Статья «Проблемы формирования у детей семейных ценностей, как основы патриотизма»


Во многих семьях бывает нарушена связь поколений. Это может возникнуть по разным причинам. Губительно сказались на формировании семейных ценностей тяжелые для всей страны 90-е годы. Тогда было трудно купить еду, одежду и другие необходимые для жизни вещи. У людей была одна главная проблема – как выжить в таких условиях. В такой обстановке родителям трудно было говорить детям о культуре, праздниках, о поддержании традиций в семье, так как подрастающее поколение видело вокруг себя совершенно другую картину. Такая ситуация была во всех городах страны. Но в Тольятти усугубил положение по формированию семейных ценностей еще и тот факт, что наш город в основном состоял из приезжих с разных мест людей. В 60-е годы на большую стройку Волжского Автомобильного завода съезжались рабочие со всего Советского Союза. Много людей было молодых, еще не имеющих свою собственную семью. Они, уезжая от родителей в неизвестный строящийся город. И когда эта молодежь заводила уже свою семью, то ей тяжело приходилось без мудрого родительского совета. Молодые родители самостоятельно строили свой быт. Маленький ребенок в такой семье редко видел бабушку с дедушкой, а некоторые дети знали стариков только по фотографии. И если родители из-за своей занятости на работе редко рассказывали о жизни, характере своих родственников, то у ребенка не складывалось никакого представления об обычаях предков, не могло появиться никаких знаний о ценностях родни. В таких семьях появлялись новые ценности: обустройство только своего быта, зацикливание на личной проблеме. Ребенок не знал историю своей семьи. Проанализировав такую ситуацию, мы разработали формы работы и мероприятия по формированию у детей семейных ценностей. В своем кружке мы проводили беседы о членах семьи. Дети с удовольствием рассказывали о них. Делились об их характерах, привычках, как они выглядят. Про внешность мы вели разговор отдельно, так как решили сделать выставку рисунков «Портрет любимого человека». Обсудив технические приемы рисования, дети приступили к работе. Итог – замечательные портреты. И что важно, дети после завершения работы с еще большим желанием рассказывали о героях своего рисунка. В течение года дети рисовали самые разные рисунки, посвященные семье. Они изображали семейные прогулки, походы с рюкзаками за город, дни рождения, свадьбы, путешествия по другим городам и странам. Все это побуждало детей узнавать, интересоваться у родителей о своей семье. Мы устраивали в изостудии выставки. Видно было, как гордились мамы и папы достижениями своих детей. Еще больший интерес у родителей вызывали городские выставки, особенно, если ребенок занимал призовые места. Вся семья посещала вернисаж, где находился маленький «шедевр» семейного героя. В нашей изостудии прививается и другая традиция: изготовление поделок, выполненных родителями вместе с детьми. Перед каждым новым годом мы устраиваем семейный конкурс «Лучшая новогодняя игрушка». Родители несут в студию самые разные поделки: большие и маленькие, простые и сложные. Дети подробно рассказывают, как выполнялась игрушка: что делала мама, как подсказывал папа, и какая роль в изготовлении досталась самому ребенку. А немного позже выяснилось, что дети с родителями не только для изостудии трудились, а и для своей домашней новогодней елки сделали много ярких украшений. Самые лучшие поделки мы отправили на городской конкурс и заняли 1-е место! Игрушки наших воспитанников украшали центральную городскую елку! Также в нашем центре «Планета» педагоги устраивали выставку «Старинные вещи домашнего очага». Дети вместе с педагогами приносили утюг, который нагревается при помощи углей, медный самовар, который топится шишками, вышитые бабушками салфетки, скатерти, самотканые коврики, расписную деревянную посуду и многое другое. Одна девочка рассказала нам, что она, когда ездила в деревню к прабабушке, видела у нее в сарае старинный ткацкий станок, что до сих пор в ее избе лежат половицы, коврики-дорожки, которые прабабушка ткала сама! Ребята сами сделали вывод, что очень важно хранить эти вещи, что это память об их близких людях, родных, которые жили очень давно. Все совместные дела мы предлагаем родителям запечатлевать на фото. Позже мы делаем целые фотоальбомы, отображающие важные моменты семейной жизни наших воспитанников. Ежегодно в нашей изостудии выпускаются фотогазеты. Семьи интересуются активной жизнью других и на чужих примерах стараются свою жизнь сделать интересней. Каждая семья – это маленькое отдельное государство, со своими обычаями, традициями. Мы предложили родителям составить генеалогическое дерево. Эта работа еще не завершена, но уже сейчас родители стали делиться тем, что ребенок заинтересовался историей своей семьи. Мы также предлагаем семьям придумать семейный герб, гимн и флаг. И завершением этой работы будет выставка «История моей семьи».
Таким образом, опираясь на опыт своих предков, обучающиеся в нашей изостудии дети, сохраняют и в дальнейшем передадут уже своим детям семейные традиции.
15