Урок литературы в 6 классе «Твори добро!» По рассказу Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор»


План-конспект урока литературы в 6 классе

Учитель русского языка
и литературы высшей категории
МОУ гимназии № 6
г. Волгограда
Соколова Алла Васильевна
Тема «Твори добро!» По рассказу Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор»
Цели урока:
- способствовать формированию морально-нравственных ценностей;
- продолжить формировать навыки анализа художественного текста;
- повторить изобразительно-выразительные средства языка, встречающиеся в рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприна;
- стимулировать интерес учащихся к чтению художественной литературы.
Формируемые универсальные учебные действия:
Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осмысленно читать текст, отыскивать и выделять в нём необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание, устанавливать причинно-следственные
связи, аргументировать собственное мнение, формировать умение работать со словарём.
Регулятивные УУД: уметь ставить цели, планировать, контролировать учебную деятельность на уроке.
Личностные УУД: иметь ценностно-смысловую ориентацию, соотносить поступки и события с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами, мотивировать себя на процесс и результаты деятельности.
Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулировать и аргументировать собственное мнение, уметь работать в группе и в парах.
Оборудование: учебник «Литература. 6 класс» под редакцией В.Я. Коровиной, портреты А.И. Куприна и Н.И. Пирогова, иллюстрации к рассказу «Чудесный доктор», мультимедийный проектор, компьютер.
Добру человек у человека учится
Ч. Айтматов
Ход урока
Организационный момент. Актуализация знаний. (2 мин.) (Слайд № 1)
Учитель:
- Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, что значит быть добрым? Что такое доброта?
У вас есть листочки, на которых в графе «до» запишите свой ответ.
Ученики:
1. Доброта — ласковое, дружеское, заботливое отношение.
2. Доброта — это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.
3. Доброта — это бережливое и внимательное отношение к чему-либо.
4. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Учитель:
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? О чем сегодня мы будем говорить на нём?
Ученики:
- О доброте, о людях и их поступках.
Учитель:
- Действительно, тема нашего урока «Твори добро!» по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор". Эпиграфом к нашему занятию мы возьмём слова известного писателя XX века Ч. Айтматова: «Добру человек у человека учится» (Слайд № 2)
II. Формулирование целей урока (1 мин.) (Слайд № 3)
Учитель:
- Давайте попробуем определить то, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
Cегодня на уроке мы должны раскрыть такое понятие, как "доброта" на примере рассказа А.И. Куприна "Чудесный доктор";
- разобраться в содержании прочитанного вами текста, понять авторский замысел произведения;
- дать оценку поступкам героев;
- определить нравственную проблематику рассказа.
Но прежде чем мы начнём разговор о доброте, проверим, насколько внимательно вы его прочитали произведение.
Словарная работа. (2 мин.) (Слайд № 4)
Читая рассказ, пожалуй, каждый из вас находил непонятные слова. Вы уже знаете, что в конце текста даётся их толкование, в частности, что такое:
Досужий (вымысел) - появившийся от безделья (от слова «досуг» - свободное время или развлечение).
Пустые щи - щи, сваренные на воде, а не на мясном бульоне.
Изможденный - крайне изнуренный, утомленный.
Поденная работа - работа, для выполнения которой человека нанимают только на один день.
Сочельник - (устар.) канун церковных праздников Рождества и Крещения.
III. Художественный анализ текста. (12 мин.)
Теперь перейдём к анализу произведения.
1. Почему рассказ называется «Чудесный доктор»? На этот вопрос мы ответим в конце урока.
- Сколько рассказчиков в этом произведении?
Ученики:
- Два: тот, с кем произошла описанная писателем история, и сам автор, передающий услышанное от другого.
Учитель:
- Такая форма построения текста называется «рассказ в рассказе».
Как автор описывает картину города?
Найдите описание города (По мере…позади).
Судя по прочитанному, можно точно сказать, в какое время года происходит действие рассказа?
Ученики:
- Зимой, перед Рождеством или Новым годом.
Учитель:
- С чем ассоциируются новогодние праздники?
Ученики:
- С ёлкой, гирляндами, мандаринами.
