Инновационные педагогические технологии, применяемые при работе с детьми ОВЗ на уроках производственного обучения по профессии Повар


Инновационные педагогические технологии,
применяемые при работе с детьми ОВЗ
на уроках производственного обучения по профессии «Повар»В группах СПО, где обучаются дети с ОВЗ, часто находятся дети со слабым физическим здоровьем, а также имеющие легкие отклонения в нервно - психической сфере, а именно, соматическую ослабленность, астенические и невроподобные состояния. Эти факторы лишают ребенка возможности постоянного психического напряжения, необходимого для устойчивой познавательной работы. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения.
Проблема коррекционно - развивающего обучения имеет в виду два пути воздействия на ребенка – прямой характер учебной работы и косвенный, где подразумевается гармоническое развитие физического, эмоционального и интеллектуального уровня ребенка.
Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.
Исходя из этого, я применяю инновационные технологии сопровождения детей с ОВЗ, элементы которых возможно применять на уроках, а также производственном обучении
Технология разноуровневого обучения.
Относительно новая технология разноуровневого обучения, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребёнка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивающая их мышление, самостоятельность. Относительно новая потому, что она базируется на тех же принципах, что и индивидуализация и дифференциация обучения, которые используются в педагогике давно.
А в настоящее время технология разноуровневого обучения является одним из ключевых направлений обучения. Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Особенно актуальна она в нашем техникуме, где обучаются дети с нарушением интеллектуального развития.
Цель данной технологии состоит в том, чтобы все учащиеся овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Считаю, что целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов. Чаще всего проверочные разноуровневые работы провожу на контроль - обобщающих уроках. Определяю целью то, что ученик должен усвоить в конце раздела и составляю задания (разноуровневые).
Можно также применять и при изучении новой темы. Объясняю материал от сложного к простому, в конце можно определить уровень усвоения материала на уроке.
Анализируя знания учащихся с применением элементов разноуровневого обучения можно сделать следующие выводы:
Это обучение способствует переводу обучения на дифференцированное, с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Повышается рефлексивность (зачем; что делаю; надо осознать) и мотивация учения.
Повышается уровень удовлетворения или удовлетворенности результатами обучения учителем и учениками.
Технология проблемного обучения
На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока. Например, при изучении темы «Первичная обработка овощей» на 1 курсе на этапе актуализации опорных знаний, сообщении темы и целей урока, прежде чем объявить тему урока, учащимися предлагаю проблемную ситуацию. Тему нашего урока мы определим после анализа ситуации.
Профессиональная ситуация первая:
На предприятие общественного питания (в столовую) поступил картофель в очищенном виде, как сохранить его от потемнения?
• Придумайте способ, с помощью которого можно было бы сохранить картофель от потемнения.
Теперь ознакомимся со второй ситуацией.
Нет вытяжки при обработке лука, лук «жгучий», как же быстро его почистить без слез?
• Как вы считаете, что можно сделать?
Игровые технологии
В своей работе я широко использую игровые технологии. Практика показывает, что уроки производственного обучения с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса учащихся. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы.
Игра на уроке производственного обучения – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация. Игровое состояние, возникающее у учащихся в ходе игрового урока – специфическое, эмоциональное отношение к действительности.
В своей работе я использую игровую деятельность в следующих случаях:
В качестве части урока (при работе с терминами).
Словарная разминка, (фронтальный опрос с элементами соревнования по группам).
Словарное лото: на доске написаны с одной стороны слова, на другой - значения. Соединить стрелками слова и значение. Какая команда сделает быстрее?
Словарный аукцион. Побеждают те, кто больше знает слов и назовет слово последним. У меня нарезаны квадраты разных цветов, которые я вручаю за ответы на уроке.
Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока, например игра – путешествие в кулинарию.
Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала. Кроссворды, головоломки, ребусы и т. д.
Таким образом, дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствовать самоутверждению ребёнка.
При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываю интересы и склонности ребенка.
Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличиваю уровень сложности игры или задания, которые определяю строго индивидуально для каждого ребёнка.
На уроках производственного обучения у ребят всегда вызывает интерес игра «Веселый повар». Ученики делят на две группы картинки с изображением продуктов питания в зависимости от того, готовы эти продукты к употреблению или нуждаются в приготовлении. Затем каждый обучающийся рассказывает о том, какие блюда он будет готовить из продуктов, нуждающихся в приготовлении.
Внедрение ИКТ в специальных (коррекционных) группах, прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.
ИКТ оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. При использовании ИКТ, знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), а значит, лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок это лишний раз убеждает нас в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе для детей с особыми образовательными потребностями.
Информационные технологии на уроках производственного обучения я использую в следующих вариантах. Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.
Создание уроков–презентаций даёт возможность учителю использовать методы активного, деятельностного обучения. Проведение таких уроков требует от учителя специальной подготовительной работы. Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.
Ученики с ограниченными возможностями интеллекта почти всегда пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание и кажется интересным. Располагая на слайде минимальное количество объектов, выделяя, при этом, центральный, проговаривая все, что видим, обсуждая все незнакомые объекты, мы добиваемся концентрации внимания и более успешного запоминания ребенком материала.
На уроке производственного обучения, записав и разобрав рецепт, на мой взгляд, очень полезно наглядно показать детям фото продуктов, которые будут использованы для данного блюда, а так же последовательность, для успешного приготовления пищи детьми под наблюдением учителя.
На уроках использую заочные путешествия и экскурсии. Например, экскурсия на предприятие в сеть кафе Chicken с обучающимися, где сразу проводится беседа и задается ряд вопросов: Какое оборудование используется на предприятии? Правила отпуска и требования к качеству предлагаемых там блюд и т.д.
Технологические карты демонстрируются на слайдах крупным планом, как пустыми, так и заполненными.
Формируя у обучаемых навыки техники безопасности, демонстрирую видеоролики. После просмотра и обсуждения увиденного закрепляем полученные знания в сюжетно-ролевых играх.
В современной практике постоянно растёт роль тестирования как одного из методов педагогических измерений. Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на своих уроках я использую различного рода электронные тесты. Контроль и самопроверку знаний позволяют осуществить электронные кроссворды. Большой интерес вызывают интерактивные кроссворды, позволяющие проверить правильность ответов. В случае правильно названных ответов, в поле кроссворда появляется слово и иллюстрация, в противном случае звучит музыка, или появляется слово «подумай». Интересными для учителя и учащихся являются интерактивные игры и тренажеры по определённой теме.
Заключение
Использование инновационных коррекционных технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед системой СПО, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям учащиеся овладевают приемами учебной деятельности, умением самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в современном информационном пространстве. Именно это и формирует «компетенцию».
Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.