Система работы по теме : Развитие коммуникативных навыков у учащихся при реализации программы Разговор о правильном питании


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГЛАЗОВСКИЙ РАЙОН»
МОУ «Кожильская средняя общеобразовательная школа
сельскохозяйственного направления»
ул.Кировская, д.80, д.Кожиль, Глазовского района, УР, 427606
тел. (34141) 90-233
Е-mail: kozchilschool@yandex.ruКонкурс
методических разработок педагогов
Система работы по теме : Развитие коммуникативных навыков у учащихся при реализации программы " Разговор о правильном питании"
Разработала:
Спирина Марина Анатольевна
учитель русского языка и
литературы
первая квалификационная категория,
3 года работы по программе.
2016
Система работы по теме : Развитие коммуникативных навыков у учащихся при реализации программы " Разговор о правильном питании"
Одним из направлений в образовательной программе МКОУ " Кожильская СОШ" является реализация программы " Разговор о правильном питании"
Обучение школьников по программе строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, информации, объектов природной и социальной среды; в соответствии с использованием форм и методов обучения психологических особенностей детей 1-6 классов.
Программа включает в себя три содержательных части:
Часть 1. «Разговор о правильном питании» Часть 2. «Две недели в лагере здоровья»Часть 3. «Формула правильного питания»
Часть 3 «Формула правильного питания» для детей 5-6-х классов.
В данной части реализуются следующие воспитательные и образовательные задачи:
Развиваются представления подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье.
Расширяются знания подростков о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирования готовности соблюдать эти правила.
Развиваются навыки правильного питания как составной части здорового образа жизни.
Развиваются представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознания того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.
Развиваются представления о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа.
Пробуждается у детей интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, к истории и традициям своего народа, формируются чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.
Развиваются творческие способности, кругозор подростков, их интерес к познавательной деятельности.
Развиваются коммуникативные навыки у школьников, умение эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.
Организуется просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей подросткового возраста.
Система – это определенный порядок в расположении и связи действий, целое, части которого находятся во взаимной связи между собой.
Цель работы – описать систему работы по развитию у учащихся коммуникативных навыков при реализации третей части программы " Разговор о правильном питании".
Показать результаты работы по программе в данной системе:
Формирование коммуникативных навыков школьников Развитие общей культуры детей Эффективность педагогической системы
Объектом работы является деятельность учащихся 5,6 классов на занятиях по третей части программы «Разговор о правильном питании» «Формула правильного питания»
Гипотеза работы: если при обучении школьников на занятиях систематически применять систему упражнений по формированию коммуникативных навыков , то это будет способствовать повышению уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся 5,6 классов.
Задачи работы:
Определить сущность, особенности, значение коммуникативных навыков у школьников.
Разработать и реализовать систему упражнений для формирования коммуникативных навыков у школьников.
3.Выявить влияние разработанной системы упражнений на формирование коммуникативных навыков у школьников учащихся пятого класса на занятиях по программе «Разговор о правильном питании».
Практическая значимость работы определяется возможностью использовать разработанную систему упражнений в практической деятельности учителей среднего звена школы по проблеме формирования коммуникативных навыков школьников на занятиях по программе «Разговор о правильном питании».
Предполагаемые результаты:
- полученные знания позволят детям сознательно выбирать наиболее полезные продукты питания;
- дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;
- получат знания  и навыки, связанные с этикетом в области питания.
Значимость коммуникативных навыков в системе образования.
Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Условиями успешного формирования самостоятельности учащихся является совместная выработка правил, алгоритмов, определений, инициирование детского поиска по решению задач в форме вопросов учителя. Основным методом является учебный диалог, где обсуждается необходимая информация, соответствующая задачам урока. И.А. Зимняя считает, что в совместной деятельности у детей формируются рефлексивные и коммуникативные умения.
Коммуникативная компетентность – качество личности, необходимое для достижения жизненного успеха. Как и любая другая компетентность, она не может быть сформирована вне деятельности. Педагог формирует данный вид компетентности, задавая своим собственным общением эталоны коммуникативных умений и организовывая взаимодействие учеников друг с другом. Коммуникативная компетентность является необходимой составляющей коммуникативной культуры и профессиональной компетентности педагога и специалиста любой другой специальности. Данный феномен исследовался многими авторами: Н.В. Кузьмин, А.К. Маркова, Л.А. Петровская.
Для формирования у учащихся коммуникативной культуры я опираюсь на принцип деятельности и принцип "выращивания”, который был разработан О.С. Анисимовым. Это принцип предполагает сознательный учёт педагогом индивидуальных качеств ученика в соответствии с социокультурными требованиями. В процессе учебного сотрудничества формируются следующие коммуникативные умения:
- вступать в предметную дискуссию;
- понять точку зрения другого;
- оценить содержательно достоинства и недостатки действий и суждений своих одноклассников;
- согласовывать разные точки зрения.
