Поурочные планы по математике Л.Г. Петерсон 4 четверть 3 класс


 Увеличьте 8 в 11 раз.
 Уменьшите 99 в 9 раз.
 Найдите произведение чисел 12 и 6.
 Найдите частное от деления 84 на 7.
 Во сколько раз 60 больше 5?
 Во сколько раз 4 меньше 48?
 Умножьте 8 на 12.
 Разделите 52 на 4.
 Ученики посадили 78 деревьев, по 6 деревьев в каждом ряду. Сколько рядов деревьев посадили ученики?
 Какое число надо умножить на 2, чтобы получить 44?
 Какое число надо разделить на 11, чтобы получить 7?
2. Правила внетабличного деления и умножения.
*– Сравните значения выражений:
(18 + 5) · 4 … 18 · 4 + 5 · 4
36 : 4 + 14 : 7 … (36 + 14) : 7
25 · 2 + 8 · 2 … 33 · 2
(54 + 12) : 6 … 54 : 6 + 12 : 4
3. Решение задач.
* – Решите задачи устно. Назовите выражение.
а) 18 струн натянули на гитары по 6 штук. Сколько гитар получилось? (18 : 6 = 3 (г.))
б) Одни сутки на планете Меркурий длятся 2 его года. Сколько суток пройдет на этой планете за 10 лет? (10 : 2 = 5 (с.))
в) 23 ореха нужно разделить поровну между четырьмя детьми.
П р о б л е м а, так как поровну разделить не получается.
(Можно предложить практическую работу: к доске приглашаются 4 учащихся, которым один из одноклассников раздает орехи. Сначала всем раздается по одному ореху, потом еще по одному и т. д. В результате получается, что всем досталось по 5 орехов и 3 ореха осталось.)– Что заметили? (В данном случае деление поровну выполнить нельзя. Поэтому раздали лишь часть предметов, а часть осталась.)– Подумайте, как называется такое деление? (Деление с остатком.) Открытие!
Р а б о т а с р и с у н к о м на доске.
– Как изобразить графически то, что мы сейчас с вами делали?
Орехи изображаются кружочками из цветной бумаги или просто рисуются точками.
– Объясните с помощью рисунка, как выполнить деление с остатком 23 орехов на четверых. (Надо образовать группы по 4 ореха. Каждый получит столько орехов, сколько образовалось групп.)
– Может ли орехов остаться больше, чем 3? Почему? (Не может остаться больше, чем 3, потому что в таком случае нужно было бы раздать всем еще по одному ореху.)
– Какой же вывод сделали? (Чтобы разделить число на 4 с остатком, надо узнать, сколько раз по 4 в нем содержится и сколько остается.)
П о с т а н о в к а учебных задач: рассмотреть деление с остатком, раскрыть (понять) его смысл.
III. Открытие нового.
1. Деление с остатком.
У ч е б н и к - т е т р а д ь.
* № 1, с. 91 – решают задачу с помощью графической модели.
– Что нужно сделать в задаче? (17 конфет надо раздать пятерым детям и узнать, по сколько конфет достанется каждому и сколько конфет останется.)
– Что в результате получили? (Узнали, что каждый из ребят получил по три конфеты, и две еще осталось.)
– Что означает выражение 5 · 3 и 5 · 3 + 2? (По смыслу задачи:5 · 3 – число конфет, которое раздали детям,
5 · 3 + 2 0 – число всех конфет.
Поэтому равенство 17 = 5 · 3 + 2 означает, что при делении 17 на 5 получается частное 3 и остаток 2.)– Что означают числа 17, 5, 3, 2? (В рамочке – на с. 91.)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕС(см. урок 80)
* № 2, с. 91 – моделирование деления с остатком на числовом луче.
О б р а з е ц р а с с у ж д е н и я:
Чтобы разделить 17 на 5, надо откладывать на числовом луче по 5 единиц столько раз, сколько «уместится» до 17. Получается 3 раза. Оставшиеся 2 единицы показывают, чему равен остаток.
а, б, в – самостоятельно.
П р о в е р к а по образцу на доске.
– Объясните, как выполняли действие?
В ы в о д: остаток всегда меньше делителя.
При делении на 3 остатки 0, 1, 2; другие остатки получиться не могут, так как иначе число 3 отложится на луче еще один раз.
2. Запись деления с остатком.
* № 3, с. 92.
* № 4, с. 92.
Решение моделируется на множестве точек и на числовом луче. Правильность решения проверяется с помощью соответствующего математического равенства.
П р и м е р:
14 : 5 = 2 (ост. 4)
П р о в е р к а: 5 · 2 + 4 = 14

а, б – с комментированием; в – самостоятельно.
– Какую прослеживаем взаимосвязь?
Делимое равно произведению делителя и частного плюс остаток.
IV. Повторение и закрепление пройденного.
1. Решение задач.
* № 6, с. 93.
а) Фронтально осуществляется разбор.
– Прочитайте текст задачи. По схеме проанализируйте ее, составьте выражение.
Чтобы узнать, сколько литров воды налили в каждое маленькое ведро, надо всю оставшуюся воду разделить на 5. По условию в бочке было 80 л воды. Из неё наполнили 2 ведра по 15 л, то есть отлили 15 · 2 (л). Значит, осталось 80 – 15 · 2 (л), а в каждое маленькое ведро налили (80 – 15 · 2) : 5 литров.
З а п и с ь решения: (80 – 15 · 2) : 5 = 10 (литров).
б) Самостоятельно. Проверка по образцу на доске.
– Что заметили? (Обе задачи имеют одинаковые схемы и одинаковое решение.)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
ЯБЛОКО(см. урок 65)
2. Решение примеров.
* № 7, с. 93 – самостоятельно.
В з а и м о п р о в е р к а.
3. Графическая работа.
* № 8, с. 93 – узор на «клеточках».
V. Итог.
– Какое открытие сделали на уроке?
– Что можете рассказать о новом способе деления?
– Приведите пример деления с остатком, чтобы был понятен его смысл.
VI. Домашнее задание: с. 92, № 5; с. 93, № 6 (придумать свою задачу с таким же решением).
П р и м е ч а н и е. № 9, с. 93 – на усмотрение учителя.
У р о к 123 (36)Деление с остатком
Цели: вывести алгоритм деления с остатком и научить использовать его для решения примеров; закреплять приемы внетабличного умножения и деления; развивать речь, память, внимание, логическое мышление, математические способности.
Оборудование: карточки с представленными примерами, таблицы (п. 1, II), схема алгоритма (№ 3), схема задачи (№ 10), цветные полоски (№ 12).
Ход урока
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Внетабличное умножение и деление.
* – Соедините примеры с одинаковыми ответами (проводят линии):

* – Найдите неизвестные компоненты и заполните таблицы.
Множитель 45 9 5 5 Делимое 72 96 48 36
Множитель 2 27 16 Делитель 36 12 24 Произведение 99 81 65 Частное 12 3 2
2. Деление с остатком.
* – Прочитайте числа данного ряда:
8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
– Как можно назвать данный ряд чисел? Почему? Докажите.
– Укажите числа, которые делятся на 6 без остатка. (12, 18, 24.)
– Разделите на 6 числа 11, 15, 19, 22.
– Какой получился остаток в каждом случае?
– Какие остатки могут получиться при делении на 6? Почему не может быть остаток 6 или больше шести? (Остаток должен быть всегда меньше делителя.)
– Вспомните, как мы с вами выполняли деление с остатком на прошлом уроке? (С помощью графических моделей и числового луча.)
– Всегда ли удобно использовать графические модели?
П о с т а н о в к а учебных задач: найти способ деления с остатком посредством вычислений.
III. Открытие нового.
Алгоритм деления с остатком.
* Учебник-тетрадь: № 1, 2, с. 94.
В ы в е д е н и е а л г о р и т м а (в рамочке).
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
АИСТ(см. урок 20)
* № 3, с. 94 – решение с комментированием.
О б р а з е ц р а с с у ж д е н и я:
17 : 3
– Найдем наибольшее число до 17, которое кратно 3.
– Это 15.
– Разделим 15 на 3, получим частное 5.
– Вычтем 15 из 17, получим остаток 2.
17 : 3 = 5 (ост. 2).
П р о в е р к а: 3 · 5 + 2 = 17.
Остальные примеры учащиеся выполняют самостоятельно. Взаимопроверка. Самоконтроль производится по образцу на доске.
IV. Повторение и закрепление пройденного.
1. Деление с остатком.
* № 4, с. 95 – устно.
* № 5, с. 95 – в рабочей тетради записывают только решение.
* № 7, с. 95 – самостоятельно.
– Как нашли решение? Прокомментируйте. (5 · 7 + 3 = 38.)
2. Решение задачи.
* № 10, с. 96 – самостоятельное чтение текста задачи.
– Запишите задачу в виде схемы.
– Расскажите текст задачи, используя схему.

