Выступление на областном семинаре Методика диагностики глухих и слабослышащих детей


Психологическое обследование детей с нарушениями слуха.
Выступление на областном семинаре
«Методика диагностики глухих и
слабослышащих детей»
психолога Донецкой СОШИ №20
Гудковой Г.В.
От уровня развития психодиагностики, особенно отклонений в умственном развитии, зависит правильность комплектования всех типов образовательных организаций.
Своеобразие психодиагностики аномального развития состоит в учёте того положения, что не существует среднего уровня аномального ребёнка, нет строгой возрастной нормы, на которую можно было бы равняться, а есть качественное своеобразие в развитии при каждой аномалии, которое определяется не количеством прожитых лет, а качеством дефекта, вызвавшего аномалию, и адекватностью социального воздействия на ребёнка. В нашей специальной общеобразовательной школе-интернате обучаются дети со сниженным слухом. В отличие от глухих, дети с частичным дефектом слуха - оказываются в состоянии на основе слухового восприятия речи окружающих накопить ограниченный запас фонетически искаженных слов.
Одной из основных задач школы-интерната является обогащение словарного запаса и речевой практики с/с ребёнка. Программа и методика спецшколы предусматривает систематическую работу по практическому овладению основными лексическими, фонематическими и грамматическими категориями языка. Обязательны занятия по развитию слухового восприятия, по исправлению грамматического строя речи, по развитию навыков произношения и чтения с губ. В учебно-воспитательном процессе нашей школы широко используется звукоусиливающая аппаратура для компенсации дефекта.
В компетенцию и обязанности школьного психолога входит выявление особенностей психического развития ребёнка, сформированности у него определённых психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и т.д.
Один из важных аспектов моей работы - ответ на запрос- соответствует ли уровень интеллектуального развития с/с ребёнка программе по которой он обучается. Ведь психическое развитие личности зависит от того насколько в процессе обучения, учитываются её особенности. Если нагрузка соответствует возможностям ребёнка, он хорошо развивается, социально адаптируется, недостатки связанные с дефектом, в определённой степени корригируются. В начале своей деятельности я столкнулась с тем, что специальных методик для проведения психологического обследования с/с детей мало. Поэтому я обратилась к методикам используемым для обследования аномальных детей без учёта дефекта слуха. Подбирая задания для психологического обследования с/с детей младшего школьного возраста я пользовалась следующими исходными положениями:
1.Задания – пробы должны выявлять степень сохранности функций, имеющих существенное значение для обучения, поэтому предусмотрена обучающая помощь в процессе обследования.
2.Задача диагностической методики не просто определить степень развития и прогнозировать фатальное развитие, а выяснить доступные ребёнку способы усвоения общественного опыта, определить зону ближайшего развития.
3.Содержание задания следует направлять на активизацию строго определённых функций, подлежащих изучению.
4.Объём и количество заданий должна стать достаточными для выявления степени сохранности изучаемой функции, качественной характеристики дефекта.
Поскольку обследуемые дети даже одного возраста неодинаковы по своим знаниям ,опыту и возможностям ,задания на изучение одной и той же функции должны концентрироваться по степени трудности и способам предъявления (наглядные, вербальные, с опорой на образец, без него).
5.Методикой предусмотрена дозированная помощь.
6.При качественной характеристике выполнения задания показателями являются не только способы его выполнения, но и сложность содержания, форма предъявления, принятая и достаточная мера помощи.
При оценке результатов выполнения задания учитываются не возраст, а годы их обучения, их условия, в частности тип школы в которой ребёнок учился до обследования.
При изучении с/с детей необходимо помнить, главное на что следует обратить внимание – это способность к обучению.
Обучаемость – это совокупность тех интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий : исходного минимума знаний, положительного отношения к учению зависит продуктивность учебной деятельности.
Знания, способности и умственное развитие неразрывно связаны. Кроме показателей умственного развития ,при обследовании с/с детей изучаются и такие особенности, как умение принимать задание, удерживать в памяти и действовать в соответствии с его содержанием до конца выполнения. Известно, что умственно отсталый с/с ребёнок, в отличии от других аномальных, приняв задание, быстро теряет его и действует в соответствии с возникшими ассоциациями.
Ещё один значимый дифференциально-диагностический признак - работоспособность ребёнка. О быстрой истощаемости большинства с/с детей с задержкой психического развития говорят все изучающие их клиницисты и психологи. По мере выполнения задания качество работы снижается, истощение наступает тем скорее, чем сложнее задания. У умственно отсталых с/с детей, среди которых также есть астеничные дети, истощаемость на качество выполнения заданий на качество выполнения стабильно остаётся низким.
Важную роль при обследовании играют задания на выявление развития обобщённости мыслительной деятельности. Обобщённость мыслительной деятельности не является самостоятельной психической функцией, она определяется развитием всех мыслительных операций, без активизации которых невозможно обобщение, анализ, синтез, сравнение. Определение обобщённости мыслительной деятельности осуществляется разнообразными по содержанию, объёму, сложности, задания: группировка предметов по одному признаку и по нескольким, интерпретация ситуаций представленных наглядно, конструктивные задачи и др. Выбор варианта заданий зависит от возраста обследуемого, условий его развития до обследования, наличия нарушения перцептивных функций. Для с/с детей наиболее удобным является предъявление заданий в невербальной форме.
