статья Методы снятия неблагоприятного состояния у подростков


Методы снятия неблагоприятного состояния у подростков
Достаточно часто педагогу приходится разбираться в спонтанно возникшем конфликте между участниками учебно–воспитательного процесса, осуществлять помощь в налаживании взаимоотношений, то есть снимать  состояние озлобленности, агрессии, подавленности,  тоски, апатии, неуверенности и др. Для этого можно использовать различные методы, интуитивно выбирая наиболее подходящие для конкретной ситуации.
Для снятия неблагоприятного состояния у подростков рекомендуют использовать групповые консультации. Общая направленность групповых занятий - создание «безопасной среды» для наступления необходимых изменений в эмоциональной сфере и социальном функционировании подростков.
Тематика плановых групповых занятий должна соответствовать следующим направлениям:
— повышение самооценки;
— обучение умению снимать мышечное напряжение;
— отработка навыков уверенного поведения в конкретных ситуациях;
— обучение конструктивным способам общения.
Для определения актуальных проблем подростков, тревожащих ситуаций в школе или дома, требующих внеплановой проработки, в конце групповых занятий проводится краткий письменный опрос или рисуночные техники.
Параллельно групповой работе с подростками строится индивидуальная работа с родителями в форме консультаций. Главной целью индивидуальных консультаций является формирование позитивного образа ребенка у родителей, привыкание к «хорошему» ребенку, принятие его, осознание существующего в семье стиля воспитания и своей ответственности за успешную социализацию детей.
Основной задачей психологической коррекции в родительских группах является изменение неадекватных родительских позиций, улучшение стиля воспитания, расширение осознанности мотивов воспитания, оптимизация форм родительского воздействия в процессе воспитания детей. Особое внимание уделяется коррекции эмпатии и других эмоциональных компонентов родительского отношения, что в итоге приводит к повышению уверенности участников группы в своих родительских ролях, воспитательных возможностях, усиливает способность родителей к пониманию своих детей.
По данным исследования наиболее распространенными видами неблагоприятных эмоциональных состояний в подростковом возрасте являются: тревожные расстройства и смешанное расстройство эмоций и поведения.
Подростков с данными видами эмоционального неблагополучия объединяют некоторые общие особенности: высокий уровень личностной тревожности, неадекватная самооценка (по преимуществу заниженная), преобладание холерического и меланхолического типов темперамента.
Различие наблюдается также в типах психологического реагирования на внешние ситуации-стимулы, вызывающие тревогу: для подростков с тревожным расстройством характерны уход и страх; для подростков со смешанным расстройством эмоций и поведения - агрессия и уход.
Особенности проявления неблагоприятных эмоциональных состояний у подростков связаны с типом семейного воспитания: потворствующая гиперпротекция способствует развитию тревожного неблагополучия; эмоциональное отвержение ребенка влечет за собой смешанное расстройство эмоций и поведения.
Критериями эффективности психологической помощи по преодолению неблагоприятных эмоциональных состояний у подростков могут быть качественные изменения в формах эмоционального реагирования и изменение стереотипов поведения в социальных ситуациях (семье, школе, группе сверстников).
Психопрофилактика неблагоприятных эмоциональных состояний у подростков должна осуществляться в сотрудничестве психологов, педагогов и родителей.
Неблагоприятные эмоциональные состояния подростков в большинстве случаев преодолеваются психологическими методами.
Подавление – жесткое пресечение и ограничение действий и поступков ребенка, чтобы избежать тех из них, которые могут принести вред. Взрослый силой своего авторитета пытается положить конец проявлениям агрессии, заглушить ее и, заняв господствующее положение, подчинить ребенка себе. Но это может привести ребенка, подростка  в еще более угнетенное состояние. Хотя цель достигается, но нельзя в этом случае говорить о благополучии и создании необходимых условий для личностного развития подростка и включения его в деятельность. Идет фиксация внимания только на негативных проявлениях личности и осуществляется выход на внешнее изменение поведения, без учета состояния ученика в данный момент.
В такой ситуации очень важно акцентировать внимание на поступке, но ни в коем случае на личности подростка. Возможность применения данного метода находится в прямой зависимости от авторитета и социального влияния взрослого. Применение подавления целесообразно, когда негативные проявления ребенка, подростка грозят нанести вред его здоровью или возникает угроза для его жизни, или возможен ущерб здоровью и жизни другого, например острый предмет в руках человека.
Вытеснение – метод вызвать другое, более благоприятное состояние, заменим тем самым негативное переживание. Он используется с целью устранить отрицательные проявления через включение ребенка в деятельность. Выстраивается цепочка действий, направленных на снятие неблагоприятного состояния: вытеснить – заменить – отвлечь. При использовании данного метода весьма важен уровень профессионализма социального педагога, так как нельзя сводить усилия только к манипулированию состоянием ребенка (нет гарантии, что он не продолжит через какое-то время то же самое). Вытеснение должно быть мягким, с использованием ненавязчивой шутки, сосредоточением внимания подростка на чем-то важном, не терпящем отлагательства и т. д.
