Арифметические действия с натуральными числами

МБОУ Нижневерейская средняя школа




Разработка внеклассной работы по математике для 5 класса на тему: "Арифметические действия с натуральными числами".





Учитель: В.В. Максимова








Разработка внеклассной работы по математике для 5 класса на тему: "Арифметические действия с натуральными числами".

Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев, делать его немного занимательным.
Б.Паскаль
Цели:
1. Привитие интереса к математике как элементу общечеловеческой культуры; популяризация среди учащихся занимательных задач, развитие познавательного интереса, интеллекта;
2. Активизация работы учащихся на уроке за счет вовлечения в игру;
3. Развитие у учащихся навыков хорошего поведения в обществе, навыков общения и совместной деятельности;
4. Воспитание чувства ответственности, коллективизма и взаимопомощи;
5. Развитие логического мышления, быстроты реакции, внимания;
6. Применение навыков счета, развитие умений взаимопроверки, совершенствование умений рационально планировать свою деятельность;
Прогнозируемые результаты:
- Эмоциональные переживания, радость победы, огорчение при поражении, удовлетворение или неудовлетворение собой и другими, т.е. проведенное мероприятие не должно оставить учеников равнодушными;
- Изменение в личности ребенка (повышение интереса к предмету, притупление страха перед математикой – это можно будет наблюдать на уроках).
Место проведения: актовый зал, 3 кабинета.
Форма проведения: путешествие по станциям “Блиц-вопрос”, “Умники и умницы”, “Творческая мастерская”.
Предварительная подготовка:
· создание жюри и обеспечение его необходимыми материалами;
· помощь учащимся 5 класса в организации команд, выборе капитанов;
· в наглядном оформлении и подготовке “Визитной карточки” команд;
· подбор материала для конкурсов.
Оборудование: слова Б.Паскаля на доске, эмблемы команд, математические газеты, плакаты болельщиков, карточки с заданиями, маршрутный лист и оценочная карта для команд, призы.
Ход игры:
Вступительное слово учителя:
С тех пор, как существует мирозданье,
Такого нет, чтоб не нуждался в знанье.
Какой мы не возьмем язык и век, -
Всегда стремился к знанью человек.
Из выше сказанных слов становится ясно, что в зале собрались именно те, кто “всегда стремился к знанью”.
Наше мероприятие посвящено самой точной, самой важной, самой нужной из наук - математике!
Математика - наука
Она - гимнастика ума.
Есть в ней точность и смекалка,
Цифры, буквы и игра.
Тот, кто учит, понимает,
Что наука нам нужна
Так как в трудной жизни нашей
Без нее никак нельзя:
математика повсюду,
математика везде.
Тот, кто учит, понимает
И порядок в голове.

Теперь познакомимся с командами. В нашей игре участвуют 3 команды по 4 человека. Итак, начинаем наше путешествие. 1 конкурс «Визитная карточка». Это было домашним заданием. Участники должны сказать свое название и девиз. Жюри оценивает данный конкурс и выставляет баллы в оценочную карту.
Далее команды пройдут ряд испытаний. В трех кабинетах размещены станции “Блиц-вопрос”, “Умники и умницы”, “Творческая мастерская”. Итак, команды получают маршрутный лист и расходятся по станциям согласно этому листу (см. приложение 1). На каждой станции командам выставляют баллы по определенному критерию. На каждую станцию выделяется не более 5-ти минут. Пока команды путешествуют, я дам задание болельщикам, сочинить сказку “Путешествие нолика в страну чисел”. После того как команды вернутся обратно, вы должны продемонстрировать, что сочинили. Этот конкурс так же оценивается жюри, баллы заносятся в оценочную карту.

1 станция “Блиц-вопрос”.