В начале обследования с/с ребёнка использую задания направленные прежде всего на установление контакта. Использование этих заданий помогает выяснить сведения, необходимые для правильного построения обследования. Вспомогательные задания в методике - это игра «Почтовый ящик» и беседа. Игру «Почтовый ящик» можно заменить заданием «Доски Сегена». Оно вызывает у слабослышащего ребёнка интерес и мало напоминает учебное. С помощью этого задания можно выявить степень понимания инструкции, степень знакомства с основными геометрическими формами, состояние координации движения, пространственной ориентировки, характера деятельности.
В тех случаях, когда с/с дети имеют сохранный интеллект, цель задания им понятна и они без труда с ним справляются.
Беседа мало используется при обследовании с/с детей подготовительного класса. Ребёнок может ответить на вопрос: «Как тебя зовут?», «Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку». На более сложные вопросы могут ответить дети, пришедшие из специализированных групп или детских садов, для с/с детей.
После беседы можно предъявить картинку с изображением нелепой ситуации «Нелепицы». Учитывается выраженность эмоциональной реакции, её адекватность, количество воспроизведённых фрагментов, свидетельствующих о понимании ситуации. Если ребёнок не проявляет эмоциональной реакции, просто перечисляет изображенные объекты - обследование необходимо проводить более углублённо.
При обследовании серьёзное внимание уделяется изучению самостоятельности мышления. С этой целью к каждому заданию предусмотрены разные меры помощи: двух- трёхкратное объяснение содержание задания, совместное с ребёнком начало выполнения задания, предъявление образца выполнения, совместное выполнение аналогичного задания, предварительное совместное выполнение задания с последующим самостоятельным, наводящие вопросы по содержанию задания, подсказывающие вопросы, реплики.
Показательным в определении уровня интеллектуального развития должен быть, в первую очередь, процесс выполнения задания и, во - вторую – конечный результат т. е. правильность его.
Выводы, полученные при обследовании, рассматриваются на заседаниях школьной ПМПК, в работе которой принимают участие учитель и воспитатели обследуемого ребёнка, врач, учитель индивидуальной работы, администрация школы-интерната. Прогноз дальнейшего обучения мы даём на основании всех имеющихся данных.
В нашей школе-интернате сформированы классы, обучение в которых ведётся по вспомогательной программе. Слабослышащие дети обучаемые в этом классе, прошли предварительное обследование в ШМПК, а затем решением центральной ПМПК им определено обучение по вспомогательной программе, хотя все они пришли в школу с диагнозом ЗПР. В основном, это ранее не обучавшиеся дети, и за одно обследование в условиях комиссии было сложно определить уровень интеллекта развития.
Хотелось бы обратить внимание на такую проблему, как обучение в интернате детей, пришедших из массовой школы - это одна из самых сложных категорий обучающихся в интернате. Как правило, у таких детей отставание в учёбе в результате педагогической запущенности, трудности в адаптации. Основная причина по-видимому в том, что родители, зная о дефекте слуха, переоценили возможности ребёнка и отдали на обучение в первый класс общеобразовательной школы. По результатам психологического обследования такие дети показывают умственное развитие, соответствующее их возрасту, но ребёнок уже привык к своему отставанию в учёбе, считает себя неполноценным. У таких детей затруднено усвоение программы по отдельным предметам. Этот вызывает у них недовольство учителем и собой, а также раздражительность и беспокойство, что впоследствии служит симптомом к нарушению поведения.
Чем раньше обнаружен дефект слуха, тем легче идёт процесс обучения и адаптации.
Задания, которые используются при обследовании с/с детей младшего школьного возраста, я использую и при обследовании с/с шестилеток. Итак, можно сделать вывод о том, что для обследования с/с детей шестилетнего и младшего школьного возраста можно пользоваться общепринятыми методиками. В «Памятке для психолога», которую я составила, описаны методики которые можно использовать при обследовании слабослышащего ребёнка в условиях школьной психолого-медико–педагогической комиссии.



ЛИТЕРАТУРА:
1.Практикум по экспериментальной и прикладной психологии.
Под ред. Н.А.Крылова, Ленинград,1980г
2.Развитие памяти и мышления глухих детей
Под ред. Т.В. Розановой, М., «Педагогика»,1978г
3.Практическая психология
Под ред. Р.С. Немова, М.,1998г
4.Диагностика отклонения в развитии интеллектуальной сферы.
Из работ Б.В. Зейгарник
5.Измерение интеллекта детей.
Пособие для практического психолога
под ред. Ю.В. Гильбуха,Киев,1992г
6.Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека
Под ред. Н.А.Полищука , А.Е. Видренко, Киев «Здоровье»,1980г.