Методические рекомендации для проведения занятий по толерантности в школе.Сценарии внеурочных занятий, списое рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. Для педагогов, воспитателй, библиотекарей.

Библиотека ГБОУ Школа №1998 «Лукоморье» ЮАО




МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ



( в помощь педагогам, воспитателям, классным руководителям)













Москва
ЧТО ТАКОЕ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»?
ТОЛЕРАНТНОСТЬ (лат. tolerantia - терпение) - терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям.
Согласно Декларации принципов толерантности 1995 года толерантность понимается как "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира". Толерантность определяется Декларацией как "гармония в многообразии».
Толерантность не означает только признание факта существования "другого". Толерантность означает возможность "другого" чувствовать себя комфортно в любом принимающем обществе. Например, толерантность к инвалидам - это не только признание их равенства на основе принципов прав человека, но и создание комфортной среды для существования людей с альтернативными потребностями. Толерантность также не означает принятие любых культурных и социальных групп. Любые политические группы, которые исповедуют ненависть, национальную, расовую, религиозную и иную исключительность не могут быть объектами толерантности. Существует даже лозунг "Никакой толерантности к нетолерантности!".
Толерантность – это общечеловеческая ценность современного мира. Проблема толерантности особенно интересна и актуальна сегодня, так как вокруг нас очень много хаоса, неопределённости, трагедий. Резкие перемены в жизни общества породили проблемы: растущая безработица, недостаток жилья, низкий уровень жизни, который нельзя назвать достойным.   Происходит героизация насилия, образы которого обрушивают на детей через СМИ (в т.ч. кино, мультфильмы, комиксы). Часто дети используют их в качестве моделей поведения. Возрождаются идеологии ненависти – нацизм, фашизм. Они вовлекают молодежь в политические движения, направленные против иммигрантов и представителей другой культуры (например, движение скинхедов). Социал-экстремизм, ксенофобия – это опасные реальности сегодняшнего дня. Если симптомы нетерпимости существуют в обществе, то они существуют и в школах: насмешки, оскорбления, запугивание, подавление, насилие и др. для того, чтобы успешно решать задачи по воспитанию толерантности, педагог сам должен быть толерантен, должен учиться толерантности, постигать ее суть умом и сердцем. Когда-то в большой семье, на деревенской улице, в городском дворе дети постигали навыки терпимости, общения, взаимопонимания. 
Сегодня очень часто в семье  –  единственный ребенок, а общение со сверстниками во дворе и на улице заменило «общение» с компьютером. В этих условиях школа является оптимальным местом, где можно приобретать опыт социального взаимодействия, навыки толерантного поведения.
  Для того чтобы разные народы, разные культуры могли жить в мире и согласии, избегая серьезных конфликтов, нужны уважительное отношение к правам других людей, их убеждениям, привычкам, образу жизни, нужна толерантность, терпимость.
Библиографический список
«Толерантность – «дорога к миру»

