Организация проектной деятельности как средство повышения качества воспитания


Организация проектной деятельности как средство повышения качества воспитания
Цель: повышение методического уровня.
Задачи:
совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей;
способствовать творческому поиску.
Повестка:
1. Выступление руководителя ШПО по теме «Организация проектной деятельности как средство повышения качества воспитания»;
2. Практическая работа по составлению мини-проекта;
3. Защита проектов «Наш двор» (воспитатели);
4. Подведение итогов заседания.
(слайд) Воспитание и обучение человека задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал. Его реализация во многом зависит от окружающих его взрослых людей. Педагог, как никто другой, может помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации.
(слайд) Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере воспитания и образования - ускорение темпов развития общества. В результате мы должны готовить своих воспитанников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счет усвоения определенного количества знаний и умений. На современном этапе требуется другое - выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.
(слайд) Многочисленные наблюдения показывают, что воспитанники интернатных учреждений не всегда могут применить свои знания и умения в самостоятельной жизни. Исходя из этого, перед нами встает ряд требований в подготовке профессионального, квалифицированного выпускника, который не только обладает определенными профессиональными знаниями и умениями, но и умением быть конкурентноспособным на рынке труда, мобильным, умеющим обеспечить себя ресурсами жизнедеятельности.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения детей, и одним из методов повышения эффективности воспитательного процесса является проектная деятельность. Наиболее активно процесс социализации происходит в рамках проектной деятельности, которая позволяет преодолеть отрыв процесса воспитания и обучения от жизни, учитывает мотивы и интересы каждого ребенка. Введение в процесс образования в детском доме метода проекта открывает значительные возможности для повышения качества воспитания, позволяет обучать детей самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, повышает мотивацию к обучению. Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль и заключается не только в подаче готовых знаний, но и создании психолого-педагогических ситуаций во время процесса для активизации познавательно-поисковой деятельности воспитанников, в выработке алгоритма деятельности от задумки до конечного результата.
(слайд) При организации проектной деятельности встречается много трудностей, но положительные стороны такой работы очевидны:
получение детьми опыта в приобретении и использовании необходимых знаний и умений в различных ситуациях;
приобретение коммуникативных навыков и умений (работа в разновозрастных группах, исполнение разных социальных ролей, навыки общения);
духовно-эмоциональное обогащение личности (осознание нравственной ценности труда, развитие интеллектуальных, волевых, физических сил);
приобретение умения ставить близкие и далекие цели от успешного освоения азов профессии до самостоятельной трудовой деятельности.
(слайд) Для обогащения социального опыта воспитанников использование метода проектной деятельности создает своего рода зону ближайшего интеллектуального и эмоционального развития, так как поток новой информации позволяет обогащать понятийный и речевой запас детей. В такой деятельности дети общаясь со взрослыми и сверстниками, накапливают определенный запас знаний. Таким образом, используя метод проектной деятельности в воспитании и социальной адаптации детей-сирот можно более успешно решать задачи:
подготовки к обоснованному выбору профессии с учетом их индивидуальных особенностей;
к участию в производительном труде общества;
коррекции психофизических недостатков детей;
воспитания положительных качеств личности у детей, их культуры;
физического и нравственного развития.
(слайд) Этот метод актуален и очень эффективен, он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться в современных социальных условиях.
Совместная проектная деятельность помогает педагогу объективно оценить возможности детей и сотрудничать с ними как с равными партнерами. Если ребенок сумеет справиться с работой над проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Хотелось бы подчеркнуть, что метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества. 
Приступая к проектированию с нашими детьми, следует учесть, что большинство из них не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации в работе, незаконченному проекту.
(слайд) Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени может развивать ребенка, в какой педагог умеет им грамотно управлять и для того, чтобы сегодняшнее заседание ШПО не явился очередной «галочкой» в выполнении годового плана работы, и тема, вынесенная сегодня на обсуждение, завтра «не канула в лета», мы попробуем погрузиться в проектную деятельность, представив себя детьми-участниками проекта. И я сегодня буду руководителем нашего мини-проект «Голубь Мира», приуроченного к 70-летию Великой Победы. Мини-проект - решение какой-то небольшой проблемы. Но суть самого метода, его идея должна оставаться неизменной – это самостоятельная поисковая, исследовательская, проблемная, творческая деятельность совместная или индивидуальная.
(Практический этап)
В нашем детском доме мы проводим много мероприятий, посвященных этой знаменательной дате, и наш мини-проект будет одним из них. Почему именно голуби? Потому что голубь - птица Мира! Потому что голуби принимали участие в войне!