Основой коммуникативного сотрудничества является формирование умения слушать. С первого класса обращаю внимание на ситуации, когда большинство детей не могут повторить просьбу учителя, адресованную им в устной форме, либо повторить высказывания товарища. Исследование таких ситуаций позволяет учащимся глубоко понять ответ на вопрос "Зачем надо слушать?”. На основании этого формируется представление о позиции "слушатель”.
Формирование позиции "понимающий” происходит тогда, когда автор высказывания не соглашается с тем, как его поняли другие дети. А также в спорных моментах, когда большинство учеников не могут определить причину конкретного спора, возникшего на уроке. На этом этапе вводится терминология "Правильно ли я тебя понял (а), что…”. Происходит процесс сравнения мнения каждого "понимающего” с мнением "автора”. Процесс заканчивается тремя вариантами результата:
Я думал(а) так же, как и автор высказывания, поэтому я согласен.
Я думал(а) так же, как и автор высказывания, но у меня есть ещё информация по этому вопросу, поэтому я хочу дополнить, уточнить высказывание автора.
Я думаю по – другому, поэтому я не согласен.
Чтобы увидеть мнение каждого ребёнка, ввожу знаковое обозначение "согласие”, "не согласие”. Неоднократно задаю вопросы "С чем не согласны?”.
Связь коммуникативных навыков с содержанием программы
«Разговор о правильном питании»
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
а) использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
б) построение монологического высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
в) владение диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
г) формулирование собственного мнения;
д) умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
е) умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
ж) понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
з) умение ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Рассмотренная система универсальных учебных действий позволяет использовать в образовательном процессе принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.
Формирование коммуникативных УУД, как результат реализации новых образовательных стандартов, предполагает: ученик научится или получит возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе.
Коммуникативные УУД: владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, и инструменты ИКТ и дистанционного общения; формулировать собственное мнение; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; уметь учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; понимать возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; уметь ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Приемы формирования коммуникативных умений на уроках и внеурочной деятельности по программе «Разговор о правильном питании»
1. Даю учащимся время на обдумывание их ответов.
2. Обращаю своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.
3. Не вношу своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).
4. Поддерживаю все высказывания, независимо от того, верны они или нет.
5. Предоставляю возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.
6. Задаю уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.
7. Создаю атмосферу доброжелательности и уважения в общении.
Организация формирования коммуникативных умений чётко прослеживается при следующих условиях:
1. Используется задание, в котором заложено несоответствие между прежними знаниями учащихся и новой ситуацией, в которой оказались дети.
2. Создаётся ситуация противоговорения для анализа совершенной деятельности и её результата по поводу выполнения общего задания.
3. Организуется общий поиск учащимися по решению общей проблемы, сформулированной ими в ходе конкретного затруднения.
Где идет реализация программы
Интеграция содержания программы «Разговор о правильном питании»
в предмет литература, русский язык.
Тема из программы по русскому языку и литературе Раздел, содержание программы «Разговор о здоровом питании» Формируемые коммуникативные навыки,
«Имя числительное» в 6 классе  «Формула правильного питания» (из содержания):рациональное питание как часть ЗОЖ.1Ежедневно с пищей подростку необходимо получать около 2500 – 3000 килокалорий. Такого количества энергии достаточно, чтобы в течение часа светилось 58 электрических лампочек.
Энергии, получаемой человеком за год, хватило бы на то, чтобы полтора месяца обогревать трёхкомнатную квартиру.3
3.На сон в течение 1,5 часов расходуется 75 килокалорий. Столько, сколько содержится в 1,5 яблока или кусочке хлеба с маслом и др.( работа в группах по утверждениям- верно,неверно)
формирование у учащихся умения согласовывать свои действия и вырабатывать общую цель работы;
умение с достаточной полнотой выражать мысли; инициативное сотрудничество, принятие решения и его реализация;
 формулировать собственное мнение и позицию;
высказывать свое мнение при обсуждении задания;
может поддержать разговор на ту или иную тему;
строит свое общение в соответствии с тем, кто является его партнером в разговоре
Русский язык .Задания по развитию речи учащихся: даю следующие темы сочинений-рассуждений (устных и письменных): «Формула правильного питания»
«Здоровое питание – путь к долголетию»
«Холод не терпит голод»
«В доме, где есть искусный повар, нет места болезни» (немецкая пословица)
«Кухня – сердце дома» (итальянская пословица)
«Добрый повар стоит доктора»
 проникнуть в смысл высказывания;
используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строят монологическое контекстное высказывание;
 формулировать собственное мнение и позицию
Литература 5класс,внеклассное чтение по сказке братьев Гримм «Горшок каши». «Формула правильного питания"
на примере этой сказки обсуждаем с учащимися полезные свойства сказки (например, об этом могут рассказать заранее подготовленные ученики).Далее выполняем лингвистический анализ текста,находим изобразительно-выразительные средства лексические и синтаксические (эпитет, олицетворение, гипербола, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; повторы, обращение, диалог, восклицательные и вопросительные предложения, риторический вопрос). Если ребята не знают какие-то из этих средств, можно познакомить, ведь примеры как раз понятные для ребят 5 класса. В качестве рефлексии в конце урока учащиеся пишут синквейн на тему «Каша». Такую работу можно проводить и в группах. Осознают языковые особенности текста и смысловые трудности его восприятия;
используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной речью;
регулирование межличностных отношений между обучающимися;
высказывать свое мнение при обсуждении задания.