Список состоит из несколько разделов:
Правовое воспитание и толерантность в условиях современного российского общества
Практическая деятельность по развитию межэтнической толерантности.
Воспитание толерантного сознания в школьной и семейной среде
Толерантность как аспект формирования молодежной среды.
Толерантность современного общества к инвалидам.
Материал расположен в алфавитном порядке.
Надеемся, что библиографический список будет интересен воспитателям, педагогам и конечно старшеклассникам.
Правовое воспитание и толерантность в условиях современного российского общества
1.            Гурьева, Г. Толерантность и право / Г.Гурьева // Библиополе.- 2007.- № 12. - С. 69-71.      Сценарий для учащихся школ.
2.            Зайцев, С. Уроки толерантности // Российская газета. – 2008. – 4 апр. (№ 73). – С.  Беседа с прокурором Санкт-Петербурга С. Зайцевым / подгот. Б.  Ямшанов.
Практическая деятельность по развитию межэтнической толерантности.
1.                  Богданова, В. Формирование межэтнической толерантности // Воспитание школьников. – 2007. - №6. – С. 14-17.
2 Федоренко Л. Г. Толерантность в общеобразовательной школе, М.: КАРО, 2008 , с.128
3.                  Хухлаева, Ольга.   Обучение детей-мигрантов: педагогические особенности:   / О.Хухлаева // Первое сентября. - 2008. - 27 дек. (№ 24). - С.9.    О проблемах обучения и социализации детей из иноязычных и инокультурных семей. Рекомендации спец-та в области этнопсихологии О. Хухлаевой/ записала Е. Куценко.
Воспитание толерантного сознания в школьной и семейной среде
1.            Большакова, Елена. Ваш ребенок - неформал / Большакова, Елена // Семья и школа. - 2009. - № 1. - С. 22-23. Советы родителям ребенка-неформала.
2.            Ветров, Максим. Детям до шестнадцати... / Ветров, Максим // Первое сентября. - 2009. – 14 февр. (№ 3). - С. 2. Повышение нравственности и обеспечение безопасности несовершеннолетних.
3.            Гурьянова, А. Воспитание толерантной личности // Воспитание школьников. – 2008. - №2. – С. 25-28.
4.            Климаш В. В. Классный час “Спешите делать добро”// Классный руководитель. – 1999. - №6.
5.             Панченко, С. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе / С. Панченко // Воспитание школьников. – 2008. - № 7. – С. 33-38.
6.            Прихожан, Анна. Не уверен - не догонит / Прихожан, Анна // АИФ. Здоровье. - 2008. - № 50. - С. 8. О подростковой самооценке: консультирует доктор психологических наук А. Прихожан/ записала М. Матвеева.
7.            Сидоров, Константин.   Что такое "триада риска":   / Сидоров Константин // Первое сентября. - 2008. - 27 дек. (№ 24). - С.12.  Как связаны между собой самооценка ученика, уровень его притязаний и    тревожность.
8. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], РПА, 2007 г.
Толерантность как аспект формирования молодежной среды.
1.            Вислова, А.  Нетерпимость в молодежной среде и способы её преодоления / А. Вислова // Воспитание школьников. - 2008. - № 3. - С. 15-20. Молодежные субкультуры. Толерантность в молодежной среде.
2.            Гетманский, К.Я бы в реперы пошел, пусть меня научат / К. Гетманский // Профиль. - 2008. - № 20. - С. 36-37. Молодежные субкультуры. Толерантность в молодежной среде.
3.            Луховицкий, В.  Когда ссора между учениками приобретает национальную окраску / В. Луховицкий // Первое сентября. - 2008. - 30 авг. (№ 16) - С. 11. О проявлении у учеников ксенофобии и нетерпимости.
4.            Супрычева, Е.  Как я стала "малышкой" эмо / Е. Супрычева // Знание-сила. - 2008. - 28 февр. - С. 22-23. Об увлечении подростками различными неформальными движениями.
5.       Туркаженко, А.  Молодежные субкультуры сегодня : попытка энциклопедии / А. Туркаженко // Знание-сила. - 2007. - № 1. - С. 59-64. Анархисты, готы, панки, рокеры и др. Воспитание толерантности и взаимопонимания между существующими субкультурами молодежного общества.
Толерантность современного общества к инвалидам.
1.            Смолин, О. Обучать, а не ставить клеймо / О. Смолин // Соц. защита. - 2008. - № 10. - С. 3-6. О проблемах людей с ограниченными возможностями, при получении образования.
2.            Трофимова, В. Воспитание гуманных взаимоотношений нормально развивающихся детей и их сверстников с ограниченными возможностями / В. Трофимова// Воспитание школьников. - 2007. - № 6. - С. 23-27.
Интернет-ресурсы:
http://www.tolerance.ru/p-main.shtml
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



Воспитание культуры толерантности у детей
школьного возраста













В наши дни очень много людей мирных жителей оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. С каждым годом к нам в школу приходит все больше детей разных национальностей. Важно донести до ребят мысль, что люди с разными индивидуальными качествами (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир.
Попробуем попросить разных людей охарактеризовать современный мир и услышим: «...страшный, жестокий, разобщенный». И действительно, в нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувства недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим.
В последнее время все чаще говорят о толерантном мире, то есть о мире без насилия и жестокости; о мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но только говорить о проблеме недостаточно. Толерантность нужно воспитывать. Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей,понимание детьми того, что каждый человек уникальная личность, и уважение различий между людьми- основа толерантных взаимоотношений.И как результат, приобщение ребенка к культуре мира. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения семье, классу, школе, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии.