– Предложите способ решения. Как будете рассуждать? (Чтобы ответить на вопрос задачи, надо знать, сколько тетрадей раздали. Для этого нужно из всего количества тетрадей вычесть те, которые положили в шкаф: 100 – 22 (то есть ищем часть). По условию тетради раздали 26 учащимся. Значит, следующим действием оставшееся количество тетрадей нужно разделить на количество учеников.)1) 100 – 22 = 78 (т.) – раздали учащимся.
2) 78 : 26 = 3 (т.)
О т в е т: каждый ученик получил по 3 тетради.
3. Решение уравнений.
* № 11, с. 96 – самостоятельно, по вариантам. Взаимопроверка.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
ЕЖИК(см. урок 20)
4. Комбинаторная задача.
* № 12, с. 96 – игра «Раскрась флаги».
С п о с о б ы р а с к р а с к и:
ккззз ззккз зкзкзкзкзз ззкзк зккззкззкз зззкк зкззккзззк5. Табличное и внетабличное умножение и деление.
* № 8, с. 95.
Зашифрована з а г а д к а:
Кулик невелик,
Целой сотне велит:
То сядь да учись,
То встань – разойдись.
(Школьный звонок.)
V. Итог.
– Какие задачи ставили перед собой в начале урока?
– Удалось ли их разрешить?
– Сможете ли повторить алгоритм деления с остатком? Продемонстрируйте на конкретном примере.
VI. Домашнее задание: с. 95, № 6; с. 96, № 9.
У р о к 124 (37)Дерево возможностей
Цели: познакомить с различными приемами систематического перебора вариантов, подготовить к чтению граф; закреплять приемы внетабличного умножения и деления, алгоритм деления с остатком; развивать вариативное и логическое мышление, речь, память, внимание.
Оборудование: тетрадь для самостоятельных работ, схемы, рисунки (№ 2, № 4), схема задачи (№ 9).
Ход урока
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Самостоятельная работа (15 минут).
* Тетрадь для самостоятельных работ, с. 105–106.
Выполнение № 1 – деление с остатком с помощью графической модели и числового луча;
№ 2 – решение примеров с проверкой.
Д о п о л н и т е л ь н о: № 5 (для тех, кто быстро справится с основной работой).
* Анализ итогов работы.
2. Комбинированные задачи.
* – Используя цифры 1, 2, 3, напишите различные трехзначные числа, в которых цифры не повторяются.
– Сколько существует возможных вариантов? (6 вариантов: 125, 132, 213, 231, 312, 321.)
– О чем важно помнить при выполнении подобных заданий? Как правильно выполнить задание, не упустив ни одного варианта? (Упорядоченный, организованный перебор: какой-либо элемент закрепляется, а остальные меняются местами, потом закрепляется другой элемент. И т. д.) П о с т а н о в к а учебных задач: познакомиться с различными приемами систематического перебора вариантов.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
ВЕСЕЛЫЕ МАРТЫШКИ(см. урок 119)
III. Открытие нового.
«Дерево возможностей».
У ч е б н и к - т е т р а д ь.
* В рамочке – знакомство с «деревом возможностей».
– Какой вывод можно сделать?
В ы в о д ы: «дерево возможностей» помогает отыскать все варианты решения, не пропуская ни одного. Общее число вариантов всегда равно числу «веток дерева» или числу точек в последнем ряду.
* № 1, с. 97 – закрепление приема.
* № 2, с. 98 – поставить недостающие буквы и раскрасить юбки и кофты цветными карандашами.

Выполняя задание, учащиеся проговаривают различные способы составления костюмов: красная кофта и синяя юбка, красная кофта и белая юбка и т. д.
* № 4, с. 98.

– Выделите один из вариантов (путей) цветным карандашом.
IV. Повторение и закрепление пройденного.
1. Решение задач.
* № 9, с. 99 – самостоятельное чтение задачи.
– Заполните схему, повторите текст задачи.
– Что дано? На какие вопросы нужно ответить?

– Предложите ход решения. Обоснуйте свой выбор. (Решение записывают с комментированием на доске и в рабочих тетрадях.)
* № 8, с. 99 – самостоятельно на выбор а) и б) (можно предложить обе задачи по вариантам).
В з а и м о п р о в е р к а.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
КУЛИК(см. урок 32)
2. Деление с остатком.
* № 5, с. 98 – деление с остатком (с проверкой).
Работу выполняют фронтально, с подробным объяснением на доске.
3. Внетабличные случаи умножения и деления.
* № 6, с. 99 – учащиеся решают примеры, сравнивают их между собой. Обговаривают приемы умножения и деления.
4. Программа действий.
* № 7, с. 99.
Первое выражение – подробное решение по действиям; второе выражение – устно.
V. Итог.
– Что узнали нового? Расскажите.
– В чем значение нового открытия?
– Какие из заданий новой темы вам показались наиболее интересными? Почему?
– Хотели бы вы попробовать придумать задачу, подобную данным?
VI. Домашнее задание: (творческое) придумать свою задачу или выполнить № 3, с. 98.
П р и м е ч а н и е. № 10, с. 99 – на усмотрение учителя.
У р о к 125 (38)Дерево возможностей
Цели: продолжить знакомство с различными приемами систематического перебора вариантов (таблицы и графы); закреплять приемы внетабличного умножения и деления, алгоритм деления с остатком, умение вычислять площадь фигуры, находить неизвестную сторону прямоугольника по известной стороне и периметру; развивать вариативное и логическое мышление, память, внимание, речь.
Оборудование: таблица (п. 1, II), схемы «дерева возможностей» (№ 1, № 2, № 4), листы для групповой работы (№ 2).
Ход урока
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Деление с остатком.
* – Заполните данную таблицу. Объясните способ вычисления:
Делимое 56 38 85
Делитель 5 6 7 9
Частное 8 7 5 Остаток 3 2 6 3 4
2. Знаки действий.
* – Подумайте, какие знаки действий и скобки между некоторыми цифрами нужно поставить, чтобы знак равенства сохранился:
7 7 7 7 = 1
7 7 7 7 = 2
7 7 7 7 = 3
7 7 7 7 = 4
П р и м е р н ы е в а р и а н т ы решения.
7 : 7 + 7 – 7 = 1 или 77 : 77 = 1
7 : 7 + 7 : 7 = 2
(7 + 7 + 7) : 7 = 3
77 : 7 – 7 = 4
* – Вспомните, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?
– Кто из вас составил задачу на эту тему?
3. «Дерево возможностей».
Учащиеся демонстрируют свои варианты задач.
П о с т а н о в к а учебных задач: продолжить знакомство с задачами нового типа.
III. Основное.
«Дерево возможностей».
У ч е б н и к - т е т р а д ь.
* № 1, с. 100 – по данному рисунку проговаривают решение задачи и достраивают недостающие «ветки дерева». (I гирлянда может быть либо красной, либо зеленой. Если I гирлянда красная, то II гирлянда тоже может быть либо красной, либо зеленой. Если II гирлянда красная, то остальные зеленые, так как могут быть всего 2 красные гирлянды. Если же II гирлянда зеленая, то III гирлянда – либо красная, либо зеленая. И т. д.)* № 2, с. 100.
Учащиеся замечают, что задача очень похожа на предыдущую.
Р а б о т а в г р у п п е.
П р о в е р к а по образцу, представленному на доске (предварительно на доске делается заготовка «дерева»).
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
ЧАСЫ(см. урок 87)
* № 4, с. 101 – способы разбиения 3 предметов на две части – в этом и заключается отличие данной задачи от предыдущих.
Получают следующее «дерево возможностей»:

Т а б л и ц а:
I коробка 0 1 2 3
II коробка 3 2 1 0
IV. Повторение и закрепление пройденного.
1. Периметр и площадь прямоугольников.
* № 8, с. 101.
– Проанализируйте задачу.
– Что нужно узнать в задаче?
– Можно ли сразу вычислить площадь прямоугольника? Почему?
– Как можно вычислить длину прямоугольника?
Рассуждая, учащиеся предлагают следующее решение:
1) 4 + 4 = 8 (см) – две ширины.
2) 46 – 8 = 38 (см) – две длины.
3) 38 : 2 = 19 (см) – длина прямоугольника.
4) 19 · 4 = 76 (см2).
О т в е т: длина прямоугольника 19 см, площадь – 76 см2.
* № 7, с. 101 – самостоятельно а).
С а м о к о н т р о л ь по образцу на доске.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
АИСТ(см. урок 22)
2. Приемы вычислений.
* № 6, с. 101 – подробное объяснение.
Анализируя примеры каждого столбика, учащиеся определяют, что здесь используются примеры одинакового вычислительного приема:
I – умножение круглых чисел;
II – деление круглых чисел;
III – внетабличное умножение «по частям»;
IV – внетабличное деление «по частям»;
V – внетабличное деление с помощью подбора частного;
VI – деление с остатком.
3. Деление с остатком.
* № 5, с. 101 – самостоятельно.
В з а и м о п р о в е р к а.
V. Итог.
– Проанализируйте свою работу на уроке.
– Что удалось? Что не получилось? Почему?
– Над чем еще нужно поработать?
VI. Домашнее задание: № 3, с. 100 или придумать свою задачу.
У р о к 126 (39)Дерево возможностей
Цели: продолжить работу с различными приемами систематического перебора вариантов (таблицы и графы); закреплять приемы внетабличного умножения и деления, алгоритм деления с остатком, умение решать задачи, самостоятельно анализируя их, выполнять действия по определенной программе; развивать вариативное и логическое мышление, речь, память, внимание, интерес к предмету.
Оборудование: приложение (рис. 19), схемы, таблицы (№ 2, № 3), схема задачи (№ 10).
Ход урока
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Сложение и вычитание двузначных чисел.
* Работа по карточке-рисунку (Приложение, рис. 19).
I вариант:
 составить и решить примеры на прибавление 27, чтобы ответ в каждом примере был меньше 60;
 аналогично, но ответ должен быть больше 60.
II вариант:
 составить и решить примеры на прибавление 39, чтобы ответ в каждом примере был меньше 70;
 аналогично, но ответ должен быть больше 70.
2. Деление с остатком.
*– Подумайте и ответьте на следующие в о п р о с ы:
 Какое число разделили на 7, если в частном получили 6, а в остатке 3?
 Какое число разделили на 8, если в частном получили 9, а в остатке 4?
 Какое число разделили на 9, если в частном получили 5, а в остатке 6?
 Какие остатки получаются при делении числа на 4; на 6; на 8?
 Может ли при делении какого-либо числа на 9 получиться остаток 0, 3, 5, 7, 9, 11?
3. Комбинаторная задача.
У ч е б н и к - т е т р а д ь.
* № 1, с. 102.
П о с т а н о в к а учебных задач.
III. Основное.
«Дерево возможностей».
* № 2, с. 102 – с комментированием у доски.

Т а б л и ц а:
Ниф-НифНуф-НуфНаф-НафРО Г
РГ О
О РГ
О Г РГ О РГ РО
* № 3, с. 102 – с комментированием у доски.

Всего можно составить 24 слова. Можно предложить учащимся показать какое-либо слово на «ветке дерева».
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
ПАУЧОК(см. урок 72)
* № 4, с. 102 – самостоятельно.
I вариант: (а). II вариант: (б).
В з а и м о п р о в е р к а.
IV. Повторение и закрепление пройденного.
1. Решение задачи.
* № 10, с. 103 – решение с комментированием у доски.

– Чтобы сравнить число рыб, которое съели за день щука и окунь, надо найти эти числа и из большего вычесть меньшее. Чтобы найти, сколько рыб съели щука и окунь вместе, надо эти числа сложить. Значит, для того чтобы ответить на данные вопросы, нужно узнать, сколько всего рыб съела щука и сколько съел окунь.
Запись решения осуществляется в рабочей тетради и для самоконтроля на доске.
* № 11, с. 103 – самостоятельно.
П р о в е р к а по образцу на доске.
2. Программа действий.
* № 8, с. 103 – решение с комментированием или самостоятельно по вариантам с последующей взаимопроверкой.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
ПИЛЬЩИКИ(см. урок 87)
3. Внетабличное умножение и деление.
* № 7, с. 103 – выполнение производится самостоятельно. Взаимопроверка.
Работа по вариантам: I – решают верхнюю строчку, II – нижнюю строчку.
4. Сложение и вычитание трехзначных чисел.
* № 9, с. 103.
Выполняя работу, учащиеся получают в результате название рыбы: УГОРЬ.
V. Итог.
– Что интересного для вас было сегодня на уроке?
– Проанализируйте свою работу на уроке.
– Что получилось? Над чем еще нужно поработать?
VI. Домашнее задание: с. 102, № 5, № 6.
У р о к 127 (40)Дерево возможностей
Цели: закрепить умение решать комбинаторные задачи; повторить умение находить площадь фигур, их периметр, составлять к задачам буквенные выражения, составлять программу действий к выражениям; табличное и внетабличное умножение и деление; развивать вариативное и логическое мышление, память, внимание, речь.
Оборудование: таблицы (№ 11, № 7), схемы (№ 2, № 3).
Ход урока
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Математический диктант.
* – Умножить 8 на 8.
– Увеличить 12 в 6 раз.
– Разделить 72 на 8.
– Уменьшить 63 в 9 раз.
– Найти произведение чисел 4 и 16.
– Чему равно частное чисел 48 и 8?
– Увеличить 7 в 9 раз.
– Уменьшить 77 в 7 раз.
– Найти частное чисел 52 и 4.
– Найти произведение чисел 13 и 5.
– Увеличить 19 на 8.
– Уменьшить 12 на 4.
– Увеличить 12 в 3 раза.
– Прочитайте числа, которые у вас получились.
– Является ли данный ряд чисел натуральным? Почему? Докажите.
– На какие группы можно разбить данные числа? Какие варианты получились?
2. «Давайте подумаем».
У ч е б н и к - т е т р а д ь.
* № 11, с. 105.
Учащиеся, анализируя таблицы, замечают, что:
I т а б л и ц а: фигуры третьего столбца являются объединением фигур первого и второго столбцов.
Р е ш е н и е.
II т а б л и ц а: число кружков в каждой строке последовательно уменьшается на 1, а число прямоугольников увеличивается на 1.
Р е ш е н и е.