Участвует в работе группы,
выполняет свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель ;
оценивает деятельность свою и товарищей по предложенному алгоритму,
Литература 7 класс. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е.Салтыкова-Щедрина  «Формула правильного питания"
анализируем не только аллегорию, гротеск и сатиру, но и представления генералов о еде, о культуре питания в целом. В результате исследовательской работы приходим к выводу о том, что, герои хоть и имеют высокую должность, но элементарных законов приготовления пищи и правил её приёма не знают. Кроме того, здесь автор смеётся над тем, как цивилизованные люди, всё больше отдаляются от природы, забывают о том, что всё в природе имеет своё начало. Всё меньше наши генералы думают о духовном и всё больше о материальном. определять основную мысль текста, его стиль и тип речи;
анализировать не только аллегорию, гротеск и сатиру, но и представления генералов о еде, о культуре питания в целом;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий;
высказывать свое мнение при обсуждении задания.
Литература 9 класс изучение поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» «Формула правильного питания"
предлагаю поговорить о здоровом питании в рамках исследовательской работы, где необходимо проанализировать, как питаются герои произведения, так как сам автор обращает на это внимание. При этом культура питания в этом произведении является средством раскрытия характеров, одним из способов авторской оценки и «инструментом» символизации их образов. При исследовании культуры питания в произведении «Мертвые души» анализируют, что и как едят герои.
прислушивается к мнению других
- способен анализировать свое мнение и чужое, делать адекватные выводы
- способен координировать различные мнения в паре (находит компромисс)
Используют информацию текста в других видах деятельности;
высказывать свое мнение при обсуждении задания.
Русский язык 6 класс, уроки по развитию речи по картинам Яна Вермеера «Девушка с молочником», Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем «Формула правильного питания"
на примерах картин бытового жанра живописи с изображением сцены приёма пищи можно рассматривать исторические моменты – одежда героя, стол, посуда и, конечно же, культура питания. Вопросы, которые предлагаю обсудить: «Что вы можете рассказать о людях, изображенных на картинах?», «Какие блюда находятся на столах?», «Как относится художник к своим героям?» и тому подобные вопросы. дифференцируют главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию;
используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строят монологическое контекстное высказывание;
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий
Русский язык 6 класс. «Словообразование» в рамках лингвистической разминки (или «пятиминутки») предлагаем учащимся поработать с кроссвордом, заранее подготовлены  «Формула правильного питания"
предлагаю учащимся поработать с кроссвордом, заранее подготовленным или учителем, или кем-то из ребят. Например, кроссворд, где зашифрованы названия заведений общественного питания , или названия первых блюд, бытовых приборов для приготовления пищи. Разгаданные слова разбираем по составу, строим словообразовательные цепочки. Исследуем этимологию слов. Здесь также возможна работа в группах. Работать рекомендуется со словарями. осознавать содержание текста;
устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Использую на уроках русского языка различны виды диктантов по теме «Формула правильного питания" типа которые  развивают чувство доброжелательного, правильного отношения как к себе так и к окружающим.
Правильное питание
 Наш организм должен получать разнообразную пищу, насыщенную белками, жирами, углеводами, а также витаминами и минеральными веществами.
Белки - основной строительный материал. Из них строятся все необходимые организму процессы. Белки незаменимы в питании.
Если организм не получает белки - это может привести ко многим болезням. Белки содержатся в мясе, молоке, рыбе,  яйцах, орехах. Углеводы – это топливо для производства энергии. Жиры – для образования энергии и тепла. Эти полезные питательные вещества необходимы нам для того, чтобы организм получал достаточно энергии, чтобы двигаться, для лучшей работы головного мозга. Они содержаться в меде, гречке, изюме, масле, фруктах. (90 слов)
Что нужно есть, чтобы быть здоровым
Белки являются основным строительным материалом, без которого организм не может нормально расти и развиваться. Без поступления в организм жиров и углеводов человек становится вялым и неэнергичным. Чтобы быть здоровым, надо есть пищу, богатую и белками, и жирами, и углеводами.
