Организация проектной деятельности в начальной школе как средство повышения качества знаний и формирования личностных качеств школьников

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ










«организация проектной деятельности в начальной школе как средство повышения качества знаний и формирования личностных качеств школьников».


Выполнил:
учитель
МОУ «Начальная школа №39»
г.Читы
Сакаева Василина Александровна



Чита 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ..

6

Раскрытие сущности понятия «проектная деятельность» в психолого-педагогической литературе.
Теоретико-методические основы организации проектной деятельности в начальной школе

6

9

ГЛАВА II. АНАЛИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
37

ПРИЛОЖЕНИЕ



























Введение

Сегодня начальное образование закладывает основу формирование учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результаты. Именно начальная ступень школьного образования должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми [27, 6].
Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. Среди средств реализации современной парадигмы образования является проектная деятельность, обладающая специфическими характеристиками в качестве метода и средства обучения и служащая значимым средством развития личности учащихся.
В процессе учебного проектирования происходит овладение не только средствами и способами конкретной деятельности, но и личностное развитие. Овладение учащимися проектной деятельностью позволяет более успешно реализовать задачи развития младших школьников: формирования приемов умственной деятельности, адекватной трудовой мотивации, гностических умений, становления их субъектной позиции в учебной деятельности и др.
В данной работе предпринимается попытка рассмотрения и исследования проектной деятельности в начальной школе как средство повышения качества знаний и формирования личностных качеств младших школьников.
Цель исследования: повышение качества знаний младших школьников, формирование у младших школьников следующих личностных качеств: самостоятельность, наблюдательность, коммуникативные и исследовательские способности, умение планировать работу, умение работать с другими, оказывать помощь и принимать помощь от других.
Задачи исследования:
1. Выявить психолого-педагогические условия обучения младших школьников проектной деятельности, рассмотрев содержание, принципы, методы и формы организации данного процесса в начальной школе;
2. Проверить на практике влияние проектной деятельности на формирование личностных качеств, повышение качества знаний;
3. Разработать дидактический материал по русскому языку, уроки, внеклассные мероприятия, направленные на решение поставленной цели;
4. Разработать систему проектов, направленных на формирование личностных качеств младших школьников.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: изучение и анализ философской, психолого-педагогической, методической и специальной литературы; обобщение передового педагогического опыта.
2. Эмпирические методы: опрос, наблюдение, анализ продуктов деятельности, педагогический эксперимент.
3. Математические: ранжирование, регистрация, математическая обработка экспериментальных данных.
Научная новизна исследования заключается в следующем: уточнено понятие проектной деятельности, предполагающий перенос знаний в новые ситуации, направленные на поиск объективно или субъективно нового решения, формирование информационно-аналитических, дизайно-конструкторских, организационно-подготовительных, операционно-практических, контрольно-оценочных умений; обоснованы психолого-педагогические условия проведения проектной деятельности в начальной школе; разработка и внедрение в содержание образования начальной школы системы проектов по русскому языку; аргументированы критерии личностного развития младших школьников, включающие мотивационный, оценочный, креативный, когнитивный, операционный компоненты; разработаны проекты выпуска школьной газеты.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении структуры и содержания понятия «проектной деятельности», под которым понимаются освоенные младшими школьниками способы выполнения теоретических и практических действий творческого характера, описании процесса организации проектной деятельности в начальной школе, систематизации знаний по организации проектной деятельности в начальной школе.
Практическая значимость заключается в том, что разработанная система проектов и выявленные требования к реализации проектной деятельности младших школьников психолого-педагогические условия ее эффективной реализации в урочной и во внеурочной деятельности младших школьников дают возможность развивать личность младшего школьника. Разработанные рекомендации по организации проектной деятельности для учителей начальной школы, которые могут служить основой разработки обучающих методов, обогащающих практику современной школы на начальной ступени.









ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Раскрытие сущности понятия «проектная деятельность» в психолого-педагогической литературе

В младшем школьном возрасте ведущую роль в психическом развитии играет учебная деятельность. Различные виды ее проявления являются основой психического развития ребенка. Нельзя ввести ребенка в мир познания, минуя его собственную деятельность. Таким образом, ведущим принципом процесса обучения является деятельностный подход в обучении, направленный на формирование средств и способов мыслительной деятельности.
В настоящее время в связи с реформированием школьного образования, встала проблема возрождения метода проектов в школьной практике. Основные положения метода можно соотнести с деятельностным подходом в обучении и воспитании младших школьников.
Все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Данной проблемой занимались такие ученые как О.И. Генисаретский, В.М. Глазычев, И.И. Ляхов, Н.Н. Нечаев, В.М. Розин, В.В. Рубцов, В.И. Сло-бодчиков, В.А. Сластенин, В.Ф. Сидоренко, Г.П. Щедровицкий, К.М. Кантор, Дж.К. Джонс, Т. Мальдонадо и др.
Сущность овладения учебной деятельностью в младшем школьном возрасте состоит в усвоении ее структуры (учебные ситуации, учебные действия, действия контроля и оценки). В традиционном обучении структура учебной деятельности формируется стихийно. В проектной деятельности структурные компоненты формируются в процессе выполнения заданий проекта, т.к. проектная деятельность полностью представляет собой развернутую структуру учебной деятельности [23, 336].
Структура учебной деятельности
Деятельность участников проектного обучения

1. Учебная ситуация, цели и задачи учебной деятельности
1. Анализ исходной позиции, определение целей и задач деятельности

2. Учебные действия по достижению цели
2. Планирование работы, отбор содержания и средств достижения целей, выполнение необходимых операций

