Рабочая программа по курсу Финансовая грамотность


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012года № 273, Закона Краснодарского края от 16.07.2013г № 2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае» (с изменениями и дополнениями), Письма Департамента государственной политики в образовании МОН РФ от 07.07.2005г № 03-1263 «О примерных программам по учебным предметам федерального базисного учебного плана», Письма МОН Краснодарского края от 16.03.2015г № 47-3353/15-14 «О структуре основных образовательных программ общеобразовательных организаций», Письма МОН Краснодарского края от 14.07.2015г № 47-10267/15-14 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Краснодарского края на 2015-2016 учебный год», основе ФК ГОС-2004, в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в 2015/2016 учебном году, на основе авторской программы «Финансовая грамотность» авторы: Ю. Брехова, А. Алмосов, Д. Завьялов, А.– Москва, «ВИТА Пресс», 2015 г.

Целью реализации программы «Финансовая грамотность» является:
- формирование у учащихся 10-11 классов необходимых знаний, умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФК ГОС-2004;
увеличение объема информации об инструментах финансового и фондового рынка, распространяемой на территории Краснодарского края;
развитие информационных систем финансового рынка и механизмов защиты прав потребителей финансовых услуг на территории Краснодарского края.
развитие личности учащихся, адаптация к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни;
формирование навыков для принятия компетентных, правильных финансовых решений

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать те базовые понятия и навыки, которые в последующем позволят ему принимать оптимальные финансовые решения, с успехом решать возникающие финансовые проблемы, своевременно выявлять и предотвращать финансовые мошенничества.
Учебная программа рассчитана на учащихся 10-11 классов и составлена с учётом психологических особенностей подростков. Школьники 16-18 лет уже обладают необходимыми знаниями, навыками, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать темы, предлагаемые им в рамках курса «Финансовая грамотность». Именно в выпускных классах можно изучать темы, которые школьниками более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены. Кроме того, школьники 11 класса после окончания школы фактически выходят в самостоятельную жизнь, в которой знания о финансовых институтах и об особенностях взаимодействия с ними становятся чрезвычайно важными для полноценного вхождения в общество и достижения личного финансового благополучия.
Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности школьников 10-11 классов предполагает раскрытие ключевых вопросов функционирования финансовых институтов и взаимодействия с ними. В рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и пр. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др.
Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе.

III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с федеральным базисным учебным планом, с учебным планом МБОУ гимназии № 5 на изучение предмета «Финансовая грамотность» отводится в 10 классе – 34 часа, соответственно 1 час в неделю.
Таблица тематического распределения количества часов:

Название раздела
Количество часов


Авторская программа
Рабочая программа



10 класс

МОДУЛЬ 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни
5
5

МОДУЛЬ 2 Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов
5
5

МОДУЛЬ 3 Налоги: почему их надо и чем грозит неуплата
4
4

МОДУЛЬ 4 Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду
5
5

МОДУЛЬ 5 Собственный бизнес: как создать и не потерять
5
5

МОДУЛЬ 6 Риски в мире денег: как защититься от разорения
5
5

МОДУЛЬ 7 Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления
4
4

ИТОГО
34
34



IV. Содержание обучения

МОДУЛЬ 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни (5ч.)
Банковская система. Как сберечь деньги с помощью депозитов. Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть.
Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. (5ч.)
Что такое ценные бумаги и какие они бывают. Профессиональные участники рынка ценных бумаг. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления. Операции на валютном рынке: риски и возможности.
Модуль З. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата. (4ч.)
Что такое налоги и почему их надо платить. Основы налогообложения граждан. Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет.
Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду (5ч).
Страховой рынок России: коротко о главном. Имущественное страхование как: защитить нажитое состояние. Здоровье и жизнь - высшие блага: поговорим о личном страховании. Если нанесен ущерб третьим лицам. Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по выбору страховщика.
Модуль 5. Собственный бизнес как создать и не потерять (5ч)
Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать. Пишем бизнес-план. Расходы и доходы в собственном бизнесе. Налогообложение малого и среднего бизнеса. С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен.
Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения (5ч)
Финансовые риски и стратегии инвестирования. Финансовая пирамида, или Как не попасть в сети мошенников. Виды финансовых пирамид. Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет. Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток- шоу «Все слышат».
Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления (4ч)
Думай о пенсии смолоду, или Как формируется пенсия. Как распорядиться своими пенсионными накоплениями. Как выбрать негосударственный пенсионный фонд. Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд». Итоговый контроль по курсу.

V. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


П/П
№№ ТЕМЫ

НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА, ТЕМЫ
КОЛ-ВО ЧАСОВ








10 КЛАСС


МОДУЛЬ 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни
5ч.

1
1.1
Банковская система.
1

2
1.2
Как сберечь деньги с помощью депозитов.
1

3
1.3
Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах.
1

4
1.4
Кредит: зачем он нужен и где его получить.
1

5
1.5
Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть.
1

МОДУЛЬ 2 Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов
5ч.

6
2.1
Что такое ценные бумаги и какие они бывают.
1

7
2.2
Профессиональные участники рынка ценных бумаг.
1

8
2.3
Граждане на рынке ценных бумаг.
1

9
2.4
Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления.
1

10
2.5
Операции на валютном рынке: риски и возможности.
1

МОДУЛЬ З. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата
4ч.

11
3.1
Что такое налоги и почему их надо платить.
1

12
3.2
·6°
Основы налогообложения граждан.
1

13
3.3
Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет.
1

14
3.4
Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет.
1

МОДУЛЬ 4 Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду


15
4.1.
Страховой рынок России: коротко о главном
1

16
4.2
Имущественное страхование как: защитить нажитое состояние.
1

17
4.3
Здоровье и жизнь - высшие блага: поговорим о личном страховании.
1

18
4.4
Если нанесен ущерб третьим лицам.
1

19
4.5
Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по выбору страховщика.
1

МОДУЛЬ 5 Собственный бизнес: как создать и не потерять
5ч.

20
5.1
Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать.
1

21
5.2
Пишем бизнес-план.
1

22
5.3
Расходы и доходы в собственном бизнесе.
1

23
5.4
Налогообложение малого и среднего бизнеса.
1

24
5.5
С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен.
1

МОДУЛЬ 6 Риски в мире денег: как защититься от разорения
5ч.

25
6.1
Финансовые риски и стратегии инвестирования.
1

26
6.2
Финансовая пирамида, или Как не попасть в сети мошенников.
1

27
6.3
Виды финансовых пирамид.
1

28
6.4
Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет.
1

29
6.5
Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток- шоу «Все слышат».
1

МОДУЛЬ 7 Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления


30
7.1
Думай о пенсии смолоду, или Как формируется пенсия.
1

31
7.2
Как распорядиться своими пенсионными накоплениями.
1

32
7.3
Как выбрать негосударственный пенсионный фонд.
1

33
7.4
Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд».
1

34

Итоговый контроль по курсу.
1



ИТОГО
34




VI. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

№ п/п
Наименования объектов и средств материально- технического обеспечения
Необходимое количество
Примечания, методический комментарий

1
Ю.Брехова,А.Алмосов,Д.Завьялов. Материалы для учащихся. «Финансовая грамотность», 10 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2015
30




2
Ю.Брехова,А.Алмосов,Д.Завьялов.КИМ «Финансовая грамотность»,
10 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2015
1


3
Ю.Брехова,А.Алмосов,Д.Завьялов.Учебная программа «Финансовая грамотность», 10 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2015
1


4
Ю.Брехова,А.Алмосов,Д.Завьялов. «Финансовая грамотность» методические материалы для учителя, 10 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2015
1


5
Ю.Брехова,А.Алмосов,Д.Завьялов. «Финансовая грамотность» материалы для родителей, 10 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2015
30


6
Интернет-ресурсы
1. www.ereport.ru - обзорная информация по мировой экономике.
2. www.cmmarket.ru - обзоры мировых товарных рынков.
3.www.гЬс.гujРосБизнесКонсалтинг - информационное аналитическое агентство.
4. www.stat.hse.ru - статистический портал Высшей школы экономики.

5. www.cefir.ru - ЦЭФИР - Центр экономических и финансовых исследований.
6. www.Ьеаfпd.огg - Фонд Бюро экономического анализа.
7. www.vopreco.ru - журнал «Вопросы экономики».
8. www.tpprf. ru - Торгово-промышленная палата РФ.
9. www.rts.micex.ru - рте и ММВБ - Объединённая биржа.
10. www.есопоmу.gоv.гujmiпесjmа - Министерство экономического развития РФ.
11.www.minpromtorg.gov.ru-Министерство торговли и промышленности РФ.
12. www.fas.gov.ru - Федеральная антимонопольная служба РФ.
13. http://www.minfin.ru/ru - Министерство финансов РФ.
14. www.cbr.ru - Центральный банк РФ.
15.www.gks.ru-Федеральная служба государственной статистики.
16. www.nalog.ru - Федеральная налоговая служба РФ.
17. www.wto.ru - Всемирная торговая организация.
18. www.worldbank.orgjecajrussian - Всемирный банк.
19. www.imf.org - Международный валютный фонд.