     При неправильном питании нарушается обмен веществ. Избыток жиров и углеводов приводит к увеличению массы тела. С привычкой есть много сладкого и мучного связано возникновение опасной болезни - сахарного диабета. При этой болезни нарушается усвоение углеводов, в крови повышается содержание сахара. Эта болезнь возникает не у всех любителей конфет и сладостей. Она имеет наследственную предрасположенность. Ей рискуют заболеть те, у кого есть родственники с этой болезнью.  (103 слова)
Что полезно знать о питании
Минеральные вещества нужны нам для роста костей, зубов. Они участвуют в работе всего организма, насыщая кровь, нервные и мышечные ткани. Человеку необходимо 20 минеральных веществ: кальций, фосфор, йод, магний, натрий, железо, калий, фтор и другие. Они содержатся во фруктах и овощах.
Это витамины. Слово «витамин» придумал американский ученый Казимир Функ. Он открыл, что вещество «амин», содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходим людям. Соединив латинское слово Vita – «жизнь» с «амин», получилось слово «витамин». Ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов. (79 слов).
Как предупредить болезни
С помощью правильно  подобранных продуктов питания можно предупреждать любые болезни, погасить только что начавшееся заболевание. Здоровый образ жизни – это не только зарядка, закаливание, занятия спортом, а ещё питание. Клетки нашего организма образуются из питательных веществ, полученных с пищей. Если пища содержит все минеральные и органические вещества, необходимые нашему организму, то человек всегда будет здоров. Проблемы излишнего веса, нервных заболеваний, различных кожных высыпаний, заболеваний желудочно-кишечного тракта возникают, как правило, у тех, кто неправильно питается. Недостаток в пище витаминов и минеральных веществ восполнить могут только овощи и фрукты.
Учебный курс по питанию я вижу самостоятельным, активно использую программу на уроках русского языка и литературы, классных часах.
В своей работе я отдаю должное внимание обучению навыкам «правильного питания», внимание уделяю 5, 6,7,9 классам и в работе с ними активно использую III часть программы «Разговор о правильном питании» – «Формула правильного питания. Поскольку привычки питания необходимо изменять, начиная со школьного возраста, до того как пищевое поведение уже сформируется.
В нашей школе из 130 обучающихся и учащихся питаются горячим питанием.
Ведётся постоянная работа по обогащению и разнообразию рациона питания в школьной столовой, а также учитываются хронические заболевания учащихся, т.к. 6 детей имеют хроническую форму гастрита.
Проведённое анкетирование в нашей школе дало следующие результаты (в анкетировании участвовало 130 учащихся):
26% учащихся не довольны своим весом;
25% учащихся ответили, что питаются правильно;
16% учащихся ответили, что питаются не правильно;
33% учащихся хотят больше знать, как правильно питаться.
Методы работы:
провожу уроки со здоровьсберегащими технологиями;
классные часы с учащимися о питании;
родительские собрания;
внеурочная деятельность.
Тематическое планирование классных часов с определением УУД ( 5 класс)
Содержание курса Количество часов Перечень универсальных действий обучающихся: личностные, метапредметные Формы и методы
Введение. «Правильное питание – залог здоровья»
1(сентябрь) Коммуникативные УУД
Аргументировать свою точку зрения, владеть устной и письменной речью
Познавательные УУД
осуществлять сравнение, классификацию, устанавливать причинно-следственных  связей в изучаемом круге явлений;
Регулятивные УУД
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы фронтальная, словесная, словесно-демонстрационный, работа в группах, беседа с использованием презентации, познавательная игра ,анкетирование
Правила этикета 1(октябрь) Познавательные УУД
осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
Коммуникативные УУД
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий
Регулятивные УУД
Навыки самоконтроля Тестирование,
выполнение творческих заданий;
беседа, игра
Важность разнообразного питания.
1.«Вкусные осенние истории».
2. «Где и как готовят пищу», «Как хлеб на стол пришёл».
3. «Где найти витамины зимой».
4. «Накрываем стол к обеду».
5. «Как правильно вести себя за столом» 5(ноябрь,декабрь,
январь,февраль,
март) Познавательные УУД
выделять характерные причинно-следственные связи, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
Регулятивные УУД
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей
Коммуникативные УУД
строить монологическое контекстное высказывание, обучаться основам коммуникативной рефлексии, уметь реализовывать свои знания. Тестирование, выполнение творческих заданий,
игра-путешествие; практикум
Кулинария, кулинарные традиции и обычаи 1(апрель)
Итого 8 ч Коммуникативные УУД
Аргументировать свою точку зрения, владеть устной и письменной речью
Познавательные УУД
осуществлять сравнение, классификацию, выделять характерные причинно-следственные связи
Регулятивные УУД
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы
Выполнение творческих заданий;
лекция, беседа, анкетирование
Реализация программы «Разговор о правильном питании» на уроке русского языка и литературы, классных часах ,
через внеклассную деятельность
разговор о правильном питании на уроках русского языка и литературы;
исследовательские работы ;
классные часы .( См. Приложение - разработку)
Исследование по правильному питанию в МКОУ " Кожильская СОШ".Учащимися 7 класса было проведено исследование учащихся 6-9 классов по теме “Твоё отношение к питанию”. В опросе участвовало- 70 учеников. Результаты исследования показали, что 32% опрошенных, любят “вредную пищу» (чипсы, сухарики, газировку). 87% употребляют в пищу продукты, в состав которых входят химические вещества. 65% опрошенных не завтракают утром или делают это иногда. Почти 49% - не употребляют в пищу богатую йодом морскую капусту, который важен для умственного развития. 47% изредка едят рыбу, а 15% вообще её не едят. 56% постоянно или часто пьют газированные напитки. 60% не едят или редко употребляют в пищу каши. Порадовало в опросе то, что 78% часто употребляют пищевые продукты с большим содержанием витаминов (фрукты, овощи). 53% употребляют препараты содержащие витамины. Многие из опрошенных отдают предпочтение молочным и мясным продуктам.