3. Учебный контроль
3. Контроль, коррекция

4. Оценка деятельности, рефлексия
4. Оценка деятельности, рефлексия


Метод проектов подразумевает самостоятельную деятельность учащихся по решению той или иной проблемы с использованием разнообразных средств интеграции знаний и умений из различных областей. Результаты выполненных проектов непосредственно связаны с реальной жизнью учащихся и потому являются для них не только посильными, по и личностно значимыми. Форма продукта может быть различна; от конкретного теоретического решения проблемы до результата, готового к внедрению. Примерами готового проекта могут служить поставленный спектакль, исследование на заданную тему, поделка, действующая модель, а также многое другое [36,69].
Метод проектов позволяет моделировать проблемы, аналогичные тем, что возникают во «взрослом» мире. Решая учебные проблемы, учащиеся готовятся к решению проблем реальных. Выполняя проект, ребенок обучается самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, у него развивается способность прогнозировать результаты, возможные последствия разных вариантов решения, формируются умения устанавливать причинно-следственные связи. Подбор тем проектов с учетом личной заинтересованности и возрастных особенностей детей помогает запрограммировать для учащихся ситуацию успеха при выполнении проекта, а значит, создать условия для их оптимистичного отношения к обучению и образованию в целом [36,69].
Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов: выбор темы и цели проекта; выдвижение первоначальных идей и выбор лучшей идеи; планирование проектной деятельности, непосредственная реализация проекта; презентация проекта; оценка проекта и своей деятельности в нем (самооценка) [36,70]. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - это дидактическая категория совокупность приемов, операций овладения какой-либо областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания [5,76]. Поэтому если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умение прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно-следственные связи.
1.2. Теоретико-методические основы организации проектной деятельности в начальной школе

Рассмотрим организацию проектной деятельности в начальной школе.
Метод проектов в начальной школе всегда ориентирован на самостоятельную деятельность - учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которой дети заняты в течение конкретного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми (collaborative or cooperative learninq) методами [23,123].
Используя метод проектов в начальной школе, предполагает решение какой-либо проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний, умение применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творчества. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология представляет собой совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Рассмотрим, какие цели метод проекта помогает решить [29,45]:
формирование системы интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся;
развитие моторики;
развитие психических процессов;
развитие личности младшего школьника;
воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.
А.С. Сиденко предлагает использовать следующие проекты [3,23]:
По количеству участников: личностные, парные.
По продолжительности: краткосрочные, средней, продолжительности, долгосрочные.
По типу деятельности: творческий, исследовательский, ролево-игровой, практико-ориентированный, информационный.
По количеству предметов: монопроект, межпредметный проект.
Ведущим методом обучения младших школьников в современной школе должен являться метод творческих проектов. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.
Учебный творческий проект – это разработка и изготовление изделия (услуги) от идеи до её реализации, обладающее субъективной новизной и выполненного под руководством учителя.
Функции творческих проектов:
Дидактическая – направленная на углубление процесса формирования системы политехнических, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков.
Развивающая - развитие моторики и творческих способностей, психических процессов (восприятия, внимания, воображания, памяти, мышления, речи).
Познавательная – расширение кругозора учащихся, познавательных интересов, формирование мировоззрения.
Воспитывающая – становление положительных морально-волевых качеств личности ребёнка: инициативность, коммуникативность, самостоятельность, широта интересов, предприимчивость.
Рассмотрим структуру проектной деятельности [29,46]:
Подготовительный (исследовательский) этап.
Технологический этап.
Заключительный этап.
Требования к оформлению проекта: название проекта, использование инструментов и материалов, эскиз изделия, порядок работы по выполнению изделия (письменно). Обоснование выбора темы, возможное использование проекта, правила техники безопасности.
При оценки проектной деятельности используются следующие критерии:
Осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы.
Аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов.
Выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность.
Качество изделия, его оригинальность.
Уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления проекта.
Качество и полнота в оформлении записей.
Критерии оценивания защиты проектов:
Качество доклада: полнота представления работы, аргументированность и убеждённость.
Объём и глубина знаний по теме, эрудиция.
Ответы на вопросы: полнота, аргументированность.
Деловые и волевые качества: ответственное отношение, доброжелательность, контактность.
Алгоритм проектной деятельности способствует поэтапному формированию мыслительных операций.
Участие в проектной деятельности предполагает наличие у школьников определенного набора качеств, таких, как самостоятельность, инициативность, креативность, способность к целеполаганию. Включение учащихся в процессе выполнения проекта подразумевает овладение ими следующими проектными умениями и компетенциями [36,70]:
Исследовательскими: генерировать идеи, выбирать лучшее решение;
Социального взаимодействия; сотрудничать, оказывать и принимать помощь;
Оценочными: оценивать ход и результат своей деятельности и деятельности других;
Информационными: самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявлять, какой информации или каких умений недостает;
Презентационными: выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности;
Рефлексивными: адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;
Менеджерскими: проектировать процесс, планировать деятельность - время, ресурсы; принимать решения, распределять обязанности при выполнении коллективного проекта.
Одной из закономерностей развития психических образований является их опосредованность деятельностью, в которую включен субъект. Обучение школьников проектной деятельности, ее организация и руководство со стороны взрослых влияет на формирование психологических новообразований личности, на формирование средств и способов мыслительной деятельности, на созревание механизмов произвольной регуляции поведения личности.
В младшем школьном возрасте акценты смещаются на обучение младших школьников умению планировать свою деятельность, определять ее цели и задачи, структурировать действия и операции, необходимые для реализации общего замысла.
Выполнение творческих проектов, защита помогает школьникам рефлексировать свою позицию, адекватно оценивать возможности. Воплощение замысла проекта требует определенных волевых усилий, сочетание интереса и необходимости формирует произвольность психических процессов.
Таким образом, проектная деятельность в начальной школе является средством обучения и развития личности. Строить проектную деятельность необходимо с учетом психолого-возрастных особенностей детей, а также с помощью методов, соответствующих данному возрасту. Деятельность должна заинтересовывать учащихся необычными задачами и материалами, цель которых – усилить природную любознательность детей и их стремление исследовать неизвестное. В младшем школьном возрасте следует использовать естественный интерес ребенка к предметам и явлениям окружающей среды, особенно к природному окружению. Особенностью содержания проектной деятельности младших школьников состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер, ставят цели, важные для ребенка. В младшем школьном возрасте усвоение нового материала во многом определяется значимостью учебной деятельности, а также ростом познавательных интересов. Важно так формировать деятельность, чтобы она была значима для ребенка, нова и интересна.





