«Толерантность дорога к миру»
Внеурочное занятие для учащихся начальной школы
Цели: развивать стремление быть терпимым в обществе людей; воспитывать интернационализм; способствовать развитию устной речи учащихся.
Ход урока:
Учитель: Сегодня мы с вами проведем урок толерантности. Я не буду раскрывать значение слова «толерантность», а вы сами в конце урока попробуете сказать, что оно означает.
Учитель читает стихотворение С. Маршака «Всемирный хоровод».
Стихи для ребят Всех народов и стран: Для абиссинцев И англичан, Для испанских детей И для русских, Шведских, Турецких, немецких, Французских Негров, чья родина Африки берег; Для краснокожих Обеих Америк. Для желтокожих, Которым вставать Надо, Когда мы ложимся в кровать, Для эскимосов, Что в стужу и снег Лезут В мешок меховой На ночлег; Для детворы Из тропических стран, Где на деревьях Не счесть обезьян; Для ребятишек Одетых и голых Тех, что живут В городах и селах... Весь этот шумный, Задорный народ Пусть соберется В один хоровод. Север планеты Пусть встретится с Югом, Запад с Востоком, А дети друг с другом!
Учитель: О чем это стихотворение?
Дети: О том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.
Учитель: Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно?
Дети: Чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо.
Учитель: Сейчас в мире непростая обстановка. Во многих точках планеты идет война, гибнут люди, рушатся здания, страдают дети. Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Эти люди называются беженцами.
Они уезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить помощь. Давайте подумаем, чем мы можем помочь беженцам.
Дети: Дать одежду, поделиться едой, игрушками, не обижать детей беженцев...
Дети должны понять, что к людям, даже если они другой национальности, нужно относиться с уважением, понимать их горе, сочувствовать им в беде.
Учитель: А теперь давайте попробуем объяснить, что же означает слово «толерантность».
Высказывания детей.
Учитель: В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными?
Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.
Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимаете красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный если второе.
Младший брат сломал твою игрушку.
-Ты его прощаешь.
-Ты ударяешь его.
Ты поссорился со своей сестрой.
-Ты попытаешься объясниться с ней.
-Ты обижаешься и мстишь.
С тобой поступают жестоко и несправедливо.
-Ты отвечаешь тем же.
-Ты говоришь «нет» и стремишься заручиться помощью старших товарищей.
Ты недоволен собой.
-Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
-Ты все сваливаешь на других.
Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.
-Ты устраиваешь истерику.
-Ты идешь с ними гулять.
Подведение итогов
Учитель: В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними? Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность.
Саша плохо одет
-Это неважно, главное, что с ним интересно.
-Ты подсмеиваешься над ним, тебе с ним не хочется общаться.
-Ты с ним дружишь, тебе хочется ему помочь.
Пожилая женщина медленно идет.
-Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
-Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
-Спрашиваешь, что ты для нее можешь сделать еще.
На твоих глазах на девочку нападают двое парней,
-Ты пытаешься защитить ее.
-Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь, идешь мимо.
-Звонишь в полицию, зовешь на помощь.