Статистика исследования не порадовала. Ребята в большинстве случаев питаются не совсем правильно, не получая всех полезных веществ и микроэлементов. Неправильное питание способствует развитию хронических заболеваний, быстрой утомляемости, снижению работоспособности. Употребление «вредной пищи» ведет к накоплению вредных веществ в организме. Если в дальнейшем будет так продолжаться, у большинства могут развиться различные патологии. Вопросы для исследования.
Вопросы постоянно часто иногда никогда
Как часто вы едите овощи и фрукты? 18 47 14 1
Употребляете ли вы в пищу продукты, в состав которых входят химические вещества? 6 14 43 8
Принимаете ли вы препараты, содержащие витамины? 18 20 25 8
Завтракаете ли вы дома перед занятиями 14 10 24 22
Кушаете ли вы морскую капусту? 5 3 28 34
Как часто вы употребляете чипсы и сухарики 11 13 39 8
Кушаете ли вы молочные продукты? 24 24 20 2
Кушаете ли вы рыбу? 7 19 34 11
Кушаете ли вы мясные изделия? 22 31 16 2
Кушаете ли вы каши? 15 12 22 11
Пьёте ли вы газированные напитки? 22 18 23 7
Покупая в магазине продукты читаете ли вы из чего они состоят 12 7 28 23
Как часто вы ощущаете дискомфорт в желудке, расстройство пищеварения 3 7 31 30
Какие коммуникативные УУД могу я развивать по данному исследованию учащихся ?
обращение к учителю за помощью и принятие её,
взаимодействие при информационном поиске,
сотрудничество,
взаимодействие с другими участниками работы,
участвовать в диалоге, спрашивать, интересоваться другим мнением, точно выражать свои мысли
умения владеть искусством и культурой коммуникаций.
Соответствие форм и методов работы психо-возрастным
особенностям детей.
Успех обучения, выполнения поставленных целей зависит от способов их достижения. Поэтому, в ходе реализации программы я использую разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.
Наиболее распространенными при этом являются игровые методики - ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, что наиболее соответствует возрастным особенностям школьников, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Кроме того, дидактические игры формируют у детей навыки учебного сотрудничества, развивают творческие способности, умение работать самостоятельно, индивидуально и в группах, способствуют развитию психических процессов.
Задания, предлагаемые в рабочей тетради (авторы: Безруких М.М., Филиппова Т.А. Макеева А.Г.), также ориентированы на творческую работу ребёнка – самостоятельную или в коллективе. В процессе выполнения заданий в тетради дети делают записи, раскрашивают. Ребят привлекает работа с наклейками: это позволяет экономить время на занятии, формирует реалистичный образ изучаемых объектов, доставляет удовольствие детям.
В целях более эффективной реализации программы, кроме традиционных словесных (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия) и наглядных (метод иллюстраций и метод демонстраций) методов, я использую такие формы занятий, которые предусматривают трансформацию и оригинальность стандартных способов организации. Классные часы по темам:
сказка «Вкусные осенние истории»;
экскурсия «Где и как готовят пищу», «Как хлеб на стол пришёл», «Сладкоежка»;
круглый стол «Где найти витамины зимой»;
практикум «Накрываем стол к обеду»;
исследование , «Молоко. Состав молока»;
диалог «Правила гигиены»;
диспут «Как правильно вести себя за столом»;
семейная викторина «Поле чудес»;
игра - путешествие «В страну Правильного питания»;
Активно использую в работе технические средства обучения:
а) презентации (как авторские, так и презентации других педагогов, адаптированные в соответствии с особенностями учеников моего класса, целями и задачами конкретного занятия, детские презентации, созданные учениками моего класса).
б) видео:
фрагмент х/ф «Девчата» о блюдах из картофеля, фрагмент х/ф «Джентельмены удачи» о приглашении к столу, фрагмент х/ф «Новогодние приключения Маши и Вити» о правилах гигиены (пирожки, яблочки) и меню бабы Яги, фрагмент х/ф «Иван Васильевич меняет профессию» о блюдах старинной кухни).