ГЛАВА II. АНАЛИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Научно-исследовательская деятельность учащихся является не столь новой, но востребованной формой обучения, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию у школьников мотивации к получению знаний. Данный вид деятельности распространен в основном в старших классах, но, по моему мнению, ее основы целесообразно вводить в учебный процесс с начальной школы.
Осуществлять это можно разными способами: через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно- образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только «сильные» учащиеся, но и отстающие. Просто уровень исследования будет иным.
Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:
1) мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение, обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);
2) умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
3) умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.
Могу из опыта сказать, что педагог играет немаловажную роль в выполнении учащимися исследовательской работы: он контролирует, направляет, помогает.
Приобщение детей к исследовательской деятельности должно быть нацелено не на результат, а на процесс. Главное - заинтересовать ребенка, вовлечь его в атмосферу поиска. Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей, дает им возможность применить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутый результат. И пусть дети не сделают новых открытий - они повторяют путь ученого: от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения.
Формирование личностных качеств школьников в начальной школе - одна из острых проблем современной школы, а вопрос организации проектной деятельности в процессе учебно-воспитательной деятельности в начальной школе представляет многогранную проблему, которая волнует и ученых-исследователей, и методистов, и учителей-практиков. Из опыта могу сказать, что сегодня в школе много детей с несформированными личностными качествами такими как: самостоятельность, наблюдательность, коммуникативные и исследовательские способности, умение планировать работу, умение работать с другими, оказывать помощь и принимать помощь от других, о чем свидетельствуют и результаты проведенного анкетирования (анкета Новиковой Е.Б. приложение №1) в 3-ем классе нашей школы в 2007-2008 учебном году: лишь 25% обучающихся, из числа опрошенных, указали, что самостоятельны; 35% - наблюдательны; у 20% - развиты коммуникативные и исследовательские способности; 30% умеют планировать свою работу; 15% умеют работать с другими, оказывать помощь и принимать помощь от других.
13 EMBED
·
·
·
·
·
·
·
·
· Microsoft Graph 1415
Рисунок 13 SEQ "Рисунок" \*Arabic 14115 Сформированность личностных качеств младших школьников

