Разработка урока по ОБЖ Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера(7 класс)


Тема: «Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера»
Выполнила: Александрова Наталья Алексеевна,
Преподаватель-организатор ОБЖ, МБОУ «Бенжерепская СОШ»
Конспект урока по ОБЖ, 7 класс «Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера» разработан в полном соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.  
Цели урока:
В предметном направлении:
дать знания об опасных и чрезвычайных ситуациях;
познакомить с влиянием последствий ЧС на безопасность личности, общества и государства.
В метапредметном направлении:
научить анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека.
В направлении личностного развития:
развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищённость жизненно важных интересов личности от внешних угроз;
формирование потребности осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
овладение обучающимися навыками самостоятельного определения безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование умений взаимодействовать с окружающими вовремя и при ликвидации последствий опасных и чрезвычайных ситуаций.
формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
Оборудование и материалы к уроку:
Презентация «Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера».
Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Учебник ОБЖ, 7 класс, А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников
Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов обучающихся на уроке.
Методы и приемы:
словесные методы – беседа, учебная дискуссия, рассказ-повествование, рассказ-заключение, объяснение;
наглядные методы – метод иллюстраций, метод демонстраций, видеометод;
инновационные методы – синектика (коллективная творческая деятельность);
метод самостоятельной работы по усвоению нового материала – конспектирование;
метод закрепления изученного материала – закрепляющая беседа.
Формы организации работы на уроке: коллективная работа, самостоятельная работа, работа в парах
Средства обучения:
материальные – учебная литература, учебное оборудование, технические средства обучения;
идеальные – вербальные и символьные заменители материальных объектов, усвоенные знания.
Материальные и идеальные средства обучения используются в совокупности, взаимно дополняя друг друга. Поэтому граница между ними часто бывает условной: материальный объект может быть описан словами, а мысль или образ могут быть переведены в материальную форму. При этом материальные средства обучения возбуждают интерес, привлекают внимание и незаменимы при отработке практических действий, идеальные – помогают понять сущность процессов и явлений, запомнить, описать и объяснить их, постичь логику рассуждений, выработать культуру речи, развить интеллект.
Средства обучения и методы обучения находятся в тесной взаимосвязи между собой. Данное занятие соответствует требованиям ФГОС.
1.Организационный момент. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Учитель: «Прозвенел звонок уже. Начинаем ОБЖ.»
Приготовились к уроку. Здравствуйте, садитесь.
А сейчас проверим, как вы подготовились к уроку. Беседа с учащимися
Учитель: Давайте вспомним из курса географии, что Земля – это небольшое космическое тело. Из чего же состоит это тело?
Учащиеся: Она состоит из нескольких оболочек, или сфер.
Учитель: Какие это сферы?
Учащиеся:
атмосфера – самая верхняя, газовая оболочка, она самая лёгкая и наиболее подвижная оболочка и находится в непрерывном взаимодействии с остальными оболочками;
биосфера – это область существования и жизнедеятельности всех живых организмов, она охватывает нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы.
гидросфера – все воды Земли, находящиеся в жидком, твёрдом и газообразном состоянии;
литосфера – земная кора и верхняя часть мантии;
Учитель: Что происходит в этих оболочках?
Учащиеся: В этих оболочках происходят различные круговороты веществ и энергии.
(Учитель делает обобщение и вместе с учащимися подводит итог): Правильно. Все они характеризуют жизнь нашей планеты в процессе её развития и сопровождаются различными природными явлениями, оказывающими существенное влияние на безопасность жизнедеятельности человека.
На территории России наблюдается несколько десятков видов опасных природных явлений.
2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи Учащиеся смотрят несколько слайдов со стихийными бедствиями. После просмотра идёт обсуждение.
Учитель: что это за природные явления, почему они могли возникнуть, какие ожидаются последствия, возникает ли угроза жизни и здоровью людей, окружающей природной среде, угроза уничтожения материальных ценностей.
Учащиеся: Это опасные природные явления.
Учитель: Правильно, эти опасные природные явления, которые при стечении обстоятельств могут перерасти в опасную ситуацию, и даже более в чрезвычайную ситуацию.
Учитель: Сформулируйте тему урока и запишите ее в тетрадь.
Учащиеся вместе с учителем формулируют тему урока и делают запись в тетради.
Учитель: Как вы думаете, какое происхождение имеют чрезвычайные ситуации?
Учащиеся: Чрезвычайные ситуации могут иметь различное происхождение и все они несут разрушения и угрозу человеку.