Проявлять толерантность это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, стремиться к мирному будущему.
Заканчиваем наш урок толерантности. Что нового вы узнали из сегодняшнего урока? Что такое толерантность? Кто после этого урока стал по-другому относиться к окружающим людям, к товарищам?
«Ты, да я, да мы с тобой»
Игровое занятие для учащихся начальных классов
Цель: формирование гуманных отношений внутри классного коллектива.
Участники: учитель, ученики 2-го класса, ученики, исполняющие роли Гарри Поттера, Гермионы.
Оборудование: оформление кабинета; эмблемы; чистые листы бумаги; карточки с описанием психологических ситуаций; иллюстративный материал.
Форма урока «круглый стол».
Примечание: Перед началом классного часа все ученики получают эмблемы в виде солнышек, звездочек и цветочков.
Содержание занятия:
Приветствие: Установление правил, способствующих плодотворному общению классного руководителя с классом.
ИНСЦЕНИРОВАНИЕ:
Два заранее подготовленных ученика разыгрывают разговор между популярными литературными героями Гарри Поттером и Гермионой.
В ходе сценки звучит слово «толерантность».
Диалог Гарри Поттера и Гермионы
Г.: Да что с тобой, Гарри! Сегодня на трансформации мисс Маггонагал попросила превратить своего лучшего друга в белого пушистого котенка, а ты превратил Рона в дикобраза.
Г.П.: Сегодня явно не мой день. Ночью мне приснился братец Дадли, этот глупый, самоуверенный идиот. Вот если бы он мне попался на трансформации, я бы его превратил в жирную мерзкую жабу.
Г.: Гарри, я и не знала, что ты так «нетолерантно» относишься к людям.
Г.П.: Не толе... как?
Г.: Не толерантно.
Г.П.: Любишь же ты, Гермиона, заумные словечки. Что это такое «нетолерантно»?
Г.: Сходи в библиотеку, возьми словарь и прочитай.
Г.П.: Вот все вы, девчонки, вреднючие и противнючие?
Г.: Гарри! Ты опять поступаешь нетолерантно.
Г.П.: Ладно, Гермиона! Встретимся на травологии.
Г.: А ты куда?
Г.П.: В библиотеку.
Учитель спрашивает у присутствующих учеников, что означает слово «толерантность».
Ученики дают определение.
Выслушав ответы детей, учитель подводит итог: толерантность это терпимость, способность понимать и принимать другого человека.
Эксперимент с листом бумаги
Учитель предлагает ребятам провести эксперимент, позволяющий понять, почему люди относятся нетерпимо друг к другу.
Ученики складывают лист бумаги вчетверо, а потом отрывают любой уголок у получившегося прямоугольника. Развернув листы, ребята видят, что у всех получился разный результат.
Ученики делают вывод, что все люди разные в этом и кроется причина их нетерпимого отношения друг к другу.
Игра «Давайте говорить друг другу комплименты»
Фонограмма Б.Окуджава
Учитель отмечает, что непохожесть людей совсем не означает, что кто-то из них лучше или хуже другого. Важно в любом человеке видеть что-то хорошее. Ребятам предлагается сказать себе комплимент («Я хорошо играю в футбол», «У меня отличное чувство юмора», «Я хороший друг» и т.д.).
Чтобы ученики чувствовали себя более раскованно, важно предусмотреть следующие моменты:
первый комплимент произносит учитель, показывая тем самым пример детям;
произнося комплименты, ребята передают из рук в руки «веселый молоточек».
Звук, издаваемый этой игрушкой, обычно вызывает улыбку у детей;
обязательно оговаривается условие: если кто-то не хочет говорить комплимент самому себе, он просто передает «веселый молоточек» своему соседу.
После окончания игры учитель предлагает обсудить ее.
Дети решают, что, хотя все они разные, в каждом из них есть много хорошего.
Игра «Интервью»
Учитель отмечает, что себя мы изучили достаточно хорошо, а вот своих друзей знаем не всегда. Ребятам предлагается разбиться на пары и задать друг другу пять вопросов.
