Методическая разработка ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Здоровое питание


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей станция юных натуралистов муниципального образования
Усть-Лабинский район
Методическая разработка
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
“Здоровое питание”
(Рекомендовано для возрастной группы от 11 до 14 лет).
Шкуркина Евгения Михайловна,
педагог дополнительного образования
(Ф.И.О.и должность разработчика)
Усть-Лабинск, 2016 год
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Аннотация PAGEREF _Toc466226980 \h 3Цели и задачи PAGEREF _Toc466226981 \h 3Ход работы PAGEREF _Toc466226982 \h 4I.Вводная часть. PAGEREF _Toc466226983 \h 4II.Анкетирование PAGEREF _Toc466226984 \h 9III.Заключение. PAGEREF _Toc466226985 \h 10Выводы PAGEREF _Toc466226986 \h 12Список литературы PAGEREF _Toc466226987 \h 13Список интернет источников PAGEREF _Toc466226988 \h 13
Аннотация.Вопрос о правильном рационе питания детей школьного возраста волнует всех родителей, заботящихся о здоровье своих детей. Карманные деньги, выдаваемые на «мелкие расходы», чаще всего тратятся на вредные «вкусности», а значит, нужно не только придирчиво изучать меню в школьной столовой, но и самим составить такой рацион питания, при котором все потребности растущего организма будут удовлетворены в полной мере.
Рацион питания школьника должен быть адекватен энергозатратам ребёнка. Современные школьные программы очень насыщенны и требуют значительных усилий и большой траты времени не только в школе, но и дома. Море информации (чаще, к сожалению, ненужной), обрушивающейся на головы детей буквально отовсюду, создаёт большую нагрузку на нервную систему. Как сохранить здоровье ребёнка, помочь ему справиться со всеми нагрузками ? Помните древнее выражение – «Ты есть то, что ты ешь»? Как ни странно это не звучит, но питание играет в жизни любого человека очень важную роль, а уж в жизни ребёнка – тем более. Правильное питание школьника – залог его здоровья, успеваемости и нормального развития. По мнению диетологов, ребёнок, учащийся в школе, должен есть не менее 4 раз в день, причём завтраки, обеды и ужины обязательно должны включать в себя горячие блюда. Школьники проводят по полдня вне дома, а некоторые – и вовсе весь день, оставаясь в продлёнке. Задача родителей – накормить ребёнка правильным завтраком и ужином и дать с собой не только вкусный, но и полезный «тормозок».
Составляя рацион для школьника, помните о балансе важных питательных веществ и витаминов.
Цели и задачиЦель: работать над формированием  устойчивых навыков здорового образа жизни, гигиены питания, принципах безопасного и качественного питания.
Задачи:
помочь учащимся задуматься о необходимости быть здоровыми, приобщения к здоровому образу жизни;
развивать творческие способности, память, внимание, познавательный интерес;
воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью.
Оборудование:
плакаты;
интернет-ресурсы;
мультимедийный проектор;
ПК.
Ход работы.Вводная часть.Составляя рацион питания нам необходимо помнить о балансе важных питательных веществ и витаминов. Но для начала давайте вспомним, для чего нужны эти вещества и где они находятся.
Витамин А – обеспечивает нормальное состояние слизистых оболочек и кожи, улучшает сопротивляемость организма, отвечает за нормальное состояние зрения. Витамин А содержится в рыбе и морепродуктах, печени, абрикосах, моркови.Витамин В1 – улучшает пищеварение, укрепляет нервную систему и память. Этот витамин находится в овощах, рисе, мясе птицы.
Витамин В2 – укрепляет ногти и волосы и положительно влияет на состояние нервов. Витамин В2 содержится в яйцах, молоке, капусте брокколи.Витамин В6 – отвечает за нормальную работу печени, улучшает кроветворение, благотворно влияет на функции нервной системы. Этот витамин содержится в яичном желтке, пивных дрожжах, бобовых и в цельном зерне.
Витамин В12 – стимулирует рост, способствует кроветворению, улучшает состояние центральной и периферийной нервной системы. Содержится в мясе, сыре, морепродуктах.Витамин РР – регулирует уровень холестерина и улучшает кровообращение. Витамин РР содержится в рыбе, мясе, орехах, овощах, в хлебе грубого помола.
