Использование ИКТ технологий в учебном процессе с детьми с интеллектуальной недостаточностью

Пояснительная записка.

Вводная часть.
В настоящее время владение информацией становится важнейшим инструментом в любой сфере человеческой деятельности. В новом информационном обществе учитель уже не может быть основным и единственным источником знаний об окружающем мире, что ведет к изменению форм учебной работы. Традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения уступает индивидуальной, самостоятельной и групповой деятельности на уроке. В связи с этим на смену традиционным технологиям обучения приходят новые информационные развивающие педагогические технологии. С их помощью на уроках должны реализовываться такие педагогические ситуации, деятельность учителя и учащихся в которых основана на использовании современных информационных технологий, и носит исследовательский, эвристический характер, который является обязательным компонентом обучения в свете реализации новых ФГОС.
Использование на уроках компьютерных технологий позволяет улучшить качество обучения детей с ОВЗ, способствует усвоению ими учебного материала, улучшению его запоминания и осмысления, воздействуя на несколько органов чувств  мультимедийность повышает запоминаемость. Введение в урок компьютерных заданий, игр, презентаций, позволяет:
- повысить познавательный интерес, активность детей,
- расширять кругозор, развивать ВПФ,
- развивать речь, интеллектуальные, коммуникативные умения.
Во время уроков я чаще всего использую презентации. Презента
·ция (от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] praesento  представление) документ или комплект документов, предназначенный для представления чего-либо (организации, проекта, продукта и т.п.). Цель презентации  донести до аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме. 
Мультимедийный урок – это урок, на котором используется многосредовое представление информации с помощью технических средств, прежде всего компьютера и проектора.
Формы и место использования мультимедийной презентации на уроке зависят от содержания урока и цели, которую ставит учитель. Тем не менее, можно выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:
При изучении нового материала – позволяет иллюстрировать учебный материал разнообразными наглядными средствами. Заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания обучающихся на каких либо иллюстрациях, данных и т.п.. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса: поэтапное рисование (урок рисования), поэтапное изготовление поделки (урок ППД, труд), поэтапный алгоритм действий при решении задач (счет), при этом учитель может с помощью гиперссылок перейти к детализации информации, а использованные анимации могут как бы «оживить» изучаемый материал, процесс.
При закреплении новой темы – позволяет упростить и конкретизировать задания, исходя из потенциальных возможностей детей, выполнять задания совместно с классом и самостоятельно.
Средство эмоциональной разгрузки – во время проведения уроков, использовать различные упражнения для глаз, физкультминутки, прослушивание различной музыки, просматривание фрагментов мультфильмов, фильмов о природе и животных. Мультимедиа – презентации смотрятся как фильм, но с возможностями вмешиваться в ход действий и вести диалог, что так важно для работы с детьми с ОВЗ.
Мультимедийные элементы создают дополнительные психологические реакции, способствующие восприятию и запоминанию материала. Например, подведение итогов в каждой презентации или неправильный ответ во время электронной игры предваряется определенным звуком, мелодией, заставкой, настраивающим обучаемого на определенные выводы.
За время работы с использованием презентаций и электронных игр мной заведена их картотека по предметам, по развитию психических процессов. Есть электронный учебный материал для уроков по счету, трудовой деятельности, окружающему миру. Презентации несомненно помогают учителю сделать урок более интересным, насыщенным, познавательным. По сравнению с 2012 – 2013 учебным годом, когда я только начинала использовать мультимедийное оборудование на своих уроках, после оснащения этим оборудованием класса, я могу с уверенностью сказать о положительной динамике в развитии детей с ОВЗ, о повышении их познавательной активности, интереса к урокам, сплочении детского коллектива. В дальнейшем я планирую продолжить работу в этом направлении и включении более способных детей к подготовке и проведению презентаций во время уроков и во вне урочной деятельности.