3. Табличное и внетабличное умножение и деление.
* № 7, с. 105.
Таблицы заполняют с комментированием: какие компоненты действий неизвестны, правило их нахождения.
 8 5 9  3 6 2  5 10 4
4 32 20 36 50 150 300 100 15 75 150 60
7 56 35 63 80 240 480 160 62 310 620 248
9 72 45 81 60 180 360 120 80 400 800 320
III. Повторение и закрепление пройденного.
1. «Дерево возможностей».
* № 1, с. 104.
6 способов:ВДС ДСВ СДВ
ВСД ДВС СВД
* № 2, с. 104.
Всего можно составить 6 комплектов.
* № 3, с. 104 – самостоятельно, работа в группе.
П р о в е р к а:

Ф и з к у л ь т м и н у т к а
ЗАЙКА(см. урок 46)
2. Периметр и площадь прямоугольника.
* № 4, с. 104.
б) С подробным анализом и комментированием решения у доски.
(Чтобы построить прямоугольник, вычислить его периметр, нужно знать длину и ширину. Длину мы знаем, значит, нам нужно найти ширину. У нас есть площадь прямоугольника и одна из его сторон. Следовательно, можем найти неизвестную сторону.)1) 31 : 8 = 4 (см) – ширина прямоугольника.
2) 8 + 8 + 4 + 4 = 24 (см) – периметр прямоугольника.
Или 8 · 2 + 4 · 2.
Затем выполняют построение.
а) – самостоятельно. Взаимопроверка.
3. Программа действий.
* № 6, с. 104.
а) = 300 – 282 + 4 = 22.
б) = 820 – 48 – 56 + 272 = 988.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
ЯБЛОКО(см. урок 65)
4. Блицтурнир.
* № 8, с. 105 – самостоятельно, проверка:
а) х · 2 + у · 7;
б) а · 9 – а;
в) b : (b – n).
5. Сравнение единиц длины, числовых и буквенных выражений.
* № 9, с. 105 – учащиеся решают, подробно обосновывая ход рассуждений.
6. Решение выражений удобным способом.
* № 10, с. 105.
– В чем заключается понятие «удобный способ»?
– Какие свойства, правила необходимо знать для выполнения данного задания?
 (834 + 98) – 234 = (834 – 234) + 98 = 600 + 98 = 698.
Правило вычитания числа из суммы.
 781 – (56 + 681) = (781 – 681) – 56 = 100 – 56 = 44.
Правило вычитания из числа суммы.
 592 + (294 + 108) = (592 + 108) + 294 = 700 + 294 = 994.
Сочетательное свойство сложения.
 75 + 139 + 25 + 61 = 75 + 25 + 139 + 61 = 100 + 200 = 300.
Переместительное свойство сложения.
 2 · (5 · 69) = (2 · 5) · 69 = 10 · 69 = 690;
(5 · 27) · 6 = (5 · 6) · 27 = 30 · 27 = 810.
Сочетательное свойство умножения.
IV. Итог.
– Проанализируйте свою работу на уроке.
– Что можете сказать о результатах своей деятельности?
– Что уже хорошо получается?
– Над чем еще нужно поработать?
V. Домашнее задание: с. 104, № 5 а) или б) – на выбор.
У р о к 128Повторение пройденного
Цели: закреплять умение выполнять действия в пределах 1000, знание нумерации чисел в данных пределах, умение анализировать и решать задачи, уравнения, выполнять действия с единицами длины; развивать логическое мышление, память, внимание, речь, интерес к предмету.
Оборудование: приложение (рис. 20), схемы уравнений (№ 9).
Ход урока
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Сложение и вычитание двузначных чисел.
* Работа по карточке-рисунку (Приложение, рис. 20).
– На борту корабля записаны ответы примеров. Решите все примеры устно и соедините каждый с его ответом.
В з а и м о п р о в е р к а.
2. Четные и нечетные числа.
* – Назовите только четные числа от 18 до 32 в порядке возрастания. Запишите числа.
– Назовите нечетные числа от 87 до 73 в порядке убывания. Запишите полученный ряд чисел.
I вариант
Выберите из первого ряда числа, которые в сумме образуют круглое число.
(П р и м е р: 22 + 28 = 50, 24 + 26 = 50, 18 + 22 = 40 и т. д.)
II вариант
Выберите из второго ряда числа, которые при вычитании образуют 2.
(П р и м е р: 87 – 85 = 2, 85 – 83 = 2, 81 – 79 = 2 и т. д.)
В з а и м о п р о в е р к а.
III. Повторение и закрепление пройденного.
1. Нумерация чисел в пределах 1000.
* № 1, с. 106 – фронтально.
2. Сравнение чисел.
* № 2, с. 106 – самостоятельно.
– Прокомментируйте ход своих рассуждений.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
ЗАРЯДКА(см. урок 57)
3. Блицтурнир.
* – Запишите выражения к каждой задаче:
а) Английский мореплаватель Джеймс Кук во время своего первого кругосветного путешествия открыл а островов, а потом еще на m островов больше. Сколько всего островов открыл Кук?
б) В XVII веке в Москве было b жителей, что на с жителей меньше, чем в XIX веке. Сколько жителей было в Москве в XIX веке?
в) В русском алфавите r гласных букв, а согласных в t раз больше. Сколько всего букв в русском алфавите?
г) Река Дунай х км течет по горам, а у км – по равнине. На сколько больше км река течет по равнине, чем по горам?
П р о в е р к а:
– Какие выражения записали? Докажите правильность своих рассуждений.
а) а + (a + m)в) r + r · tб) b + cг) у – х4. Решение уравнений.
* № 9, с. 107 – учащиеся решают уравнения, используя схему.
315 + х = 452х = 452 – 315
х = 137

А н а л о г и ч н о:
834 – х = 76 х – 107 = 729

Уравнения решаются с проверкой.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
ПЧЕЛЫ(см. урок 70)
5. Действия с именованными числами.
* № 6, с. 106 – выражение единиц длины в других единицах измерения.
* № 7, с. 106 – сложение и вычитание единиц длины.
а, б – с комментированием.
6. «Давайте подумаем».
* № 11, с. 107.
* № 13, с. 107.
IV. Итог.
– Какие знания повторяли и закрепляли на уроке?
– Что удалось? С какими заданиями справились без затруднений, не допустили ошибок?
– Над чем еще нужно поработать?
V. Домашнее задание: с. 106, № 7 (в, г); № 5.
У р о к 129Повторение пройденного
Цели: закреплять знание нумерации в пределах 1000, умение выполнять действия с данными числами; анализировать и решать задачи, записывать к ним буквенные выражения; развивать речь, память, внимание, логическое мышление, математические способности.
Оборудование: тетрадь «Самостоятельные и контрольные работы», схема задачи (№ 12, (б)).
Ход урока
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
Самостоятельная работа (15 минут).
* Работа в тетрадях для самостоятельных работ, с. 107.
№ 1 – решение примеров на все действия с использованием различных правил;
№ 2 – вычислить периметр и площадь прямоугольника;
№ 3 – действия с единицами длины;
№ 4, 5 – буквенные выражения к задачам;
№ 6 – задание на логику.
– Проанализируйте результаты работы.
– Что можете сказать?
III. Повторение и закрепление пройденного.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
МЯЧ(см. урок 53)
У п р а ж н е н и я д л я г л а з «Бабочка», «Муха» (см. урок 105).
1. Числа в пределах 1000.
* № 3, с. 106.
* № 4, с. 106.
С числом 425 – фронтально, с подробным объяснением.
Числа 230 и 104 – самостоятельно. Взаимопроверка.
2. Решение задачи.
* № 12 (б), с. 107 – самостоятельное чтение задачи, анализ текста.
– Запишите схему задачи.
Учащиеся самостоятельно составляют схему, затем проверяют, сверяясь с образцом на доске.

– Расскажите задачу по схеме.
– Какое решение можете предложить?
– Запишите решение задачи самостоятельно.
– Проверьте по образцу на доске.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
ЁЖИК (см. урок 20)
3. Составление выражений по схеме, по рисунку.
* № 10, с. 107 – составление и решение примеров по схеме, запись в столбик.
* № 8, с. 107 – объяснение выражений (их смысла), составленных по рисунку.
П р и м е р:3 + 4 – количество всех фигур на рисунке;
6 + 1 – количество маленьких и больших фигур;
7 – 33 – количество треугольников. И т. д.
IV. Итог.
– Какие знания повторили и закрепили на уроке?
– Что удалось? Что не получилось? Почему?
– Над чем еще нужно поработать?
V. Домашнее задание: с. 107, № 12 (а), придумать примеры по схемам (подобно № 10).
У р о к 130Повторение пройденного
Цели: закреплять умения выполнять действия с числами в пределах тысячи, анализировать и решать задачи, устанавливать взаимосвязь между компонентами действий и на этой основе решать уравнения; развивать речь, логическое мышление, математические способности.
Оборудование: карточки с представленными примерами и буквами (п. 1, II), «магические квадраты» (п. 2, II), «пергамент» (п. 3, III).
Ход урока
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Внетабличное умножение и деление.
*– Расшифруйте слово.