Учитель:
- Любите ли вы эти праздники? Какие чувства испытываете при их приближении?
Ученики:
- Радостное ожидание подарка, сюрприза, удивления, свершение чуда.
Учитель:
- Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни? Почему вы так решили?
Ученики:
- Нет, не могут. Понять это помогает описание того убогого места, где они живут. (Наконец …нищеты). (Слайд № 5)
Учитель:
- Перед вами лежат листочки. На них записаны детали из картины жизни большого города и из картины жизни мальчиков. Давайте распределим их, соответственно отметив цифрами 1 и 2.
Целые горы красных крепких яблок и апельсинов.
Ярким светом висящих ламп;
Правильные пирамиды мандаринов.
Протянулись огромные копченые и маринованные рыбы.
Гирляндами колбас.
Красовались разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала.
Сияющие ёлки.
Прекрасные магазины.
Смеющиеся лица нарядных дам.
Тесным, обледенелым и грязным двором.
Закоптелым, плачущим от сырости стенам.
Мокрым отрёпкам.
Ужасному запаху керосинового чада.
Грязного белья и крыс.
Запаху нищеты.
Учитель:
- Какой приём использует автор, рисуя картину радостных людей и сменяя её тёмными улицами, грязным двором? (Слайд № 6)
Ученики:
- Автор противопоставляет героев, их семью миру сытых и равнодушных людей.
Учитель:
- Правильно, чтобы показать контраст жизни и мечты автор использует прием противопоставления. Такой прием в литературе называется антитеза. ( Слайд № 7)
Зачем А. И. Куприн сравнивает картины жизни большого города и жизни мальчиков?
Выводы учащихся:
- А. И. Куприн сопоставляет картины жизни большого города и жизни мальчиков для того, чтобы показать читателю, как жесток окружающий мир.
Учитель:
- Следующее задание по карточке. Подчеркните эпитеты и метафоры, которые встретились в тексте. Но сначала вспомним, что такое эпитет и что такое метафора.
Эпитеты: «красных крепких яблок», «мандаринов, нежно золотившихся сквозь опутывающую их папиросную бумагу», «красовались сочные разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала».
Метафоры: «горы яблок», «пирамиды мандаринов», «запах нищеты».
С помощью художественных средств автор создает картины жизни большого города и картины жизни мальчиков.
Учитель:
- А почему семья Мерцаловых оказалась в таком положении?
Ученик:
- Семья Мерцаловых оказалась в таком положении, потому что глава семейства заболел и поэтому потерял работу и теперь никак не может найти новое место, хотя старается. Весь сегодняшний день он ходил по городу и просил деньги у кого только можно. А детей мать послала с письмом к своему бывшему работодателю в надежде, что тот одолжит хотя бы какую-нибудь сумму денег.
V. Особенности изображения действительности. (10 мин)
Учитель:
- Постарайтесь увидеть пейзаж в рассказе и понять, зачем Куприн так подробно его описывает.
(Учитель читает описание природы под музыку Бетховена «Лунная соната» («Тут было… тишины»). (Слайд № 8)
Красота пейзажа создается с помощью метафор, олицетворений, эпитетов.
Олицетворение: «деревья дремали».
Эпитет: «великое спокойствие».
Метафора: «глубокая тишина».
Учитель:
- Скажите, какая природа в рассказе?
Ученики:
- Царственная, спокойная, роскошная.
Учитель:
- А что говорится о семье Мерцаловых?
Ученики:
- Она ведёт нищенское существование. Все это, во-первых, служит противопоставлением.
Во-вторых, подталкивает Мерцалова к такому же спокойствию, такой же тишине, и он уже готов исполнить свое намерение – уйти из жизни.
IV. ФИЗМИНУТКА. (2 мин.)
Учитель:
- Мы с вами попадаем в этот сказочный сад, вдыхаем чистый свежий воздух: вдох-выдох, вдох-выдох – и оглядываемся вокруг.
Направо – горные вершины,
Налево – ёлок длинный ряд,
А сверху – облака на диво,
Внизу сугробов встал отряд.
Деревья ветви распушили,
Нечаянно снег вдруг уронили
И снова к небу потянулись,
Затем опять к земле пригнулись
И распрямились.