На этой станции командам задают 10 вопросов. Вы быстро должны дать ответ. Правильный ответ оценивается в один балл.
1. На прямолинейном участке пути каждое колесо двухколесного велосипеда проехало 5 км.
Сколько километров проехал велосипед?
Ответ: (5 км.).
2. Доску длиной 4 м распилили на части по 1 м. Чтобы отпилить 1 м доски, нужно пять минут. За сколько времени можно распилить всю доску?
Ответ: (15 мин).
3. На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10-ти руках ?
Ответ: (50 пальцев).
4. Подарил утятам ежик
Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят,
Сколько было всех утят?
Ответ: (4 утенка).
5. Масса кирпича 1 кг и еще полкирпича. Сколько весит весь кирпич?
Ответ: (2 кг).
6. Шла старуха в Москву. Навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву?
Ответ: (Одна старуха).
7. Что легче: 1кг ваты или 1 кг железа?
Ответ: (Одинаково).
8. Какие цифры употребляют в десятичной системе?
Ответ: (Арабские).
9. Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько весит петух, стоя на двух ногах?
Ответ: (3 кг).
10. Сколько сейчас времени, если оставшаяся часть суток в два раза больше прошедшей?
Ответ: (8 часов).

2 станция “Умники и умницы”.

На этой станции командам дают более сложные задания. Каждое задание оценивается в два балла.
1. Определите, какой цифрой заканчивается результат каждого вычисления:


13 QUOTE 1415 Ответ (2)
13 QUOTE 1415 Ответ (0)
13 QUOTE 1415 Ответ (6)



2. Вместо звездочек написать пропущенные цифры.
7*9*5 + 54*76 = **718* Ответ: 72905 + 54276 = 127181
84*6 + *59* = *3*47 Ответ: 8456 + 4591 = 13047
3. Вместо звездочек написать пропущенные цифры сомножителей.
***
*3
*73
**2
6*93
4. Запишите в строчку через одну клеточку подряд цифры 2,3,4,5,6. Не меняя порядка цифр, вставьте между ними знаки действий так, чтобы в результате получилась единица.
Ответ: 13 QUOTE 1415
5. Найдите два таких числа, произведение которых равно 63 и частное от деления большего числа на меньшее также равно 63.
Ответ: 1 и 63.

3 Станция “Творческая мастерская”.

В творческой мастерской ребятам предлагаются задания, развивающие пространственное воображение. Правильно выполненное задание оценивается в два балла.

1. Отгадайте ребус (рис.1):

Ответ: (Число)
2. Сосчитайте, сколько треугольников на рисунке 2.


Ответ: (25)
3. Дана фигура из 5-ти квадратов: 4-х маленьких и одного большого. Надо убрать несколько спичек так, чтобы осталось 2 квадрата (любого размера).
Как вы думаете, сколько, самое маленькое, надо убрать спичек, чтобы вместо пяти квадратов стало два?

Ответ: (2)

Заключение игры.
После того, как команды пройдут все станции, они возвращаются в зал. Болельщики демонстрируют свои сказки.
Жюри подводит итоги. Подсчитывают баллы в оценочной карте и объявляют результаты. Награждение команд призами.
Заключительное слово учителя:
Окончена игра, но не грустите,
Хоть проиграли или выиграли сейчас -
Будут в вашей жизни успехи
И победы еще не раз.
Главное, не забывайте:
Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать.
Нужно, прежде всего
Математику знать.

Приложение 1.
Маршрутный лист

5 «а»
5 «б»
5 «в»

1
Визитная карточка
Визитная карточка
Визитная карточка

2
Блиц-вопрос
Умники и умницы
Творческая мастерская

3
Умники и умницы
Творческая мастерская
Блиц-вопрос

4
Творческая мастерская
Блиц-вопрос
Умники и умницы


Оценочная карта
5 «_______________»
Баллы

«Визитная карточка»
(Макс. 5б)


«Блиц-вопрос»
(Макс. 1б за каждый правильный ответ)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

«Умники и умницы»
(Макс. 2б за каждый правильный ответ)
1.
2.
3.
4.
5.


«Творческая мастерская»
(Макс. 2б за каждый правильный ответ)
1.
2.
3.

Всего:











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115



Рис.1

Рис.2

Рис.3



15