Статья Работа с художественным текстом на уроках русского языка как средство воспитания патриотизма


Работа с художественным текстом на уроках русского языка
как средство воспитания патриотизма у обучающихся Трудно сформировать у детей патриотические чувства, не привив им любви к родной природе. Учитель-словесник стремится пробудить это чувство, привлекая яркие художественные тексты, которые могут дать толчок для развития ума и чувства школьника. Они ассоциативно связывают жизненные и литературные впечатления детей. Отталкиваясь от литературных образов, дети учатся образно воспринимать окружающий мир. Художественный текст рождает новые ассоциации, развивает воображение, что особенно важно для активизации творческого мышления учеников.
Постоянное обращение к лучшим страницам о жизни природы пробуждает добрые чувства, способствует правильному восприятию окружающего мира.
Например, на уроках русского языка в 5 классе при изучении глагола для языковых наблюдений используются поэтические миниатюры «великого слушателя» природы М. Пришвина.
Из лесов на опушки вышли первые воины в медных доспехах.
…Осенью… березки, перед тем как скрыться, прощаются с нами своим золотом.
Кончается чудесный сухой сентябрь, дни мои отрываются от меня, как с дерева листики, и улетают… Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер еще разлетелся,…- и тогда разом слетели все листья, и остались на старой липе только редкие золотые монетки…
Осинкам холодно. В солнечной зоне собрались молодые разноцветные осинки, они вышли погреться, как в деревнях люди выходят и садятся на завалинку.
Анализ языковых, изобразительных средств, структуры текстов М. Пришвина об осени готовит учащихся к творческой работе – описанию природы.
В современной программе особое внимание уделяется развитию связной речи, формированию умения самостоятельно строить текст. Наиболее эффективно эта задача решается при изучении синтаксиса, когда ребята могут наглядно, на материале конкретных предложений увидеть, как, какими способами слова соединяются в словосочетаниях и предложениях, из чего и как составляются различные синтаксические конструкции.
Например, рассматривается текст из книги М. Пришвина «Весна света». Учащиеся делают вывод, что первые 3 абзаца связаны интонационно, по смыслу. Для предложений 2 первых абзацев характерен параллелизм строения. Использование однородных членов усиливает образность описания. Последнее предложение сложная синтаксическая конструкция, где наблюдается цепная связь: средствами связи выступают союзы, указательные слова, повторы, синонимичные контекстуальные варианты.
Языковые наблюдения над текстом, его структурой, средствами связи, изобразительными приемами развивают речевую культуру школьников, воспитывают их эстетические чувства.
Пристальное внимание к слову талантливого писателя, его индивидуальному стилю обогащает духовный мир детей, вызывает у них эмоциональный отклик, учит пристально всматриваться в окружающий мир, ценить все то, что воплощается в священном понятии Родина.
Все большее место в практике учителей занимают комплексные упражнения, тексты с заданиями, позволяющими не только усвоить грамматические категории, языковые нормы, но и задуматься над смыслом анализируемого текста, проникнуться мыслями и чувствами автора. Приведем пример такого упражнения.
Никогда не перечислить всего. О чем думают люди, говоря «наша Родина», «моя Отчизна». Все необъятные просторы России, все горы и реки, все долины и озера, все цветущие поля – все это наша с тобой Родина.
Люди, которые живут в нашей стране, их язык, обычаи, характер, их песни – это тоже Отчизна.
Все, что когда-то происходило на нашей земле, все радости и горести, битвы и победы – это тоже наша Отчизна, хотя некоторые из этих событий происходили задолго до нас.
«Матушка Русь», - говорили далекие предки.
«Отчизна-мать»? «мать-Родина», - говорят теперь.
Так в одном образе люди хотят соединить все, что им дорого.(С.Медынский).
Задания. 1) Какова главная мысль? Озаглавьте отрывок словами текста. Докажите, что он относится к публицистическому стилю. 2) Почему автор использует глаголы разного времени? 3) Сделайте синтаксический разбор предложений. Объясните пунктуацию.4) выпишите все словосочетания из 3 предложения. Определите способ связи.5) Объясните знаки препинания в предложении с прямой речью. 6) Найдите в тексте повторяющиеся местоимения. Каково их стилистическое назначение?
Особенно ценно, когда учитель подбирает тексты в определенной системе. Упражнения включают комплексные задания по фонетике, орфографии, лексике, словообразованию, синтаксису . Данная система упражнений включает не только тексты, ценные в идейно-нравственном и эмоционально-эстетическом отношении, но и задания, позволяющие проводить языковые наблюдения, что дает возможность закрепить конкретный программный материал.
Осмысление содержания ярких тестов о красоте родной земли способствует формированию у учащихся патриотических чувств, а всесторонний анализ языковых средств помогает прочнее усвоить знания по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике, орфографии и пунктуации, развивает навыки правописания, связной речи.