Учитель: Молодцы, очень хорошо. Значит ЧС классифицируются по происхождению.
Сегодня мы познакомимся с классификацией чрезвычайных ситуаций, а на последующих уроках будем подробно изучать каждое явление и особенно действия при том или ином стихийном бедствии.
Работа с учебником – учащиеся читают параграф и выписывают определения.
Опасная ситуация – это стечение обстоятельств, которое при определённом развитии событий может привести к несчастью, если не предпринимать соответствующих ситуации мер безопасности.
Стихийные бедствия – это опасные природные явления или процессы , в результате которых может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды.
Чрезвычайная ситуация (ЧС)- это обстановка, которая оказывает отрицательное влияние на жизнедеятельность человека и приводит к жертвам среди людей.
Чрезвычайная ситуация природного характера - это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате опасного природного явления или стихийного бедствия, которое может повлечь или повлекло за собой человеческие жертв, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.
Учитель: Хорошо, а теперь посмотрим презентацию «Опасные и ЧС природного характера». В процессе просмотра попробуйте выявить как классифицируются ЧС природного характера?
После просмотра учащиеся выписывают на доску классификацию ЧС природного характера.
Далее работа с учебником – учащиеся находят в параграфе классификацию ЧС природного характера, делая запись в тетради.
Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера:
Геофизические - землетрясения, извержения вулканов.
Геологические – оползни, сели, обвалы, осыпи, лавины, склоновый смыв, просадки лёссовых пород, просадки (провалы) земной поверхности в результате карста, абразия, эрозия, курумы, пыльные бури.
Гидрологические – высокие уровни воды (наводнения), половодья, дождевые паводки, заторы и зажоры, ветровые нагоны, низкие уровни воды, ранние ледоставы.
Гидрогеологические – низкие уровни грунтовых вод, высокие уровни грунтовых вод.
Метеорологические и агрометеорологические - бури, ураганы, смерчи, торнадо, шквалы, вертикальные вихри, выпадение крупного града, сильные дожди (ливни), сильные снегопады, сильный гололёд, сильные морозы, сильные метели, сильная жара, сильные туманы, засухи, суховеи, заморозки.
Морские гидрологические – тропические циклоны (тайфуны), цунами, сильное волнение (5баллов и более), сильные колебания уровня моря, ранний ледяной покров и прилипай, напор льдов, интенсивный дрейф льдов, непроходимые (труднопроходимые) льды.
Природные пожары – лесные пожары, степные пожары, торфяные пожары, подземные пожары горючих ископаемых.
Учитель: Какую угрозу для жизнедеятельности человека несут ЧС природного характера? Найдите в учебнике.
Учащиеся: Находят в тексте и отвечают на вопрос. Затем под руководством учителя делают запись в тетрадь.
Инфекционная заболеваемость людей – единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний, групповые случаи опасных инфекционных заболеваний, эпидемические вспышки опасных инфекционных заболеваний, эпидемии, пандемии, инфекционные заболевания невыясненной этиологии.
Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных – единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний, эпизоотии, панзоотии, инфекционные заболевания невыясненной этиологии.
Поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями – прогрессирующие эпифитотии, панфитотии, болезни невыявленной этиологии, массовое распространение вредителей растений.
Подведение итогов, домашнее задание
Учитель подводит итог урока: Мы познакомились с классификацией ЧС и должны понять, что природные явления неизбежны, так как они связаны с естественными процессами, происходящими на Земле в её географической оболочке. Опасность же природных явлений для жизнедеятельности человека зависит от интенсивности их проявления и мощности в каждом конкретном случае, а также от готовности человека обеспечить свою безопасность в опасных природных ситуациях.
Затем идёт оценка и взаимооценка деятельности учащихся на уроке. Учащиеся считывают в «сундуке достижений» свои балы и выставляют оценку.
Домашнее задание. Прочитать параграф учебника и подготовиться к ответам на вопросы в конце параграфа.
Используемые материалы:
Основы безопасности жизнедеятельности: 7 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов и др. под ред. Ю.Л. Воробьева, - Москва: Астрель, 2015
Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности. 7 класс/ Попова Л.П. – Москва: ВАКО, 2015
Энциклопедический словарь юного географа – краеведа – М., Педагогика, 1981 г.
презентация к уроку «Опасные природные явления»
«Сундук достижений»- http://social.bioware.com/game2webaxis/images/dragonage2/icons/achievements/ACH_EXP_CONTAINERS.png