Разработка урока Направления внешней политики Александра I (8 класс)

Направления внешней политики Александра 1

Цель урока:
Средствами проблемно-диалогических технологий добиться понимания учащимися направления внешней политики Александра I и ее значения для России.

Задачи урока по линиям развития (ЛР) средствами предмета «История»:
Линии 1-2. Картина мира в фактах и понятиях. На основании фактов истории сформировать представление о направлениях внешней политики Александра 1.
Линия 3. Историческое мышление. Определить причины успехов России в начале XIX века в решении «восточного вопроса» и неудач на западном направлении.
Линия 4-5. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение. Дать возможность осознать значение мирных переговоров в развитии международных отношений.

Образовательные технологии и формы работы:

– Технология проблемного диалога (структура параграфов)
– Технология оценивания (правило самооценивания)
– Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом)
– Групповая форма работы (задания для групповой работы)

Тип урока: Урок получения нового знания
Оборудование: компьютер, проектор, материал с первоисточниками


Структура урока:

Создание проблемной ситуации
Формулирование проблемы
Выдвижение гипотезы
Актуализация знаний
Открытие нового знания
Вывод по проблеме
Оценка работы на уроке. Рефлексия
















Ход урока:

Действия учителя
Действия ученика
слайд

Создание проблемной ситуации
-Доброе утро. Меня зовут
- Я приглашаю вас на заседание лицеистского исторического общества. Нам с вами предстоит сегодня рассмотреть интерсную на мой взгляд тему. На предыдущих заседаниях вы начали изучать историю России 19 века. С каким государственным деятелем связан этот период?
- Какие два направления включает в себя государственная политика?
- Основные направления внутренней реформы вы рассмотрели на предыдущем уроке. Чтобы получилось полное предствление о данной эпохе, какое направление государствееной политики мы должны рассмотреть сегодня?
- итак, тема нашей встречи – Внешняя политика империи в начале 19 века при Александре 1







- Александр I

- внутренняя и внешняя

- внешняя политика







1

- обратимся к историческим источникам на с .42. Прочитайте их и выполните задания, данные после каждого документа
В первом о цели Александра I вести справедливую внеш.политику
Во втором – АлександрI представлен завоевателем, присоединяющим к россии новые территории


Формулирование проблемы
-Сравните ответы на первый и второй вопросы. Какое наблюдается противоречие?

-Какую проблему нам предстоит сегодня решить?
-В первом АлександрI выступает как миротворец, во втором – как завоеватель
-Александр I – миротворец или завоеватель?
2

Выдвижение гипотезы
-Какие у вас есть предположения по поводу решения проблемы? Можно ли однозначно ответить на данный вопрос?

-Выдвигают разные предположения


Актуализация знаний
-Что вообще принято называть «внешней политикой»?
- Посмотрите на карту России 19 века. С какими странами Россия активно взаимодействовала в начале 19 века?

-отношение страны с другими государствами
-называют страны


3

Открытие нового знания
- предлагаю рассмотреть наиболее октивные направления: Западное, Южное (решение «восточного вопроса» Россией) и Кавказ.Для этого мы поработаем в группах. Развернитесь, пожалуйста по 4 человека.
-Итак, задание для первого, второго, третьего ряда: при помощи учебника рассмотрите, какие основные цели стремилась достигнуть Россия по всем трем направлениям. Какие действия и в какие годы они просходили. И подумайте, успешным или нет было данное направление?
(по ходу ответа открываются колонки таблицы)
Учитель дополняет ответы учащихся:

Слайд 8 - участие России в антинаполеоновских коалициях, поражение под Аустерлицем
Слайд 9- чтение отрывка из источника
Слайд 10- подписание Тильзитского мира



-работают четверками
Слайд 5 - пустая таблица
6 – запад
7,8 – доп. материал о поражении под Аустерлицем
9- юг
10-кавказ
11 – общая заполненная таблица


Вывод по проблеме
А теперь вернемся к той проблеме, которую мы озвучили в начале урока. Скажите, -Александр I – миротворец или завоеватель?


-в основном захватническая, но частична его роль как миротворца врешении «восточного вопроса»
12

Что сегодня на уроке мы повторяли и обобщали?
Какие знания при этом использовали?
Подводит итоги активности учащихся, оценивает работу учеников по 5-бальной системе.

13

























Запишите вывод под таблицей, отметив успешные и неудачные направления внешней политики Александра 1.
Можно ли было, на ваш взгляд, разрешить противоречия, возникшие между Россией и Францией, мирным путем? Ответ оформите в виде таблицы.

Рассмотрим иллюстрации к § 3, который вам предстоит прочитать дома. О каких событиях пойдет речь на следующем уроке? /о нашествии Наполеона на Россию./
О том, равные или нет будут силы, как отнесутся русские люди к французам, какова будет судьба нашей страны и армии захватчиков, вы узнаете, прочитав параграф дома.


15