Технические средства обучения (средства ИКТ)
№ п/п

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Необходимое количество
Примечания, методический комментарий

1
Мультимедийный проектор
1
Оборудование получено в рамках реализации ФКГОС II поколения

2
Экран для мультимедийного проектора
1


3
Компьютер
1


4
Колонки
1 пара


5
Камера
1



































№ п/п
№ раздела, темы

Название раздела, темы
Количество часов
дата проведения
оборудование





план
факт


1 ЧЕТВЕРТЬ – 9ч

МОДУЛЬ 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни
5ч.




1
1.1
Банковская система.
1
05.09

ИКТ Пр. 1

2
1.2
Как сберечь деньги с помощью депозитов.
1
12.09

ИКТ Пр.2

3
1.3
Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах.
1
19.09

ИКТ Пр. 3

4
1.4
Кредит: зачем он нужен и где его получить.
1
26.09


ИКТ Пр. 4

5
1.5
Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть.
1

03.10

ИКТ Пр. 5

МОДУЛЬ 2 Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов
5ч.




6
2.1
Что такое ценные бумаги и какие они бывают.
1
10.10

ИКТ Пр. 6

7
2.2
Профессиональные участники рынка ценных бумаг.
1
17.10

Документ.Пр. 7

8
2.3
Граждане на рынке ценных бумаг.
1
24.10

ИКТ През. 8

9
2.4
Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления.
1
31.10

ИКТ През. 9

2 ЧЕТВЕРТЬ – 7 ч

10
2.5
Операции на валютном рынке: риски и возможности.
1
14.11

ИКТ Пр. 10

МОДУЛЬ З. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата
4ч.




11
3.1
Что такое налоги и почему их надо платить.
1
21.11

ИКТ Пр. 11

12
3.2
Основы налогообложения граждан.
1
28.11

ИКТ Пр.12

13
3.3
Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет.
1
05.12

ИКТ Пр.13

14
3.4
Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет.

1
12.12

ИКТ Пр. 13

МОДУЛЬ 4 Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду
5ч.




15
4.1.
Страховой рынок России: коротко о главном
1
19.12

ИКТ Пр. 14

16
4.2
Имущественное страхование как: защитить нажитое состояние.
1
26.12

ИКТ През 15

3 ЧЕТВЕРТЬ – 10ч

17
4.3
Здоровье и жизнь - высшие блага: поговорим о личном страховании.
1
16.01


ИКТ Пр.1

18
4.4
Если нанесен ущерб третьим лицам.
1
23.01

Реш. заданий. КИМ

19
4.5
Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по выбору страховщика.
1
30.01

Пр. задания.

МОДУЛЬ 5 Собственный бизнес: как создать и не потерять
5ч.




20
5.1
Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать.
1
6.02

Реш. заданий. КИМ

21
5.2
Пишем бизнес-план.
1
13.02

ИКТ Пр. 7

22
5.3
Расходы и доходы в собственном бизнесе.
1
20.02

ИКТ Пр.8

23
5.4
Налогообложение малого и среднего бизнеса.
1
27.02

Реш. заданий. КИМ

24
5.5
С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен.
1
05.03

Реш. заданий. КИМ

МОДУЛЬ 6 Риски в мире денег: как защититься от разорения
5ч.




25
6.1
Экономические причины международной торговли.
1
12.03

Реш. заданий. КИМ

26
6.2
Мировая экономика.
1
19.03

Реш. заданий. КИМ

4 ЧЕТВЕРТЬ – 8Ч

27
6.3
Виды финансовых пирамид.
1
2.04

Реш. заданий. КИМ

28
6.4
Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет.
1
9.04

Презентация 4

29
6.5
Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток- шоу «Все слышат».
1
16.04

Реш. заданий. КИМ

МОДУЛЬ 7 Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления
4ч.


Реш. заданий. КИМ

30
7.1
Думай о пенсии смолоду, или Как формируется пенсия.
1
23.04

Реш. заданий. КИМ

31
7.2
Как распорядиться своими пенсионными накоплениями.
1
30.04

Реш. заданий. КИМ

32
7.3
Как выбрать негосударственный пенсионный фонд.
1
7.05

Реш. заданий. КИМ

33
7.4
Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд».
1
14.05

Реш. заданий. КИМ

34

Итоговый контроль по курсу.
1ч.
21.05





ИТОГО
34ч.







СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
кафедры истории
от __________2015г. № 1
___________ С. С. Чубарова

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________ М. В. Калюжная
24 августа 2015 г.




Заголовок 215