Танцевально-игровая ритмика для детей с ОВЗ.


Танцевально-игровая ритмика для детей с ОВЗ.
Внеурочная деятельность включает в себя танцевально-игровую ритмику, у детей с ОВЗ наблюдается значительное отставание в физическом развитии, сопровождающиеся недостаточным развитием таких двигательных качеств, как точность, выносливость, гибкость, пластичность, ловкость, координация. Следует отметить, что дети с ОВЗ обладают достаточными компенсаторными возможностями, однако для включения компенсаторных механизмов необходимо наличие определенных условий, а также использование эффективных средств и методов педагогического воздействия. В.М.Бехтерев считал, что с помощью музыки «Можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и неточные движения».
Правильное развитие детей с ОВЗ оказывает положительное воздействие на формирование духовных качеств личности, развитие общих способностей (воли, выносливости, дисциплины, коммуникативности, памяти, мышления, способности ориентироваться в пространстве, координации движения). Танцевально-игровая ритмика является доступной, эффективной, эмоционально яркой, для детей с ОВЗ.
Цель: развитие двигательно-моторной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья средствами танцевально-игровой ритмики, преодоление нарушений в развитии детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге адаптация к условиям внешней и внутренней среды.
Задачи: развитие и коррекция основных видов движений в сочетании со словом, серии движений, музыкально-ритмических движений. Развитие и коррекция психических функций и компонентов деятельности, совершенствования психомоторики. Развитие способности ориентироваться в пространстве. Развитие эмоционально-волевой сферы и личностных качеств.
Вначале с детьми проводятся бессюжетные подвижные игры, так как у них еще не сформированы основные движения, малый двигательный опыт, не умеют ориентироваться в пространстве помещения и не могут понять правила и условия сюжетной игры.
Содержанием работы на занятиях является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, танцевать, играть. Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений.
Занятия танцевально-игровой ритмикой проводится по подгруппам, это позволяет более целенаправленно организовать свою работу, поскольку темп усвоения детьми с ОВЗ двигательных навыков различен и определяется степенью отклонений в развитии индивидуальными особенностями.
Условно занятия делится на три части (вводная часть, основная часть, заключительная часть включает в себя релаксационные упражнения). В структуру занятий включаются следующие разделы: «танцы»- формируются танцевальные движения у детей, «пластика» -используются упражнения направленные на развитие мышечной силы и гибкости детей, «пальчиковая гимнастика»- служит основой для развития мелкой моторики, «музыкально-подвижная игра»- применяются приемы имитации, подражания, «игры-путешествия»- включают в себя все виды подвижной деятельности , в данном разделе происходит закрепление умений и навыков, приобретенных раннее.
Важно во время занятий контролировать двигательную нагрузку у детей с ОВЗ. Занятие проводится в спортивном зале под музыкальное сопровождение. Многообразен предметный материал: цветные платочки, ленточки, шарфики, бабочки, мячи. Танцевально-игровой материал, разученный на занятиях мы включаем в праздничный репертуар. Очень важно помнить о том, что музыкальные движения способствуют пробуждению души ребенка, помогают ему чувствовать, переживать и понимать окружающий мир.