Предлагаемые вопросы:
Знаешь ли ты.. . 1) в каком месяце я родился? 2) какой школьный предмет я люблю? 3) что я предпочту в зимнее воскресенье: посидеть у компьютера или покататься на сноуборде? 4) есть ли у меня домашнее животное и как его зовут? 5) какие фильмы я люблю (боевики, комедии, фантастику, ужастики)?
Обсуждение игры показывает, что далеко не все «интервьюированные» верно ответили на все пять вопросов. Ребята делают вывод: чтобы лучше понимать друг друга, надо лучше друг друга знать.
Анализ психологических ситуаций Учитель отмечает, что ребята узнали сегодня на занятии много нового и в следующем виде работы у них будет возможность продемонстрировать свою способность к толерантным отношениям.
Ученики делятся на группы (в зависимости от формы эмблемы, полученной перед классным часом). Каждой группе предлагается описание конфликтной ситуации с вариантами различных решений.
Задача группы выбрать наиболее оптимальный путь решения проблемы.
Варианты конфликтных ситуаций
Ситуация № 1.
Саша учится во 2 «А» классе. Он много читает, со своими родителями каждое лето путешествует по стране. Саша победитель школьной олимпиады по математике. Но у мальчика есть особенность во внешности: у него косоглазие и он носит очки.
Что бы вы думали о Саше на месте его одноклассников?
Варианты ответов:
-Мы не хотим дразнить Сашу, ведь он дает нам списывать домашние задания по математике.
-Ха-ха! Да он просто косой!
-Нам все равно, как Саша выглядит, потому что он хороший друг.
Ситуация № 2.
Все ученики 2 «А» класса активно готовятся ко Дню именинника, который состоится в субботу: одни придумывают конкурсы, другие отвечают за оформление кабинета, третьи подбирают музыку для танцев. За день до праздника в класс приходит новый ученик. Как бы вы поступили на месте ребят из 2 «А» класса?
Варианты ответов:
-Подождали бы, когда новенький сам проявит инициативу и спросит вас о празднике.
-Сделали бы вид, что не замечаете нового ученика.
-Предложили бы новому ученику помочь вам в подготовке праздника.
Ситуация № 3.
Лена просто обожает песни группы «Ранетки». Каждый день, вернувшись из школы, она громко включает компьютер и слушает песни любимой группы. Мама, войдя в комнату Лены, просит сделать музыку тише. Как бы вы поступили на месте Лены?
Варианты ответов:
-Вообще выключили бы магнитофон и обиделись бы на маму.
-Сделали бы громче музыку, чтобы не слышать маминых упреков.
-Рассказали бы маме, почему вы любите песни группы «Авария», и предложили бы послушать музыку вместе, предварительно уменьшив громкость.
По окончании работы в группах ребята обсуждают все ситуации сообща.
После разбора каждой ситуации на доску вывешиваются плакаты, соответствующие толерантному выбору:
(Не обижайте друг друга! Не оценивайте людей, а цените их! Присоединяйся ты нам нужен! Мы разные, но мы дружим. Толерантность возможность диалога).
Таким образом, на доске формируется своеобразный свод правил толерантного поведения.
Такой же свод правил получает каждый ребенок по окончании урока.
Анализируя ситуацию, ребята делают вывод: все мы знаем правила, но, к сожалению, не всегда им следуем.
Заключительное слово учителя:
Заканчивая урок, учитель напоминает ребятам, что от каждого из них зависит, насколько успешно складываются отношения внутри коллектива. Сегодняшний классный час первая ступенька к тому, чтобы понять, как правильно строить отношения со своими одноклассниками и другими людьми, и поступать в соответствии с этими правилами.
Финальная песня
Урок заканчивается исполнением песни «Ты, да я, да мы с тобой».











































