Урок по ОБЖ в 8 классе на тему «Чрезвычайные ситуации природного характера и причины их возникновения»


Урок по ОБЖ в 8 классе на тему
«Чрезвычайные ситуации природного характера и причины их возникновения»
Цели и задачи:
Образовательная: сформировать у обучаемых целостное представление об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера и их видами.
Развивающая: развивать умения осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия, участвовать в дискуссии, работать с документами;
Воспитательная: формирование навыков учебного сотрудничества.
Развитие критического и креативного мышления путем применения структур Сингапурской методики: ТЭЙК ОФ-ТАЧ ДАУН, ЭЙ АР ГАЙД, СИНГЛ РАУНД РОБИН.
Познавательные УУД:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели:
поиск и выделение необходимой информации;
выбор оснований и критериев для сравнения;
подведение под понятие
Личностные УУД:
смыслообразование (установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом)
Регулятивные УУД:
выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)
развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД:
умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками;
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.

Вид урока по дидактической цели: изучение нового материала.
Вид урока по способу проведения: индивидуальная, частично поисковая работа.
Оборудование: презентация, видеофрагмент, раздаточный материал на столах учащихся.

Ход урока
Организационный момент
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнем урок, друзья.
Обучающиеся сидят в группах по четыре человека
Учитель:
1)Приветствие учащихся
Добрый день, дорогие коллеги, ребята!
- Положите, пожалуйста МЭНЭДЖ МЭТ, чтобы цифры 2 и 3 смотрели на меня. Настройтесь на работу.
Партнеры по лицу улыбнитесь друг другу, партнеры по плечу пожмите друг другу руки. Спасибо!

2) ТЭЙК ОФ-ТАЧ ДАУН – «встать – сесть» (обучающая структура для получения информации о классе): 

А сейчас с помощью структуры ТЭЙК ОФ-ТАЧ ДАУН я хотела бы узнать о вас немного побольше
Встаньте, ребята, которые любят зиму;
Кто любит праздник Нового года. Любой праздник – это места большого скопления людей, где с нами всегда случаются какие-либо опасные ситуации
Кто попадал в такие ситуации А не могли бы вы рассказать об одной из них..

Опасные ситуации, наиболее часто встречающиеся в жизни, можно условно разделить на три группы:

Группа
Название опасной ситуации
Характеристика опасной ситуации

1.
Техногенного характера
Возникает при общении человека с техникой, техническими устройствами, например поведение на дороге, обращение с огнем, электроприборами

2.
Природного характера
Возникает из-за невнимательного отношения человека к особенностям природных условий, нарушения правил поведения в природе в разное время года, например плавание в реке или море

3.
Социального характера
Возникает из-за нарушений людьми правил общественной безопасности и порядка, например проникновение в чужую квартиру, кража, угон транспорта


- А кто и как создает опасные ситуации? (Чаще всего опасные ситуации создает сам человек, нарушая различные правила и нормы поведения.)

Таким образом, сформулируем: опасная ситуация – это стечение обстоятельств, которое при определенном развитии событий может привести к несчастью.

Мы живем в мире природных, техногенных, социальных и иных опасностей, часто угрожающих нашему здоровью и жизни. Каждый день газеты, радио и телевидение сообщают об очередных аварии, катастрофе или стихийном бедствии, из-за которых погибли или пострадали люди. 
Социальные и техногенные катастрофы предсказать невозможно. Чрезвычайные ситуации природного характера наиболее регулярны, часто их можно спрогнозировать. Природные явления неизбежны, так как они связаны с естественными процессами, происходящими в географической оболочке Земли. 
- Какие оболочки Земли вы знаете, в которых возможны ЧС? (литосфера, гидросфера, атмосфера и биосфера)
На территории России наблюдается более 30 видов опасных природных явлений. За год в стране количество стихийных бедствий достигает 350–400. Какие из них наиболее часты, можно увидеть в таблице:

Стихийные бедствия
%

Наводнения Ураганы, бури, штормы, смерчи Сильные дожди Землетрясения Оползни, обвалы, сели  Сильные снегопады Сильные морозы Лавины Метели Засухи Грозы, град
35 19 14 8 5 5 3 2,5 2,5 2 1


- Чем опасная ситуация отличается от чрезвычайной? (Прежде всего – тяжестью последствий.) 

3.ЭЙ АР ГАЙД «руководство предположения реакции» (обучающая структура, в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по теме до и после выполнения «упражнения-раздражителя» для активизации мышления): 

- Сейчас, используя структуру ЭЙ АР ГАЙД, используя свое мнение, в столбике «До» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-« , если вы не согласны с утверждением. Эти утверждения приведены, чтобы помочь нам сосредоточиться на видеоклипе, который мы будем сейчас смотреть.
Давайте посмотрим видеосюжет «ЧС природного характера» 
Теперь, по завершению просмотра, еще раз прочтите все утверждения.
В столбике «ПОСЛЕ» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-« , если вы не согласны с утверждением.
Сравните столбики «До» и «После». Изменились ли ваши убеждения? Почему?