Игнорирование – отсутствие реакции на неблагоприятное состояние. Метод применяется с целью создания условий для постепенного угасания накала неблагоприятного состояния.
Санкционирование (ограничение временем) – метод предполагающий разрешение и право на проявление данного состояния (апатии, грусти, скуки), несмотря на то, что оно отклоняется от социальных норм и ценностей. Метод используется в целях постепенного исхода сильного переживания и его угасания. Санкционирование оправданно, если проявление неблагоприятного состояния не наносит ущерба и причинит зла самому ребенку и окружающим, а обращение к резкому пресечению было бы вредным для его развития. Данный метод исключается, если ребенок находится в состоянии злости, гнева, ненависти.
Концентрация на положительном – Сосредоточение на позитивном в самом ребенке и переориентация на позитивное в другом человеке, животном, предмете и т. д.), против кого (чего) была направлена злость, агрессия, раздраженность или гнев. Цель данного метода – научить ребенка, подростка саморегуляции, самоконтролю, установлению равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием и формами поведения человека. Основные характеристики метода, которые делают его универсальным:
-         принятие негативного поведения как данности, признание права за ребенком на любое проявление;
-         содействие психическому равновесию – спокойный голос, мягкий тон, этическая выдержанность, понимающий взгляд, поддержка в атмосфере доверия;
-         выведение на должный уровень самосознания ребенка, подростка, учет индивидуальных и возрастных особенностей.
Ситуация успеха – инициирование физических и духовных сил личности, максимальное развитие ее способностей. Проживая ситуацию успеха ребенок, подросток обретает достоинство, так как в признании его человеческих и индивидуальных качеств он обнаруживает и то, что он стоит на определенном уровне, и то, что он чего-то стоит как человек. К тому же ситуация успеха порождает удовлетворенность жизнью на данный момент.
Снятие страха можно осуществить с использованием игры – драматизации «В очень страшной, страш-ш-ш-ной школе…», где социальный педагог предлагает ребенку, подростку, с которым работает, изобразить  пугающие его  ситуации школьной жизни в форме театрализованных этюдов, причем все пугающие ситуации с помощью социального педагога должны быть доведены до крайней степени (так, чтобы  было «очень страшно»). В ходе такой работы всячески поощряются попытки юмористического, карикатурного изображения неприятных для подростка ситуаций.
Высокая мотивация предполагает активизацию у подростка стремления заявить о себе как о значимой, целеустремленной личности в среде одноклассников и взрослых (родителей, учителей) посредством опоры как на личный опыт подростка (часто негативный, то есть «от противного»),  так и на  жизненные  ценности (семья, любовь, душевный комфорт и средства его достижения, высокий профессионализм в будущей деятельности и пр.). Под авансированием можно понимать обещание (и обязательное выполнение обещанного) социальным педагогом помощи и поддержки подростку в формировании его нового образа в глазах окружающих (беседы с родителями и учителями с целью поиска и опоры на лучшие качества личности клиента в учебной деятельности и во взаимоотношениях в семье).
Под скрытой инструкцией понимается ненавязчивое сосредоточение внимания подростка на тех моментах, которые могут помочь ему изменить мнение окружающих о себе. Например:
-         сдержаться и не ответить грубостью на грубость;
-         не считать, что неприязнь кого-либо направлена лично на него;
-         найти в себе силы и возможности помочь, поддержать друзей, родителей, классного руководителя и т. п.;
-         не стесняться попросить помощи;
-         постараться увидеть в родителях самых близких людей и опереться на них в сложной ситуации и пр.  
Акцентировать в сознании ребенка персональную исключительность можно при помощи схематического изображения  его генеалогического древа и объяснения как причудливо и непредсказуемо сочетались гены в течение сотен,  тысяч лет, чтобы в результате появился такой уникальный и не похожий ни на кого человек.
Социально – педагогическое внушение может представлять собой неоднократное повторение в различных ситуациях (краткая встреча на перемене, на улице во внеурочное время, целевая консультация, визит на дом,  и пр.):
-         что клиент способен, сможет справиться с проблемой;
-         что процесс это трудный и не быстрый и поэтому необходимо терпение и мужество, которых клиенту не занимать;
-         что он, социальный педагог, всегда рядом и всегда протянет руку помощи и поддержки;
-         что как уверенно и достойно будет чувствовать себя клиент после победы над негативными проявлениями своей личности;
-         что каждому человеку приходится делать выбор, который определяет его будущую судьбу и т. д.
Высокая оценка детали поведения предполагает мониторинг поведения ребенка, подростка с обязательным подчеркиванием и высокой оценкой некоей детали поведения, подтверждающей его работу над собой и несомненный успех. Например:
-         проявленная в какой-то момент сдержанность или отсутствие реакции на обидный выпад сверстника;
-         позитивное удивление учителя относительно глубины заданного на уроке вопроса;
-         радость матери относительно отсутствия грубости в какое-то время общения;
-         аккуратность внешнего вида и т. д.