– Расположите числа в таблице в порядке возрастания. Запишите соответствующие им буквы.
– Что получилось? Что можете сказать об этом слове?
99 84 78 69 65 58 54 42 18
О РА Н Ж Е РЕ Я
2. «Магические квадраты».
* – Рассмотрите квадрат. Установите, является ли он «магическим».
63 56 91 63 + 56 + 91 = 210
98 70 42 98 + 70 + 42 = 210
47 84 77 47 + 84 + 77 = 208 данный квадрат
не является «магическим».
* – Запишите в пустые клетки числа так, чтобы данный квадрат стал «магическим»:
43 + 59 + 75 = 177
55 + 59 + = 177
63 + 43 + = 177
71 + 55 + = 177
55 + 75 + = 177
63 + 47 + = 177 43 71 43 63
59 51 59 67
55 75 55 75 47
III. Повторение и закрепление пройденного.
1. Смысл умножения.
У ч е б н и к - т е т р а д ь.
* № 15, с. 108.
а) 4 · 5 = 20 6 · 2 = 12 5 · 3 = 15
* № 16, с. 108.
Получают:25 · 6b · 6 + 7
a · 8x · 4 + y · 4
* № 17, с. 108 – анализируют, решают самостоятельно. Затем осуществляется взаимопроверка.
а) 7 · 6 = 42 (дн.);
б) 18 · 3 = 54 (дн.);
в) 20 : 5 = 4 (ч).
Ф и з к у л ь т м и н у т к а «Зверобика»
ЗМЕЯ
Змея ползет лесной тропою,
Как лента, по земле скользит.
(Извивающиеся движения туловищем.)
И мы движение такое
Рукою сможем изобразить.
(Рукой показывают движение змеи.)
Раз, два, три – ну-ка, повтори!
Три, четыре, пять – повтори опять!
(Волнообразные движения руками.)
2. Решение задач.
* – Решите задачу, проанализируйте её текст.
 Благородный олень ест 120 видов растений, а северный олень в 2 раза меньше. На сколько видов растений больше ест благородный олень, чем северный?
Задачу учащиеся решают с комментированием.
* – Решите задачу самостоятельно.
 У ехидны длина иголок 6 см, а длина языка на 18 см больше. Во сколько раз меньше у ехидны длина иголок, чем языка?
С а м о к о н т р о л ь по образцу на доске.
3. Взаимосвязь между компонентами действий.
* – Прочитайте термины на листе пергамента.

– Найдите лишнее по смыслу слово. Почему оно является лишним? (Лишнее – «раздробление». Общее название для остальных слов – «арифметические действия».)* 18, с. 108 – составление по схемам равенства, установление взаимосвязи между компонентами действий: сложение и вычитание, умножение и деление.
* № 19, с. 109 – решение уравнений.
I строка – решение с проверкой.
IV. Итог.
– Проанализируйте свою работу на уроке.
– Какие знания повторили сегодня?
– Считаете ли вы, что данные знания у вас прочные?
– Что еще нужно повторить? Над чем поработать?
V. Домашнее задание: с. 108, № 17 (придумать задачу на умножение и деление); с. 109, № 19 (вторая строчка уравнений).
У р о к 131Повторение пройденного
Цели: закреплять знание свойств арифметических действий, случаев табличного и внетабличного умножения и деления, сложение и вычитание в пределах тысячи, умение анализировать и решать задачи; находить значения выражений по определенной программе действий; развивать речь, мыслительные операции, математические способности.
Оборудование: «магические квадраты» (п. 1, II), таблица «Поиск девятого» (п. 2, II), листы для групповой работы (№ 21).
Ход урока
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. «Магические квадраты».
* – Установите, является ли данный квадрат «магическим»?
38 37 42 38 + 37 + 42 = 117
43 + 36 + 35 = 114
данный квадрат не является
«магическим».
43 36 35 39 41 40 * – Заполните пустые «окошки» квадрата, чтобы он стал «магическим»:
52 + 58 + 64 = 174
56 + 64 + = 174
56 + 52 + = 174
66 + 58 + = 174
54 + 58 + = 174
64 + 50 + = 174 56 64 56 54 64
58 66 58 50
52 52 62 60
2. «Поиск девятого».

3. «Давайте подумаем».
* – Решите задачу:
У белочки было 9 орехов. Все орехи она раздала трем бельчатам. Сколько орехов досталось каждому?
– Приведите различные варианты.
I 1 1 2 2 3 II 2 6 3 4 3 III 6 2 4 3 3 и т. д.
– Измените условие задачи так, чтобы у неё было только одно решение.(У белочки было 9 орехов. Все орехи она раздала поровну трем бельчатам. Сколько орехов досталось каждому?) 9 : 3 = 3 (ореха).
III. Повторение и закрепление пройденного.
1. Таблица умножения.
* № 20, с. 109 – игра «Угадай-ка!».
Учащиеся выполняют самостоятельно.
В случае если задание выполнено верно, то читают загадку:
В воде она живёт.
Нет клюва, а клюёт.
(Рыба.)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
ЮЛА(см. урок 24)
2. Свойства арифметических действий.
* № 21, с. 109 – работа в группах.
I г р у п п а: а) свойства сложения и умножения.
II г р у п п а: в) правила вычитания числа из суммы и суммы из числа.
Группы представляют друг другу записанные буквенные выражения. Анализируют работы друг друга.
* № 22, с. 109 – составление к задачам выражений, наблюдения.
а) – с подробным объяснением.
После анализа задачи получают выражения:
(6 + 3) · 4 или 6 · 4 + 3 · 4 –
на основе сочетательного закона умножения.
б) самостоятельно, аналогично.
П р о в е р к а по образцу на доске.
* № 23, с. 109 – вычисление удобным способом.
(269 + 576) + 24 = (576 + 24) + 269 = 869
438 + 27 + 62 + 273 = 500 + 300 = 800

374 – (274 + 99) = (374 – 274) – 99 = 100 – 99 = 1
(895 + 49) – 894 = 895 – 894 + 49 = 1 + 49 = 50
(93 · 5) · 2 = 93 · (5 · 2) = 93 · 10 = 930
(2 · 8) · (5 · 7) = 2 · 5 · 8 · 7 = 10 · 56 = 560