Проведенное анкетирование позволило задуматься о причинах низкой сформированности личностных качеств учащихся. По моему мнению, это и непонимание младших школьников значения развития таких качеств личности как: самостоятельность, наблюдательность, коммуникативные и исследовательские способности, умение планировать работу, умение работать с другими, оказывать помощь и принимать помощь от других; это вина и учителей, которые не сумели сформировать у каждого ребенка личностные качества, которые позволят овладеть основными научными знаниями, позволят развить мыслительные умения и навыки; умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации; умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи и т.д.
Это объясняет, я думаю тем, что большинство учителей привыкли давать детям знания в готовом виде, используя объяснительно-иллюстративный метод, не развивали познавательную активность школьников. Это еще раз убедило в актуальности выбранной мною темы и позволило сформулировать цель моей работы: повышение качества знаний младших школьников по русскому языку, формирование у младших школьников следующих личностных качеств: самостоятельность, наблюдательность, коммуникативные и исследовательские способности, умение планировать работу, умение работать с другими, оказывать помощь и принимать помощь от других.
Для выполнения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить психолого-педагогические условия обучения младших школьников проектной деятельности, рассмотрев содержание, принципы, методы и формы организации данного процесса в начальной школе;
2. Проверить на практике влияние проектной деятельности на формирование личностных качеств, повышение качества знаний;
3. Разработать дидактический материал по русскому языку, уроки, внеклассные мероприятия, направленные на решение поставленной цели;
4. Разработать систему проектов, направленных на формирование личностных качеств младших школьников.
Я убеждена, что если мне удастся решить поставленные задачи, то цель будет достигнута.
Рассмотрим мой опыт в организации работы научно-исследовательского общество «Звоночек», в которое входят учащиеся 3-4-х классов, где была создана творческая группа педагогов, работающих над этой проблемой. Цель создания творческой группы - углубить теоретические и практические знания учителей по организации исследовательской деятельности младших школьников и развитию у детей творческих способностей в процессе этой деятельности.
Создавая научно-исследовательское общество младших школьников, я составила программу, где были прописаны этапы курса.
1 этап – подготовительный.
Цель: научить видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи.
2 этап – основной.
Цель: научить применять метод проекта.
3 этап - рефлексия
1 э т а п (подготовительный)
Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования.
Общие исследовательские умения и навыки включают в себя умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи.
Для формирования у ребенка основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения я использовала на уроках русского языка, литературы, истории, окружающего мира различные методики. Кратко остановимся на некоторых из них.
I. Развитие умения видеть проблемы.
Проблема - это затруднение, сложный вопрос, задача, требующие разрешения, т.е. действий, направленных в первую очередь на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией.
Поиск проблемы - дело непростое. Найти проблему порой бывает не менее трудно, чем решить ее. Выполняя эту часть исследовательской работы вместе с ребенком, учитель должен проявить гибкость. Не стоит непременно требовать от ученика ясного осознания и формулирования проблемы, четкого обозначения конечной цели. Вполне достаточно общей, приблизительной.
Умение видеть проблемы - интегральное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Приведем примеры заданий, которые помогут в решении этой сложной педагогической задачи. Для того чтобы научиться выявлять проблемы, необходимо овладеть способностью изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Помогут в этом несложные упражнения.
1. «Посмотри на мир чужими глазами».
Читаем детям неоконченный рассказ:
а) С утра небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги...
Продолжи рассказ: представь себя гуляющим во дворе с друзьями; водителем грузовика, едущего по дороге; летчиком, отправляющимся в полет; мэром города; вороной, сидящей на дереве; зайчиком в лесу.
б) В четвертом классе просто «эпидемия» - все играют в космических пришельцев...
Продолжи рассказ, оценив эту ситуацию с позиции учителя; школьного врача; школьного психолога; одноклассника этих ребят; одного из космических пришельцев; компьютера, на котором набраны тексты писем пришельцам.
2. «Составь рассказ от имени другого персонажа».
Представь, что ты на какое-то время стал столом в классной комнате; камешком на дороге; животным (домашним или диким); человеком определенной профессии. Опиши один день этой воображаемой жизни.
Эту работу можно сделать письменной, предложив детям написать сочинение, но хороший эффект дают и устные рассказы. При выполнении этого задания надо поощрять самые интересные, самые изобретательные, оригинальные детские ответы.
3. «Составь рассказ, используя данную концовку».
а) ...нам так и не удалось выехать на дачу.
б) ...сидевший в соседнем вольере орангутанг не обратил на это никакого внимания.
в) ...прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски.
Подумай и расскажи о том, что было вначале и почему все закончилось именно так.
Оценивается логичность и оригинальность изложения.
4. «Сколько значений у предмета?»
Учитель предлагает детям рассмотреть какой-нибудь хорошо знакомый предмет (карандаш, кирпич, мел, коробку и т.п.) и найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.
5. «Тема одна сюжетов много».
Придумай и нарисуй как можно больше сюжетов на одну и ту же тему, например:
«Осень», «Город», «Лес» и т.д.
II. Развитие гипотезы.
Гипотеза - это предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что они видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате поиска ответов на собственные вопросы. Изначально гипотеза не истинна и не ложна - она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, если опровергнуть - превращается в ложное предположение.
Обычно используются два способа проверки гипотез - теоретический и эмпирический. Первый опирается на логику и анализ других теорий (имеющихся знаний), в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирический способ предполагает наблюдения и эксперименты. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют увидеть проблему в ином свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.
Делая предположения, обычно пользуют слова: может быть, предложим, допустим, возможно, ее наверное.
1. «Давайте вместе подумаем».
Как птицы узнают дорогу на юг?
Гипотезы:
а) Может быть, птицы определи дорогу по солнцу и звездам.
б) Наверное, птицы сверху видят растения (деревья, траву и т.д.), которые указывают им направление полета.
в) Предположим, что птиц ведут за собой те, кто уже летал на юг и знает дорогу.
г) Допустим, что птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним.
д) А может быть, у них есть внутренний компас - такой, как в самомолете или на корабле.
е) А если птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса? (Провокационная идея.)
2. Упражнение на обстоятельства.
При каких условиях каждый из этих предметов будет полезным? Можешь ли ты придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов?
Письменный стол, нефтяное месторождение, игрушечный кораблик, апельсин, чайник, мобильный телефон, букет ромашек, охотничья собака.
3. Упражнение, предполагаю обратное действие.
При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?
4. «Найди возможную причину события».
а) Трава во дворе пожелтела.
б) Пожарный вертолет весь день кружил над лесом.
в) Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.
5. «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человек на Земле?»
Это задание используется в ряде школ для одаренных детей за рубежом, Надо придумать как можно больше гипотез и провокационных идей, выдвигающих версии того, что случилось бы в результате.
III. Развитие умений задавать вопросы.
В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет одну из ключевых ролей и обычно рассматривается как форма выражения проблемы. По сравнению с вопросом проблема имеет более сложную структуру - образно говоря, она имеет больше «пустот», которые нужно заполнить. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду. Вопросы можно поделить на две группы:
Уточняющие (прямые или «ли» - вопросы) - верно ли, что...; надо ли создавать...; должен ли... - могут быть простыми и сложными. Сложный вопрос фактически состоит из нескольких простых, например: Верно ли, что если котенок отказывается от еды и не играет, то он болен?
Восполняющие (неопределенные, непрямые или «к & -вопросы) включают в свой состав слова: где, когда, кто, что, почему, какие и др. Эти вопросы также могут быть простыми и сложными. Например: Кто, когда и где может построить этот дом? - сложный вопрос. Его без труда можно разделить на три самостоятельных (простых) вопроса.
1. «Найди загадочное слово».
Дети задают друг другу вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов что, как, почему, зачем. Обязательное правило: вопрос не должен явно наводить на ответ. Например, вопрос об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?».
Возможен и более сложный вариант этого упражнения. Ведущий загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук). Остальные задают ему вопросы, например: «Это то, что находится в доме?»; «Этот предмет оранжевого цвета?»; «Используется ли этот предмет в перевозке грузов?»; «Это не животное?». Ребенок, загадавший слово, отвечает «да» или «нет».
2. Игра «Угадай, о чем спросили».
Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Вы любите спорт?» Ребенок отвечает: «Я люблю спорт». Остальным надо догадаться, каким был вопрос. Прежде чем выполнять задание, надо предупредить отвечающих у доски детей, чтобы они не повторяли вопрос при ответе.
- Почему совы охотятся ночью?
- Почему пригородные поезда называются электричками?
- Как называют птиц, способных повторять человеческую речь?
- Могут ли люди жить без компьютеров?
- Почему весной разливаются реки?
IV. Развитие умений и навыков экспериментирования.
Эксперимент (проба, опыт) - важнейший из методов исследования и самый главный метод познания в большинстве наук. Эксперимент предполагает, что мы активно воздействуем на то, что исследуем.
Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения. Однако эксперименты бывают и мысленные, т.е. такие, которые можно проводить только в уме.
2 этап (основной)
На первом этапе я развивала умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи.
На следующем этапе я, использовала метод информационной поддержки, предоставляла учащимся книги, журналы, газеты, телерадиоинформацию, справочники и другие источники. На технологическом этапе широко использовала метод упражнений – основной метод обучения проектной деятельности на данном этапе. Я с помощью демонстрации плакатов, личного примера формирует у учащихся умения и навыки деятельности. На заключительном этапе коррекции проекта и его защиты используются методы сравнительного анализа (сравнение выполненного проекта с тем, который был задуман, обнаружение и исправление недочетов), конкурс творческих проектов.
После того, как у детей был сформировать интерес к проектам, я предложила ребятам создавать каждый месяц по одному проекту в виде школьной газеты «Звоночек». Было разработано положение о школьной газете «Звоночек» (Приложение 3), Положение о детском объединении «Школьная газета» (Приложение 4), разработан механизм выпуска газеты (Приложение 5). Темы выпуска, содержание статей, макетирование газеты обсуждалось на круглом столе в следующем составе: руководитель кружка, староста, секция «Корреспондентская»; секция «Информационная»; секция «Редакторская».
Рассмотрим компетенции членов объединения «Школьная газета».
Компетенции членов объединения
Члены объединения
Компетенция