Урок-рассуждение на тему «Толерантность»
для учащихся средней школы
Цели:
Образовательные:
1. Познакомить учащихся с понятием “ толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности. 2. Уточнить значения слов тематической группы “ толерантность”. 3. Повторить материал о сочинении- рассуждении.
Развивающие:
1. Сформировть умение определять понятие “ толерантность”, разграничивать черты толерантной и интолерантной личности. 2. Сформировать умение определять значения слов тематической группы “толерантность”. 3. Закрепить умение строить текст рассуждения.
Воспитательные:
1. Воспитать у учащихся чувство доброты и ответственности, самоуважения и уважения окружающих.
Оборудование: на доске – плакат с изображением яркого солнца, воздушные шары, магнитофон.
План урока:
I. Вступительное слово учителя.
II. Работа с пословицами.
III. Выступление учащихся (инсценировка “Перед вами две дороги, выбирайте”)
IV. Работа по группам над понятием “толерантная” и “интолерантная” личность.
V. Работа по составлению “солнца” толерантности.
VI. Построение синквейна.
VII. Выводы, обобщение.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
- Добрый день, ребята! Начинаем урок подготовки к сочинению. Сейчас улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.
Наш урок начнем с разговора о вечном, о любви. Послушайте сказку (звучит классическая музыка, рассказывается сказка):
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет. . .
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное
Место Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник. – Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать. . .
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет твоей подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
А кого выбрали бы вы? Почему?
Ученики: Доброту, так как без нее нельзя прожить на свете.
Звучит музыка и продолжение сказки:
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку
Учитель:
Ребята, В. Гюго писал: “Во внутреннем мире человека доброта - это солнце”.
II. Работа с пословицами.
- Какие пословицы, стихотворения о доброте приготовили к уроку вы?
Пословицы:
Доброта без разума пуста.
Доброе дело питает и душу, и тело.
Добрый человек в добре живёт век.
Доброта нигде не теряет своего достоинства.
Стихотворения:
Когда по склонам вечной суеты Бежать от неудач устанешь люто, Направь шаги Тропою Доброты И радость помоги найти кому-то.
(И. Романов)
Как бы жизнь не летела - Дней своих не жалей, Делай доброе дело Ради счастья людей. Чтобы сердце горело, А не тлело во мгле, Делай доброе дело - Тем живём на земле.
(А. Лесных)
Учитель:
- Давайте обобщим сказанное:
Каким делает человека доброта?
Ученики: доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.
Какой человек может быть добрым?
Ученики: добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других.
Учитель:
- Сегодня, ребята, 16 ноября – Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Послушайте, как слово “толерантность” определяется на разных языках земного шара.
В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Учитель:
Какое из определений импонирует вам более всего?
Ученики: на арабском языке, т. к. более раскрывает смысл этого понятия.
Учитель:
- Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
Ученики: т. к. у каждой нации свои представления о человеческих ценностях.
III. Выступление учащихся.
Учитель:
- Ребята, человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот. Послушайте выступление своих одноклассников, которые подготовили сценку “Перед вами две дороги, выбирайте. . . ”:
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрёпанная сумка. Он тихо стонал, а в глазах стояли слёзы.
- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
- Он грязный, ты подцепишь заразу,- ответил молодой человек, сжав её руку.
- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
- А нам-то что? Он сам виноват.
- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
- Я всё равно подойду, - вырвала руку девушка
- Я тебя не пущу. Ты - моя девушка и не смей общаться со “всякими”. Пойдём отсюда,- он попытался увести её.
- Знаешь что, я Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.
- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой?
- Я сломал её. . . кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.
- Спасибо, леди, спасибо. . .
- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда. . . Она поднялась и приблизилась к парню.
- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.
- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.
- Девушка! - окликнул её мужчина - Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась-. Вы обязательно найдёте свое счастье.
Учитель:
Почему молодой человек отказался помочь?
Ученики: т. к. считает, что этот человек недостоин помощи.
Учитель:
- Как бы вы поступили в этом случае?
Ученики: не прошли бы мимо, вызвали скорую помощь.
Учитель:
- Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
Ученики: стараемся помочь, позвать взрослых, вызвать скорую помощь.
Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, будь то случайный попутчик, бродяга, друг – это и будет проявление доброты.
IV. Работа по группам над понятием “толерантная” и “интолерантная” личность.
Учитель:
- Итак, есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный. Сейчас класс разделится на 2 группы. 1 группа будет описывать черты, присущие толерантной личности, 2 группа – черты, присущие интолерантной личности. Давайте уточним понятие “интолерантная личность”. Это человек, который думает только о себе, равнодушен к окружающим.
Работа по группам
Толерантная личность
Интолерантная личность