48 · 15 = 48 · (10 + 5) = 48 · 10 + 48 · 5 = 480 + 240 = 720
35 · 28 = 35 · (20 + 8) = 35 · 20 + 35 · 8 = 700 + 280 = 980
3. Программа действий.
* – Составьте программу действий и вычислите:
= 100 – 5 – 5 – 3 = 87
= 18 + 9 = 27
4. «Давайте подумаем».
* – Поставьте знаки действий и скобки между некоторыми цифрами так, чтобы знак равенства сохранился:
5 5 5 5 = 50
5 5 5 5 = 100
5 5 5 5 = 150
5 5 5 5 = 250
В а р и а н т ы р е ш е н и я:
5 · 5 + 5 · 5 = 50
(5 · 5 – 5) · 5 = 100
(5 · 5 + 5) · 5 = 150
5 · 5 · (5 + 5) = 250 или (55 – 5) · 5 = 250
IV. Итог.
– Проанализируйте свою работу на уроке.
– Какие знания повторили сегодня?
– Считаете ли вы, что данные знания у вас прочные?
– Что еще нужно повторить? Над чем поработать?
V. Домашнее задание: № 24, с. 109.
У р о к 132Повторение пройденного
Цели: закрепить умение выполнять действия в пределах 1000, анализировать и решать задачи, составлять к ним буквенные выражения, составлять программу действий и находить значения выражений, использовать различные приемы вычислений; развивать мыслительные операции, математические способности, интерес к предмету.
Оборудование: примеры с «окошками» (п. 2, II), схемы уравнений (п. 6, III).
Ход урока
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Математический диктант.
* – Запишите только ответы:
 Первый множитель 8, второй – 8 . Найти произведение.
 Делимое 84, делитель 7. Чему равно частное?
 Увеличить 16 в 3 раза. Увеличить 16 на 3.
 Уменьшить 72 в 6 раз. Уменьшить 72 на 6.
 Во сколько раз 65 больше 5?
 Какое число больше 24 в 2 раза?
 Какое число меньше 66 в 3 раза?
 Сколько раз по 9 содержится в 72?
 Найдите частное чисел 64 и 4.
 Самое больше однозначное число увеличить в 10 раз.
 Какое число надо умножить на 8, чтобы получилось 48?
 Какое число надо разделить на 12, чтобы получить 6?
 Задумали число, умножили его на 9, потом прибавили к нему 19 и получили 91. Какое число задумали?
 На берегу озера 83 отдыхающих. Из них 25 катаются на лодках, а 17 – на водных велосипедах. Сколько человек ни на чем не катаются?
 На аллее 12 дубов, лип в 6 раз больше, чем дубов, а ясеней в 9 раз меньше, чем лип. Сколько ясеней на аллее?
2. Поставка пропущенных цифр.
1) 2) 3) 4)
III. Повторение и закрепление пройденного.
1. Решение задачи.
* № 27, с. 110 – самостоятельное чтение задачи. Учащиеся составляют схему и анализируют с ее помощью текст.
– Используя схему, предложите ход решения задачи.
Запись решения задачи. Проверка по образцу на доске.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
ЗАРЯДКА (см. урок 67)
2. Программа действий.
* № 29, с. 110 – самостоятельно, взаимопроверка.
а) = 0 + 3 – 0 = 3.
б) = 140 – 140 + 1 = 1.
– Что заметили при решении? Какие знания использовали? (Случаи умножения и деления на 1, нуль и т. д.)
3. Частные случаи умножения и деления.
* № 28, с. 110 – используя знание частных случаев, учащиеся выполняют действия самостоятельно. При проверке называют ответ и обосновывают свое мнение.
4. Блицтурнир.
* № 25, с. 110 – самостоятельно, по времени.
С а м о к о н т р о л ь по образцу на доске.
а) (n + m) : 4в) d – x · 4
б) а – а : 3г) с – b – b · 2
или с – (b + b · 2)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
ВЕСЕЛЫЕ МАРТЫШКИ (см. урок 119)
5. Внетабличные случаи умножения и деления.
* № 26, с. 110 – вычислить и объяснить прием вычислений.
6. Решение уравнений.
* – Используя данные схемы, составьте и запишите уравнения. Вычислите корень каждого. Выполните проверку.

324 – а = 178
или а + 178 = 324 (х · 3 = 45) 724 – х = 246
или х + 246 = 724
IV. Итог.
– Проанализируйте свою работу на уроке.
– Какие знания повторили сегодня?
– Считаете ли вы, что данные знания у вас прочные?
– Что еще нужно повторить? Над чем поработать?
V. Домашнее задание: с. 107, № 14.
У р о к 133Повторение и закрепление пройденного
Цели: закреплять знание нумерации чисел в пределах тысячи, умение анализировать и решать задачи, выполнять арифметические действия с числами; развивать мыслительные операции, математические способности, речь.
Оборудование: листы с представленными тестовыми заданиями по количеству учащихся (п. 1, II), схема задачи (№ 30), таблица для игры «Диагональ» (№ 33).
Ход урока
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
Тестовая работа.
Внетабличное умножение и деление
1. Проверьте, правильно ли решены примеры? Зачеркните неверные ответы. В скобках укажите правильные.
а) 20 · 4 = 80 (…)3 · 30 = 60 (…)
30 · 2 = 6 (…)40 · 2 = 80 (…)
б) 60 : 2 = 3 (…)100 : 5 = 20 (…)
80 : 4 = 20 (…)90 : 3 = 3 (…)
2. Выберите правильное утверждение. Обведите кружком.
а) Чтобы умножить сумму на число, нужно каждое слагаемое умножить на это число.
б) Чтобы умножить сумму на число, нужно каждое слагаемое умножить на это число и полученные произведения сложить.
3. Допишите решения выражений, используя правило умножения суммы на число.
а) 13 · 4 = (10 + 3) · 4 = … .
б) 2 · 23 = … .
4. Представьте числа в виде суммы удобных слагаемых, которые делятся на 2.
О б р а з е ц: 36 = 20 + 16.
96 = … + …34 = … + …
22 = … + …70 = … + …
5. Соедините примеры с правильными ответами.
36 : 126
48 : 245
66 : 112
75 : 153
6. Подчеркните нужное слово в скобках, чтобы получилось верное правило.
Остаток при делении всегда должен быть (больше, меньше) делителя.
7. Среди данных чисел обведите кружком те, которые могут быть остатком при делении на 7.
7, 5, 9, 12, 4, 1.
8. Среди данных чисел обведите кружком те, которые кратны 4.
32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40.
9. В скобках укажите, какой остаток получился при делении.
23 : 4 = 5 (ост. …)50 : 7 = 7 (ост. …)
66 : 9 = 7 (ост. …)33 : 8 = 4 (ост. …)
10. Выполните задания, необходимые, чтобы найти правильный ответ.
а) Какое число разделили на 3, если получили частное 3, а остаток 2?
б) Какое число разделили на 12, если получили частное 5, а остаток 3?
«Ключ» к тесту:
1. а) 20 · 4 = 803 · 30 = (90)
30 · 2 = (60)40 · 2 = 80
б) 60 : 2 = (30)100 : 5 = 20
80 : 4 = 2090 : 3 = (30) (по 2 балла).
2. б) (1 балл).
3. а) 13 · 4 = (10 + 3) · 4 = 10 · 4 + 3 · 4 = 40 + 12 = 52
б) 2 · 23 = 23 · 2 = (20 + 3) · 2 = 20 · 2 + 3 · 2 = 40 + 6 = 46
(2 балла – а), 3 балла – б)).
4. 96 = 80 + 1634 = 20 + 14
22 = 20 + 1270 = 60 + 10 (по 2 балла).
5. 36 : 12
48 : 24
66 : 11
75 : 15 6
5
2
3 (по 1 баллу).
6. Меньше (1 балл).
7. 5, 4, 1 (по 1 баллу).
8. 32, 36, 40 (по 1 баллу).
9. 23 : 4 = 5 (ост. 7);50 : 7 = 7 (ост. 1);
66 : 9 = 7 (ост. 3);33 : 8 = 4 (ост. 1) (по 1 баллу).
10. а) 11;
б) 63 (по 3 балла).
О ц е н к а р е з у л ь т а т о в:
47 – 51 баллов – «отлично»;
37 – 46 баллов – «хорошо»;
26 – 36 баллов – «удовлетворительно».
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ(см. урок 112)
III. Повторение и закрепление пройденного.
1. Решение задач.
* С. 111, № 30.
– Прочитайте текст задачи.
– Запишите тексты задачи схемой.
– Проанализируйте, используя схему.

(Чтобы узнать, сколько букетов роз получится, надо узнать, сколько всего роз. Для этого нужно из всего количества цветов вычесть число тюльпанов, нарциссов, гладиолусов. Тюльпанов было 80 цветов, нарциссов 80 · 3 (цв.), гладиолусов 80 · 3 : 6 (цв.).
Узнав число каждого вида цветов, сложим их и вычтем из общего количества, таким образом получим число роз (то есть ищем часть).)
1) 80 · 3 = 240 (цв.) – нарциссы.
2) 240 : 6 = 40 (цв.) – гладиолусы.
3) 80 + 240 + 40 = 360 (цв.) – тюльпаны, нарциссы, гладиолусы.
4) 400 – 360 = 40 (цв.) – розы.
5) 400 : 5 = 80 (б.).
О т в е т: получится 8 букетов роз.
2. Сравнение выражений.
* № 32, с. 111 – взаимосвязь между компонентами действий сложения, вычитания, умножения, деления.
3. Игра «Диагональ».
* № 33, с. 111.