Староста
Организует проведение заседаний детского объединения, председательствует на них. Организует и руководит деятельностью секций по выполнению решений детского объединения.
Организует научно-исследовательскую деятельность объединения

Представители секции «Корреспондентская»

Отвечают за информирование читателей газеты о внутришкольной жизни (деятельности клубов, кружковой работе, олимпиадах, предметных неделях, внеурочных мероприятиях).
Самостоятельно пишут статьи и заметки, составляют рабочие материалы

Представители
секции «Информационная»
Отвечают за информирование читателей газеты о внутришкольной жизни с точки зрения ее непосредственных участников через интервью-монолог, интервью-диалог, коллективное интервью, интервью-зарисовку, анкетирование

Представители секции «Редакторская»

Отвечают за отбор материала, совершенствуют содержание и оформление статей, исправляют орфографические, пунктуационные, грамматические и стилистические ошибки, проводят литературное редактирование статей


Для проектирования я совместно с детьми разработали темы газет, определили сроки реализации проектов:
№ выпуска
Темы газет 2008-2009 уч.год
Дата выпуска

1
«первый выпуск школьной газеты»
конец сентября

2
«День учителя настал»
конец октября

3
«Конкурсы в городе. Наши победы»
конец ноября

4
«История возникновения Нового года»
конец декабря

5
«Рождественские посиделки»
конец января

6
«День Святого Валентина»
конец февраля

7
«Начало весны»
конец марта

8
«С днем рождения, Забайкальский край»
конец апреля

9
«К Победе шел, Россия, твой солдат!»
конец мая


№ выпуска
Темы газет 2009-2010 уч.год
Дата выпуска

1
«Открывай нам, школа, дверь!»
конец сентября

2
«Юбилейные даты»
конец октября

3
«Новогодние истории»
конец декабря

4
«Классная коллекция «Зеленый пылесос»
конец января

5
«Они защищают Родину»
конец февраля

6
«2010 год- Год учителя»
конец марта

7
«Газета выпускников»
конец апреля

8
«К Победе шел, Россия, твой солдат!»
конец мая


За время работы общества ребята подготовили более 30 исследовательских проектов, индивидуальных и групповых. Темы их были самые разные, они затрагивали многие аспекты математики, истории, естествознания, литературы и русского языка, обращались к вопросам истории христианской религии, доисторическому периоду жизни на Земле, освоению космоса, проблеме глобального потепления и др.
Один из проектов, организованный на уроках окружающего мира и истории был проект «С днем рождения, Забайкальский край» (Приложение №6).
В процессе творческой работы над проектом «Классная коллекция «Зеленый пылесос» (Приложение №7) дети получили глубокое удовлетворение от сделанного, продолжили создание коллекции комнатных растений у себя дома, осуществили прогнозирование дальнейшего совершенствования классной коллекции. Многие дети, неуспешные в учебной деятельности, получили возможность реализовать свои возможности в проектной деятельности, что очень важно для самоутверждения личности.
Во время выполнения детьми проекта «Классная коллекция «Зеленый пылесос», работая в парах и индивидуально в условиях личной заинтересованности и практической необходимости, учащиеся отрабатывали навыки правописания, учились пользоваться словарем, у них развивалась произвольность внимания, пополнялся словарный запас по теме, формировались новые понятия.
Отмечу, что проектирование - очень хороший инструмент для формирования функционально грамотной личности, развития творческих способностей ребенка, совершенствования таких качеств, как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость. Кроме того, через проектную технологию происходит формирование и развитие личностных качеств – умение работать сообща, способность быть полноправным членом коллектива, быть терпимым к своим товарищам, выстраивать деловые отношения.
И еще один аргумент в пользу проектов: многие проекты, разрабатываемые учениками, заинтересовали и родителей, которые тоже включились в работу, а это оказало благотворное влияние на укрепление семейных отношений.
Темы для проектов выбирали сообща. Я предлагала несколько тем, так как многим детям было еще трудно определить для себя направление деятельности, часть ребят сами сформулировали для себя тему проекта. Таким образом, группа разделилась на несколько групп, соответственно темам проектов: «Краеведческий музей нашего города», «Памятники нашего города», «Русские праздники», «Участники ВОВ (о ветеранах нашего города)», «История детского движения в России» (эту тему предложила Читинская городская детская общественная организация «Родничок»), «День рождения Забайкальского края», «Новый год - праздник для всех», «2010 год – ГОД УЧИТЕЛЯ». По своей природе проекты, как правило, связаны с несколькими учебными предметами. Наши проекты практически все были связаны с историей, краеведением, русским языком [10,76].
В технологии проектирования очень важным является «координированное выполнение взаимосвязанных действий», поэтому вместе с учениками наметили этапы и направления работы над проектом.
1. Составить группы, выбрать руководителя.
2. Распределить обязанности между членами группы по следующим направлениям:
- исследователь;
- фотограф;
- журналист;
- библиограф;
- оформитель.
3. Наметить направления работы:
а) освещение данной темы в литературе, составление библиографического списка (цель - собрать и систематизировать имеющийся по теме материал в газетах, журналах, книгах);
б) поисковая работа (цель – найти нужную информацию в других источниках: музее, архиве). Встречи с интересными людьми, интервью, репортажи;
в) сбор наглядного материала (цель отображение темы проекта в фотографиях, рисунках, различных электронных носителях);
г) анализ собранной информации;
д) оформление творческого проекта.