А что мы об этом знаем?
История Великой Отечественной войны предоставляет нам возможность узнать уникально - историческую преданность голубей по выполнению полетных заданий.
Я Вам предлагаю стать участниками краткосрочного мини-проекта «Голубь Мира».
Актуальность проекта:
В 2015 году исполняется знаменательная дата - 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества.
Тип проекта: информационно-творческий.
По количеству участников: коллективный.
По продолжительности: краткосрочный. (слайд) цели и задачи проекта на экране.
Цель проекта: 
воспитание чувства любви к Родине, гордости за свой народ;
формирование представления о героизме;
расширение знаний о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны.
Задачи проекта:
формировать представление об истории ВОВ, используя различные виды деятельности;
пробуждать интерес к прошлому нашей страны;
развивать чувство коллективизма;
повышать уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания, социальной и гражданской ответственности.
Ожидаемые результаты:
Воспитанники
имеют знания о легендарном прошлом нашей Родины;
Педагоги
осуществляют инновационную деятельность;
повышают профессиональный уровень
оформление праздничной газеты «Голубь Мира».
(слайд) Для того чтобы работа была эффективной, насыщенной и плодотворной, необходимо разделиться на группы.  Для экономии времени, я Вам раздам жетончики  разного цвета (зеленый, белый, желтый). Так у нас образовались 3 группы. Переходим к исследовательской части проекта. Каждая группа выбирает капитана и получает задание.
Задания:
1)   Участие голубей в военных героических действиях (исследование интернет-ресурсов)
(Результат работы: оформленное сообщение)
2) Изготовление голубей из бумаги в технике оригами, аппликация
(Результат работы: голуби, сделанные своими руками)
3) Разработка дизайна праздничной газеты и ее оформление
(Результат работы: красочно оформленный фон с поздравлениями)
Результат исследовательской работы  мы оформим в праздничной газете. Чтобы провести исследование, группа 1 идет в библиотеку, где есть возможность выхода в интернет. Группа 2 и 3 работают на своих местах. Встречаемся через 15 минут. Если закончили раньше, то возвращаетесь и продолжаем работу дальше.
(включить музыку)
Оформление газеты, выступление группы 1, 2, 3 (что нового узнали)
Молодцы! Хорошо справились с заданием. Мы достигли ожидаемых результатов. Итоговой формой нашего проекта стало создание праздничной газеты.
(слайд) Так же хочется отметить, что помимо педагогических, каждый проект имеет еще и практическую цель: разрешить обозначенную социально значимую проблему (например, предложить путь благоустройства придомовой территории). И сейчас я попрошу воспитателей групп представить свои проекты по озеленению и благоустройству территории «Мой двор».
(обсуждение проектов)
(слайд) Каждый проект - это творчество, это личностное знание, он расскажет о своем создателе гораздо информативнее, чем безликая оценка. Проектная деятельность относится к активным способам обучения и воспитания. В процессе работы над проектом происходит тесное личностное взаимодействие ребенка и наставника на принципах равного партнерства, общение старшего по опыту товарища с младшим с одновременным отсутствием диктата со стороны педагога и достаточной степенью самостоятельности для воспитанника. Целью организованной деятельности является получение интересного для детей результата - результата работы над проектом - что является сильным мотивантом.
Важным компонентом при организации обучения и воспитания проектным методом является социальное взаимодействие, поскольку межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет создать атмосферу творчества, комфортности, что способствует проявлению индивидуальности каждого ребенка.
Спасибо за внимание!
А сейчас я предлагаю встать со своих мест, подойти ко мне и встать полукругом.
Рефлексия
В Древней Японии был такой ритуал: когда корабль отправлялся в плавание, путешественников и экипаж провожали все родственники. От провожающих до самого корабля тянулись ленты. Корабль отчаливал от берега, ленты разрывались. Одна часть ленты оставалась на корабле, другая – в руках у провожающих. Кусочки ленты хранились до возвращения корабля на родину. Сегодня мы совершили путешествие в мир проектов. Мне бы хотелось узнать ваше мнение о данном мероприятии.
Тем, кому оно понравился и кто будет использовать проектную деятельность в своей практике - возьмитесь за красную ленточку.
Тем, кто будет применять данный метод, возьмитесь за желтую ленточку.
Те, которые считают, что мероприятие прошло неэффективно и не имеет результативности, возьмитесь за зеленую ленту.
Спасибо за внимание!
(слайд) В заключении хочется сказать, что проектная деятельность предоставляет педагогу широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам воспитательной деятельности.