Опыт работы педагога-психолога с детьми с интеллектуальной недостаточностью


В настоящее время педагогам приходится работать с неоднородным контингентом детей. Категория детей с отклонениями в развитии достаточно специфична и требует в ходе обучения реализации принципов индивидуально-дифференцированного подхода с учетом типологических особенностей развития воспитанниками с особыми нуждами. Для построения эффективной работы по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью необходимо отграничить умственную отсталость от задержки психического развития.
Задержка психического развития - это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребёнок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов.Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения  и развития детей данной категории. К числу детей с задержкой психического развития относятся такие, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития отмечается: - низкий уровень познавательной активности;- незрелость мотивации к учебной деятельности; - сниженная работоспособность к приёму и переработке информации;- ограниченные и фрагментарные знания и представления об окружающем мире;- недостаточная сформированность умственных операций;- отставание в речевом  развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи;- незрелость эмоций, слабость воли;- низкий навык самоконтроля, что особенно проявляется  в процессе деятельности. Но, в отличие от умственно отсталых, у них выше обучаемость, они лучше используют помощь и способны применять показанный способ действия при выполнении аналогичных заданий. Дети с задержкой психического развития представляют собой количественно самую большую категорию детей с особыми образовательными потребностями. У части детей задержка психического развития преодолевается в условиях обычной школы, однако большинство из них нуждаются в специально организованном обучении в соответствии с причинами задержки психического развития, особенностями познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения.
Причинами задержкой психического развития детей в большинстве случаев являются:- минимальные органические повреждения  или функциональная недостаточность центральной нервной системы, длительные хронические соматические заболевания в раннем детстве;- церебрастеническое состояние, а также осложнённый (т.е с признаками органической недостаточности) психофизический и психический инфантилизм;
- длительная социально-культурная депривация;
Педагог имеет дело с определённой категорией детей, с учениками, которые по особенностям психической деятельности существенно отличается от своих нормально развивающихся сверстников. Знание этих особенностей необходимо для эффективной работы, для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приёмов педагогического воздействия, т.е. для того, чтобы в наибольшей мере помочь ученикам, продвинуть их в плане общего развития.
Умственная отсталость. Понятие умственно отсталый ребёнок включает в себя разнородную массу детей, которых объединяет наличие диффузного повреждения головного мозга, у таких детей страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Для умственно отсталых детей характерно:
 1. Недоразвитие познавательных интересов:- первая ступень познания – нарушение обобщённости восприятия: замедленный темп, этим детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринимать предлагаемый материал (картинку, текст и т.д.), они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. Замедленный темп узнавания, дети путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. д. Узость объёма восприятия, умственно отсталые выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша важный для общего понимания материал. Значительно позже начинают различать цвета, оттенки.
- восприятие неразрывно связано с мышлением, все операции анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация у умственно отсталых недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Так, анализ предметов они проводят бессистемно, пропуская ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части. Не умея выделить главное в предметах и явлениях, они проводят сравнение по несущественным признакам, а часто по несоотносимым. Умственно отсталые обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле.- особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала связаны с особенностями их памяти. Дети лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Слабость памяти этих детей проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько её воспроизведения. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала, ошибки, бессистемный характер.  У умственно отсталых чаще, чем у их нормальных сверстников, наступает состояние охранительного торможения. - недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций, состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех – слезами и т. д. Переживания их неглубокие, поверхностные. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада.
- необходимо учитывать и состояние волевой сферы. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость – отличительные качества их волевых процессов. Умственно отсталые дети предпочитают в работе лёгкий путь, не требующий волевых усилий. Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство.- все эти особенности психических процессов умственно отсталых учащихся влияют на характер протекания их деятельности (недоразвитие целенаправленности деятельности, трудности самостоятельного планирования собственной деятельности.). Некритичность к своей работе также является особенностью деятельности этих детей.Таковы наиболее характерные особенности протекания познавательных и эмоционально-волевых процессов умственно отсталых. Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддаётся коррекции, при правильно организованном педагогическом воздействии можно добиться положительной динамики в развитии умственно отсталых детей.
В настоящее время в МБДОУ № 107 в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обучение и воспитание в группах для детей с нарушениями интеллекта осуществляется по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» под редакцией Е.А. Стребелевой, Е.А. Екжановой (2003 г.). А в группах с задержкой развития - в соответствии с основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (2014 г.).
В своей коррекционно-развивающей работе я использую программы:
«Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению»- Роньжина А.С.
Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников под редакцией Н.Ю. Куражевой - «Цветик-семицветик» для детей от 3 до 7 лет.
«Коррекционные занятия по развитию познавательных процессов для детей с ЗПРР» - Винник М.О.