Проекты разрабатывались в течение месяца. За это время ребята опробовали себя в одной из профессий: фотографа, журналиста, кто-то впервые открыл для себя профессию библиографа. Кроме того, каждый школьник овладел методом поиска и анализа информации, научился ставить конкретную цель и достигать ее, а также пополнил запас знаний по истории города. И еще один немаловажный момент: в ходе работы над проектами происходило общение, обыкновенное человеческое общение, которое, как говорят некоторые исследователи, современным школьникам довольно трудно выстроить.
Демонстрировались проекты в конце месяца. Каждая группа представила свое детище, рассказала о том, как оно создавалось. Формат работ был самым разнообразным. Строгих требований к оформлению не предусматривалось, поэтому проекты представлялись в виде стенгазеты, папки, книжки-раскладушки (только через год после работы общества «Звоночек», мы стали выпускать школьную газету).
Специфика проектов во внеурочной работе заключается в том, что в отличие от учебных они способствуют свободному раскрытию возможностей, способностей ребенка.
Для детей младшего школьного возраста характерно стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия, они хотят все знать. Для удовлетворения любознательности одним детям достаточно интересного рассказа учителя в классе. Другой категории учеников объяснения мало, им тесны рамки школьных учебников. Этим детям необходимо до всего дойти самостоятельно (проверить на деле, пощупать руками, провести эксперимент, поставить опыт, заглянуть в справочник, энциклопедию). Моя задача - выявить всех заинтересованных детей и привлечь их к участию в научно-исследовательской деятельности, безо всякого принуждения.
Часто возникнет вопрос: могут ли младшие школьники успешно и результативно заниматься научными изысканиями - не играть в ученых, а действительно разрабатывать актуальные, связанные с содержанием школьного образования темы?
Могут, если целенаправленно заниматься с детьми, проявляющими интерес к творчеству в науке.
Для этого я провожу специальные занятия во внеурочной деятельности, в том числе и на кружке, на которых использую методы, характерные для научно-исследовательской работы: наблюдения, беседы, опыты. Стараюсь развивать у детей умения видеть проблему, задавать вопросы, классифицировать объекты, явления и т.п., давать определения понятий, делать выводы и умозаключения, работать с текстом, защищать и доказывать свои идеи.
От меня требовалось не только отличное знание предмета, но и способность создавать проблемные ситуации, разрабатывать стратегию их разрешения, обладать качествами ученого-исследователя.
Результаты проектно-исследовательской деятельности допускают любые варианты оформления: защита реферата, участие в научно-практической конференции, концерт, выступление с докладом на уроке, написание статьи, публикация в школьной прессе.
Работа с детьми уже дала результаты: Арутюнян Валерия (4 класс) заняла 2 место в Международном фестивале «Детство без границ», Шагин Павел награжден дипломом за участие в городском фото-конкурсе «К Победе шел, Россия, твой солдат»; в 4-м классе мои дети приняли участие в региональной конференции с работой «Портфолио ученика начальной школы».
Проектные работы имеют немалую практическую ценность: они представляют собой полезный материал для уроков, классных часов. Защищая свои исследовательские работы, ученики приобщаются к основам ораторского искусства, приобретают опыт публичных выступлений, слушают доклады одноклассников, видят критерии оценки работ - все это активизирует познавательный интерес учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня и творческого потенциала.
Приведем отзыв одного из членов научно-исследовательского общества Юлии Оранской: «Третий год у нас работает кружок «Звоночек» под руководством нашей учительницы Василины Александровны. В 3-м классе только 10 человек участвовало в этой деятельности, а сейчас включился весь класс и ребята из других классов. Темы разнообразные: «Почему вымерли динозавры», «Устное народное творчество», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Они могут исчезнуть», «Влияние выхлопных газов машин на экологию», «Почему их так назвали?», «Великая Отечественная война» и многие другие».
Итак, по моим наблюдениям, одна из основных трудностей усвоения знаний в школе состоит в том, что ребенок не может найти им применения на практике. Кроме того, младших школьников не удовлетворяет далекая перспектива обучения: заниматься в школе, чтобы применять свои знания во взрослой жизни. Они хотят получить практический результат сейчас, а не через годы. Проектная деятельность предоставляет детям возможность увидеть и прочувствовать практическое применение добытых ими знаний.
Технология выполнения проектов имеет свои особенности. Проектная деятельность выполняется поэтапно. На каждом этапе используются определенные методы обучения. На исследовательском (подготовительном) этапе, когда учитель ставит перед учащимися проблемы, кроме вербальных методов (рассказа, объяснения), используются метод демонстрации образцов ранее выполненных проектов, метод информационной поддержки. В работе с детьми я использовала метод мозговой атаки с целью коллективного поиска проблем. Для этого создавалась группа «генераторов идей» и группа «экспертов». Группа «генераторов» предлагала проблемы, которые можно решить в процессе выполнения проектов. Группа «экспертов» проводила экспертизу и отбирала наиболее интересные из них.
Таким образом, повторное проведенное анкетирование (в 4-ем классе в 2008-2009 учебном году) позволило сделать следующие выводы: 45% обучающихся, из числа опрошенных, указали, что самостоятельны; 55% - наблюдательны; у 40% - развиты коммуникативные и исследовательские способности; 45% умеют планировать свою работу; 45% умеют работать с другими, оказывать помощь и принимать помощь от других.
13 EMBED
·
·
·
·
·
·
·
·
· Microsoft Graph 1415
Рисунок 2 Сформированность личностных качеств младших школьников