в) диски с мультипликационными фильмами:
«Как мужик гусей делил»;
«Война грибов»;
«Горшочек каши»; др.
г) интерактивные игры, созданные для работы на занятиях;
Демонстрация детских творческих работ создаёт положительную учебную мотивацию, ответственное отношение к учебному труду. Ребятами нашего класса проведены выставки рисунков в школьной столовой.
Система мероприятий по просвещению родителей в вопросах организации правильного питания детей младшего школьного возраста
В процессе реализации программы я всегда помнила о существенном правиле: вся работа должна проводиться в системе и в союзе с родителями. Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой педагогом работы – непременное условие эффективности решения поставленных задач.
На первом собрании моей основной задачей стало сделать родителей своими союзниками. Мы обсудили факторы, влияющие на успешное обучение младшего школьника. В итоге диспута пришли к выводу, что таковыми являются:
здоровье ребёнка;
правильное питание;
соблюдение режима дня;
психологическая поддержка родителей;
взаимоотношения ученик – учитель – родитель.
Из этих пяти факторов мы подробно остановились на одном – правильном питании, так как оно значительно влияет на здоровье ребёнка в период обучения в школе. Я раскрыла цели и задачи программы, её тематику, предложила родителям ответить на вопросы анкеты.
1.Завтракает ли ваш ребёнок?

2.Из каких продуктов состоит завтрак?
Бутерброд, омлет, каша, йогурт, хлопья с молоком, чай.
Сколько раз в день питается ваш ребёнок?

3.Любимая пища вашего ребёнка?
Пельмени, вареники, жареный картофель, пирожки, плов, картофельное пюре, котлеты, тефтели.
Как вы считаете, не соблюдение правила рационального питания, могут каким-то образом повлиять на здоровье вашего ребёнка.

4.Питается ли ваш ребёнок "мусорной пищей"?

Исходя из результатов диаграмм, я убедилась в том, что работа по программе «Разговор о правильном питании» просто необходима.
Чтобы не возникло сомнений в пользе проведения занятий по программе «Разговор о правильном питании», на заключительном собрании года я познакомила родителей с результатами анкетирования.(в сравнении с началом учебного года)
26% учащихся не довольны своим весом ---------------------------------- 20%
25% учащихся ответили, что питаются правильно----------------------- 43%
16% учащихся ответили, что питаются не правильно--------------------- 12%
33% учащихся хотят больше знать, как правильно питаться ------------25%

Как видно из диаграммы, результат работы с программой показал, что повысился процент учащихся, которые питаются правильно.
Родители получили информацию о необходимости соблюдения режима питания, приняли активное участие в обсуждении вопроса по организации горячего питания в школе.
Чтобы родители могли высказать своё мнение о проводимой работе, пожелания, я использую разные формы сотрудничества с родителями: родительские собрания в форме диспута, «круглого стола», анкетирование, конкурсы, выставки, оформление стенгазет и т. д. Анализ работы с родителями помогает мне правильно организовывать совместную работу родителей и детей при реализации программы: разработан режим дня младшего школьника.
Сформированность коммуникативных учебных действий может быть выявлена на основе наблюдений за деятельностью учащихся, а также на основе результатов выполнения заданий в совместной (парной или командной) работе. Достижение метапредметных результатов может проявляться и в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.
Таким образом, из своей системы работы по теме "Развитие коммуникативных навыков у учащихся при реализации программы " Разговор о правильном питании"я добилась следующих результатов :
полученные знания позволяют детям сознательно выбирать наиболее полезные продукты питания;
- дети могут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;
- получают знания  и навыки, связанные с этикетом в области питания.
Если при обучении школьников на занятиях и во внеурочное время систематически применять систему упражнений по формированию коммуникативных навыков по правильному , то это будет способствовать повышению уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся .
Благодаря системе работы по формированию коммуникативных навыков при реализации программы " Разговор о правильном питании" , я думаю, выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Для определения коммуникативных УУД на занятиях использую карту самооценки, которая помогает увидеть перспективу работы с отдельными учащимися по развитию навыков.
Классный час в 5 классе
Тема «Правильное питание – залог здоровья». Карта самооценки для учащихся.
Задание Самооценка
Умение Критерии, баллы
Прочитать эпиграф, ответить на вопрос учителя Выделять главное Самостоятельно назвал…- 2
Назвал с посторонней помощью – 1
Не нашел, не назвал - 0
Постановка цели и задач урока Целеполагание Самостоятельно назвал цели, задачи урока, их приняли – 2
Предлагал варианты, формулировал с помощью посторонних – 1
Не назвал ни одной задачи - 0
Планирование работы
Планирование своей деятельности, определение способов деятельности Назвал способы и формы работы на уроке – 2
Назвал способы работы с помощью учителя – 1
Не назвал ни одного способа работы - 0
Работа в группе.