Пантотеновая кислота – благотворно влияет на функции нервной системы и двигательную функцию кишечника. Содержится в яичном желтке, мясе, фасоли, цветной капусте. Фолиевая кислота – необходима для роста и нормального кроветворения. Это «зелёный» витамин, фолиевой кислоты много в шпинате, зелёном горошке, савойской капусте и т.д.
 Биотин – отвечает за состояние кожи, ногтей и волос, регулирует уровень сахара в крови. Биотин содержится в яичном желтке, буром рисе, соевых бобах, помидорах.
Витамин С – полезен для иммунной системы, соединительной ткани и костей, ускоряет заживление ран. Витамина С много в шиповнике, облепихе, сладком перце, чёрной смородине, лимоне.
Витамин D – укрепляет зубы и кости. Витамин D находится в печени, икре, яйцах, молоке.Витамин Е – борется с разрушительным воздействием свободных радикалов, влияет на функции эндокринных и половых желёз, замедляет старение. Содержится в орехах и растительных маслах.
Витамин К – отвечает за нормальную свёртываемость крови. Этот витамин находится в шпинате, кабачках, салате и белокочанной капусте.Всем известное трио основных питательных веществ – белки, жиры, углеводы – содержатся во всех видах продуктов в разном соотношении, но качество этих веществ напрямую зависит от вида и качества продукта.
Белки – это строительный материал для клеток организма. Для растущего организма белки особенно важны, поэтому следует осознанно подходить к этому вопросу. Большинство родителей свято убеждены, что мясо является лучшим поставщиком белка в организм, и усиленно пичкают детей котлетами, жареными окорочками и пельменями. Но, по мнению диетологов, детям лучше всего давать рыбу, яйца и молочные продукты – именно их белки наилучшим образом усваиваются. Не забывайте о растительных белках – они содержатся в бобовых. Фасоль, бобы, нут, маш, соя (не та, что в колбасе, а настоящие соевые бобы) – всё это разнообразие должно появляться на столе не реже 2-3 раз в неделю. А мясо, так любимое

многими–всего лишь пару раз, и то в варёном, тушёном или запечённом виде, и уж никак не в жареном. Отдельно нужно сказать о колбасе, сосисках и сардельках. В детском питании эти «деликатесы» не должны появляться вовсе! Вместе с полезным белком ваш ребёнок получит массу совершенно не полезных ингредиентов вроде красителей, ароматизаторов, идентичных натуральным, консервантов и прочих «радостей». Не покупайтесь на названия типа «Колбаса Детская» или «Сосиски Детские», ничем, кроме названия, они от обычных не отличаются (а иной раз и похуже бывают!). Если ваша семья любит бутерброды, приготовьте домашнюю колбасу или её упрощённый вариант.
Жиры являются главным поставщиком энергии в наш организм, обеспечивают всасывание жирорастворимых витаминов в кишечнике, участвуют во многих процессах жизнедеятельности клеток тела, а жировые запасы в теле необходимы для поддержания и амортизации внутренних органов и для теплоизоляции. Так что без жиров никуда. Даже если ваш ребёнок страдает ожирением, это не повод сажать его на низкожировую диету. Все виды жира по-своему полезны и необходимы. Отдавайте предпочтение растительным маслам (желательно, нерафинированным) и не забывайте о сливочном масле, только выбирайте качественное, без различных добавок. Достаточное количество жира содержится в сливках, сметане, мягких сырах, свинине, мясе индейки и утки. Но в то же время не забывайте о норме!
Углеводы являются неотъемлемым компонентом клеток и тканей всех живых организмов. Они служат источником энергии, а также выступают в качестве запасных питательных веществ. Углеводы бывают быстрыми и медленными. Быстрые (или простые) углеводы быстро усваиваются организмом и так же быстро тратятся. Быстрые углеводы подразделяются на моносахариды (глюкоза, фруктоза, галактоза) и дисахариды (сахароза, лактоза, мальтоза). Простые углеводы содержатся в сладких фруктах, овощах, ягодах, молочных продуктах, пиве. Медленные (или сложные) углеводы (крахмал, гликоген, клетчатка, инсулин, пектиновые вещества) медленно высвобождают сахар в кровь, чем поддерживают постоянный уровень энергии и помогают дольше сохранять чувство насыщения. Медленные углеводы содержатся в картофеле, зерновых и бобовых культурах, дрожжах, морепродуктах, фруктах. Несмотря на то, что неумеренное потребление быстрых углеводов может привести к ожирению и

диабету, совсем отказываться от них нельзя. Только вместо сладких булочек и конфет покупайте детям фрукты, ягоды, мёд и сухофрукты, это намного полезнее. Что же касается медленных углеводов, то именно на них нужно обращать особенное внимание, готовя детёнышу завтрак и ужин. Завтрак, состоящий из каши или мюсли с йогуртом или соком – это наилучший вариант.