8 7 60 14 81 92 2 10 10 14
Т О М И Д Ж Е РРИ
IV. Итог.
– Проанализируйте свою работу на уроке.
– Какие знания повторили сегодня?
– Считаете ли вы, что данные знания у вас прочные?
– Что еще нужно повторить? Над чем поработать?
V. Домашнее задание: с. 111, № 31.
У р о к 134Повторение пройденного
Цели: повторить и закрепить знание нумерации чисел в пределах тысячи, умение анализировать и решать задачи, выполнять арифметические действия с числами и единицами длины, вычислять периметр, площадь, объем, использовать соответствующие единицы измерения, использовать различные вычислительные приемы; развивать речь, мыслительные операции, математические способности.
Оборудование: карточки с представленными примерами и буквами, счетные палочки, рисунок (п. 3, II), чертежи (№ 36), таблица алгоритма (№ 34).
Ход урока
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Внетабличное умножение и деление.
* – Расшифруйте слово, вычислив значения выражений.

17 84 54 56 26 95 15 17 26 84 95
(КОНСТРУКТОР)
2. Конструирование.
*– Из счетных палочек выложите фигуры по образцу, затем, перекладывая, создайте новые:
 Переложите 5 палочек так, чтобы получилась ваза.
 Переложите 4 палочки так, чтобы получился ключ.
 Переложите 4 палочки так, чтобы рыбка поплыла в другую сторону.
3. Геометрические фигуры.
*– Рассмотрите рисунок:

– По каким признакам фигуры объединены в группы?
– Как называется каждая фигура в правой группе? (Прямоугольный параллелепипед, куб.)
– Какие измерения можно сделать у фигур каждой группы? (У прямоугольника и квадрата – длину, ширину; у параллелепипеда и куба – длину, ширину, высоту.)
– Что можно вычислить, используя данные измерения? Каким образом? (Можно вычислить периметр, площадь и объём.Периметр – сумма длин всех сторон.
Площадь – произведение длины на ширину.
Объем геометрических тел – произведение длины, ширины, высоты.) П о с т а н о в к а учебных задач.
III. Повторение и закрепление пройденного.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕС(см. урок 80)
1. Периметр, площадь, объем.
* № 36, с. 112.
А н а л и з р и с у н к а на доске:

В тетрадях учащиеся строят следующую фигуру:

Затем производят дополнительно необходимые измерения и выполняют задание.
Периметр: 5 + 8 + 3 + 2 + 2 + 6 = 26 (см).
Площадь: (8 · 5) – (2 · 2) = 40 – 4 = 36 (см2).
Работа выполняется с подробным комментированием на доске.
* № 37, с. 112.
Анализируя рисунок, учащиеся выясняют, что здесь изображен куб, так как длина, ширина и высота равны.
3 · 3 · 3 = 9 (дм3).
* № 38, с. 112 – работа в группе.
Учащиеся находят объем параллелепипеда и сумму площадей его граней.
В з а и м о п р о в е р к а: каждая группа представляет свое решение. Обсуждение. Выбор верного решения.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
ПАУЧОК (см. урок 72)
2. Алгоритм.
* № 34, с. 112 – вычисления по заданному алгоритму.
а 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
х11 18 25 32 39 26 3 40 47 54
3. «Давайте подумаем».
* № 39, с. 112.
х? 1) 24 – 15 = 9
2) 9 · 6 = 54
3) 54 – 9 = 45
4) 45 : 5 = 9
О т в е т: задумал число 9.
∙ 5
+ 9
: 6
+ 15 : 5
– 9
∙ 6
– 15 55 55 * № 35, с. 112.
Задача учителя – подвести учащихся к выбору рационального способа вычисления, использованию различных приемов.
18 · 9 + 32 · 9 = (18 + 32) · 9 = 50 · 9 = 450
75 : 15 – 15 : 5 = 5 – 3 = 2
3 · (7 · 8 + 52) = 3 · (56 + 52) = 3 · 108 = 3 · (100 + 8) =
= 3 · 100 + 3 · 8 = 300 + 24 = 324 и т. д.
IV. Итог.
– Что удалось повторить и закрепить сегодня на уроке?
– Можно ли утверждать, что ваши знания по данной теме прочны?
– Докажите: расскажите, как вычислить периметр, площадь, объем?
V. Домашнее задание: № 40, с. 112, по желанию (творческое) – придумать свое задание на конструирование фигур.
У р о к 104 (19)
Тема: Окружность
Цели: познакомить с понятием «окружность» и с инструментом для построения окружностей – циркулем; сформировать на уровне наглядных представлений понятия: «круг», «окружность», «центр», «радиус», «диаметр»; закреплять умение решать уравнения, устанавливать взаимосвязи между компонентами действия умножения и деления, анализировать задачи; развивать логическое мышление, познавательный интерес, расширять кругозор, развивать речь.Ход урока
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Табличное умножение и деление.
* Найдите среди данных уравнений «лишнее»:
2 · х = 8 х : 2 = 8 8 : х = 4 х : 4 = 2
– Обоснуйте свое мнение: («Лишним» является уравнение х : 2 = 8, так как в остальных уравнениях устанавливается взаимосвязь между числами 2, 4, 8, одно из которых неизвестно, а в уравнении х : 2 = 8 делимое х = 16.)
– Найдите, чему равен корень остальных уравнений (устно).
* Рассмотрите данный ряд чисел:
9, 18, 24, 36, 45, 54, 63, 72, 81, 90.
– Что можете сказать? Исправьте нарушенную закономерность. (Нужно вместо числа 24 поставить число 27.)
– Почему? Обоснуйте свое мнение. (Так как в данном ряду чисел находятся числа, кратные 9.)
– Можете назвать еще числа, кратные 9? (Например, 99, 900, 999 и т. д.)
2. «Поиск девятого».
* – Проанализируйте таблицу. Какие фигуры пропущены в девятом «окошке»?
=>
3. Геометрические фигуры.
* – Рассмотрите фигуры, вырезанные из цветной бумаги.
– Назовите подряд каждую из изображенных фигур.