Уважение мнения других
Доброжелательность
Желание что-либо делать вместе
Понимание и принятие
Чуткость, любознательность
Снисходительность
Доверие
Гуманизм
Непонимание
Игнорирование
Эгоизм
Нетерпимость
Пренебрежение
Раздражительность
Равнодушие
Цинизм

Вывод:
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций, обычаев.
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям.
V. Работа по составлению “солнца” толерантности.
Учитель:
- Ребята, давайте обобщим сказанное. Слово “толерантность” у нас будет в виде солнца, а ваши ответы - в виде лучиков.


VI. Построение синквейна.
Учитель:
- Проведем работу в виде синквейна. Вспомните общую схему построения синквейна (название темы – атрибутивная характеристика – характеристика по действию – отношение автора – обогащенное название).
Попробуем составить вместе синквейн для слов доброта и толерантность.
Доброта Отзывчивый душевный Поддерживает помогает облагораживает Доброта спасёт мир Душевность
Толерантность Терпимый снисходительный Принимает располагает прощает Толерантность способствует уважению Терпение
VII. Выводы, обобщения.
Учитель:
- В качестве обобщения материала урока используем китайскую притчу “Ладная семья”:
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И всё?
Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
Учитель:
- Я думаю, что вы со мной согласитесь, что ваш класс – это маленькая семья. И поэтому старайтесь, чтобы в ней всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание. Наша сегодняшняя тема предполагает написание сочинения-рассуждения. Ребята, вспомните, какова композиция сочинения-рассуждения?
Ученики: композиция сочинения-рассуждения такова:
I. Основная мысль (тезис).
II. Доказательства:
а) б) в)
III. Вывод.
Учитель:
- Дома напишите сочинение: “Что такое толерантность?” на черновиках, используя материал урока.














Декларация о принципах толерантности
Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года
Статья 1 - Понятие толерантности
Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.
Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания уни версальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.
Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.
Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
Статья 2 - Государственный уровень
На государственном уровне толерантность требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка, судебно-процессуальных и административных норм. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма.
Для того чтобы сделать общество более толерантным, государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей.
В интересах международного согласия существенно важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир невозможен без толерантности, а развитие и демократия невозможны без мира. Нетерпимость может принимать форму маргинализации социально наименее защищенных групп, их исключения из общественной и политической жизни, а ТОЛЕРАНТНОСТЬ - также насилия и дискриминации по отношению к ним. Как гласит Декларация о расе и расовых предрассудках, "все люди и группы людей имеют право отличаться друг от друга" (статья 1.2).
Статья 3 - Социальные аспекты
Толерантность, как никогда ранее, важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каэдый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.
Толерантность необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей толерантности и разъяснения опасности проявления безразличия по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.
В Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках провозглашается, что особые меры должны приниматься в целях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдельных лиц и групп людей везде, где это необходимо. В этой связи особое внимание следует уделять социально наименее защищенным группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем чтобы предоставить им правовую и социальную защиту, в частности в отношении жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содействовать, в особенности посредством образования, их социальному и профессиональному росту и интеграции.
В интересах решения этой глобальной задачи необходимы проведение соответствующих научных исследований и налаживание контактов с целью координации деятельности международного сообщества, включая анализ в контексте социальных наук коренных причин этого явления, принятие эффективных контрмер, а также осуществление научных исследований и мониторинга, способствующих выработке политических решений и нормативной деятельности государств-членов.
Статья 4 - Воспитание
Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.
Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.
Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
Мы заявляем о своей готовности поддерживать и претворять в жизнь программы научных исследований в области социальных наук и воспитания в духе толерантности, прав человека и ненасилия. Это означает необходимость уделять особое внимание вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и занятий, совершенствования других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.
Статья 5 - Готовность к действию
Мы обязуемся поощрять толерантность и ненасилие, используя для этого программы и учреждения в областях образования, науки, культуры и коммуникации.
Статья 6 - Международный день, посвященный толерантности
В целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку поощрения толерантности и воспитания в ее духе мы торжественно провозглашаем 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности.























я «ТОЛЕРАНТНОСТЬ-ДОРОГА К МИРУ»