Итак, проанализировав периодическую педагогическую литературу можно сделать, вывод, что метод проектов не является принципиально новым в школьной практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом в освоении детьми знаний. Одним из видов такого подхода выступает проектная деятельность. Занимаясь с детьми по этой методике, надо помнить, что необходимо выбирать тему, которая способна по-настоящему увлечь, и не затягивать с выполнением проекта, чтобы дети не потеряли к нему интерес, иначе работа может оказаться незаконченной.
Ценность проектной деятельности состоит в том, что
- ученики видят перед собой конечный результат - вещь, которую они сделали своими руками, вложили в нее душу;
- она позволяет выявлять и развивать творческие способности и деловые качества учащихся, учить их решать новые нетиповые задачи;
- при выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: «сильным» даются сложные задания, «слабым» - по их реальным возможностям;
- она всегда ориентирована на самостоятельную работу учащихся индивидуальную, парную, групповую, которой дети заняты в течение конкретного отрезка времени;
- возрастная логика обучения, основанная на принципе «великой дидактики» - от простого к сложному, предполагает следующие формы самостоятельной работы: сообщение, доклад, реферат, проект, исследование.



























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги по теме, могу сказать, что вопрос формирования личностных качеств младших школьников в процессе использования проектной деятельности представляет сложную проблему. В связи с этим проблема изыскания методических путей формирования личностных качеств школьников начального звена остается и по сей день. В связи с поиском эффективных методов обучения, исходя из опыта своей работы, я предлагаю использовать проектную деятельность в учебно-воспитательной работе начальной школы.
Хочу отметить, что в проектной деятельности детей развиваются важнейшие общеучебные умения, а именно:
1. Рефлексивные умения: осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?».
2. Поисковые (исследовательские) умения: самостоятельно находить не- достающую информацию; запрашивать недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); находить несколько вариантов решения проблемы; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи.
3. Оценочные умения.
4. Умения и навыки работы сотрудничества: коллективного поведения, взаимодействия с партнером, взаимопомощи в группе, решении общих задач, делового партнерского общения.
5. Менеджерские умения и проектировать процесс (изделие), принимать решения и прогнозировать последствия, анализировать собственную деятельность (ее ход и промежуточные результаты).
6. Коммуникативные умения: вступать в диалог, задавать вопросы, вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения; интервьюировать, проводить устный опрос.
7. Презентационные умения и навыки; навыки монологической речи, артистические умения, использование различных средств наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы.
Хочу сказать, что систематичное и последовательное применение проектной деятельности в начальной школе способствовало не только формированию личностных качеств учащихся, но и повышению качества знаний по русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и истории. О чем свидетельствует мониторинг ЗУНов учащихся по данным предметам. Итоговые контрольные работы, проведенные отделом образования в 4 классе (2008-2009 уч.год) свидетельствуют об этом. Качество знаний по математике составило 87%, по русскому языку 88%, литературному чтению 94%, окружающему миру 57%.








Рассмотрим уровень обученности младших школьников за два учебных года.


























Вся проделанная работа позволила не только дать прочные знания, но и создать условия для формирования у учащихся личностные качества (самостоятельность, наблюдательность, коммуникативные и исследовательские способности, умение планировать работу, умение работать с другими, оказывать помощь и принимать помощь от других).
Выводы:
у учащихся моего класса:
- закреплен программный материала;
- значительно вырос уровень развития устной и письменной связной речи учащихся с одновременным развитием их логического мышления;
- повысился интерес к чтению книг;
- сформированы первоначальные умения работать со словарями, привитие элементарные навыки самостоятельной работы с книгой;
- развились индивидуальных способностей учащихся.
2. Были разработаны:
Дидактический материал для 1-4 классов «Учимся исследовать»;
Разработана технология работы над проектом в начальной школе;
Разработана программа научно-исследовательского общества «Звоночек»;
Комплекс проектов, направленных на формирование личностных качеств младших школьников;
Разработаны уроки по окружающему миру, истории, русскому языку, литературному чтению с применением метода проекта;
Разработаны внеклассные мероприятия с применением проектной деятельности;

















