Московское государство во время правления Ивана IV.

Тема: Московское государство во время правления Ивана IV.
Урок N
Цель: обобщить знание по теме Речь Посполитая и Московское государство при Иване IV. Сформировать представления в Московском государстве в период завершения централизации страны; рассмотреть основные направления политики Ивана IV; совершенствовать умения работать с документами и картой в группах.
Тип урока:
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Сегодня на уроке мы вспомним Речь Посполитая и остановимся на Московском государстве. Изучим портрет исторический Ивана IV Грозного и реформы, которые он провёл.
А сейчас вспомним Речь Посполитую и установим соответствие:
а) Речь Посполитая 1) Название договора о государственном союзе
Польши и Литвы
б) Берестейская уния 2) союз православной и католической церкви
в) фольварок 3) сословно-представительский орган власти в
Польши.
г) сейм 4) хоз-во ориентированное на производство
продукции на рынок, основанное на работе
крепостных крестьян.
д) Люблинская уния 5) официальное название государства, которое
образовалось в результате союза Польши и
Литвы.
III. Новый материал.
В истории России, наверное. нет такой личности, про которую существовали бы настолько противоречивые мнения, как Иван Грозный. Он возглавлял государство 50 лет. За это время были проведены реформы аппарата власти и управления, реорганизована армия. решены некоторые внешнеполитические проблемы на Востоке. Эти процессы происходили на фоне укрепления самодержавия власти царя, который вёл жестокую борьбу со своими противниками, усиление закрепощения крестьян.
* Кто же такой Иван Грозный: подступный тиран, деспот или выдающийся человек?
1)Усиление Московского княжества.
Ещё во время правления Ивана III (1462-1505гг) и Василия III (1505-1533гг) к Московскому княжест
·ву были присоединены новые территории.
В конце XVв. Начался новый этап формирования единого государства. Этому способствовало желание со стороны Московского царства завоёвывать новые территории.
РАБОТА С АТЛАСОМ.
-назвать земли присоединённые к Московскому княжеству при ИванеIV Грозном.
Московское царство было феодальным.
Работа с терминами.
При помощи метода «микрофон» мы вспомним термины:
Феодал-собственник земли. Населённый крестьянами, полученные им за службу.
Феодальные отношения-отношения построенные на феодальном землевладении, в эти
отношения вступал сеньор и вассал, феодал и зависимые крестьяне.
Вотчина-полная наследственная собственность (земли, полученные по наследству).
Имение- земли, полученные дворцовыми и военными слугами (дворяне- люди их двора) за службу и во время службы
Магнаты- (в Польше)- землевладельческая знать, наследники польских и литовских
Вельмож, старорусских бояр и князей.
Шляхта- положение польскокатолических рыцарей дворян.
Исторический портрет ИванаIV.
Теперь мы работаем при помощи метода «Займи позицию»
На доске записаны высказывания историков о Иване Грозном.
- «Не произнесёт историк слово оправдания такому человеку».
(С.М.Соловьёв).
- «В истории средневековой России, наверное, не было такого десятилетия, в котором было бы проведено столько реформ, как во время правления Ивана Грозного.
(В.Б.Кобрин).
Работа с документами в парах, составить исторический портрет Ивана Грозного.
(каждая пара представляет ответ) работа 2-3 мин.
За время правления Ивана Грозного были проведены реформы.
Изучая документы мы рассмотрим реформы (класс разделить на 6-ть групп, каждая группа представляет реформу и заполняем таблицу).
Реформы
1) Управления
2) Земский собор
3) Центральные органы управления
4) Местное самоуправление
5) Земская
6) Военная
Лидер группы комментирует реформу, а остальные записывают в таблицу.
Закрепление:
«Займи позицию»
После изученного сегодня- остались ли на своей позиции, которую заняли в начале урока,
Или изменили её? Почему?
Игра «Ассоциация»
- с какими событиями ассоциируется Иван Грозный.
Оценки за урок.

Д/з подготовка к т/о.





Заголовок 1 Заголовок 215