Взаимодействие логопеда и учителя в коррекционной работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И УЧИТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮВ.Н. Спашибина, учитель-логопед
ГУ РХ «Республиканский дом - интернат для умственно отсталых детей «Теремок»
г. Абакан, республика Хакасия
В настоящее время очень актуальна проблема оказания коррекционно-развивающей помощи детям с интеллектуальными нарушениями разной степени выраженности. Вопросы развития потенциальных возможностей детей этой категории, их реабилитация в обществе приобретают большую социальную значимость. Мировая практика, опыт ведущих коррекционных педагогов показывают широкие адаптивные возможности таких детей, особенно при целенаправленном коррекционном воздействии.
Для всех детей данной категории помимо их позднего развития характерны грубые нарушения всех сторон психики: мышления, речи, памяти, внимания, а также моторики и эмоционально-волевой сферы. В настоящее время воспитание и обучение таких детей осуществляется в специализированных домах-интернатах Министерства здравоохранения и социального развития. Одним из таких учреждений является дом-интернат «Теремок», который был открыт в 2008 году в Республике Хакасия, г. Абакане.
Речевые расстройства воспитанников дома-интерната значительно варьируются по степени тяжести и по своим проявлениям. Степень недоразвития речи находится в тесной зависимости от глубины локальных поражений коры головного мозга. Отмечается значительное запаздывание появления речи, у некоторых детей речь не возникает и не развивается. Многие дети имеют грубые аномалии периферического артикуляционного аппарата, нарушения фонационного дыхания и речевых функций. Их самостоятельная речь проявляется в виде звукоподражаний, отдельных слов и коротких фраз.
Названные причины и обусловленные ими речевые нарушения влекут за собой специфические трудности в обучении. Успех коррекционно-развивающей работы с детьми школьного возраста в условиях дома-интерната во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, в частности, от взаимосвязи, преемственности в работе логопеда и учителя.
Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов у детей необходима правильная организация сотрудничества логопеда и учителя. В нашем учреждении это осуществляется через проведение диагностики речевого развития, совместное составление перспективного планирования, через обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционного воздействия в процессе обучения. Одной из ведущих задач совместной деятельности является формирование коммуникативной функции речи у детей.
Ведущая роль логопеда в коррекционном процессе объясняется тем, что логопед как специалист лучше знает речевые и психологические особенности и возможности воспитанников, принципы, методы и приемы формирования речевых навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью. Учитель на своих занятиях поддерживает речевую активность детей, следит за правильным использованием поставленных логопедом звуков, закрепляет новую лексику, а также совершенствует мелкую моторику и развивает познавательные способности.
Коррекционно-речевая работа осуществляется учителем в зависимости от задач, поставленных логопедом. Иногда она предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную основу для формирования речевых умений. Приведем пример такого взаимодействия:
Занятия логопеда Занятия учителя
Содержание работы Содержание работы
Тема: «Осенняя ярмарка» Цель: стимуляция детей к поддержанию диалога по данной теме
Составление коротких рассказов-описаний с опорой на картинки. Согласование в речи имен прилагательных, обозначающих цвет, форму, размер, вкус с именами существительными. Отгадывание загадок об овощах. Рассматривание натуральных овощей. Беседа о том, как выращивали овощи на огороде, как дети помогали взрослым. Изготовление объемной аппликации «Что нам осень принесла»
В других случаях учитель сосредоточивает свое внимание на закреплении достигнутых на логопедических занятиях результатов. Например:
Занятия логопеда Занятия учителя
Содержание работы Содержание работы
Тема: «Домашние животные» Цель: составление короткого рассказа-описания (любое домашнее животное)
Вводить в активный словарь обобщающее понятие из двух слов, дифференцировать понятия «домашние животные - домашние птицы» и «птицы - животные» Продолжать учить составлять короткий рассказ-описание по картинке Расширять и уточнять знания детей о пользе, которую приносят домашние животные, где они живут, как за ними ухаживает человек Изготовление поделки «Овечка с ягненком»
Все это позволяет осуществлять преемственность в работе логопеда и учителя.
Также формированию коммуникативной функции речи у детей способствуют разнообразные упражнения, применяемые на занятиях, как учителем, так и логопедом. Например:
составление словосочетаний и предложений с опорой на зрительное и тактильное восприятие предмета;
узнавание предмета по его описанию в соответствие с изучаемой лексической темой;
прослушивание детьми нескольких фрагментов (2-3) аудио записи, с последующим подбором к ним соответствующих картинок, и самостоятельным обоснованием своего выбора;
последовательное раскладывание картинок из двух сказок и определение их названия и многие другие упражнения.
Помимо этого, в нашем учреждении практикуется проведение комплексных занятий как обобщающих, итоговых по лексическим темам. Комплексные занятия строятся с учетом гибкого применением традиционных и нетрадиционных средств развития: сказкотерапии, психогимнастики, артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, логоритмики, музыко- и арггерапии и информационно-коммуникационных технологий (специализированные компьютерные программы). Такие технологии позволяют расширить диапазон наглядных и практических методов, что немаловажно в процессе речевого развития детей с ограниченными возможностями. На этих лее занятиях решаются задачи по формированию у детей элементов учебной деятельности.
Показатели, полученные в ходе диагностики, позволяют сделать вывод о наличии положительной динамики в речевом развитии детей с интеллектуальным недоразвитием, что свидетельствует об эффективности проводимого коррекционного процесса в условиях дома-интерната.
Таким образом, данная система взаимодействия логопеда и учителя в коррекционной работе способствует формированию коммуникативной функции речи наших воспитанников. Комплексный подход к занятиям помогает скорректировать тяжелые нарушения речи. Дети учатся общаться друг с другом и взрослыми, обогащают активный словарь, совершенствуют свою разговорную речь, что способствует определенной адаптации и социальной реабилитации детей в коллективе сверстников и в обществе.
Литература
Лаласва Р., Серебрякова Н. Формирование лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи.-СПб, 2001.
Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / под ред. Т. В. Волосовец. - М., 2002.