Обязательно нужно учитывать потребность ребёнка в калориях. Детям 7-11 лет необходимо получать примерно 2300 ккал в день, 11-14 лет – 2500 ккал, 14-18 лет – до 3000 ккал. Если ваш ребёнок посещает спортивные секции, нужно увеличить калорийность пищи примерно на 300 ккал, точно так же следует увеличить калорийность, если ребёнок учится в специализированной школе с углублённым изучением того или иного предмета.
Режим питания школьника зависит от времени обучения. Для детей, занимающихся в первую смену, оптимальным будет такой режим:1 завтрак – 7-00 – 7-302 завтрак – 10-30 – 11-00Обед – 14-00 – 15-00Ужин – 19-00 – 20-00Для детей, обучающихся во вторую смену:Завтрак – 8-00Обед – 12-30Полдник – 15-00Ужин – 20-00 – 20-30
Промежутки между приёмами пищи не должны превышать 4-5 часов, так как в таком случае обеспечивается лучшее переваривание и усвоение пищи. 
Анкетирование:АНКЕТА
1. КАК ЧАСТО В ТЕЧЕНИЕ ОДНОГО ДНЯ ВЫ ПИТАЕТЕСЬ?
а) три раза;
б) два раза;
в) один раз.
2. ВЫ ЗАВТРАКАЕТЕ:
а) каждое утро;
б) один-два раза в неделю;
в) очень редко, почти никогда.
3. ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ВАШ ЗАВТРАК?
а) из овсяной каши и какого-нибудь напитка;
б) из жареной пищи;
в) из одного только напитка.
4. ЧАСТО ЛИ ВЫ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ ПЕРЕКУСЫВАЕТЕ В ПРОМЕЖУТКАХ МЕЖДУ ЗАВТРАКОМ, ОБЕДОМ И УЖИНОМ?
а) никогда;
б) один-два раза;
в) три раза и больше.
5. КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ СВЕЖИЕ ОВОЩИ И ФРУКТЫ, САЛАТЫ?
а) три раза в день;
б) три-четыре раза в неделю;
в) один раз.
6. КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ ТОРТЫ C КРЕМОМ, ШОКОЛАД?
а) раз в неделю;
б) от 1 до 4-х раз в неделю;
в) почти каждый день.
7. ВЫ ЛЮБИТЕ ХЛЕБ С МАСЛОМ?
а) почти не прикасаюсь к таким бутербродам;
б) иногда с чаем не отказываю себе в этом скором кушанье;
в) очень люблю и балую себя почти каждый день.
8. СКОЛЬКО РАЗ В НЕДЕЛЮ ВЫ ЕДИТЕ РЫБУ?
а) два-три раза и больше;
б) один раз;
в) один раз и реже.
9. КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ ХЛЕБ И ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ?
а) раз в день;
б) два раза в день;
в) три раза и более.
10. ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРИСТУПИТЬ К ПРИГОТОВЛЕНИЮ МЯСНОГО БЛЮДА, ВЫ:
а) убираете весь жир;
б) убираете часть жира;
в) оставляете весь жир.
11. СКОЛЬКО ЧАШЕК ЧАЯ ИЛИ КОФЕ ВЫ ВЫПИВАЕТЕ В ТЕЧЕНИЕ ОДНОГО ДНЯ?
а) одну-две;
б) от трех до пяти;
в) шесть и больше.
Подведем итоги. Отложите ручки, подсчитайте количество баллов. Ответ а - 2 очка, б - 1, в - 0.Кто набрал от 21 до 24 очка, у вас отличный стол. Причин для беспокойства нет.
16-20 очков. Вы умело находите золотую середину.
12-15 очков. Пересмотрите свое отношение к питанию.
0-11 очков. То, как вы питаетесь, из рук вон плохо! Более того, существует серьезная опасность для вашего здоровья.