1
2
3
4
5
– На какие группы можно разбить данные фигуры? (Замкнутые и незамкнутые линии, угольники и круг.)
– Что общего у фигур 1 и 5?
– Что можете сказать о фигуре 2?
= > П о с т а н о в к а учебной задачи: познакомиться с понятиями «круг», «окружность», научиться их различать.
III. Открытие нового.
1. Круг и окружность.
* – Рассмотрите еще раз внимательно фигуру 2. (Из бумаги вырезан круг голубого цвета, ограниченный красной окружностью.)
– Как называется эта геометрическая фигура? (Круг.)
– Как назовем линию, которая ограничивает круг? (Окружность.)
– Попробуйте сформулировать определение окружности. (Линия, которая ограничивает круг, называется окружностью.)
– Назовите предметы из окружающей обстановки, которые напоминают круг, окружность. (№ 1, с. 48 учебника).
* Игра «Круг и окружность».
Десять учащихся встают «в круг». Затем приглашаются еще 3 учащихся, которые должны изображать «точки».
– Побегайте вдоль «окружности» «по кругу». Объясните, что вы делаете? (В первом случае нужно бежать вдоль линии, которую образовали учащиеся. Во втором случае – внутри этой линии в разных направлениях.)К доске приглашается еще одна «точка», которая встает в центр круга.
– От какой точки окружности центр будет дальше всего? Ближе всего?
Приходят к в ы в о д у, что точки окружности находятся на одинаковом расстоянии от центра.В ы в о д: центр окружности равноудален, то есть находится на одинаковом расстоянии от всех ее точек. (Открытие!)
* Построение окружности.
Учитель отмечает на доске центр т. О, берет ленту или тесемку. Один конец ленты фиксируется в центре, а другой конец вместе с мелом вращается вокруг точки О, то есть вокруг центра.
– Удобно ли тесемкой строить окружности? (Нет, точный рисунок не получится.)
= > Требуется инструмент для построения окружностей – циркуль.
2. Радиус, диаметр.
П о с т р о е н и е с помощью циркуля окружности с т. О в центре (на доске и в тетрадях).
– На окружности поставьте точку A. Соедините точку А с центром окружности, проведя отрезок.
– Отрезок ОА – радиус окружности.
– Подумайте, какое из данных определений более точно характеризует радиус окружности:
1) радиус – это линия внутри окружности;
2) радиус – это отрезок, который соединяет две точки окружности;
3) радиус – отрезок, соединяющий центр окружности с точкой на окружности;
4) радиус – это отрезок, который проходит внутри окружности.
– Какое из них верное? Почему? Докажите (выбирают вариант 3).
* Работа по учебнику-тетради.
В рамочке – на с. 48:
– Как называется отрезок АС? (Диаметр.)
– Что называют «диаметром»? (Отрезок, который проходит через центр окружности и соединяет две точки, лежащие на ней.) Открытие!
* № 4, с. 49 = > в ы в о д: радиусы одной окружности равны.
* № 5, с. 49 – в ходе практической работы учащиеся закрепляют понятие «диаметр». Диаметр проходит через центр окружности, состоит из двух радиусов, делит круг пополам, концы диаметра лежат на окружности. (Открытие!)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Первичное закрепление.
1. Построение окружности. Радиусы, диаметр.
* № 2, с. 48 – центры окружностей, радиусы. Проведение радиусов и диаметров. (Построение в тетрадях-учебниках и на доске для самоконтроля.)
* № 3, с. 48 – построение окружностей с помощью циркуля.
* № 6, с. 49 – построение окружности с центром в т. О и радиусом 3 см.
А л г о р и т м п о с т р о е н и я:
 Отмечаем в тетради точку О.
 Циркулем отмеряем на линейке 3 см и проводим окружность с радиусом заданной длины.
– Проведите 3 диаметра. Измерьте их, что можете сказать? (Диаметры одной окружности равны; в центре, в точке О, делятся пополам.) Открытие!
V. Повторение и закрепление пройденного.
1. Решение задач.
* № 11, с. 50 – самостоятельный анализ каждой.
– Что можете сказать о данных задачах?
Сравните их между собой.
Решают каждую с комментированием:
а)
б)
Можно предложить и для самостоятельного решения после подробного анализа и составления схемы.
2. Взаимосвязь между компонентами умножения и деления.
* № 7, с. 49 – выполнение по заданиям учебника.
3. Кратные, делители.
* № 8, с. 49 – найти числа, кратные 8.
* № 9, с. 49 – делители чисел.
4. Решение уравнений.
* № 10, с. 49 – самостоятельно по вариантам.
В з а и м о п р о в е р к а.
5. Порядок действий в выражениях.
* № 12, с. 50 – по вариантам (самостоятельно) с последующей проверкой, обоснованием решения:
а) = 6 + 63 – 48 = 21.
б) = 56 + 6 – 9 = 53.
П р и м е ч а н и е. Сильным учащимся в качестве дополнительного задания можно предложить составить схемы к выражениям:
а) :

: ·

+ – б) · –

· : :

+ –
6. «Давайте подумаем».
* № 14, с. 50 – задача решается подбором.
а) Одно решение: 100 – 99 = 1;
б) два решения: I: 100 – 98 = 2; II: 101 – 99 = 2.
VI. Итог.
– Что нового и интересного узнали на уроке?
– Что удалось открыть? Расскажите.
– Чем круг отличается от окружности?
– В чем различие между диаметром и радиусом? Докажите.
VII. Домашнее задание: с. 50, № 11 – придумать задачу с таким же решением. С. 50, № 13 (по выбору).
Тема: Повторение пройденногоЦели: закрепить навыки табличного умножения и деления на 2–9, понятия окружности и круга, радиуса; формировать умение выполнять построение окружностей с помощью циркуля; закреплять умение анализировать задачи, составлять к ним буквенные выражения, решать уравнения, находить значения выражений по программе, вычислять площадь фигуры; развивать мыслительные операции, речь, умения наблюдать, расширять кругозор.
Ход урока
I. Организационное начало.
II. Самостоятельная работа (15 минут).
 Таблица умножения на 8 и 9;
 программа действий;
 решение задачи;
 графический рисунок.
III. Повторение и закрепление пройденного.
1. Таблица умножения и деления.
* № 1, с. 51.
– Что располагается по сторонам таблицы (в верхней строке таблицы и в левом ее столбце)? (Располагаются множители.)
– Что находится в остальных клетках таблицы? (Произведение.)
В I таблице надо вычислить произведение указанных множителей (3 · 6 = 18; 7 · 9 = 63; 7 · 8 = 56 и т. д.); во II таблице надо сначала найти неизвестные множители: 32 : 8 = 4; 21 : 7 = 3, а затем заполнить остальные клетки; III таблица заполняется аналогично.
Получают следующее:
 6 9 8  5 4 7  8 2 9
3 18 27 24 8 40 32 56 6 48 12 54
7 42 63 56 9 45 36 63 9 72 18 81
8 48 72 64 3 15 12 21 8 64 16 72
2. Блицтурнир.
* № 2, с. 51 – самостоятельно.
П р о в е р к а по образцу на доске:
а) 56 : 8 = 7 (дн.)г) 40 + 40 : 5 = 48 (с.)
б) 9 · 3 = 27 (с.)д) 30 : (30 – 24) = 5 (раз)
в) 9 + 9 · 4 = 45 (с.)
– Обоснуйте ход решения.
3. Программа действий.
* № 3, с. 51 – составляют программу действий и находят значения выражения.
4. Чтение выражений.
* № 4, с. 52.
2 · 8 – 6 – разность произведений чисел 2 и 8 и числа 6;
2 · (8 – 6) – произведение числа 2 и разности чисел 8 и 6;
(6 + 9) : 3 – частное суммы чисел 6 и 9 и числа 3;
6 + 9 : 3 – сумма числа 6 и частного чисел 9 и 3;
9 · 8 + 6 · 3 – сумма произведений чисел 9 и 8 и 6 и 3;
9 · 8 – 6 : 3 – разность произведения чисел 9 и 8 и частного чисел 6 и 3.
5. Решение задач.
* № 5, с. 52.
– Что означают данные выражения х + у? (Стоимость пары ботинок и пары сапог.)
– у – х? (На сколько сапоги дороже ботинок.)
– у : х? (Во сколько раз сапоги дороже ботинок.)
– х · 2 + у · 3? (Стоимость двух пар ботинок и трех пар сапог.)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
6. Площадь фигур.
* № 6, с. 52 – с помощью предметных моделей выбирают путь решения.
а) Площадь заштрихованной фигуры равна разности площадей большого и маленького прямоугольников: 7 · 8 – 3 · 5 = 41 (м2).
б) Площадь всей фигуры равна сумме площадей двух прямоугольников: 6 · 7 + 5 · 4 = 62 (дм2).
Обратить внимание на правильное название и запись единиц площади, их отличие от единиц длины.
7. Геометрические построения.
* № 7, с. 52.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
8. Объекты операций. Уравнения.
* № 8, с. 52 – с комментированием.
* № 9, с. 52 – самостоятельно.
* № 10, с. 52 – анализ, разбиение уравнений на группы по какому-либо признаку. (При наличии времени можно предложить их решение.)
IV. Итог.
– Проанализируйте свою работу на уроке.
– Что удалось? Что не удалось? Почему? Попробуйте объяснить.
– Над чем еще нужно поработать?
– Какое задание вас больше всего заинтересовало? Почему?
V. Домашнее задание: с. 53, № 12, творческое задание – придумать свой узор из окружностей.