т.е. волшебство, исполнение сокровенных желаний, спасение, избавление от бед. Так происходит с семьей Мерцаловых)- Связан ли эпитет «чудесный» с временем действия рассказа? Когда оно происходит? (События происходят в рождественский сочельник, т.е. накануне Рождества. Рождество у христиан связано с ожиданием счастья. Волшебства. Приход Христа в мир – это великое чудо, перевернувшее жизнь людей)-Произведение, в основу которого положены события, связанные с Рождеством, называется, рождественский рассказ, святочный рассказ.
- Что такое святки?
2.(Сообщение ученика)
- Расскажите о жанре рождественского рассказа, что для него характерно?
3.(Сообщение ученика)
Рождественский , святочный рассказ связывается с праздничной уютной домашней обстановкой. Он говорит о событиях, имевших место на святках, чуде, которое всегда рядом. Цель таких рассказов – помочь забыть житейские заботы и поверить в чудо, почувствовать атмосферу семейного праздника, пробудить в сердцах любовь и милосердие. Поэтому выстраивается рассказ таким образом: в определенной жизненной ситуации в результате чуда обиженный обстоятельствами герой забывает о несчастье, и все кончается удачно, как в сказке.
4.Открытие нового знания.
- Но вернемся к событиям рассказа Куприна. Итак, действие происходит накануне Рождества.
-Какие чувства вы испытываете при приближении Нового года, Рождества? ( радостное, ожидание подарков, чуда)
-Посмотрим, какие чувства испытывают мальчики, в каком настроении они находятся перед праздником?
1. Выразительное чтение отрывка: «…И двое мальчуганов… и так плачевно»
- Однако в жизни рядом с достатком, радостью соседствует горе, нищета , одиночество. В начале рассказа герои, несмотря на приближающийся праздник, в отчаянии.
-Для чего Куприн так подробно останавливается на описании витрины магазина, у которой останавливаются мальчики?
2. Составление таблицы «Мир Рождества в городе»
Задание по группам: распределите данные выражения по столбикам.
Мир вокруг Мальчики
Перед огромным окном гастрономического магазина Приплясывали от жестокой стужи
Великолепная выставка Возбуждавшая в одинаковой степени их умы и желудки
Эффектная картина: Оба мальчика забыли о двенадцатиградусном морозе и о важном поручении, возложенном на них матерью.
Возвышались целые горы…яблок и апельсинов; Оба с утра ничего не ели, кроме пустых щей
Стояли пирамиды мандаринов; Протянулись огромные копченые и маринованные рыбы; Красовались разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала Произнес сурово, подавив тяжелый вздох
Очаровательное зрелище -Какой прием использует автор? ( антитеза)
( Автор показывает контрастность жизни разных слоев населения, неравенство, бездушие большого города и беззащитность детей, их недетское страдание, на фоне благополучия одних виднее бедность других).
3.- А мы с вами вместе с мальчиками спускаемся в жилище, где они живут. В каких условиях живут мальчики и их родители?
-Как автор показывает нищету и горе семьи?
Работа с текстом по группам( стр.6-7; « По мере того как шли мальчики…обернула свое встревоженное лицо») Подчеркните карандашом.
(Двор, служивший…помойной ямой; закоптелые, плачущие от сырости стены; запах нищеты; крик грудного ребенка; сердца, сжавшиеся от острого недетского страдания; переделанное из старого ветхого халата пальто Гриши, летнее пальто и войлочная шляпа Мерцалова; покосившийся, ветхий дом; ужасный запах керосинового газа; детское грязное белье и крысы- настоящий запах нищеты).
4.Работа в парах .Роль портретных характеристик в рассказе.
Подчеркните карандашом.
-Что такое портрет героя?
1 пара. Портрет Елизаветы Ивановны Мерцаловой.( «Высокая, худая женщина с изможденным, усталым лицом, точно почерневшим от горя»).Стр.7
2 пара. Мальчики Вова и Гриша .(« Мальчики хлебали борщ… Они плакали, размазывая слезы по лицу грязными кулаками и обильно проливая их в закопченный чугунок»).Стр.12(«Минут через десять…)
3 пара. Больная девочка Маша. («Девочка лет семи, ее лицо горело, дыхание было коротко и затруднительно, широко раскрытые блестящие глаза смотрели пристально и бесцельно»).Стр.7
4 пара. Мерцалов. «Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош. Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг десен, точно у мертвеца») Стр.8( «Вошел Мерцалов…»)
-О чем говорят портретные зарисовки?
-Как случилось, что семья попала в беду?
-Какие еще предпринимались попытки исправить сложившуюся трудную ситуацию?
-Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему хозяину?
5. Индивидуальное творческое задание «Письмо Елизаветы Ивановны Савелию Петровичу»
-Мог ли швейцар передать письмо по назначению? Почему он этого не сделал?
Физкультминутка.
Мы работали отлично
Отдохнуть не прочь сейчас.
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей.
Мы попрыгаем как зайки!
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули? Отдохнули!
Итак, в семье Мерцаловых сложилась трагическая , безысходная ситуация, и никто не проявил милосердия- готовности помочь. Глава семейства не видит выхода из сложившейся ситуации.
-Как вы думаете, в наши дни может ли подобное случиться?