Заключение.Празднуя победу над Помпеей, Цезарь устроил пиршество, на котором 150000 гостей размещались за 22000 столами. Праздник продолжался 2 дня. Он также освободил все бедные семьи в Империи от арендной платы на год.
Несмотря на частое появление апельсинов на известных произведениях эпохи Возрождения, их не ели на Тайной Вечере просто потому, что они не были доступны. Возвращающиеся крестоносцы говорили о том, что видели апельсины «в святых землях», что вероятно повлияло на Тициана, Боттичелли и других художников. Но это происходило более чем через 1000 лет после распятия. В это время цитрусовые фрукты были завезены в средиземноморские страны из Китая.
Первый сборник рецептов был опубликован в 62 году нашей эры римлянином Апициусом. В книге под названием «De Re Coquinaria» описывались блюда, которыми наслаждался император Клавдий.
Говорят, что Вителлус, бывший императором Рима в 69 году нашей эры, тратил более 1200 фунтов стерлингов в день только на еду. Он мог осилить 1000 устриц в день, а также огромное количество других деликатесов. После недолгого правления он был свергнут римскими гражданами, возмущенными излишествами своего императора, и его тело было выброшено в реку Тибр.
Римляне использовали ядовитый свинец как подслащивающее вещество.
Когда король Джон взошел на английский трон в 1199 году, он закатил одно из наиболее фантастических рождественских пиршеств. 900 литров различных вин, 400 быков, 1000 угрей и 200 миног были поглощены его голодными гостями.
Слово «мед» использовалось как синоним чего-либо приятного («как медом намазано», «медовая жизнь»…) в древние и средневековые времена, поскольку других подсластителей тогда в Европе практически не было. Только в 12 столетии появился сахар, когда крестоносцы принесли его с собой с Востока.
Во время археологических раскопок древних могил был обнаружен съедобный мед.
Мед использовался как в мячах для гольфа, так и в противоморозных смесях.
Когда кетчуп был создан в Китае в 1690 году, он не содержал томатов. Он состоял из маринованной рыбы, моллюсков и специй.
В конце прошлого столетия книги о питании содержали типографическую ошибку. В показателе содержания железа в шпинате была неправильно поставлена десятичная точка, так что шпинат по записям содержал в десять раз больше железа, чем на самом деле. Поскольку железо связывают с силой, эта ошибка легла в основу известного мультика: силач Попай ел шпинат.
Убеждение, что морковь полезна для глаз, неверно. Это утверждение распространилось во время второй мировой войны, когда англичане начали использовать бортовые самолетные радиолокационные станции, которые позволяли им находить немецкие бомбы ночью. Для того чтобы ввести в заблуждение немцев, были распространены слухи о том, что Джон Каннингам, самый успешный ночной бомбардировщик Королевских Военно-Воздушных Сил, развил у себя феноменальное ночное зрение, поедая морковь в больших количествах.
Кислая капуста была придумана в Китае. Ши Хуанг-Ти, первый император Китая, вымачивал капусту в вине и кормил ею рабов, работавших на Великой Китайской стене.
Выводы: Рациональное питание - одна из главных составных частей здорового образа жизни и факторов продления активного периода жизнедеятельности.
В нашей школе строго соблюдаются основные условия физического развития ребенка - рациональное питание, режим дня, прогулки на воздухе.
    Рациональное питание быстро растущих детей, особенно подростков, определяет их полноценное развитие и здоровье в будущем.
    Надо отметить, что рациональное питание школьников не сводится только к "дробному" употреблению углеводов. Правильное питание должно обеспечить поступление в организм всех необходимых веществ: углеводов, жиров, белков и витаминов.
Список литературы:Мельников И. "Рациональное питание для детей школьного возраста",
ЛитРес. 2009г.
Полный справочник "Правильное питание" - М.: Эксмо, 2006г.
Сорока Н.Ф. "Питание и здоровье", изд. Беллорусь, 2009г.
Смоляр В.И. "Рациональное питание", изд. Наукова думка, 1991г.
Список интернет источников:http://azbukivedi-istoria.ru/board/prosto_fakty/istoricheskie_fakty_o_ede/1-1-0-283http://kedem.ru/health/pitanie-shkolnikov/https://infourok.ru/doklad-zdorovoe-pitanie-shkolnika-589278.html