Учитель:
- О чем Мерцалов думает среди глубокой тишины и великого спокойствия?
Ученики:
- Вот лечь бы и заснуть.
Учитель:
- Какой поступок хочет совершить Мерцалов? Почему? Грех ли это?
Ученики:
- Он хочет покончить жизнь самоубийством. Мерцалов в отчаянии, потому что не может содержать семью, его дети голодают. Но самоубийство - это не выход, это грех.
Учитель:
- С кем встретился Мерцалов здесь, в саду?
Ученики:
- С доктором.
Учитель:
- Найдите эпизод встречи Мерцалова и доктора. (Ролевое чтение).
Найдите описание портрета незнакомца. Какие определения подбирает Куприн для характеристики доктора? (Слайд № 12)
Ученики:
- «Мягкий, ласковый», «умное, серьезное лицо, необыкновенное, спокойное, внушающее доверие».
Учитель:
- Найдите описание портрета Мерцалова. Как его рисует автор?
Ученики: - «Скромный, заботливый, честный, интеллигентный, тактичный».
Учитель:
- Что же произошло после разговора в парке? (Один ученик рассказывает).
Учитель:
- Скажите, произошло ли чудо в рассказе?
Ученики:
- Да произошло, и связано оно с появлением «чудесного доктора». Всё меняется, как в сказке, семья возвращается к нормальной жизни. А доктор так же быстро исчезает, как неожиданно он и появился.
VI. Работа в парах. (3 мин.)
Учитель:
- Что было «чудесного» в поступках незнакомца? (Отвечают ученики).
- Запишите на листочках те нравственные качества, за которые доктора можно назвать добрым, чудесным?
Выводы учащихся:
- В рассказе А.И. Куприна речь идет о чуде рукотворном, которое может совершить любой человек с чутким сердцем и внимательным взором, обращенным на других людей. О чудодейственной силе деятельного сострадания. О чудесной способности человека даже в самых невыносимых условиях оставаться человеком, стараться сопротивляться лишениям и невзгодам судьбы.
Учитель:
- А вы знаете, что Куприн, говоря о докторе Н.И. Пирогове, писал о реальном человеке, оставившим существенный след в медицине. Хотите узнать о нём? Я «пригласила» к нам в гости Николая Ивановича Пирогова. Пусть он сам расскажет, как стал доктором. (Слайд № 9)
VII. Сообщение учащегося. Слово самому Николаю Ивановичу Пирогову. (2 мин.) (Слайд № 10)
- Меня зовут Николай Иванович Пирогов. Я профессор медицины. Вы меня спросите, как я стал доктором? А вот, господа, все случай... Когда я был еще совсем ребенком, то мой младший брат сильно заболел и к нему был приглашен профессор Мухин. О, это был удивительный человек! А как он говорил с братом! Не поверить ему было просто невозможно! Брат выздоровел. В семье только и разговаривали, что о докторе. Он, как чародей, посетил нашу семью. И я начал играть в лекаря. Затем, окончив пансион в 1824 году, стал студентом Московского университета. Нелёгким был мой путь в медицине. Но я многое сделал для русской науки, но не всегда меня понимали и принимали. А я был гордым и честным человеком, который создал новую науку для будущих поколений. Я лечил всех: и императора Александра, и бедных людей, которые шли ко мне на прием целыми толпами. Я помогал простым людям, как мог, а не выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на лекарство было нелепо. И я попросту раздавал деньги беднякам.
VIII. Работа с текстом. (2 мин.)
Учитель:
- Как Куприн заканчивает свой рассказ? Какие слова передают глубокую благодарность семьи «чудесному доктору»?
Ученики:
- «Что-то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе, угасло невозвратимо»?
Учитель:
- Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален, современен в наши дни?
Выводы учащихся:
- В произведении Куприна есть глубокие размышления писателя о добре и зле, которые существуют не только где-то, но находятся в самом человеке. Прочитав этот рассказ, понимаешь, что надо любить ближнего. Ведь если ты будешь любить человека, то будешь любим и сам. (Слайд № 11)
IX. Дискуссия.(6 мин.)
Учитель:
- Как вы думаете, а что помогло осуществиться этому чуду?