Коллективное сотрудничество Взаимооценка
Проявлял заинтересованность в работе, старался все делать быстро, выдвигал идеи и предложения – 2
выполняя порученное задание, участвовал в обсуждении, помогал другим учащимся - 1
Не был заинтересован работой группы, задание не выполнял, занимался посторонними делами - 0
Выступление от группы Логическое построение устного высказывания Высказывание соответствовало всем структурным требованиям (вступление – основная часть – вывод) – 2
Одна из звеньев отсутствовала – 1
Выступление было не логично - 0
Закончить начатые предложения Самооценка, определение границ знания и незнания по теме Был внимателен, тема полностью понятна – 2
Не всегда был внимателен, но материал в основном понял, смог ответить на вопросы – 1
Был невнимателен, почти ничего не понял - 0
Технологическая карта классного часа
«Правильное питание – залог здоровья» в 5 классе (Общий результат оценивания коммуникативных умений получается простым нахождением среднего арифметического по всем показателям и описывается следующими уровнями: 0б. - 0,5 б.– низкий уровень овладения коммуникативными УУД; 0,6б – 0,9б - ниже среднего; 1б. – 1,5б– средний; 1,6б – 1,9б. – выше среднего; 2б. – высокий.
Этапы
Деятельность педагога Деятельность педагога Формируемые УУД
1. Организацияначала занятия
Цель: создание эмоционального настроя на работу Приветствует обучающихся, проверка готовности к уроку
«Здравствуйте!
Добрая ласковость слова
Стерлась, на нет
В ежедневном привете,
«Здравствуйте»
Это же – будьте здоровы,
Это же – дольше живите на свете». Здравствуйте! Я рада вас приветствовать.
-Обращает внимание на слайд Приветствуют учителя.
Слушают Коммуникативные:
устанавливать доброжелательные отношения с учителем, одноклассниками.
Коммуникативные:
уметь слушать.
Мотивация кучебнойдеятельности
Цель: Подведение к теме;
подготовить учащихся к восприятию материала на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности;
Слайд№1.Активизирует внимание учащихся
Ребята, посмотрите на экран. На экране письмо одного сказочного героя. Давайте его прочитаем и попробуем догадаться от кого оно.
Формулирует
общую тему урока. (с помощью учащихся, при помощи наводящих вопросов).
Зачитывает письмо :«Здравствуйте, ребята! Я самый больной в мире человек, очень упитанный и в меру воспитанный! Своё письмо я пишу из больницы. Что-то случилось с моим здоровьем: тело ломит, в глазах звёздочки, живот болит. И совсем не хочется веселиться и шалить. Я люблю летать над крышами домов и играть с Малышом, а доктор мне не разрешает».
Задает вопросы: учителя,
понимают и принимают задание
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Личностные:
формирование активности, положительного отношения к уроку.
Ориентировочный
Цель: Формирование познавательного интереса к теме.
совместное планирование деятельности , выбор методов взаимодействия и способов решения поставленных задач
Формирование познавательного интереса к теме.
«Ребята вы догадались, кто это письмо написал?»
Слайд№2.
Картинки больного Карлсона.
-«Как вы думаете, почему у Карлсона заболел живот?»
-Наверное, он неправильно питался, вспомните, что он больше всего любит кушать?»
-«Правильно ли это, много есть сладкого?»
-«Ребята, как вы думаете, тема нашего занятия будет какая?»
-Предположите, что вы узнаете на занятии?»
- Правильно, сегодня мы с вами будем говорить на тему «Правильное питание - залог здоровья».
Сегодня мы поговорим о том, что необходимо знать, уметь, о правильном и здоровом питании, чтобы быть здоровыми и не болеть.
-Как вы думаете, лучше болеть или быть здоровыми?
- А вы любите болеть?
-Значит, быть здоровым лучше. А зачем здоровье человеку?
-От чего зависит наше здоровье?
-Кто знает, зачем человеку необходимо питание?
Слайд №3. Зачитывает вывод. Молодцы, действительно, чтобы быть здоровым необходимо соблюдать режим дня, правильно питаться, заниматься спортом и конечно, экология тоже влияет на наше здоровье. Наше здоровье зависит от питания, от пищи, которую мы кушаем в течение дня.
Ведь из пищи мы с вами получаем энергию, полезные вещества, витамины нашего для организма.
Отвечают:
Карлсон, много ел сладкого, много вел варенья, от сладкого еще портятся зубы,
стают черными, много конфет кушать нельзя, а то заболеешь и вредно для здоровья.
Отвечают:
как кушать, о здоровье, что нельзя много есть сладкого, кашу есть надо, мыть руки перед едой, что надо кушать, все знать о еде, мы должны кушать правильно и т.д.
Быть здоровым лучше, когда болеешь нельзя играть, надо много пить таблеток, здоровый можешь гулять, играть в компьютер и т.д.
Оценивают по карте. Регулятивные:
целепалогание.
Личностные:
установка на здоровый образ жизни.
Познавательные:
самостоятельное формулирование цели, проблемы.
