Статья на тему Семья — основа патриотизма

основа патриотизма
Семья занимает центральное место в воспитании ребенка и наравне со школой играет большую роль в формировании патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга. Понятие «гражданско-патриотическое воспитание» детей включает зарождение, формирование и развитие первоначальных понятий и представлений о Родине, необходимости защищать её от врагов, о подвиге, о героизме. Пробуждается интерес к героическому прошлому и настоящему России, стремление походить на героев, быть мужественным и смелым, сильным и выносливым, честным и правдивым, уважительным к друзьям и коллективу.
Сегодня героизм понимается очень широко и не сводится к нескольким официально названным именам. Поэтому ребёнку далеко не всегда и не просто без помощи взрослого разобраться, где героизм, проявляемый ради истинных ценностей, а где бессмысленная авантюра, где исторически сложившаяся традиция, а где новомодное подражание, где настоящие достоинства воина, а где простая попытка продемонстрировать личные физические данные, ложный героизм. 
Качества патриота и гражданина формируются на ярких, эмоционально-насыщенных примерах прежней и современной боевой и трудовой славы нашего народа, доступных для понимания детей. В первую очередь следует использовать семейную историю и впечатления ребёнка от непосредственного его окружающего: прогулки в город и за городом (наша природа, рассветы и закаты, ландшафт местности и т.п.); рассказы об истории места, где живёт семья (улица, отдельные здания, район, город и т.п.), рассказы о предках, участвовавших, например, в трудовых и ратных событиях народа в разные периоды истории; о жизни и делах дедов и отцов, ближайших родственников, друзей и товарищей семьи.
Эффектными формами воспитания школьника могут быть беседы, воспоминания родителей, рассматривание семейных фотографий, реликвий (наград, газетных и других статей, личных вещей), посещение музеев, выставок, памятников героев; чтение стихов и произведений на военно-патриотическую тему; посещение спектаклей. Старшим и младшим членам семьи полезно вместе смотреть телепередачи об истории страны, народах и героях, разучивать патриотические песни. Детей следует знакомить с военной символикой: знамёнами, орденами и медалями, оружием, элементами военной формы – сравнивая и комментируя предметы разного времени. Особого эффекта можно достичь, если в доме есть ордена и медали, элементы военной формы, принадлежавшие кому-либо из членов семьи.
Воспитание нравственно-волевых качеств школьников как составной части гражданско-патриотического воспитания заключается в формировании умений и навыков поступать целеустремлённо, самостоятельно, проявляя выдержку и дисциплинированность, инициативу и смелость, преодолевая свою нерешительность и лень. Этой задачи можно достичь, приучая детей к обязательному выполнению домашних заданий, общественных поручений, которые даются учителем, поощряя их активное участие в общешкольных и классных мероприятиях, экскурсиях и спортивных соревнованиях.
Родители должны создавать ситуации, требующие от ребёнка напряжения воли и сознания, активной работы чувств, воображения, памяти и внимания. Например, через постоянное выполнение определённых обязанностей в быту по дому, по самообслуживанию, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается, навыки не только вырабатываются, но и закрепляются, становятся потребностью.
В этом возрасте авторитетные для ребёнка взрослые воспринимаются как эталон поведения. Поэтому родители должны быть примером для своих детей. Необходимо следить за соблюдением режима труда и отдыха, учитывать физиолого-гигиенические требования к использованию теле - и видеоаппаратуры детьми. Если позволяет площадь квартиры и финансовые возможности семьи, полезно иметь в доме спортивный детский уголок, где дети могли бы развиваться физически в свободное время. Кроме того, родители должны поддерживать и стимулировать стремление ребёнка к участию в мероприятиях школы по физкультуре и спорту.
По мере взросления детей родителям полезно усиливать внимание к их запросам и потребностям, совершенствуя свои педагогические знания и методы воспитательного взаимодействия. Необходимо постоянно интересоваться не только учёбой, но интересами, и участием детей в общественной жизни.
По-прежнему эффективна такая форма гражданско-патриотического воспитания, как знакомство детей с трудовой и боевой биографией отцов и дедов, членов семьи и родственников, земляков и их товарищей по работе. Это способствует формированию гордости за семейные традиции и стремление продолжать и развивать их, чувства гражданина своей страны, будущего защитника своей Родины. В этом возрасте ведется активная работа по ориентации ребят на выбор профессии, в том числе военной.
В семье целесообразно продолжать беседы с подростками на военнопатриотическую тематику. Подростки читают художественную, биографическую и военно-мемуарную литературу, просматривают теле- и кинофильмы. При этом надо быть готовым к ответу на любой интересующий ребёнка вопрос.
Первые консультанты родителей в выборе книг и фильмов, профессионально правильной трактовке их содержания учитель, классный руководитель, преподаватель основ безопасности жизнедеятельности, библиотекарь, администрация школы, так как подростковый возраст сложен и для самих подростков, и для родителей, а родители часто не обладают достаточными психолого-педагогическими знаниями. Образовательное учреждение может оказать им значительную помощь в воспитании детей.
Родители должны иметь представление о целях, задачах и конечном результате воспитательного процесса, осуществляемого школой. Это поможет им в воспитании собственного ребёнка.
В гражданско-патриотическое воспитание включается активная подготовка детей и проведение праздников, памятных дат в семье, школе и по месту проживания.
В школе №1 для воспитания патриотизма проводятся следующие мероприятия: «Кросс наций», «Тепло сердец для наших мам», ярмарка «Дары осени», соревнование по военизированному троеборью, смотр-конкурс дружин юных пожарных, юных инспекторов дорожного движения, «Мама, папа, я – спортивная семья», смотр строя и песни, новогодние балы-маскарады, лыжные гонки, «День родной школы», «А ну-ка, парни!», конкурс сочинений и исследовательских работ на патриотическую тему, правовой лекторий и другие. Достижения учащихся вы видите на слайде.
Для родителей предусмотрено проведение всеобучей по темам: «Взаимодействие семьи и школы», «Роль семьи в развитии моральных качеств подростка», «Система ценностей старшеклассника», «Культурные ценности семьи и их значение». Чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину, свой народ, гордиться его прошлым и настоящим. Для того, чтобы у наших детей появилось желание ощущать себя гражданином Отечества, появилось чувство ответственности за свое будущее, недостаточно только учебных занятий, на которых приобретаются знания, нужна системная работа, основанная на сотрудничестве учителей, учеников и родителей. Памятка для родителей 1.    Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живете. 2.    Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью. 3.    Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины. 4.    Даже если вам очень не хочется в выходной день отправляться с ребенком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребенок маленький, тем больше вероятность того что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и в юности. 5.    Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живете, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества. 6.    Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас. 7.    Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой в старости.
Спасибо за внимание!









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




1ђ Заголовок 215