4.Обсудите, где вы столкнулись с информацией, которая изменила ваше мнение – СИНГЛ РАУНД РОБИН.

- Работа с ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера». Найти понятие «ЧС».
- Вывести понятие «ЧС природного характера - это неблагоприятная обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, которое может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью, материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности населения».           ЧС складывается только тогда, когда в результате проявления опасного природного явления возникает реальная угроза жизни человека и окружающей его среде. ЧС природного характера еще называют стихийными бедствиями. Сообщение ученика
В последнее время отмечается опасная тенденция увеличения числа природных катастроф. Сейчас они происходят в 5 раз чаще, чем 30 лет назад, а экономический ущерб, наносимый ими, возрос в 8 раз. Год от года растет число жертв от последствий ЧС.
Главной причиной такой неутешительной статистики эксперты считают растущую концентрацию населения в крупных городах, расположенных в зонах повышенно риска.
Природные катаклизмы приводят к уничтожению материальных ценностей, нанесению увечий и гибели людей. Подлинным бичом являются землетрясения, которые обычно охватывают обширные территории, приводят к огромным разрушениям и многочисленным человеческим жертвам. Наводнения, лесные и торфяные пожары, селевые потоки и оползни, бури, ураганы, смерчи, снежные заносы и обледенения - все это, к сожалению, частые спутники жизни человечества.
Стихийные, не подвластные человеку силы вызывают катастрофы и наносят населению планеты огромный ущерб. По данным ООН, только за последние 20 лет на нашей планете стихия унесла более 3 млн. человеческих жизней. Около 1 млн. жителей на Земле за этот период испытали последствия стихийных бедствий. Стихия вынуждает людей учиться выживанию, анализировать свои поступки, чтобы встретить любое проявление природы осмысленно без паники.
Сами по себе ЧС природного характера весьма разнообразны, поэтому, исходя из причин (условий) возникновения, их делят на: 1. Геофизические ЧС – это такие явления, которые возникают в глубине Земли и связаны с её строением: - землетрясения; - извержения вулканов.
2. Геологические ЧС – это такие явления, которые возникают на поверхности Земли. - оползни; - сели; - обвалы, осыпи; - лавины; - склоновый смыв; - просадка лессовых пород; - просадка (провал) земной поверхности в результате карста; - абразия, эрозия; - пыльные бури. 3. Гидрометеорологические – это явления, связанные с перемещением масс воздуха. - бури (9-11 баллов); - ураганы (12-15 баллов); - смерчи, торнадо; - шквалы; - вертикальные вихри; - крупный град; - сильный дождь (ливень); - сильный снегопад; - сильный гололед; - сильный мороз, сильная метель; - сильная жара; - сильный туман; - засуха; - суховей; - заморозки. 4. Гидрологические ЧС – это явления, связанные с изменением уровня грунтовых вод. Повышение уровня приводит к наводнениям, понижение – к обезвоживанию почвы, образованию пустынь. - высокие уровни воды (наводнения); - половодье; - дождевые паводки; - заторы и зажоры; - ветровые нагоны; - низкие уровни воды; - ранний ледостав и появление льда на судоходных водоемах. 5. Природные пожары – неконтролируемое горение растительности. - лесные пожары; - пожары степных и хлебных массивов; - торфяные пожары; - подземные пожары горючих ископаемых. 6. Инфекционная заболеваемость людей: (надпись на доске, запись в тетрадь - ЭПИДЕМИЯ) - единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний; - групповые случаи опасных инфекционных заболеваний; - эпидемическая вспышка опасных инфекционных заболеваний; - эпидемия; - пандемия; - инфекционные заболевания не выявленной этиологии.
7.Инфекционная заболеваемость с/х животных; (надпись на доске, запись в тетрадь - ЭПИЗООТИЯ)
8.Поражение с/х растений болезнями и вредителями (надпись на доске, запись в тетрадь - ЭПИФИТОТИЯ)

Время нашего урока подходит к концу, и я хотела бы вам вручить билетик на выход (тестирование).

6. Домашнее задание в виде проектной работы, используя структуру РАФТ «роль-аудитория-форма-тема», создайте постер «Нам придут на помощь!».

В конце урока я хотела бы вас попросить составить предложения по данным фразам

Обращение учителя:
Уважаемые гости, ребята, я вас благодарю за интересную работу.
Порадуемся жизни,  друг другу, мирному небу и новогоднему настроению, поделимся этим друг с другом!