Ответы учеников.
Учитель:
- И название этому чуду - доброта, милосердие, сострадание. (Слайд № 12)
Объясните, а что такое в вашем представлении милосердие, сострадание, доброта?
Со словом добро созвучны слова милосердие, благотворить. Милосердие - это готовность помочь кому-нибудь из сострадания и человеколюбия. Быть добрым не зависит от богатства, а зависит от состояния души. Благотворить - значит делать добро, помогать бедным, инвалидам, старым людям.
Есть в нашем современном обществе такое чудо, как милосердие?
Ответы учащихся. (Слайд № 13)
Учитель:
- И в наше время немало милосердных людей, которые помогают и словом, и делом. Например, существует благотворительный фонд имени Анжелы Вавиловой, который помогает детям с онкологическими заболеваниями. Он оплачивает лечение ребят в зарубежных клиниках, оснащает медицинские заведения дорогостоящим оборудованием, бытовой техникой. Фонд создан в 2003 году Владимиром и Мариной Вавиловой и назван в память об их дочери, ушедшей в мир ангелов от лейкемии в возрасте пяти лет. В Казани действует «Детский хоспис», цель которого помочь больным детям. На эти же цели отдала присуждённую ей Государственную премию известная актриса Чулпан Хаматова.
У меня в руках прозрачные, светлые бусинки и хрустальная ваза. Эта ваза прозрачная, искрящая, на солнце горит всеми цветами радуги. Вот так и наша душа. Пусть она всегда будет светлой, чистой, а мы по крупицам, по бусинкам будем наполнять ее добрыми делами, помыслами, поступками.
Ребята, если в вашей жизни есть доброе дело, поступок, которым вы можете гордиться, подойдите и положите в этот сосуд по одной бусинке. (Дети кладут в хрустальную вазу бусинки).
Посмотрите, сколько добрых дел вы уже успели сделать. Молодцы!
X. Рефлексия урока. (2 мин.)
Как вы считаете: в человеке больше добрых или злых качеств? А в вас?
Каких у нас людей больше добрых или злых? Докажите, приведя примеры из своей жизни.
Учитель:
- В начале урока мы поставили перед собой вопрос «Почему рассказ называется «Чудесный доктор»? Давайте теперь ответим на этот вопрос.
Ученики:
- В рассказе говорится о добром, милосердном докторе, который совершил чудо для семьи Мерцаловых. Он действительно чудесный, потому что не всякий богатый, человек с положением обратит внимание на бедного.
Перед вами листочки, которые вы уже заполняли в начале урока. А теперь запишите в графе «после» свой ответ на вопрос, что такое доброта?
Изменилось ли ваше мнение о доброте?
Ученики:
- Не очень изменилось. Здесь у нас слова благотворить и милосердие, они созвучны со словом доброта.
XI. Домашнее задание. (1 мин.) (Слайд № 14)
Напишите сочинение-размышление (по выбору) или выберите смайлики на тему «Добро и доброта».
Темы сочинений
1. Почему деятельное сострадание - это чудо?
2. Можно ли согласиться с Мерцаловым, что «...то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»?
3. Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Н.И. Пирогова «… главное не падайте никогда духом»?
Литература
Литература. 6 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. и др. М.: 2012. Ч.1 – 304 с.; Ч.2 – 288 с.
Наталия Егорова: Литература. Универсальные поурочные разработки. 6 класс. ФГОС. Вако, 2015 г.
Иллюстрации к книге «Наталия Егорова - Литература. Универсальные поурочные разработки. 6 класс. ФГОС»
Примерная программа по литературе 6 класс (ФГОС ООН, 2015-2016, базовый уровень с УУД, к учебнику В.Я. Коровиной) 102 часа
5. Е. П. Суменкова. Святочный рассказ как литературный жанр (на примере рассказов А.И. Куприна "Тапер" и "Чудесный доктор"). 5-й класс. Ссылка http://festival.1september.ru/articles/587940/ 6. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка
Издательство: М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп.
с.; 2006 г.
Словарь литературоведческих терминов. Автор-составитель С.П. Белокурова, 2005 г.