(Да, безработица, болезни, отсутствие материальных средств. Эти испытания могут быть такими тяжелыми, что даже у самого сильного человека опускаются руки).Отчаяние и безысходность приводят Мерцалова в городской сад.
6. Звучит «Лунная соната» Бетховена. На фоне этой музыки ученик читает отрывок о т слов «Тут было тихо и торжественно» и до конца абзаца.
-Зачем писатель ведет своего голодного измученного героя в городской сад? ( Красота пейзажа- метафоры, эпитеты, олицетворения -настраивает на торжественный лад, передают состояние безысходности и ожидание чего-то особенного.)
-Какая страшная мысль приходит ему в голову?
- Что остановило героя от страшного поступка?
(Ему нужна была помощь, и это почувствовал старичок- доктор и не ушел.Облик доктора вырисовывается постепенно. Как будто сама природа посылает Мерцалову чудо в виде реального человека.)7.Просмотр эпизода мультфильма
-Какие вопросы вам хотелось бы задать по данному отрывку своим товарищам?
(-В чем же проявляется «чудесность» доктора?-Почему он так поступил?
-Как дальше меняется жизнь Мерцаловых?
-Как вы думаете, почему чудесный доктор не назвал своей фамилии? ( скромность, помощь от души, а не за благодарность)
-Кем оказался доктор?) Вот оно, настоящее чудо, рукотворное чудо, имя которому –деятельное сострадание и участие, милосердие , сочувствие. «Обыкновенное чудо», естественное для каждого совестливого человека.
8.Сообщение ученика
-Каково же лексическое значение данных слов?
- Как видите в основу рассказа положены подлинные события из жизни известного доктора Пирогова. Что мы знаем о нем?
9.Сообщение ученика (Николай Иванович Пирогов – врач, основоположник военной хирургии. Он участвовал в обороне Севастополя (1854-1855г.) во время Крымской войны в качестве доктора. Первым применил наркоз во время операции на поле боя. Он много сделал в медицине, в народном образовании).Передаем слово самому Николаю Ивановичу Пирогову:
« Меня зовут Николай Иванович Пирогов…Я профессор медицины. Вы меня спросите, как я стал доктором? А вот, господа , все случай…Когда я был еще совсем ребенком, то мой младший брат сильно заболел, и к нему был приглашен профессор Мухин…О. это был удивительный человек! А как он говорил с братом! Не поверить ему было просто невозможно!
Брат выздоровел. В семье только и разговаривали, что о докторе. Словно чародей посетил. И я стал играть в лекаря. Затем, окончив пансион в 1824г., стал студентом Московского университета. Нелегким был мой путь в медицине. Но я многое сделал и хотел сделать для русской науки, но не всегда меня понимали и принимали. А я был гордым и честным человеком, который создал новую науку для будущих поколений.
И лечил всех. И императора Александра, и бедных людей, которые шли ко мне на прием целыми толпами. Я любил людей и науку, поэтому помогал простым людям, как мог : а выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на лекарство было нелепо. И я попросту раздавал деньги беднякам.
-Какую роль сыграл доктор Пирогов в жизни семьи Мерцаловых?
-Какие слова передают глубокую благодарность семьи «чудесному доктору»? Каким эпитетом характеризует Григорий Мерцалов доктора Пирогова?( святой человек, ангел )
5.Контрольно-регулировочный этап.
-В рассказе глубокое размышление писателя о добре и зле, которое существует не где-то далеко, а находиться совсем рядом, в самом человеке.
-Можем ли мы сказать, что рассказ современен в наши дни? Есть ли в нашем обществе чудо милосердия?
--Какова , на ваш взгляд, главная мысль рассказа? О чем заставляет задуматься? Как она связана с эпиграфом?
-Главная мысль рассказа перекликается с какой библейской заповедью? ( возлюби ближнего как себя самого)
-Как вы думаете, добились ли мы поставленных целей? Какие знания получили?
6.Рефлексивно-оценочный этап.
- Подумайте, а какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице? А кто уже успел сделать добрые дела?
-Перед вами Чаша Добра. Ребята, если в вашей жизни есть доброе дело или поступок, которым вы можете гордиться, то подойдите и положите в нее мячики.
Посмотрите, сколько добрых дел вы уже сделали. Молодцы!
Песня «Твори добро!»
7.Вывод.
Такие люди , как доктор Пирогов, все же есть в нашей реальной жизни, а значит есть надежда на помощь и поддержку со стороны окружающих. А главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и протягивать руку помощи нуждающимся. Надо верить в чудеса!
8.Подведение итогов.
Оцените свою деятельность ( заполнение листов самооценки).
Стихотворение В.Сергеева как прием «яркое пятно»:
Спешите стать терпимей и добрей
И отдавать спешите научиться,
Чтобы потом у запертых дверей,
Когда окончен пир не очутиться.
Не дайте зябнуть вашим душам! Верьте в чудеса!
Домашнее задание:
1.напишите мини-сочинение-размышление на тему.
«Почему деятельное сострадание – это чудо?»
или
2.придумайте и нарисуйте символ-рисунок и подпишите его «Формула закона жизни» (то, о чем говорили, сожмите в образ)
или
3.составьте вопросы ко всему рассказу.