Коммуникативные:
умение осознанно строить речевое высказывание, планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками.
Поисково- – исследовательский этап
Организует деятельность в группах. Делит детей на 3 группы.
Правильные ответы записывает на доске.
Обращает внимание на слайд№4.
«… приходит во время еды»
«Когда я ем, я ….»
«Гречневая каша –.. наша, а хлебец …– отец родной»
«Много есть –…»
Загадки на экране об овощах и фруктах.
1.Что за плод американский
К нам приехал в Магадан
На макушке его бантик,
В клеточку его кафтан (ананас)
2. Он и сочен и душист,
А снаружи золотист и т.д.
.
Учитель обращает внимание на презентацию.
Слайд №1. 1 Прием пищи.
Слайд №2.
Обед.
Слайд№3.
Полдник.
Слайд№4.
Ужин.
Учитель показывает движения и проговаривает слова.
Раз, два, раз , два,
Не болеем никогда.
Раз, два, раз , два
Мы здоровые всегда.
№5.Правила питания.
Питание должно быть разнообразным..разными продуктами в Работа в группах.
Игра:
1.«Ромашка».
2.Пантомима
3.«Собери корзину»
.
-Вы любите каши?
-Какие каши вы знаете и любите?
-  Чем полезны каши?
-  Люди издавна любят каши. Об этом упоминают многие литературные произведения. Послушайте несколько отрывков, назовите произведение и автора.( бр. Гримм «Горшочек каши»,
р. н.с. «Каша из топора», Носов «Мишкина каша», Перро «Золушка»)
-  Дети, давайте поможем Золушке перебрать крупу. Каждый ряд - команда получает чашку с тремя видами круп. Побеждает та команда, которая быстрее и качественнее отделит крупу: 1г. – для гречневой каши, 2 г. – для рисовой, 3 г. – для гороховой.
Рассаживаются с теми, с кем пожелали работать, слушают учителя, понимают и принимают задания.
Советуются друг с другом, учитывают мнения всех членов групп, отвечают.
Дети выполняют задание, учатся договариваться,
обсуждают.
(Оценивают свою работу по карте самооценки)
Дети озвучивают
Слушают инструктаж
Повторяют слова и движения
(маршируют на месте). Секретарь
Хранитель времени
Ответчик
Ответчики выступают
Ответы детей
(перекус, второй обед, полдник)
Ответы детей
(макароны, котлеты, картофельное пюре и др.)
Оценивают себя по карте.
Отвечают
Познавательные:
строить логические рассуждения и делать выводы.
Регулятивные:
выполнять учебные действия
Личностные:
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Коммуникативные:
умение сотрудничать с учителем, одноклассникам;
при оформлении своей речи придерживается алгоритма: вступление – основная часть - выводы (заключение)
- при формулировании своих мыслей придерживается темы;
Участвует в работе группы,
выполняет свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель 
Познавательные:
интерес к новому учебному материалу и решению новых задач.
Коммуникативные:
привитие правил  общения между собой,
решения задач.
Личностные:
выражать положительное отношение
Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные:
умение формулировать алгоритм действий
Регулятивные: выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
 
Рефлексивно- оценочный
Делаем вывод Рефлексиядеятельности (итог урока)
Цель:
самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия; Развитие умения синтезировать и обобщать знания.
Задает вопросы по уроку, подводит анализу деятельности
-Как вы думаете, сегодня мы помогли Карлсону быстрее выздороветь?
-Какие правила правильного питания вы узнали?Ребята, с каким фруктом у вас ассоциируется наше занятие? Почему именно с ним?
Использует анкету "Закончи предложение"
Если я принимаю пищу не один…
1. То мне все равно где, как и с кем, лишь бы быстрее.
2. То мне важно, чтобы было элементарно чисто.
3. То я понимаю, зачем нужно соблюдать правила поведения за столом: они способствуют правильному пищеварению и поддерживают хорошие отношения с окружающими. 4. То соблюдаю правила поведения за столом.
5. То мне важно, чтобы еда и стол были красиво сервированы, а за столом соблюдался этикет.
.
Дети выполняют задание
Самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
(ПО КАРТЕ САМООЦЕНКИ)
Лучшая команда образует поезд, который привезёт в магазин «Самобранка» продукты.
Подводят итог по картам. Выводят общую сумму баллов.
Коммуникативные: грамотно представлять информацию
Познавательные: производить синтез
Регулятивные: преобразовывать практическое задачу в познавательную
Фотогаллерея.
«Правильное питание – залог здоровья» в 5 классе



Смотрим презентацию- сказку «Правильное питание – залог здоровья» об одном сказочном герое
Классный уголок "Правильное питание"


Внимательно слушаем лекцию о правильном питании

Работаем в группе на классном часе «Накрываем стол к обеду».

Учимся сервировать стол

Классный час «Вкусные осенние истории"



Классный час «Где найти витамины зимой»