«Агрессивность дошкольников: коррекция поведения» - Заостровцева М.Н., Перешеина Н.В.
«Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» - Сиротюк А.Л.
и. др.
Но в связи со сложной структурой дефектов детей программы не всегда дают положительную динамику в развитии всех психических процессов и коррекции ЭВС и мной были разработаны авторские программы:
«Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы и ослабление недостатков двигательной сферы детей с ДЦП»;
«Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»;
«Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы у детей с РДА с особыми образовательными потребностями»;
«Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями» (в рамках ПМПк) – сотрудничество с семьей и педагогами;
«Сказки и игры для детей с особыми образовательными потребностями»;
«Развитие познавательных способностей и коррекция эмоционально-волевой сферы у детей с синдромом Дауна»,
«Развитие сенсомоторики у детей с умственной отсталостью».
Кратко хочу представить опыт работы по программе «Развитие сенсомоторики у детей с умственной отсталостью».
Цель программы: создание условий для развития сенсомоторики у детей с умственной отсталостью.
Задачи:
коррекция и развитие зрительного восприятия через систему сенсорного воспитания,
отработка новых форм и видов зрительно-двигательной и моторной координации ребенка,
развитие осязания и мелкой моторики,
развитие когнитивных процессов,
коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы,
коррекция и развитие произвольного поведения.
Принципы построения занятий:
системность и последовательность подачи материала;
наглядность обучения;
цикличность построения занятий;
доступность;
развивающий и воспитывающий характер учебного материала.
Занятия рассчитаны на 12 недель. 1 занятий при частоте встреч 1 раз в неделю. Количество детей в группе не более 3-4 человек в возрасте 6-7 лет с легкой степенью умственной отсталости.
Особенности детей с умственной отсталостью с их быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, затруднениями при необходимости применять умственные усилия, требуют внесения игровых моментов, частой смены форм работы, перерывов для отдыха, и, кроме того, постепенного вовлечения их в учение с постоянным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Занятие состоит из 4-х частей и осуществляется в течение 20-25 минут.
Первая часть занятия состоит из комплекса упражнений для развития мелкой моторики и гимнастики для глаз. Упражнения гимнастики для глаз позволяют расширить зрительно-пространственную активность, улучшить восприятие.
Целью упражнений для развития мелкой моторики является развитие межполушарной связи и межполушарного взаимодействия, что имеет большое значение для развития мелкой моторики путем синхронизации работы полушарий головного мозга. Также благоприятно сказывается на развитии способностей, памяти, внимания, мышления, речи. Выполняются данные упражнения в течение 3 минут.
Вторая часть занятия – разминка. Ее задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять общий тонус, настроить детей на активную работу, «разогреть» внимание и интерес ребенка к занятиям. Разминка включает два вида упражнений: одно упражнение на развитие внимания, памяти, мышления, второе – на развитие восприятия. По времени выполнение данных упражнений занимает 5-7 минут.
Основная часть занятия (третья) состоит из задания изобразительного характера: лепки, рисования, аппликация и так далее. Здесь же проводятся игры и упражнения на развитие восприятия и ощущений. По времени эта часть занимает 10-15 минут. В составе этой части проводятся подвижные игры малой активности, так как у детей с умственной отсталостью снижена работоспособность и отмечается низкий уровень концентрации внимания. Данные игры выступают в роли физминуток и позволяют развивать общую моторику, координацию движений, деятельности зрительного и слухового анализаторов. Здесь же можно проводить пальчиковые игры и упражнения.
Четвертая часть занятия – (упражнения на релаксацию), сопровождающиеся расслабляющейся музыкой и позволяющие успокаивать ребят, снимать мышечное и эмоциональное напряжение, развивать воображение и фантазию. На нее отводится 2-3 минуты.Заканчивается занятие ритуалом прощанием педагога с детьми. Приветствие и прощание во всех занятиях проходят одинаково. Для приветствия используется упражнение «Передай другу улыбку»: все дети и педагог встают в круг и каждый участник должен «передать» своему соседу улыбку. Затем общее рукопожатие и энергичное «Здрав-ствуй-те!!!», произнесенное хором. Ритуал прощания проводится аналогично: сначала слова благодарности друг другу за работу аплодисменты, общее рукопожатие и потом произнесение хором «До-сви-да-ни-я!!!».
Планируемые результаты:
После проведения занятий дети с умственной отсталостью должны уметь:
целенаправленно выполнять действия по инструкции;
различать основные цвета и их оттенки;
зрительно дифференцировать предметы по форме, величине и цвету;
различать «наложенные» изображения предметов;
действовать по звуковому сигналу;
адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве;
проводить ровные, четкие линии;
самопроизвольно согласовывать свои движения и действия.