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аркадьева, А.В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст] / А.В. Аркадьева// Начальная школа плюс До и После. -2005.-№2. – С. 17-19
Ахметшина, Г.М. Организация учебно-исследовательской деятельности в объединении «Юный эколог» [Текст] / Г.М. Ахметшина // Начальная школа плюс до и после. – 2009. - №6. – С. 92-94
Брыкова, О.В. Проектная деятельность в учебном процессе [Текст]/О.В. Брыкова, Т.В. Громова. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с.
Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]/ Л.С. Выгодский.- М.: Педагогика, 1996. 479 с.
Вишнякова, Л.М. Проектная технология как инструмент развития творческих способностей и формирования личностных качеств ученика [Текст]/Л.М. Вишнякова//Начальная школа плюс до и после. – 2008. - №9. – С. 76-77
Горячев, А. В. Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» [Текст] / А.В. Горячев // Начальная школа плюс До и После. - 2004.-№5
Емельянова, И.Е. Особенности организации исследовательской деятельности одаренных детей [Текст]/И.Е. Емельянова//Начальная школа плюс до и после. – 2009. - №12. – С. 21-22
Землянская, Е.Н. Учебные проекты [Текст]/ Е.Н. Землянская// Народное образование. – 2006. - №1. – С. 23-26
Иконникова, И.А. Исследовательская деятельность младших школьников на уроках русского языка [Текст]/И.А. Иконникова //Начальная школа плюс до и после. – 2007. - №8. – С. 23-25
Иванова, О.В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст] / О.В. Иванова// Начальная школа плюс до и после. – 2000. - №9. – С. 17-18
Ильиных, Л.М. Развитие исследовательских способностей младших школьников [Текст] / Л.М. Ильиных// Начальная школа плюс до и после. – 2007. - №9. – С. 19-22
Иконникова И.А. Исследовательская деятельность младших школьников на уроках русского языка [Текст] / И.А. Иконникова// Начальная школа плюс до и после. – 2000. - №9. – С. 23-25
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя [Текст]/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
Кириллова, О.Н. Проект «Любимые игры и игрушки» [Текст] / О.Н. Кириллова // Начальная школа плюс до и после. – 2004. - №9. – С. 10-12
Кольцова, Т.А. Метод проекта в начальной школе [Текст]/Т.А. Кольцова//Начальная школа плюс до и после. – 2009. - №7. – С. 18-19
Колмакова Н.К. Проект «Школьная газета» [Текст]/ Н.К. Колмакова, Е.Н. Махотина//Справочник классного руководителя. – 2008. - №5. – С. 53-59
Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии [Текст]/ Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России. 2000. 224 с.
Кириллова, О.Н. Проект «Любимые игры и игрушки» [Текст] /О.Н. Кириллова // Начальная школа плюс до и после. – 2006. - №9. – С. 10-12
Крившенко, Л.П. Педагогика: учеб. [Текст] / под ред. Л.П. Крившенко. – М.: ТК ВельбиЮ Изд-во Проспект, 2007. – С.336
Леонтьев, А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? [Текст]/ А.А. Леонтьев // Начальная школа: плюс-минус. 2001. № 1. С. 36.
Ляхова, Л.В. Из опыта работы по организации научло-исследввательской деятельности младших школьников [Текст]/Л.В. Ляхова//Начальная школа плюс до и после. – 2009. - №7. – С. 20-23
Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников [Текст]/Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко.- М.: Изд. центр «Вентана-Граф», 2002. – 340 с.
Максимова, С.В. Выявление представлений педагогов о творческом потенциале детей [Текст]/С.В. Максимова// Управление начальной школой. – 2009. - №7. – С.21-25
Новикова, Е.Б. Диагностика обучающихся в процессе проектной деятельности [Текст]/ Новикова Е.Б. // Управление начальной школой. – 2010. - №1. – С.27-35
Николаева, Т.Л. Формирование индивидуальной траектории развития учащихся [Текст]/Т.Л. Николаева// Управление начальной школой. – 2009. - №8. – С.14-19
Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст]/Н.Ю. Пахомова. – М.: Аркти, 2005. – 200 с.
Приложение к письму Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2001 № 957/13-13. Особенности комплектов, рекомендованных общеобразовательным учреждениям, участвующим в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования [Текст] // Начальная школа. - М. - 2002. -№ 5. - С. 3-14.
Саломатина, Л.С. Особенности организации проектной деятельности при изучении русского языка языка в современной начальной школе [Текст]/Л.С. саломатина //Начальная школа плюс до и после. – 2009. - №10. – С. 45-50
Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [Текст]/ Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 1998. – C. 254-255
Скворцова, Г.В. Первые шаги к исследовательской деятельности [Текст]/Г.В. Скворцова//Начальная школа плюс до и после. – 2009. - №8. – С. 28-29
Сластенин, В.И. Ведущие тенденции, принципы и условия формирования инновационной деятельности учителя [Текст] / В.И.Сластенин //Современные педагогические технологии: Учеб.-метод. пос. - М.: Просвещение. – 2005. – С.123-129
Стрельцова, И. Проекты и исследования [Текст] /И. Стрельцова// Начальная школа. – 2008.- №5. – С.10-18
Чечель, И.Д. Стандарт второго поколения в начальной школе [Текст]/И.Д. Чечель//Управление начальной школой. – 2009.- №9.- С.4-7
Чиндилова, О.В. От государственных стандартов первого поколения к новому образовательному стандарту [Текст] / О.В. Чиндилова// Начальная школа плюс до и после. – 2009. - №11. – С. 3-5
Хуснетдинова, М.К. Развитие проектных компетенций младших школьников [Текст] /М.К. Хуснетдинова // Начальная школа. – 2009.- №1.-С.69-71
Шаповалова, Н.Г. Метод проекта: практика применения [Текст] /Н.Г. Шаповалова// Начальная школа плюс до и после. – 2007. - №9. – С. 3-9
























13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115



13 EMBED
·
·
·
·
·
·
·
·
· Microsoft Graph 1415


13 EMBED
·
·
·
·
·
·
·
·
· Microsoft Graph 1415


13 EMBED
·
·
·
·
·
·
·
·
· Microsoft Graph 1415


13 EMBED
·
·
·
·
·
·
·
·
· Microsoft Graph 1415